«Самый живописный живописец» Пьер Боннар: прожил полвека с женщиной, о которой ничего не знал, и любил рисовать котиков

2 1361

 Вам приходилось когда-нибудь зрительные ощущения воспринимать на вкус? Глядя на сгущающиеся синие сумерки, слышать, как поют в ветвях засыпающие птицы? Ощущать бархатистость округлых боков спелого винограда и чувствовать аромат садовой клубники?

 Пьер Боннар, которого называют величайшим колористом XX века, через сложные цветовые сочетания, наложение солнечных бликов и вечерних теней передаёт не просто гармонию пейзажа и красоту натюрморта, но все нюансы восприятия.

Глядя на его картины, мы понимаем, что лиловый закат действительно накладывает на лица багровые тени; опускающийся вечер, разбавленный последними лучами заходящего солнца, накидывает на предметы в комнате оранжево-розовую кисею.

Ненастье – непременно серое, погожий солнечный день заливает всё вокруг расплавленным золотом, а раннее утро переливается словно перламутр.

На картинах Боннара махровая мимоза источает дурманящий аромат, вишня дразнит глянцевыми боками, пышные цветы превращаются в дивные растения райского сада, манящие нежными лепестками.

Побег в искусство

Как часто бывает, в живопись Пьер Боннар пришёл не сразу: юноша, родившийся в семье чиновника, по настоянию отца изучал юриспруденцию в Сорбонне, но по велению сердца начал обучение в Академии Жюлиана – частной художественной академии художеств в Париже, а затем – в Школе изящных искусств.

Там в 1888 году образовалась группа «Наби» (от древнееврейского «пророк», «избранный»). Набиды, к которым примкнул Боннар, в основу положили поздний стиль Поля Гогена с главенством цветового начала, изобразительным символизмом, восточной орнаментальностью, пластичностью линий, декоративной обобщённостью форм. В живописи переплетались мотивы японской гравюры, французского народного искусства, африканской скульптуры и итальянских «примитивов».

Каждую субботу члены «Наби», которым были придуманы тайные имена, собирались на Бульвар-дю-Монпарнас в квартире художника Поля Рансона, которую именовали «храмом». Вдохновлённые поэзией, музыкой, эзотерическими учениями Востока, молодые живописцы рядились в экзотические одежды, а сам хозяин мастерской появлялся перед ними в «костюме пророка».

Именно тогда было принято, что роль художника заключается не в рабском подражании природе, а в «визуализации» грёз. Позднее каждый из набидов изберёт свой путь в искусстве, но дружеские отношения они сохранят на всю оставшуюся жизнь.

«Картина – это собрание соединённых между собою пятен, создающих объект, полотно, по которому взгляд блуждает без всякой зацепки».

Пьер Боннар

Первое время молодой художник пытается совмещать живопись с юриспруденцией и начинает работать в прокуратуре, куда, по собственному признанию, ходит «как на каторгу». Однако в 1891 году Боннар начал выставлять свои картины в «Салоне Независимых» и в галерее Le Barc де Boutteville, а в 1896 году Дюран-Рюэлем была организована первая персональная выставка талантливого живописца.

В том же 1891 нарисованной им афишей восхитился Анри де Тулуз-Лотрек, и отец, по словам матери Боннара, плясал от счастья. Пьер принял решение окончательно порвать с юридической практикой – теперь «монтонная жизнь чиновника», которая так его угнетала, больше не маячила на горизонте.

В 1905 году Боннар отправился вместе с Эдуаром Вюйаром в путешествие по Испании. Затем были Англия, Голландия, Бельгия, Италия, Алжир, Тунис и южная Франция. Художник, до этого рисовавший эскизы мебели и афиши (в том числе для знаменитого кабаре Moulin Rouge), создававший театральные декорации и иллюстрировавший книги Октава Мирбо, Жюля Ренара и Поля Верлена, всё чаще обращается к пейзажной живописи.

Он переносит на полотно райскую роскошь средиземноморских пейзажей и парижские улицы, используя насыщенные цветовые сочетания и создавая изысканные композиции, напоминающие замысловатые узоры персидских ковров или китайские шелка.

Помимо пейзажей Боннар обращается к теме уличных и бытовых сценок, пишет интерьеры, натюрморты и цветочные композиции.

Тончайшие нюансы цвета, собранные в переливающуюся палитру, позволяли передать волшебную игру света, и комнаты в лучах «театрального» заката трансформировались в фантазийные миры, залитые лучами мириад ярчайших звёзд; пейзажи французской Ривьеры превращались в кущи райских садов, цветы источали нектар, а фрукты манили божественным вкусом амброзии.

«Боннар выбрал точное время суток, когда электрический свет соперничает со светом уходящего дня. <…> Мгновение до или после – и этот баланс будет нарушен».

Ален Жобер

Пьера Боннара называли последним проводником эстетики импрессионистов, но сам мастер отнюдь не рассыпался в ответных любезностях: он критиковал импрессионистов за недоработанность композиции и натуралистичность цвета.

Кроме того, в отличие от импрессионистов Боннар никогда не работал на пленэре. Впечатления момента он запечатлевал в эскизах, а затем приступал к картине, запуская ретроспективу воспоминаний: слой за слоем они переносились на холст, окрашенные эмоциями, чувствами, фантазиями и спектром красок внутреннего ока.

Главная женщина в жизни Боннара, с которой он написал 384 картины.

Главной женщиной в жизни Боннара стала Мари Буссен — продавщица цветочного магазина. Он изобразил её на 384 своих картинах, она была для него возлюбленной, музой, женой и главной моделью. Девушкой она была хоть и простой по происхождению — дочь плотника, но непростой по характеру, с массой всевозможных причуд и даже фобий. При знакомстве с художником она сказала, что ей 16 лет — на деле оказалось 24, избегала общества, никогда не сообщала своё настоящее имя — лишь спустя тридцать лет художник узнал его, а всем представлялась как Марта де Мелинья. Она принимала ванну несколько раз в день — для начала 20 века это была непозволительная роскошь, поскольку колонок не было, а воду приходилось нагревать вручную и боялась открытых пространств.

Но Мари и Боннар отлично ладили с друг-другом. Он писал её портреты за всевозможными домашними делами и в домашней обстановке, даже когда она принимала свою любимую ванну. Именно тогда появилось немало картин в стиле ню, где моделью была его любимая жена.

Многие приятели художника недолюбливали его жену, для них она была женщиной дикой, необразованной, зацикленной на своём муже. Но Боннару другой жены и не нужно было, ему нравилось, что она разделяет с ним его видение мира, готова всегда быть моделью, от времени, проведённого с ней, он черпал вдохновение. Она была красивой женщиной, грациозно сложенной, и со временем красота особо не растерялась.

Боннар часто отдыхал с женой на лазурном берегу Франции, буйная субтропическая природа, характерная для тех мест изображена на многих его картинах. А ещё он любил рисовать животных, у него дома всегда жили несколько кошек и собак, а в своих картинах им отводилась чуть ли не главная роль, и они были в центре композиции.

Особенно часто Боннар изображал кошек и котов, всего за свою жизнь этот плодовитый художник написал 2300 картин и на 760 из них нарисованы лучшие друзья человека.

Счастливая старость художника

К 1925 году он уже заработал достаточно денег, чтобы приобрести виллу на Лазурном берегу Франции, и поселился там вместе с Мари Буссен. Позавидовать можно этому художнику — любимая работа, любимая женщина, любимые домашние питомцы, свой дом в райском месте — что ещё нужно для счастья? Возможно, потому картины Боннара так играют яркими красками, что художник через них пытался выразить всю радость, которую он испытывал от жизни. Не все художники — несчастные неврастеники и запойные пьяницы как Морис Утрилло, есть среди них и очень удачно устроившие.

Художник со своей женой не дожили лишь один год до золотой свадьбы — в 1942 году Мари Бурсен умерла. А Боннар пережил войну и оккупацию Франции, а в 1946 году вновь стал выставлять свои картины. Они имели большой успех — измученными войной и страданиями людям хотелось видеть яркие, радостные, красочные картины, так контрастирующие с военной действительностью.

Стоимость его картин резко росла, он уже стал миллионером, но жил скромно, всё, что ему требовалось — стол для работы, кисти, краски и мольберт. Умер он в 1947 году, а перед смертью писал: «надеюсь, мои работы смогут пережить испытания временем. Я хочу предстать перед ценителями прекрасного следующего тысячелетия на крыльях бабочек».

Источник: Art


Имперский ген проснулся

И не говорите, что я не предупреждал Сказано не единожды: если вы не идёте к геополитике, геополитика идёт к вам. Причём идёт без стука, цинично и по головам, ибо см. предупреждени...

Догнать и перегнать Америку

Сможет ли торговая война остановить развитие Поднебесной? Джанет Йеллен и Хэ Лифэн. Фото: AP Мировые, в том числе российские СМИ комментируют короткое сообщение о виртуальной встрече м...

Обсудить