https://cont.ws/@bernardshaw17... - Жизнь вне времени или Сознание, как принцип неопределённости в действии. Ссылки. Часть 1-12 и Вопросы практики
https://cont.ws/@bernardshaw17... - Жизнь вне времени или Сознание, как принцип неопределённости в действии. Часть 13
Уважаемые читатели. Все эти публикации объединены одной общей идеей, поэтому для ясного понимания этой идеи желательно знакомство начиная с первой части, по порядку со всеми публикациями под этой рубрикой.
Предлагаю вашему вниманию продолжение публикации утверждений Шри Ауробиндо относительно тонкостей и особенностей работы различных частей человеческого разума, их взаимодействия между собой и взаимовлияния друг на друга. Эти утверждения были сформулированы на основе многолетних практических исследований Шри Ауробиндо и Мирры Альфассы (Матери), которые позже перепроверялись их многочисленными учениками. Имея блестящее западное образование и научный склад ума, Шри Ауробиндо называл свой ашрам ЛАБОРАТОРИЕЙ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЗНАНИЯ.
Человеческий витал (эмоционально – чувственная часть Разума) почти всегда такой природы, но это – не причина принимать это как неизменный факт и позволять неугомонному виталу править вами, как ему заблагорассудится. Даже не говоря о йоге, в обычной жизни только те считаются людьми в полном смысле или только те, похоже, добиваются успеха в своей жизни, в своих идеалах или в своих начинаниях, кто взял в руки этот неугомонный витал, сконцентрировал его, контролирует его и подчиняет его дисциплине. Это использованием ментальной воли они дисциплинируют его, принуждая его делать не то, чего он хочет, а то, что рассудок или воля видят правильным или желательным. В йоге используют внутреннюю волю и принуждают витал подчиниться тапасье (*) настолько, чтобы он мог стать спокойным, сильным, послушным – или же призывают вниз покой свыше, принуждающий витал отвергнуть желание и стать спокойным и восприимчивым. Витал – хороший инструмент, но плохой мастер. Если вы позволяете ему следовать его «нравится и не нравится», его желаниям, дурным привычкам, то он становится вашим хозяином и тогда мир и счастье больше невозможны. Он становится не вашим инструментом или инструментом Божественной Шакти (Силы), а инструментом любой силы Неведения или даже любой враждебной силы, которая способна захватить и использовать его.
(*) Тапасья - усилие, дисциплина персональной воли, аскетическая сила, аскеза; концентрация энергии и воли для контроля над умом, виталом и физическим уровнем ума, чтобы изменить их.
Сопротивление и противостоящие внушения приходят из витальной природы, которая во всех людях смутна, привязана к ординарным идеям и целям и легко прислушивается к таким идеям и внушениям, как те, которые вы упоминали. Вера и преданность приходят из Души, и только тогда, когда витал полностью подчинился Душе, можно действительно вести духовную жизнь.
Это – великий прогресс, если вы можете сейчас это делать. Главная трудность, мешающая жить в Свете, как и в мире и Силе, – это путанная и взбаламученная неугомонность витальной природы человека. Если витал успокоен, главная трудность ушла. Еще остается трудность непонимания или инерции физической природы ума – но она доставляет меньше беспокойств – у нее больше от Природы спокойного, хотя иногда и упрямого препятствия, чем от нарушения. Если витальное беспокойство было излечено, тогда, безусловно, физическая темнота или непонимание уйдут.
Это [поиски наслаждения] – позиция не всего витала, а физического витала, животной части человеческого существа. Конечно, он не может быть побежден каким-либо ментальным рассуждением. В большинстве людей – это принятое отношение к жизни, покрытая лаком какого-то общепринятого морализма и идеализма в качестве уступки уму и верхнему (высшему) виталу (высшим чувствам - любви, жертвенности, служению людям). В немногих эта часть существа зажата в кулак и подчинена ментальной или верхней витальной цели, принуждена занять подчиненное место, чтобы ум мог постоянно погружаться в ментальные занятия или идеи, или великие политические или персональные амбиции (Ленин, Гитлер, Сталин, Муссолини). Аскет и Пуританин стараются подавить его в значительной мере или полностью. В нашей йоге принцип тот, что все должно стать инструментом Духа и частью несущего наслаждение вкуса Ананды (**) в вещах, не животного наслаждения поверхности. Но Ананда не придет или не останется, пока эта часть не обращена и настаивает на своем собственном способе удовлетворения.
(**) Ананда - блаженство, восторг, духовный экстаз; сущностный принцип восторга; самовосторг, который является самой природой трансцендентального и бесконечного существования.
Многие люди не ратуют за счастье и не верят, что оно является истинной целью жизни. Это физический витал ищет счастья, больший (высший) витал готов жертвовать им, чтобы удовлетворить свои страсти, поиски силы, амбиции, славы или из любого другого мотива. Если вы скажете, что это из-за счастья, которые дают сила, слава и т.д., это, опять же, не будет верно во всех случаях. Сила может давать что-то еще, но обычно она дает не счастье, это что-то, по самой своей природе трудное, что трудно обрести, сохранить или использовать – я говорю, конечно, о силе в обычном смысле. Человек может знать, что он никогда не обретет славы при жизни, но работать в надежде на посмертную славу или в стремлении к ней. Он может знать, что удовлетворение его страсти принесет ему все, что угодно, но не счастье – страдание, пытку, смерть – и все же следовать своему импульсу. Также и ум, как и этот больший витал, не связан погоней за счастьем. Он может, скорее, искать Истину или победы в каком-то деле. Сведение всего к единственному гедоническому усилию мне представляется очень бедной психологией. Ни Природа, ни обширный Дух в вещах не являются настолько ограниченными и однобокими.
Большинство людей делают что-то, потому что они должны, не из-за счастья, которое они находят в этом. Это лишь в хобби и увлечениях природа находит некоторое счастье, обычно не в работе – если только, конечно, работа сама не является вашим хобби или увлечением, которым можно заниматься или откладывать его по желанию.
Витальная жизнь, благодаря какой-то игре ума "немногим более высокая, чем жизнь животных" и со смертью как ответом на нее, – это все, чем является человеческое существование, каким оно обычно представляется. И все же там есть какое-то стремление к чему-то большему – но религии овладевают этим стремлением и направляют его на что-то бесцельное для жизни, – и вещи остаются, какими они были. В действительности, только немногие проходят за эти границы.
Это "в конце концов" является только извинением. Никто не может стать чем-то большим, чем человек, если он отказывается пожертвовать своим эго – ибо "человек" означает витальное животное эго, ментализированное маленькой внешней мыслью и знанием. Так долго, пока он удовлетворен тем, что остается таким, он будет оставаться человеком "даже здесь" или где-либо еще.
Конечно, большинство людей живет в своем физическом уме и витале, кроме немногочисленных святых и более многочисленных интеллектуалов. Вот почему, как сейчас выясняется, человечество совершило маленький прогресс за последние три тысячи лет, кроме как в области информации и материального оснащения. Возможно, немного меньше жестокости и брутальности, большая пластичность интеллекта у элиты, быстрее вырабатывающаяся привычка к изменениям форм – вот и все.
Времена сейчас и лучше, и хуже, чем времена Вордсворта (***) – с одной стороны имеется обвал в худшие части человеческой природы и буйство витальных сил, с другой – имеется компенсация более великого поиска чего-то за этими пределами, и поиска, обладающего более великим светом и знанием.
(***) Вордсворт - английский поэт-романтик, основной автор сборника «Лирические баллады», условно относимый к т. н. «озёрной школе».( 7 апреля 1770 г. - 23 апреля 1850 г.)
Человек является ментальным существом и не может прийти из витального плана Разума, хотя часть его может жить в витальном плане или, скорее, в контакте с ним. Большинство людей, фактически, живут главным образом в витале, и поэтому, когда они практикуют садхану (****), они обнаруживают сперва, что находятся именно на витальном плане, в сновидениях, переживаниях и т.д. Когда супраментал откроется, тогда что-то низойдет из супраментала в каждого, когда он станет готовым и сформирует супраментального (надментального) Пурушу (*****) в себе. То, чем он является, не может ограничить то, чем он станет.
(****) Садхана- практикование йоги; практика, посредством которой достигается совершенство (си́ддхи); духовное самообучение и упражнение.
(*****) Пуруша - Персона; Сознательное Существо; существо, поддерживающее игру Пракрити (Природы); Сознание позади - или, вернее, Сознающий, - который является господином, свидетелем, знающим, наслаждающимся, поддерживающим работы Природы и санкционирующим их.
Это [занятие физической работой или учебой] не означает жизни в витале – это просто физические и ментальные занятия. Жить в витале – это психологическое состояние.
Большинство людей живут в витале. Это означает, что они живут в их желаниях, чувствах, эмоциях, витальных фантазиях, и видят, переживают и судят обо всем с этой точки зрения. Именно витал движет ими, тогда как ум является его слугой, не хозяином. В йоге многие люди делают садхану из этого плана, и их опыт полон витальных видений, формаций, переживаний всех сортов, но там нет ментальной ясности или порядка, также и не поднимаются они над умом. Только меньшая часть людей живет в уме или в психическом существе (истинной Душе) , или стараются жить в духовном плане.
В обычной жизни люди принимают витальные движения, гнев, желание, жадность, секс и др., как естественные, допустимые и законные вещи - часть человеческой природы. Лишь настолько, насколько общество обескураживает их или настаивает на том, чтобы они держались в определенных границах или подчинялись пристойной сдержанности или мере, люди стараются контролировать себя, чтобы соответствовать социальному стандарту морали или правила поведения. Здесь, наоборот, как и во всей духовной жизни, требуется покорение и полная власть над этими вещами. Вот почему борьба ощущается больше, не потому, что эти вещи поднимаются в садхаках (занимающихся йогой) с большей силой, чем в обычных людях, а из-за интенсивности борьбы между духовным умом, который требует контроля, и витальными движениями, которые восстают и хотят продолжаться в новой жизни, как они это делали в старой. Что до идеи, что садхана (йога) поднимает вещи такого сорта, единственная правда в этом вопросе состоит в том, что, во-первых, в обычном человеке есть много вещей, которых он не осознает, потому что витал прячет их от ума и удовлетворяет их без понимания со стороны ума, какая сила вызывает ту или иную деятельность, – как те вещи, что делаются под прикрытием альтруизма, филантропии, служения и т.д., в значительной степени движимы эго, которое прячется за этими оправданиями; в йоге секретные мотивы должны быть вытащены из-за вуали, выставлены на свет и выброшены. Во-вторых, некоторые вещи подавляются в обычной жизни и остаются лежащими в природе, подавленные, но не устраненные; они могут подняться в любой день или они могут выражать себя в различных нервных формах или других расстройствах ума, витала или тела без того, чтобы их реальная причина была очевидна. Это было недавно открыто европейскими психологами и очень акцентировано, даже преувеличено, в новой науке, называемой психоанализом. И снова, в садхане должны начать осознавать эти подавленные импульсы и устранять их – это может быть названо подъемом, но это означает, не то, что они должны быть подняты в деятельность, а то, что они должны быть подняты перед сознанием, чтобы быть удаленными из существа.
Что до некоторых людей, которые способны контролировать себя, и других, которых сметает (выводит из равновесия), это вызвано различием в темпераменте. Некоторые люди саттвичны (наполнены благостью), и контроль приходит к ним легко; другие – более раджасичны (неугомонны, возбудимы), и они находят контроль трудным и часто невозможным. Некоторые имеют сильный ум и ментальную волю, другие являются витальными людьми, в которых витальные страсти сильнее и больше на поверхности. Некоторые не считают контроль необходимым и позволяют себе продолжать жить в прежнем духе. В садхане ментальный или моральный контроль должен быть заменен духовной властью – ибо ментальный контроль лишь частичен, и он контролирует, но не освобождает; только психический и духовный контроль может это сделать Это – главное различие в этом отношении между обычной и духовной жизнью.
Это [причина спокойствия и самоконтроля в людях в обычной жизни] – давление со стороны общества, сопровождаемое определенной привычкой ментального контроля, выработанной из-за этого общественного давления. Это вовсе не из-за внутреннего мира . Уберите общественное давление даже частично, и, как недавно в Англии и Америке, люди позволят себе поступать в соответствии с витальными импульсами вместо того, чтобы контролировать их – кроме тех, конечно, кто верен религиозным и моральным идеям прошлого, даже когда общество удаляется от этих идей.
Это, чаще всего, – пропасть между верхними частями и нижним виталом, существующая даже в обычной жизни – в йоге она имеет тенденцию быть более выраженной, пока нижний витал не изменится, но если судить по большинству людей здесь, это изменение в высшей степени трудно.
Со всеми публикациями можно познакомиться по ссылке:
Оценили 2 человека
3 кармы