• РЕГИСТРАЦИЯ

«Самый живописный живописец» Пьер Боннар: прожил полвека с женщиной, о которой ничего не знал, и любил рисовать котиков

2 1411

 Вам приходилось когда-нибудь зрительные ощущения воспринимать на вкус? Глядя на сгущающиеся синие сумерки, слышать, как поют в ветвях засыпающие птицы? Ощущать бархатистость округлых боков спелого винограда и чувствовать аромат садовой клубники?

 Пьер Боннар, которого называют величайшим колористом XX века, через сложные цветовые сочетания, наложение солнечных бликов и вечерних теней передаёт не просто гармонию пейзажа и красоту натюрморта, но все нюансы восприятия.

Глядя на его картины, мы понимаем, что лиловый закат действительно накладывает на лица багровые тени; опускающийся вечер, разбавленный последними лучами заходящего солнца, накидывает на предметы в комнате оранжево-розовую кисею.

Ненастье – непременно серое, погожий солнечный день заливает всё вокруг расплавленным золотом, а раннее утро переливается словно перламутр.

На картинах Боннара махровая мимоза источает дурманящий аромат, вишня дразнит глянцевыми боками, пышные цветы превращаются в дивные растения райского сада, манящие нежными лепестками.

Побег в искусство

Как часто бывает, в живопись Пьер Боннар пришёл не сразу: юноша, родившийся в семье чиновника, по настоянию отца изучал юриспруденцию в Сорбонне, но по велению сердца начал обучение в Академии Жюлиана – частной художественной академии художеств в Париже, а затем – в Школе изящных искусств.

Там в 1888 году образовалась группа «Наби» (от древнееврейского «пророк», «избранный»). Набиды, к которым примкнул Боннар, в основу положили поздний стиль Поля Гогена с главенством цветового начала, изобразительным символизмом, восточной орнаментальностью, пластичностью линий, декоративной обобщённостью форм. В живописи переплетались мотивы японской гравюры, французского народного искусства, африканской скульптуры и итальянских «примитивов».

Каждую субботу члены «Наби», которым были придуманы тайные имена, собирались на Бульвар-дю-Монпарнас в квартире художника Поля Рансона, которую именовали «храмом». Вдохновлённые поэзией, музыкой, эзотерическими учениями Востока, молодые живописцы рядились в экзотические одежды, а сам хозяин мастерской появлялся перед ними в «костюме пророка».

Именно тогда было принято, что роль художника заключается не в рабском подражании природе, а в «визуализации» грёз. Позднее каждый из набидов изберёт свой путь в искусстве, но дружеские отношения они сохранят на всю оставшуюся жизнь.

«Картина – это собрание соединённых между собою пятен, создающих объект, полотно, по которому взгляд блуждает без всякой зацепки».

Пьер Боннар

Первое время молодой художник пытается совмещать живопись с юриспруденцией и начинает работать в прокуратуре, куда, по собственному признанию, ходит «как на каторгу». Однако в 1891 году Боннар начал выставлять свои картины в «Салоне Независимых» и в галерее Le Barc де Boutteville, а в 1896 году Дюран-Рюэлем была организована первая персональная выставка талантливого живописца.

В том же 1891 нарисованной им афишей восхитился Анри де Тулуз-Лотрек, и отец, по словам матери Боннара, плясал от счастья. Пьер принял решение окончательно порвать с юридической практикой – теперь «монтонная жизнь чиновника», которая так его угнетала, больше не маячила на горизонте.

В 1905 году Боннар отправился вместе с Эдуаром Вюйаром в путешествие по Испании. Затем были Англия, Голландия, Бельгия, Италия, Алжир, Тунис и южная Франция. Художник, до этого рисовавший эскизы мебели и афиши (в том числе для знаменитого кабаре Moulin Rouge), создававший театральные декорации и иллюстрировавший книги Октава Мирбо, Жюля Ренара и Поля Верлена, всё чаще обращается к пейзажной живописи.

Он переносит на полотно райскую роскошь средиземноморских пейзажей и парижские улицы, используя насыщенные цветовые сочетания и создавая изысканные композиции, напоминающие замысловатые узоры персидских ковров или китайские шелка.

Помимо пейзажей Боннар обращается к теме уличных и бытовых сценок, пишет интерьеры, натюрморты и цветочные композиции.

Тончайшие нюансы цвета, собранные в переливающуюся палитру, позволяли передать волшебную игру света, и комнаты в лучах «театрального» заката трансформировались в фантазийные миры, залитые лучами мириад ярчайших звёзд; пейзажи французской Ривьеры превращались в кущи райских садов, цветы источали нектар, а фрукты манили божественным вкусом амброзии.

«Боннар выбрал точное время суток, когда электрический свет соперничает со светом уходящего дня. <…> Мгновение до или после – и этот баланс будет нарушен».

Ален Жобер

Пьера Боннара называли последним проводником эстетики импрессионистов, но сам мастер отнюдь не рассыпался в ответных любезностях: он критиковал импрессионистов за недоработанность композиции и натуралистичность цвета.

Кроме того, в отличие от импрессионистов Боннар никогда не работал на пленэре. Впечатления момента он запечатлевал в эскизах, а затем приступал к картине, запуская ретроспективу воспоминаний: слой за слоем они переносились на холст, окрашенные эмоциями, чувствами, фантазиями и спектром красок внутреннего ока.

Главная женщина в жизни Боннара, с которой он написал 384 картины.

Главной женщиной в жизни Боннара стала Мари Буссен — продавщица цветочного магазина. Он изобразил её на 384 своих картинах, она была для него возлюбленной, музой, женой и главной моделью. Девушкой она была хоть и простой по происхождению — дочь плотника, но непростой по характеру, с массой всевозможных причуд и даже фобий. При знакомстве с художником она сказала, что ей 16 лет — на деле оказалось 24, избегала общества, никогда не сообщала своё настоящее имя — лишь спустя тридцать лет художник узнал его, а всем представлялась как Марта де Мелинья. Она принимала ванну несколько раз в день — для начала 20 века это была непозволительная роскошь, поскольку колонок не было, а воду приходилось нагревать вручную и боялась открытых пространств.

Но Мари и Боннар отлично ладили с друг-другом. Он писал её портреты за всевозможными домашними делами и в домашней обстановке, даже когда она принимала свою любимую ванну. Именно тогда появилось немало картин в стиле ню, где моделью была его любимая жена.

Многие приятели художника недолюбливали его жену, для них она была женщиной дикой, необразованной, зацикленной на своём муже. Но Боннару другой жены и не нужно было, ему нравилось, что она разделяет с ним его видение мира, готова всегда быть моделью, от времени, проведённого с ней, он черпал вдохновение. Она была красивой женщиной, грациозно сложенной, и со временем красота особо не растерялась.

Боннар часто отдыхал с женой на лазурном берегу Франции, буйная субтропическая природа, характерная для тех мест изображена на многих его картинах. А ещё он любил рисовать животных, у него дома всегда жили несколько кошек и собак, а в своих картинах им отводилась чуть ли не главная роль, и они были в центре композиции.

Особенно часто Боннар изображал кошек и котов, всего за свою жизнь этот плодовитый художник написал 2300 картин и на 760 из них нарисованы лучшие друзья человека.

Счастливая старость художника

К 1925 году он уже заработал достаточно денег, чтобы приобрести виллу на Лазурном берегу Франции, и поселился там вместе с Мари Буссен. Позавидовать можно этому художнику — любимая работа, любимая женщина, любимые домашние питомцы, свой дом в райском месте — что ещё нужно для счастья? Возможно, потому картины Боннара так играют яркими красками, что художник через них пытался выразить всю радость, которую он испытывал от жизни. Не все художники — несчастные неврастеники и запойные пьяницы как Морис Утрилло, есть среди них и очень удачно устроившие.

Художник со своей женой не дожили лишь один год до золотой свадьбы — в 1942 году Мари Бурсен умерла. А Боннар пережил войну и оккупацию Франции, а в 1946 году вновь стал выставлять свои картины. Они имели большой успех — измученными войной и страданиями людям хотелось видеть яркие, радостные, красочные картины, так контрастирующие с военной действительностью.

Стоимость его картин резко росла, он уже стал миллионером, но жил скромно, всё, что ему требовалось — стол для работы, кисти, краски и мольберт. Умер он в 1947 году, а перед смертью писал: «надеюсь, мои работы смогут пережить испытания временем. Я хочу предстать перед ценителями прекрасного следующего тысячелетия на крыльях бабочек».

Источник: Art


蝸牛そろそろ登れ富士の山

    Заря новой эры

    Эра лицемерия и розовых иллюзий заканчивается, начинается эра реалполитик. Пора выкинуть на свалку весь этот неоромантизм, «право наций на самоопределение», «одна страна один голо...

    Уезжайте: Главу Мытищ выгоняют из России после вручения сертификата на квартиру многодетной семье

    Глава администрации Мытищ Юлия Купецкая вместе с пресс-службой прямо сейчас активно чистят соцсети от негативных комментариев, которые обрушились на чиновницу после того, как она вручила сертификат на...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Русский Робинзон: потрясающая история 1847 года

       В 1847 году 24-летний дерзкий столичный хлыщ, потомственный дворянин, отставной гусар Сергей Лисицын ступил на палубу корабля под Андреевским флагом, стремясь попасть в Америку.  Был принят в офицерской кают-компании дружелюбно, но в пьяном виде наговорил дерзостей командиру корабля и стал подбивать матросов на мятеж. Капитан приказал скрутит...
      1185

      Творят, когда есть вкус и руки из плеч

      ...
      203

      Пьете разливное пиво? Не знаете куда девать бутылки? - Креативные идеи с пластиковыми бутылками

      ...
      201

      Праздники, Народные приметы и События - 15 Января

      ...
      136

      Ваши ассоциации пишите в комментах

      ...
      170

      ... вот и вечер

      ...
      329

      ПРОЩАНИЕ... с актрисой ЕВГЕНИЕЙ ДОБРОВОЛЬСКОЙ

       Сегодня в Москве в театре МХАТ им. А.П. Чехова состоялось прощание с актрисой ЕВГЕНИЕЙ ДОБРОВОЛЬСКОЙ, которой не стало 10 января 2025 года. Актриса умерла в возрасте 60 лет от тяжелого заболевания. Не стало настоящей БОЛЬШОЙ АКТРИСЫ. Коллеги Фёдор Бондарчук, Юлия Пересильд, Мария Аронова, Юлия Снигирь, Кирилл Серебренников, Иван Охлобыстин, Игорь Золотовицкий, С...
      365

      Илья Ефимович Репин (1844-1930) – художник-реалист.

       Сын солдата, в юности работал иконописцем. Занимался в Рисовальной школе под руководством И. Н. Крамского, продолжил обучение в Петербургской Академии художеств. С 1878 года — член Товарищества передвижных художественных выставок. Академик Императорской Академии художеств.  Профессор — руководитель мастерской (1894—1907) и ректор (1898—1899) Акаде...
      262

      Из шишек.

      ...
      313

      Художник Alan Maley.

      ...
      265

      Из дерева.

      ...
      220

      Александр Викторович Шевелев

       Александр Викторович Шевелев родился в 1964 году в селе Шереховичи Новгородской области. В 1984 году закончил Ярославское художественное училище.  В 1992 г.- Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. С 1992 года художник живет и работает в городе Рыбинск. С 1996 года является членом Союза Художников Рос...
      191

      Тьерри Дюваль

       Тьерри Дюваль родился 19 октября 1957 года в Париже. Начал рисовать ещё будучи совсем ребёнком. Сначала рисовал для себя комиксы, которые были популярно в то время, потом стал рассылать их в разные журналы. Дюваль смело экспериментировал с разными жанрами и разными стилями, однако когда итальянский ресторан в Париже под названием «Raffaelo» попросил у художника ...
      207

      Художник Гладкая Галина Сергеевна

       Художник Гладкая Галина Сергеевна родилась в 1973 в г. Кокчетав, Казахской ССР, позднее их семья переехала в Хабаровск. В 1991 году прошла курс обучения по специальности художник-оформитель в экспериментальной группе профессионального училища №22 г. Хабаровска.  В 1996 получила диплом Художественно-графического факультета Хабаровского гос...
      170

      Street Art

      ...
      242

      Валентин Гафт

       У лживой тайны нет секрета, Нельзя искусственно страдать. Нет, просто так не стать поэтом. Нет, просто так никем не стать… Кто нас рассудит, Боже правый, Чего ты медлишь, что ты ждешь, Когда кричат безумцы: «Браво!» — Чтоб спели им вторично ложь. И есть ли истина в рожденьи, А может, это опыт твой, ...
      223

      Как снимали фильм «Завещание профессора Доуэля» (История советского кино)

       41 год назад на экраны вышел фильм режиссера Леонида Менакера «Завещание профессора Доуэля». Картина была снята по мотивам романа Александра Беляева.  По сюжету профессор Доуэль много лет пытался решить проблему бессмертия и охотно делился с коллегами результатами своих экспериментов. Перед смертью ученый завещал, чтобы, используя его методики...
      166

      84 года назад, 14 января 1942 года, стихотворение Константина Симонова «Жди меня» вышло в печать на страницах газеты «Правда».

       "Жди меня" было написано в июле 1941 года, на даче Льва Кассиля в Переделкине. Написанное стихотворения Константин Симонов отправляет Валентине Серовой, ведь именно ей посвящены знаменитые строки.  - У стихотворения "Жди меня” нет никакой особой истории. Просто я уехал на войну, а женщина, которую я любил, была в тылу. И я написал ей письмо в...
      153

      Анна Самохина. 14 января 1963 - 8 февраля 2010

       Советская и российская актриса театра и кино, телеведущая и певица  В пятнадцать лет Анна поступила в Ярославское театральное училище, во время учёбы в котором вышла замуж за однокурсника Александра Самохина. По окончании училища в 1982 году их распределили на работу в ТЮЗ Ростова-на-Дону. 1 ноября 1983 года у молодых супругов р...
      263

      Сегодня, 14.01 - День логики.

      ...
      264
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика