Много ли позитива в позитивном праве?

2 1567

    Понятие позитивное означает положительное, приятное, полезное, хорошее и нужное. Оно же означает правильное (в фотографии позитив означает картинку, соответствующую реальному восприятию вещей). А также оно означает противопоставление негативному – полной противоположности хорошему, правильному и нужному (ну и реальному заодно). И когда оно употребляется в отношении чего-либо, оно всегда подразумевает соответствующую аналогию смысла. Однако в юридической логике всё несколько иначе.

В юридическом языке есть понятие позитивного права. Позитивное право – это система правил, навязываемых людьми, решившими, что они в праве навязывать свои порядки тем, кого они часто и не спрашивают даже, согласны они с этими порядками, или нет. При этом направлено это право может быть на реализацию их собственных интересов в ущерб интересам тех, за счёт кого это должно быть осуществлено. И называется это всё красивым словосочетанием «позитивное право». Возникает вопрос: а почему оно именно позитивное?

Вообще, если есть понятие высота, то есть и понятие глубина. И если вы поднялись на гору высотой десять тысяч метров, то это означает, что вы находитесь на отметке десять тысяч метров над уровнем моря. А если вы погрузились во впадину глубиной десять тысяч метров, то это означает, что вы находитесь на отметке минус десять тысяч метров. И разница между этими плюс минус составляет двадцать тысяч метров. Не нуль, и даже не десять, а двадцать тысяч.

Аналогичным образом должно быть и в праве – неплохо бы сначала выяснить, о каком праве речь: о том, которое идёт в плюс, или которое идёт в минус от нуля, а потом уже присваивать какому-то из них статус позитивности. Только вот есть одна проблема: некоторым совершенно не понятно, что это за «в плюс» и «в минус», когда есть «просто право» и «отсутствие права».

В предыдущей статье я пояснил, зачем нужно понятие антиправо и с какими целями оно может замалчиваться. Антиправо – это такое правовое положение, при котором субъекту хуже, чем если бы вообще никаких правовых положений не было. Например: попадает человек в общество, где действуют свои неписанные законы, согласно которым кто как себя поставит, тот такие права иметь и будет (например, в тюрьму). На новенького начинают давить, чтобы проверить его на прочность. И если он выдерживает, то получает соответствующий статус, согласно которому в отношении него нельзя чего-то уже позволять, а ему что-то себе позволить себе можно. А если он прогибается, то приобретает другой статус, где расклад прав при котором для него совершенно другой. И тогда, если он попытается оспорить своё положение, давление на него будет куда сильнее, чем на просто новенького, который ещё никак себя не показал. И если его переведут в другую тюрьму, куда не дойдут слухи о том, как он себя поставил тут, то он может попробовать себя там заново попробовать поставить по-другому, и это будет ему легче, чем в старой попытаться что-то исправить.

Вот это положение новенького и есть нулевой уровень, от которого счёт может идти в плюс или минус. А положение опустившегося – это уже в минусе от абсолютного нуля. Почему в минусе – да потому, что, если бы он сидел в тюрьме один, где его бы никто не трогал, ему было бы легче, чем там, где все его щемят. И аналогичным образом может быть и в государственном праве, где власть живёт паразитическими принципами, и заставляет народ терпеть установленные собой порядки. И если власть хочет утопать в роскоши, и ничего не производить полезного, то народу придётся работать на столько же больше, сколько нужно, чтобы всю эту роскошь содержать. И если власть хочет иметь такой штат прислуги, которая не производит ничего полезного ни для кого, кроме самой власти, то народу придётся работать настолько же больше, насколько нужно, чтобы всю эту прислугу прокормить. И если власть хочет вести завоевательные войны, где народ будет использоваться в качестве расходного материала, то у народа нет права на простое семейное счастье, потому, что не может он быть спокойным за то, что чьи-то сыновья/мужья/отцы в следующем году не будут использованы в качестве топлива войны, ведущейся за то, чтобы у их хозяев было больше славы, золота и земель.

Жизнь человека в такой системе хуже, чем если бы он жил один со своей семьей где-нибудь отдельно, и пахал только на себя. И хуже, чем если бы он жил в среде себе подобных, и они могли бы вместе собраться и установить ту форму власти, которая их устраивает. Хотя бы тем, что в этом случае у него была бы такая возможность. Но паразит-то не дурак, и соображает, что чем выгоднее жертве, тем невыгоднее ему, и потому, и возможности сбросить своё иго ему никогда не даст. Под любыми предлогами. И в этом и есть минус такого положения перед тем, когда люди ещё не установили никаких порядков, но имеют такую возможность.

Один из способов убавить возмущения – лишить угнетённых понимания того, против чего возмущаться. И тут на помощь очень хорошо приходит понятие «позитивное право». «Позитивное право» – это право, устанавливаемое властью, и подразумевающее, что, если бы не она, не было бы вообще никакого права. И тогда у всех не особо желающих думать может иметь место такой эффект: «Позитивное – значит, доброе, хорошее, правильное, а значит, против него ничего не надо иметь. А почему так получается, что мы при этом несчастны – ну видимо потому, что без него было ещё хуже, просто мы не понимаем своего счастья…. А почему было бы ещё хуже – а неважно, соображать-то нам всё равно неохота…». Т.о. можно блокировать развитие мысли в направлении «установленное правовое положение может быть хуже отсутствия положений»., отсутствием понятия «негативное право».

Ещё есть понятие бесправие – тоже очень интересный эффект даёт. Бесправие означает отсутствие каких-либо прав противостоять чьему-то произволу. И противопоставляется понятию права, а соответственно, запускает мысль в направлении «бесправие всегда плохо, значит, право… всегда хорошо!». Очень хорошо сочетается с эффектом «позитивного права» - «всегда хорошо – потому и позитивное!». И т.о., можно права угнетаемых загонять в какой угодно минус, а официально будет считаться, что они в плюсе. Кстати, у агрессоров в праве менталитет обычно работает одинаково, и с какой решительностью будут карать в тюрьме того, кто опустился и после этого попробует права качать, с такой же будут карать тех, кто пойдёт против паразитических порядков, навязанных властью.

Вопрос к юристам: почему позитивное право названо именно позитивным, и кто дал право называть таком то, позитивность чего ещё не доказана?

Сегодня 26 апреля вдоль ЛБС прилетало на Украину

Прилетало очень хорошо, в отличии от тыловых украинских городов. Там только тревогу объявляли и писали «слава ппо». Это как у простывших или пожилых людей: есть позыв, бежит человек в о...

Ну, прощайте, старые границы! Почему США и ЕС устроит даже урезанная Украина

Стремление Запада сохранить Украину в качестве карманной анти-России необычайно велико. Настолько, что в Вашингтоне и Брюсселе готовы убедить Киев отказаться от идеи вернуть и уже потер...

Рынок полупроводников Вьетнама — запасной аэродром для США?

Национальная ассамблея (парламент) Вьетнама еще в феврале одобрила резолюцию, разрешающую правительству создавать инвестиционные фонды для высокотехнологичных компаний, включая производителей чипов. О...

Обсудить
  • В вопросе права есть одна сопутствующая деталь, которая не всегда очевидна, но именно она переводит желеобразное понятие права в непререкаемый кодекс поведения. Это СИЛА. Без наличия СИЛЫ все умозрительные конструкции таковыми и останутся. В материальной парадигме сила у того, у кого ресурсы. И надеяться, что народ в совокупности может изменить право — наивно. Есть чем заняться и без этого, кредиты, ипотеки, и тому подобное. Критическая масса думающих, вернее так, способных к анализу индивидуумов настолько мизерна, что опасаться паразитам нечего. Призывать всех к самосовершенствованию так же утопично, как и требовать от паразитов справедливости. Но если разобраться, то выяснится, что ПРАВО паразитов столь очевидно уязвимо, что нынешнее положение вещей можно объяснить только чудом рекламных технологий. Будучи распределительной системой по своей сути, паразитическая власть навязывает избыточный тип потребления. Сократив потребление до оптимально-минимального уровня, исчезает базис паразитической власти. Понятно, что это тоже утопия. Но представьте, вместо понятия «прожиточный минимум» мы вводим понятие «прожиточный максимум». И напоследок байка. Генри Форд задумал как-то сделать автомобиль весом в одну тонну. Его инженеры развели руками и сказали, — не получается, только тысяча двести килограмм. Тогда он поставил ту же задачу приглашённым авиационным инженерам. Те почесали в голове и сказали, — не получается, только восемьсот килограмм.