Когда разумные доводы перестают что-то весить

4 451

    В принятии разных убеждений у человека может быть два мотиватора: разумные основания и просто желание во что-то верить. Эти два фактора иногда образуют противоборство, в котором побеждает просто то, что сильнее.

Представьте такую ситуацию, что человек хочет сбросить лишний вес. Вот он твёрдо решил не есть после шести вечера. И вот он держится час-другой-третий, вот подходит десять вечера, одиннадцать, двенадцать, с каждым часом держаться всё сложнее, но он держится. Изо всех сил пытается держаться в час, в два… И наконец, в полтретьего ночи он срывается и идёт к холодильнику делать себе бутерброды.

Возникает вопрос: он что, забыл, что решил не есть после шести? Нет, он всё помнит. Он перестал понимать, что это вредно для фигуры? Понимает. С разумом никаких изменений – всё так же исправно работает, как и раньше. Просто желание пересилило.

На чашу весов с одной стороны кладётся удовлетворение, которое ждёт в результате диеты потом, а на другую удовлетворение аппетита сейчас. И как только последнее перевешивает, принимается решение первое отбросить.

С разумом ничего не происходит – он продолжает исправно работать, как гребной винт судна, попавшего в шторм, просто стихия сильнее, и вот его несёт туда, куда дует ветер и идут волны, а не куда оно пытается грести. Аналогичное бывает и в идеологических вопросах: есть разумные доводы, и есть желание во что-то верить, которому с оным не всегда по пути, и если последнее оказывается сильнее, начинается смена поведения. Но, в данном случае особенность в том, что, когда желание побеждает в таких вещах, разум уже не работает, как прежде – сознание меняется, и ему начинает что-то видеться уже по-другому. Это как пьяному в его состоянии начинает казаться правильным то, что в трезвом состоянии таковым не кажется, и тогда он делает то, что в трезвом состоянии себе бы не позволил, и находит причины считать, что делает правильно, а причину критиковать своё решение не находит. И вот так же и тому, у которого желание во что-то верить пересиливает разум, начинает казаться, что он всё равно поступает правильно.

А теперь представьте себе, что человек живёт в соответствии с какой-то идеологией, действия в рамках которой дают ему какое-то удовлетворение, какую-то привычную стабильность, без которой он не может, какую-то выгоду, которую он регулярно привык получать, и лишение которой для него будет, как бутерброд, надкушенный и изо рта вынутый, да ещё и всю жизнь прожил в таком режиме, и под старость менять что-то особенно не хочется, а тут от него вдруг требуют отказаться от своей позиции. Приводят доводы, на которые нечего возразить, а принимать их не хочется, и вот он попадает в ситуацию, когда рассудок вроде как и не пускает сразу рвануть туда, куда хочется, но с другой стороны, хотеться начинает всё сильнее. И вот он пытается опровергнуть эти аргументы, а ему приводят в их подкрепление ещё другие, а там ему ещё третьи, и он чувствует, что ему просто не справится с их опровержением. И его рассудок, как заяц-барабанщик на батарейках – работает, пока заряд есть. И вот разум своё отработал, сколько мог, а борьба с оппонентом требует дальнейшей работы по определённым правилам, а у него уже нет сил эти правила соблюдать – что делает наш удовлетворение-зависимый? Правильно, переходит на «аргументов у меня нет, но всё равно я прав!»

Со стороны это иногда выглядит так: поддерживает человек какую-то политику, направленную на ограничение твоих прав и свобод, и считает, что это правильно на основании каких-то соображений. А ему доказываешь, что соображения его несостоятельны – он начинает искать аргументы в их поддержку, а ему и их опровергаешь. И так может идти достаточно долго, и всё вроде бы в рамках логики, а потом вдруг оказывается, что на очередной аргумент ему уже нечего возразить, но вместо того, чтобы признать несостоятельность своей позиции и необходимость пересмотреть всё, из чего она вытекает, он вдруг взрывается требованием тебя расстрелять, посадить, или на худой конец, просто забанить, чтоб не смел такого говорить. И отсутствие твоих возражений после этого чтобы позиционировать, как главный аргумент пользу его позиции. Кажется, неожиданно, а на самом деле всё закономерно – так его природа устроена. И после этого ему уже не объяснишь, что такой аргумент не может быть у таких людей доказательством правоты. Потому, что он уже вошёл в состояние, когда он всё видит по-другому.

Мильша. Засечная черта. История Курска

Мильша, Засечная черта. История Курска«А мои ти куряне сведомы (бывалые) кмети (воины), под трубами повиты, под шеломы взлелеяны, конец копья вскормлены, пути им ведомы, яруги им знаемы...

Мильша. Потомки служивых людей XVI-XVII в., Курская губерния

Мильша. Потомки служивых людей XVI-XVII века Курская губерния (Курская и Белгородская области). "Я обязательно вернусьВернусь зеленою листвойДождем тебя слегка коснусьА может радуг...

Обсудить
  • :question:
  • Такого рода дискуссий даже на Конте пережил немало. Ну что делать - забанили.