• РЕГИСТРАЦИЯ

Что можно услышать в музыке?

7 4331

Музыка обладает удивительной силой воздействия на человека и поэтому она является одним из прекрасных и очень сильных средств его внутреннего развития. Он переживает музыку так, как он мог бы переживать реальные события в своей жизни, и знакомство с музыкой – это возможность получения положительного жизненного опыта.

«Любая форма общения с музыкой учит слышать музыку, непрерывно совершенствуя умение вслушиваться и вдумываться в нее», - говорил известный педагог Д.Б. Кабалевский. Но самой активной и доступной, пробуждающей мысли и чувства формой общения с музыкой являются моменты, когда человек выступает в роли слушателя. Именно в эти минуты от него требуется наибольшее внимание, сосредоточенность и напряжение душевных сил. «Слушание» является основным видом музыкальной деятельности. И поэтому необходимо использовать любую возможность для того, чтобы сформировать музыкальный вкус, умение сравнивать, сопоставлять, различать и узнавать прослушанное.

Рафаэль. Парнас. Аполлон и музы.

Что можно услышать в музыке кроме самой музыки? Если спросить: что можно рассмотреть в картине художника? О чём можно прочесть в книге? Что можно увидеть в кинофильме? Во всех этих случаях ответ будет более или менее конкретным, потому что содержание этих произведений искусства вполне определённо. Оно отражает какую-нибудь сторону жизни людей, состояние окружающей их природы, его можно пересказать словами.

Но если представить себе выступление оркестра или исполнение музыкантом инструментальной пьесы. Правильно ли будет спросить: о чем они играют? Вопрос, не подходящий к музыке. Зачем же тогда, для чего и для кого звучит музыка? Конечно, для тех, кто её слушает. Значит, в музыке можно что-то услышать. Именно это и влечёт человека к ней.

Как и любое другое произведение искусства, музыка заставляет нас испытывать волнение, переживать порою какие-то необычные, сильные чувства. Если бы музыка была пустой игрой звуков, она не нашла бы душевного отклика, человек остался бы безразличным, равнодушным к ней. Значит, музыка содержит в себе нечто важное, значимое для человека, то есть она содержательна.

В чём же состоит и как проявляется эта содержательность? Прежде всего в том, что музыка способна передать то или иное душевное состояние человека, выразить его чувства, переживания. Иногда композитор посвящает слушателей в свой замысел. Тогда он тем или иным образом поясняет содержание произведения, например, даёт ему соответствующее название. Если содержание произведений для инструментов или оркестра передаётся в основном только выразительными средствами самой музыки, о которых я постараюсь рассказать отдельно, то в вокальных, театральных произведениях в этом уже участвуют и слово, и действие, и танец, и художественное оформление сцены.

А многое ли можно выразить с помощью одних только звуков? Что именно? Способны ли они нарисовать какую-либо картину, передать движение, поведать о жизни людей? Для этого нужно обратиться к самой музыке и постараться "расслышать" содержание, которое есть в каждом произведении.

Т.А. Чехова в своей работе предлагает следующие советы начинающим и не очень опытным слушателям:

1. На первых порах лучше выбрать короткие произведения, пока не выработан навык «слежения слухом» за звуками.

2. Для слушания необходимо выбирать сочинения и вокальной (для голоса), и инструментальной (для различных музыкальных инструментов) музыки. Следует помнить, что текст в вокальных произведениях помогает понять содержание, и произведения программной инструментальной музыки с определенным сюжетом, выраженном в названии сочинения, для восприятия легче и начинать приобретать опыт по слушанию музыки лучше с них.

3. Во время звучания необходимо внимательно следить за тем, что происходит в музыке от самого начала до самого конца, охватывая слухом звук за звуком, ничего не упуская из виду.

4. Время от времени следует обязательно возвращаться к прослушиванию знакомых произведений, чтобы научиться легко и быстро узнавать их, представлять их звучание мысленно («внутренним» голосом).

5. В некоторых случаях можно подобрать к услышанному подходящую по настроению иллюстрацию или нарисовать свою « музыкальную картину». Разбудить фантазию и воображение помогут и строчки литературных, особенно поэтических, произведений, которые можно в большом разнообразии найти у известных писателей и поэтов. Размышления над тем, почему именно эти, а не другие строки так созвучны музыкальным, также помогут услышать большее.

6. Некоторые музыкальные сочинения имеют одни и те же названия, но по своему настроению, чувствам бывают совершенно не похожи. В звучание таких произведений следует особенно вслушиваться, запоминать их и отмечать для себя эту несхожесть. (Попробовать различать характеры и образы).

П. Пикассо. Три музыканта

Для определения характера произведения, его эмоционально-образного восприятия можно для начала воспользоваться словарём эстетических эмоций, существующих в музыке как признаки характера звучания, который предлагает ученый, педагог и психолог В.Г.Ражников.

РАДОСТНО: весело, празднично, звонко, искрясь, бодро, живо, задорно, ярко, лучисто

ТОРЖЕСТВЕННО: величественно, победно, призывно, восторженно, грациозно, жизнеутверждающе

НЕЖНО: ласково, радушно, трогательно, приветливо, доверчиво, мило, беззлобно

СПОКОЙНО: мирно, безмятежно, добродушно, светло, прозрачно, доброжелательно

ВЗВОЛНОВАННО: тревожно, обеспокоенно

ТЯЖЕЛО: неуклюже, угловато

ГРОЗНО: динамично, трагично

ПОЭТИЧНО: мечтательно, напевно, душевно, трепетно, сердечно

Хорошим примером здесь может служить, скажем, альбом "Времена года" П.И. Чайковского. Где каждый месяц имеет свой характер и настроение. Звуковые картины природы, созданные талантливыми композиторами, можно сравнить с пейжами известных художников, с описанием красоты окружающего мира в поэзии. Пленительная лунная ночь, полная волшебного очарования, таинственная и загадочная, - таков образ пьесы "Лунный свет" К. Дебюсси. Неторопливое приближение утра передаёт вступление к опере Мусоргского - "Рассвет на Москве-реке".

https://youtu.be/MCTHemW95QE

Музыке доступен как мир сказочный, фантастический, так и реальный, в котором живут люди, происходят повседневные события, совершаются различные поступки. Как он представлен в музыке? В первом случае очень подходящими будут произведения русского композитора, музыкального сказочника, Римского-Корсакова. Например, его оперы "Сказка о царе Салтане", "Садко", "Снегурочка", "Золотой петушок", сюита "Шахерезада". Немало сказочных образов среди пьес Мусоргского, объединённых под общим названием "Картинки с выставки", Анатолия Лядова - сказочная картинка "Волшебное озеро".

И. Левитан. Лесное озеро

Способна ли музыка передать характер человека? Для начала можно познакомиться с персонажами из "Карнавала" немецкого композитора Шумана. Если сравнить музыкальные портреты Флорестана и Эвсебия, станет ясно, сколь они противоположны: Флорестан порывист, всегда в движении, тогда как Эвсебий спокоен, склонен к мечтательности. На карнавале мелькают и знакомые маски - угловатый, немного смешной Пьеро и лёгкий, с прыгающей походкой Арлекин.

Eusebius (from Carnaval) - Эвсебий

https://youtu.be/NcavQDB8xlU

В музыкальной литературе известен и другой карнавал... Французский композитор Сен-Санс назвал его "Карнавал животных".

А в оркестровом произведении О. Мессиана "Пробуждение птиц" очень точно передаются разнообразные звучания летнего леса, наполненного голосами птиц, созданы портреты "лесных певцов".

У Антона Аренского есть сюита "Силуэты". В сюиту входят пять портретных зарисовок, написанных в изящно-непринужденной манере, привлекающих тонкостью и остроумием звуковых образов.

Может ли музыка дать представление о каком-либо событии? Из музыкального произведения можно узнать и о событиях далёкого прошлого. Одно из них запечатлел в музыке Римский-Корсаков. Его "Сеча при Керженце" - яркая картина жестокой битвы.

https://youtu.be/xSRPA-CgngQ

Слушать и слышать музыку – это разные вещи. Содержание музыки столь же богато и многообразно, как и содержание других видов искусства. Только раскрывается оно с помощью характерных именно для музыки выразительных средств. В отличие от звуков немузыкальных музыкальные звуки имеют точную высоту и определённую длительность. Кроме того, они могут иметь различную окраску, звучать громко или тихо, исполняться быстро или медленно. Мелодия и сопровождение к ней, лад и гармония, метр и ритм, регистр и тембр, динамика и темп - всё это и есть выразительные средства музыкального искусства. Научиться их слышать и различать, понимать язык музыки, на котором композитор обращается к слушателю, столь же необходимо, как и понимать литературный текст, средства живописи. Тогда содержание произведений музыкального искусства раскроется во всём своём богатстве.

    Фозул шел-шел, и просто пнул 9-летнюю девочку. Ему прилетел урок вежливости

    Очередной последователь дела Титова и Хуснуллина вчера решила открыть нам глаза. Заведующая лабораторией экономики народонаселения и демографии экономического факультета МГУ Ольга Чудиновских прив...

    Конгресс США запретил себе импорт обогащённого урана из России

    Теперь и в Пиндостане Сенат Конгресса США во вторник в очередном порыве русофобии одобрил законопроект, запрещающий импорт обогащённого урана из России. Правда его ещё должен подписать Байден, но т...

    Мать драконов: Россия знакомит ВСУ с новой огнемётной системой
    • voenkorr
    • Сегодня 11:59
    • В топе

    Российская армия начала использовать новую огнеметную систему «Дракон», сообщает немецкое издание Die Welt. «С этим ужасным оружием Россия выходит на новый уровень жестокости&...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Natalya Kolesnikova Искусство звука
      14 декабря 2018 г. 18:11

      Глюк - Сгамбати. Мелодия из оперы "Орфей и Эвридика"

      Эта знаменитая, известная всем и каждому мелодия, изначально написанная Кристофом Виллибальдом Глюком для флейты, звучит во втором действии оперы, когда наконец устрашающие и безжалостные фурии исчезают, уступая волшебной силе искусства Орфея и открывается чарующий пейзаж Элизиума – обители безгрешных блаженных душ. В музыке господствуют образы неземного покоя и умиро...
      2965
      Natalya Kolesnikova Искусство звука
      11 декабря 2018 г. 13:26

      Гектор Берлиоз. Вальс ("Бал") из "Фантастической симфонии"

      Вторая часть симфонии — «Бал» — удивительное открытие Берлиоза: он впервые вводит в симфонию вальс, заменяя этим символом романтизма и старинный менуэт, обязательный в классической симфонии, и более новое бетховенское скерцо. Таинственные тремоло струнных и красочные арпеджио арф приводят к легкому кружению прелестной вальсовой темы у скрипок, украшенной...
      1376
      Natalya Kolesnikova Искусство звука
      10 декабря 2018 г. 14:24

      Сезар Франк. Соната для скрипки и фортепиано

      ...Нет имени чище, чем имя этой великой простосердечной души. Почти все, кто приближались к Франку, испытали на себе его неотразимое обаяние...Р. Роллан Сезар Франк (фр. César Franck, полное имя Сеза́р Огю́ст Жан Гийо́м Юбе́р Франк (César-Auguste-Jean-Guillaume-Hubert Franck); 10 декабря 1822, Льеж — 8 ноября 1890 год, Париж) - необычная фигура во францу...
      1417
      Natalya Kolesnikova Искусство звука
      1 декабря 2018 г. 19:42

      Мысли великих людей о музыке: Пифагор

      Первые научные принципы музыкальной эстетики были заложены Пифагором и его последователями. До Пифагора эстетика базировалась на основе мифологии, то есть на фантастическом представлении о природе и обществе. С Пифагора начинается история научной эстетики, опирающейся на законы естественно-научного познания. Пифагорейцы считали, что в основе всех вещей лежит число. Эт...
      5455
      Natalya Kolesnikova Искусство звука
      26 ноября 2018 г. 03:05

      Владычица сердец или о музыкальной магии

      На заре величественной и прекрасной эпохи барокко возникло новое измерение в музыке. Старые представления о композиции оказались недостаточными. Если старое учение о композиции говорило о том, как делать и создавать, то эта новая музыка приоткрывала границы мира человеческих страстей. Именно это новое наполнение каждого звучащего мига чувством делало нежную музыку не ...
      1731
      Natalya Kolesnikova Искусство звука
      24 ноября 2018 г. 03:01

      Альфред Шнитке

      Для того, чтобы музыка стала близкой и понятной, должно произойти что-то, что способно радикально изменить её восприятие, отношение к ней, точку зрения и т.д. В данном случае это "что-то" произошло на одном из концертов, где прозвучала Виолончельная соната Шнитке. Возможно, очень много зависит от исполнителя, а не от самой музыки... У одного она кажется шедевром, у д...
      1257
      Natalya Kolesnikova Искусство звука
      24 ноября 2018 г. 02:24

      Искусство звука на RIW 2018

      Небольшой фотоотчёт. К музыке он, правда, не имеет отношения, но поскольку я представляла там наше Сообщество, то посчитала нужным опубликовать его здесь.21 ноября 2018 года состоялось открытие RIW 2018 — 11-ой Недели Российского Интернета и был дан старт работе Форума, Выставки INTERNET Expo 2018. Мероприятие проходило с 21 по 23 ноября 2018 г. в Москве на ВДНХ. ...
      1298
      Natalya Kolesnikova 16 декабря 2017 г. 11:01

      Заповедный мир музыки Свиридова

      Музыка как забава.Музыка как профессия.Музыка как искусство.Музыка как судьба.(Из записных тетрадей Свиридова) "Музыка, быть может, самое дивное создание человека, его вечная загадка и услада. Никто так близко, как музыкант, не соприкоснулся с подсознанием человеческим, той самой неотгаданной материей и вечной тайной, что живет в нас, тревожит и волнует. Люди ...
      908
      Natalya Kolesnikova 3 декабря 2017 г. 16:39

      Тайны музыки: что может быть зашифровано в нотном тексте

      Музыка - неисчерпаемый в своих загадках художественный мир, наполненный знаками, неуловимо-уникальными смыслами и символами. Одна из таких загадок - музыкальная монограмма - последовательность музыкальных нот, которая может служить для обозначения скрытого сообщения, как правило, с помощью установленного соответствия между нотами и буквами.Наиболее распространёнными и...
      1649
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика