«Игрушка» (Le jouet, 1976, Франция, комедия)

3 351

 Фильм Франсиса Вебера «Игрушка» был снят в 1976 году, а исполнитель главной роли Пьер Ришар дебютировал в фильме как продюсер. Удивительно, но у себя на родине во Франции картина не принесла Ришару коммерческого успеха. Позднее сам Ришар в интервью признался: «При постановке фильма «Игрушка», в котором мне доставило большую радость участвовать, но который не принес доходов, я был единственным продюсером. Но несмотря на коммерческий провал, «Игрушка» – один из моих любимейших фильмов. Я верил в него и верю по-прежнему».

При отсутствии коммерческого результата зрительский успех картины был невероятный, и этим фильм был обязан режиссеру Франсису Веберу. До прихода в кино в качестве сценариста он успешно писал скетчи и комические диалоги для артистов эстрады, работал на телевидении и для прессы. И только когда по просьбе приятелей написал либретто для музыкальной комедии, понял, что сам хочет быть комедийным драматургом и сценаристом.

Свой первый сценарий он написал в 1971 году для фильма «Жил-был полицейский». А спустя год он создал сценарий для фильма «Высокий блондин в чёрном ботинке», а потом продолжение - «Возвращение высокого блондина». Оба фильма были невероятно популярны. Именно на этих двух картинах Вебер с дружился с Пьером Ришаром. А в 1975 году Франсис Вебер дебютировал в качестве режиссёра в фильме «Игрушка».

Так сложился дуэт - Вебер - Ришар. Позднее, для «белого клоуна» Ришара нужна была полная противоположность. Невезучему простаку и недотёпе Ришару Вебер поставит в пару мистера «нет проблем», сильного и решительного Жерара Депардье. Впоследствии эта троица Вебер — Ришар — Депардье создадут три замечательные комедии. Первым был фильм «Приманка» (1981), который в советском прокате шёл под названием «Невезучие», через два года они встретятся для создания комедии «Папаши» (1983), и ещё через три года — в фильме «Беглецы» (1986).

Сценарий фильма «Игрушка» Вебер написал в середине 1960-х годов. Это был не сценарий, скорее рассказ о том, как однажды, когда он ещё работал в какой-то газете, оказался возле магазина игрушек и увидел мальчишку лет десяти. Ребёнок был сыном какого-то богатого буржуа и находился в окружении нянь и работников магазина, которые держали в руках полные пакеты игрушек, капризничал и топал ногами, требуя ещё какую-то игрушку. Он кричал: «Я всё папе расскажу, он вас всех уволит». Рассказ в дальнейшем занял место на полке, и сам Вебер уже почти забыл о нём. Но однажды Франсис Вебер рассказал об этой истории своему другу Ришару. И тот, загоревшись идеей снять комедию, буквально заставил Вебера из рассказа сделать сценарий фильма. Но роль безработного журналиста Франсуа Перрена не вписывалась в привычное амплуа актёра-комика Ришара.

Именно поэтому режиссёр Вебер попросил у Ришара быть на съёмках предельно серьезным и сосредоточенным. Дело в том, что Ришар обожал хохмить и придуриваться на съёмках. «Только не надо хохмить, Пьер! Я прошу тебя оставаться в кадре абсолютно серьёзным». Его герой должен был разгадать в мальчике ребёнка, которого отец, привыкший всё покупать, в том числе служащих и даже женщину, которая рядом с ним, покупает дорогими игрушками, и тот, желая отомстить отцу, также покупает в магазине игрушек человека... История с драматическим финалом.

Как оказалось Ришар-друг и Ришар-актёр это два разных полюса. Ришар-актёр считал, что первый дубль всегда самый удачный. Он часто спорил с режиссёрами, и этот раз не стал исключением. Веберу пришлось уговаривать актёра переснимать плохо получившиеся дубли. В период съёмок Ришар — на пике популярности, ему — 42, за плечами несколько успешных картин. Он был уверен в успехе, к тому же, мы помним, что здесь он впервые фактически продюсирует картину со своим участием.

Роль босса-миллионера, президента компании господина Пьера Рамбаля-Коше сыграл известный французский актёр Мишель Буке. Ведущий актёр театра и кино Франции, он в кино с 1947 года. На его счету десятки интересных ролей. Как лучший актёр он дважды удостаивался премии Сезар. А в 2007 году — удостоился звания командора Ордена Почетного легиона. Обладатель глубокого голоса, взгляда с прищуром и характерной улыбки, которые сделали его неподражаемым. Он играл положительных и отрицательных персонажей, исполнял драматические и комедийные роли. В 2012 году он закончил свою карьеру.

Актёра на роль Эрика Рамбаля-Коше искали долго и мучительно. Не только в Париже. Многочисленные кастинги ничего не давали. По словам Вебера нужен был мальчик лет десяти, обаятельный и милый, чтобы первую часть комедии его ненавидели, а вторую — любили и понимали. Рассказывали, что однажды Вебер случайно заговорил с одним из членов съёмочной группы, спросив у того, как поживает его дочка? На что мсье Греко ответил Веберу, что у него сын. Кстати, этот эпизод войдёт в фильм в сцене, когда старший Рамбаль-Коше осведомится о здоровье детей садовников. Увидев очаровательное лицо Фабриса Греко — так звали мальчика — Франсис Вебер уже не сомневался, что актёр на роль Эрика Рамбаля-Коше найден.

Для Фабриса Греко роль Эрика стала поистине звёздной... И единственной. Слава обрушилась на него как лавина. Он с родителями жил в Гонессе. Это пригород Парижа. После фильма вокруг их дома собирались толпы поклонников, зевак и папарацци. Письма приходили ему мешками со всех концов света. Однажды, какой-то сумасшедший фанат попытался сорвать с маленького Фабриса куртку, после чего мальчик был так напуган, что боялся выходить один на улицу, и родители попросили у местных полицейских телохранителя для юной звезды.

Со временем страсти улеглись. Фабрис вырос. Карьера актёра его не прельщала, и по окончании колледжа он приобрёл профессию инженера-программиста. Сегодня он работает веб-дизайнером в одной из интернет-компаний. Он женился, С женой и дочерью живёт в Париже и избегает всяких контактов с прессой.

На роль мадам Рамбаль-Коше Франсис Вебер намеренно искал не актрису, а манекенщицу, или модель, как говорили на западе. Именно такой она должна была быть согласно сценарию — дорогая или вернее очень дорогая «игрушка» президента Рамбаля-Коше. Которую ненавидит его сын, потому что из-за неё ушла его мать. Холодная, прекрасная, немногословная, знающая себе цену, отстранённый взгляд, уйма лени и высокомерия... Этакая мадам «»Снежная королева».

Вебер также тщательно выбирал модель на её роль и пересмотрел тысячи фотографий из всех известных модельных агентств. И остановил свой выбор на Сюзи Дайсон (Сюзанна Дайсон Гибсон). Тонкая штучка Сюзи Дайсон, она и в жизни была баснословно богатой, родилась в Перу, получила огромное наследство, объездила весь мир и успела поработать с ведущими модельерами и парфюмерами известных домов мод Европы, таких как Ив-Сен Лоран, Шанель, Кристиан Диор, Версаче, Валентино, Армани, Карл Лагерфельд, Жан-Луи Шеррер и другие. Её лицо часто появлялось в известных журналах «VOGUE», «Elle», «Harper Bazar».

Фильм «Игрушка» стал для неё дебютом в кино. В 1970-х она активно работала на телевидении, успела сняться в нескольких весьма популярных сериалах. В начале 1980-х она исчезла с экранов и решила закончить карьеру модели. Она вернулась на родину в Перу. В марте 1980 у неё родилась дочь Кина.

Директора магазина игрушек Жоржа Пизье сыграл известный французский актёр Мишель Омон. Тридцать лет он прослужил на сцене известного парижского театра Комеди Франсез.

В 1970-е был очень популярным комедийным актёром, но играл, в основном, роли второго плана. Кстати, Вебер снова пригласит его в свою комедию «Папаши» (1983). Мишель Омон скончался 28 августа 2019 года в возрасте 82 лет.

Хозяина богатого поместья, приглянувшегося Рамбалю-Коше и предложившему за дом огромное состояние в 3 миллиона франков, сыграл известный актёр, король эпизодов Даниэль Чеккальди. Этот элегантный, но вместе с тем утончённый и слегка ироничный актёр снимался в эпизодах, но умел с первой до последней минуты в кадре передать весь характер, комизм или драматизм своего персонажа.

Итальянец по происхождению — отец эмигрировал во Францию и женился на парижанке— он блестяще окончил элитный лицей, а затем - знаменитые актёрские курсы Тани Балашовой. На сцену впервые вышел в 19 лет, а в кино дебютировал в 1948 году в ленте Гитри «Хромой дявол», а в 1954 получил главную роль в фильме «Королева Марго», сыграв принца Анри Анжуйского в паре с блистательной Жанной Моро. С тех пор он снимался у весьма именитых режиссёров вплоть до начала 2000-х. Умер от рака печени в 2003 году.

Роль главного редактора Бленака досталась харизматичному элегантному Жаку Франсуа. Актёр американского происхождения, он блестяще воплощал на экране королевских особ, министров, дипломатов и адвокатов. В своих воспоминаниях, которые были опубликованы в 1992 году, он признается, что был учеником иезуитов, и у него был свой камердинер. Как и его отец, он хотел стать адвокатом, но передумал и начал посещать театральные лекции, а вскоре поступил в Высшую национальную консерваторию драматического искусства. Он прекрасно владел английским и даже успел поработать в Голливуде.

Дома во Франции предпочитал служение театру, но и про кино не забывал. Играл роли второго плана, но успел поработать со многими известными режиссёрами, с Клодом Лилушем, Клодом Зиди, Бертраном Блие, Анри Юннебелем, Франсисом Вебером и другими. Скончался в Париже 25 ноября 2003 года в возрасте 83 лет.

Роль фотографа в картине исполнил Шарль Жерар. Шарль Жерар — сын армянских эмигрантов. Как и Вебер, у которого мать была армянкой. Его настоящее имя Шарль Ачемян. Блестящий комик, король эпизода. Он снимался с Пьером Ришаром, Лино Вентурой, Жан-Полем Бельмондо.

Он и Бельмондо были близкими друзьями, дружили на протяжении 60 лет. Он был любимым актёром Клода Лелуша и снялся в 18 его картинах! Он умер в Париже 19 сентября 2019 года в возрасте 96 лет.

Ещё один служащий «с потными ладонями» - журналист Пенье, незаслуженно уволенный по прихоти хозяина газеты. Его сыграл известный комик, основатель и участник популярной в 1970-е комедийной труппы «Le Splendid» Жерар Жюньо, которого Вебер специально пригласил на эту роль. Снимался в эпизодах вместе с актёрами своей труппы достаточно известными во Франции и у нас - Кристианом Клавье, Тьерри Лермиттом и Мишелем Бланом.

В 1984 труппа распалась и каждый пошёл своей дорогой. И Жерар Жюньо уставший от маски комика-неудачника, решает дебютировать в качестве режиссёра. Самая известная режиссёрская работа — лента «Хористы» (2004). А в 2008 вышел фильм «Розовое и чёрное» - последняя режиссёрская работа Жюньо. Он женился на художнике по костюмам Сесиль Маньян. Их сын Артур Жюньо пошёл по стопам отца и стал комедийным актёром. Сегодня Жерар Жюньо известный сценарист, режиссёр, продюсер. Живёт и работает в Париже.

Ну и конечно главным украшением комедии является музыка Владимира Косма. Владимир Косма — известнейший во Франции композитор. Написал музыку для двух сотен кинофильмов. Он работал не только с Вебером, но со многими известными режиссёрами. Румын по происхождению, он окончил Бухарестскую консерваторию по классу скрипки и перебрался в Париж. Настоящим кумиром для него был и остаётся Мишель Легран. Именно Легран стал его «крёстным отцом», разглядев в талантливом юноше-эмигранте, говорящем на страшном ломаном французском, будущего мастера мелодий. Легран ввёл его в мир кино, познакомив с известными режиссёрами. Первый успех ему принесла комедия по сценарию Франсиса Вебера «Высокий блондин в чёрном ботинке» (1972). Его музыка удостаивалась наград на Каннском кинофестивале и получила две престижные премии «Сезар». Сегодня Владимир Косма пишет симфоническую и инструментальную музыку, он скрипач, дирижёр, композитор. Ему 82 года, он по-прежнему живёт во Франции.

Рейтинг на Кинопоиске: 8.0

Источник - КИНОкоШКА (FB)


Языковой вопрос убивает реально, вот страшный пример

В настоящее время подразделения 1-й Танковой Армии выбивают ВСУ из Першотравневого, ежедневно занимая ранее удерживаемые врагом дома и опорные пункты в северной части поселка.В одном из таких опорных ...

Евангелие от Дарвина

Знаете, за что присуждается премия Дарвина? Многие думают, что за самую нелепую смерть, но это не точно. Премия Дарвина выдаётся тем, кто не смог продолжить свой род. Нелепая смерть – это ч...

Обсудить
  • :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup:
  • Фильм - блестящий! Музыка - космос! На мой взгляд, лучший из фильмов Ришара. Только его и смотрю иногда из старых французских фильмов с Ришаром. Даже Папаши - не так хороши.