• РЕГИСТРАЦИЯ

Туркестанская автономия: «демократия» или «ИГИЛ* столетней давности»?

1 382

28 ноября 1917 года в Ташкенте была провозглашена так называемая Туркестанская автономия. Увы — эту «демократию» подкосил радикальный исламский фундаментализм, начавший кровавую «войну с неверными». Советская власть лишь вовремя пресекла все это безобразие… В литературе часто встречаются две даты провозглашения этого образования — и 27 и 28 ноября. Особой ошибки тут нет. Просто данное события произошло аккурат в момент смены этих дат — в полночь. С тех пор и пошла двойная датировка дня рождения Туркестанской автономии.

Которую еще чаще называют «Кокандской автономией» — поскольку ее новоиспеченные власти очень скоро переехали в Коканд. Где было куда меньше революционно настроенный рабочих и солдат, нежели в Ташкенте, который почти сразу признал победу Советской власти — зато одних только банков было куда больше, чем в нынешней столице Узбекистана. Вместе с их владельцами, обслугой и прочей мелкой буржуазией, закономерно относившейся к власти Советов если не откровенно враждебно — то настороженно.

Появилась эта автономия на IV «Всетуркестанском Курултае (съезде) мусульман», созванном 26.11.1918. Всего лишь спустя 4 дня после заседания Курултая предыдущего, под порядковым номером 3. Чего такой неприлично маленький перерыв между вроде бы слишком уже масштабными собраниями, чтобы происходить дважды в неделю? Да просто «курултаи» эти были э-э-э, немножко разные. То бишь, несмотря на претензии инициаторов каждого из обоих собраний выражать мнение всех мусульман края, — на деле речь шла всего лишь о внутренних форумах двух не слишком ладящих друг с другом партий мусульман значительной части Средней Азии.

Первая из них, что провела III съезд, называлась «Шура-и-Улема» — «Совет улемов». То есть знатоков шариата, мусульманского, правда, — и просто исламского богословия. Что прогнозируемо предполагало очень консервативные настроения и программу. В общем — «традиционалисты». Еще их называли «каддистами» — от термина «кади» (или кадий) — судья шариатского суда. Оппонировали им члены «Шура-и-Исламия» — «Мусульманского совета».

***

По звучанию этих названий — вроде одно и тоже, что-то вроде разницы между «демократами» и «республиканцами» в США. Хотя ни первые не отрицают (на словах во всяком случае) республиканских принципов — ни вторые принципов демократических. Но на самом деле разница была — причем очень существенная. И кстати, наблюдавшаяся не только в губерниях бывшей Российской империи вблизи Ташкента, — но и во многих других местах.

Ведь тон в «Мусульманском совете» задавали мусульмане-реформисты. Еще их называли «джадистами», — но, в целом, их взгляды были во многом схожими с таковыми у более известных «младотурок», захвативших власть в Османской империи в 1908 году. Да у недалеко ушедших от них сторонников Мустафы Кемаля Ататюрка — «кемалистов». Собственно и построивших Турцию как национальное государство, — а не центр огромной исламской империи, чей султан носил титул «халифа», «повелителя всех правоверных». Так что эти реформаторы опирались не на шариат, а на идеи необходимости модернизации экономики, политики, образования, общественной жизни, не чураясь и некоторых элементов социализма, — например, необходимости помощи бедным. Что, впрочем, требует и Коран — другое дело, что далеко не все власть имущие жаждут исполнять его предписания. Как, впрочем, и в других религиях тоже.

Правда, национализм в идеологии «джадистов» тоже присутствовал. Пусть больше и в плане имперской жажды «возрождения великого Турана» — то есть единой империи тюркских народов. От собственно Турции — до Сибири, через Северный Кавказ, Азербайджан и Среднюю Азию. Отсюда, собственно, и происхождение названия рассматриваемой в статье «Туркестанской автономии». Уместно также заметить, что на IV Всетуркестанском Курултае ее провозглашение явилось всего лишь неким компромиссом — с высказываемыми на этом собрании пожеланиями участников как раз о тот самом «Великом Туране».

Не только, кстати, из-за желания еще более увеличить размер и влияния Османской империи (которая до конца Первой мировой была весьма обширной по территории), — но из-за чисто прагматических целей. Ведь земли современного Узбекистана годятся больше для возделывания хлопка — нежели хлеба. А так, с вхождением в этот самый Великий Туран — и Северного Кавказа, и целины казахских степей — острота продовольственного вопроса для заседавших в Ташкенте «джадидов» из Мусульманского совета была бы значительно смягчена. Но по здравому размышлению они предпочли не форсировать события, — а вместо этого «есть слона по кусочкам». Точнее — надеялись его так «съесть», отобрав у России контроль над землями с преобладающим мусульманским населением. А пока провозгласили лишь «автономию» в ее составе.

Тут, правда, вышла та еще закавыка. Автономия-то эта была объявлена в составе «федеративной демократической Российской республики». Которая, вообще-то, с сентября 1917 (фактически — с марта того же года) носила куда более кратко-лаконичное название «Российская республика». И по логике определять особенности ее построения (а тем более — включения этих особенностей в название государства) — право исключительно большинства граждан всего этого государства. А не только одной, пусть и, конечно, очень важной и уважаемой «национальной окраины». В данном случае же условие автономии Туркестана прозрачно напоминало «ультиматум». Дескать, «не будет Россия демократической и федеративной — не будет и нашей в ней автономии!» — А кто решать это будет? Дык, мы ж сами на месте и решим — зачем нам какие-то там всероссийские Съезды Советов в далеком Петрограде. Да и понимание самой этой автономии у провозгласивших ее политиков было весьма своеобразным. По крайней мере — в трактовке современных ученых из Казахстана , чьи соотечественники век назад стояли по главе рассматриваемых процессов:

«Туркестанская автономия создавалась джадидами и кадимистами на республиканской основе, планировала иметь свой парламент, где две трети мест предназначались для депутатов-мусульман, а одна треть гарантировалась представителям немусульманского населения. Но главное — она требовала полной автономии от создававшейся Советской России».

…планировалось, что двадцатого марта восемнадцатого года будет создан парламент на основе всеобщего, прямого, равного и тайного голосования. Две трети мест в парламенте предназначались мусульманским депутатам, и одна треть гарантировалась представителям немусульманского населения. И вот на этом съезде была принята декларация независимости. Я, конечно, сейчас полный текст открыть не могу, но приблизительно там говорилось о том, что мусульманский съезд объявляет создание Туркестанской национально-территориальной, не национально-культурной, а национально-территориальной автономии в составе Российской Федеративной Демократической Республики. И самый главный момент — в этой декларации было сказано: всем народам и нациям, проживающим на территории Туркестана, будут обеспечены их права.

***

О «соблюдении прав всех народов» чуть позже — пока сосредоточимся на наблюдаемом абзацем выше настоящем «оксюмороне» — сочетании несочетаемого. Независимость и автономия — это вещи все-таки разные. Например, превращение автономного края Косово в независимое государство, несмотря на фактическое положение вещей и подход «мирового сообщества» (точнее — глобалистской элиты) в духе «это другое!» доселе не признала масса членов ООН. В том числе и большинство постсоветских республик, включая Молдову и даже западных марионеток из Киева. Между тем никакого фактического несоответствия в цитированной выше оценке и нет. Туркестанская автономия действительно с самого начала задумывалась как независимое от России государство. Поначалу — лишь от России Советской. Собственно, чисто по форме оно представляло собой «осколок» режима, установленного потерпевшим крах в Октябре 1917 г. Временным правительством Керенского — то есть режима фактического «двоевластия». Когда, по меткому выражению Ленина, «керенщина» «имела власть — но не имела силы, а Советы имели силу — но не имели власти».

Недаром лидеры Туркестанской автономии в бытность Александра Федорыча «министром-председателем» входили в состав учрежденного им для управления этой территорией Туркестанского Комитета. В состав которого вошли многие члены Государственной Думы отсюда — Мухамеджан Тынышлаев (первый премьер автономии), Мустафа Чокай (его преемник) и некоторые другие «бывшие». А когда спустя несколько дней после Петроградских событий революционные силы победили и в Ташкенте, и ряде других городов Средней Азии — вышеупомянутые деятели (и стоявшие за ними силы из числа местной буржуазии, духовенства и части интеллигенции) решили «взять реванш». Только ж просто заявить «да не признаем мы вашу революцию!» (и центральное правительство страны) всей этой публике было страшновато. Потому вместо откровенного демарша и обреченного на скорое поражение контрреволюционного мятежа они решили «сыграть вдолгую». Разыграв карту «права наций на самопределение» — гарантированное соответствующей декларацией Совнаркома во главе с Лениным.

Но, в общем, той России, что пытались организовать белогвардейцы — «туркестанцы» чурались тоже. Недаром в Ташкенте 26-28 ноября 1917 г. было отвергнуто предложение атамана Оренбургского казачества Дутова об объединении. Ведь этим так называемым «автономистам» (а фактически — сепаратистам) что большевики, что их противники, выступающие за «единую и неделимую», были равно неприемлемы в качестве союзников. Хотя, кстати, брать оружие от того же Дутова «туркестанцы» не отказывались. А тот до поры до времени и не настаивал на более тесном союзе — ему было достаточно того, что он вооружит однозначно антисоветские силы в регионе.

***

А теперь можно поговорить немножко и о «демократии» в Туркестанской автономии. Особенно — в плане «соблюдения прав всех входящих туда народов». Любой мало-мальски, что антисоветский, что антироссийский источник обычно содержит просто таки умилительное смакование обещаний лидеров этого образования «провести демократические выборы» в парламент, — оставив там «квоту» в треть мест для немусульманского населения. А, дескать, «злобные большевики подрезали крылья» этим замечательным планам, — ликвидировав не менее замечательное квазигосударство задумавших эти планы «титанов демократической мысли». Ну вот, например, даже не в каком-то «академическом издании», — но в самых обычных тестах по истории для 11 класса казахским школьникам предлагается такое понимание тех далеких событий:

«…большевики, пришедшие к власти в октябре 1917 года в результате переворота, не могли мириться с существованием национального правительства. Советское руководство предъявило ультиматум Временному правительству Туркестанской автономии, на который М. Шокай ответил отказом, тем самым отказываясь признать советскую власть. В январе 1918 года Ташкентский Совет направил в Коканд карательную экспедицию, в составе которой были красногвардейские части Ташкента, солдаты городского гарнизона. Ради разгрома автономии большевики пошли даже на союз со своим идеологическим противником — партией армянских националистов «Дашнакцутюн». Отряды дашнаков отличались особой жестокостью в отношении мусульманского населения.

У вновь созданной Кокандской автономии для того, чтобы отстоять свой суверенитет, не было серьезной армии, кадровых офицеров. 29 января 1918 года начался разгром автономии. 5 февраля Коканд был взят штурмом. (Даты — по старому стилю.) После трех дней резни и грабежей город был сожжен. Были конфискованы банковские средства, из 150 тысяч жителей города в результате бойни осталось не более 60 тысяч — остальные были убиты или бежали. Таким образом, Туркестанская автономия как государственное образование просуществовала чуть более двух месяцев».

***

Большую часть этих тезисов, куда более напоминающих самую настоящую «развесистую клюкву», мы рассмотрим чуть попозже, — а пока вернемся ко все тому же «праву всех народов Туркестана на демократию» от кокандских политиков. Итак, немусульманам было гарантировано треть парламентских мест — и это должно было стать огромным достижением? И для этих народов — и самой демократии? Ну, вообще-то, сам по себе «квотный» принцип национального представительства автоматической идиллии в этом вопросе не гарантирует. Достаточно посмотреть на Ливан, где именно так по Конституции формировался парламент — и занимаются основные государственные посты. Президент — христианин, глава правительства — шиит, спикер парламента — суннит — без вариантов. Но все это ничуть не помешало в 1975 г. началу изнурительной гражданской войны — по сути полностью не закончившейся до сих пор. На пике которой в несчастной стране наблюдатели не без «черного юмора» насчитывали одновременного существование трех армий, двух полиций и 42 милиций (ополчений). Да и развитие такой же многолетней кровавой бойни на Кипре в 1974 г. было приглушено лишь введением миротворцев ООН — и огромным давлением США и их союзников на лидеров местных турок и греков. Которые по местной Конституции тоже имели четкие квоты и в парламенте и в правительстве.

Но вот в Туркестанской автономии ситуация обстояла даже печальнее. Самое ведь интересное — «квота для немусульман» (их тогда называли «европейским населением») в созданном еще в ноябре 1917 г. временном парламенте, Народном Совете — уже была! И тоже аккурат ровно в треть его членов. Вот только пишут об этом далеко не во всех источниках. Почему? Да просто толку этому самому «европейскому населению» от трети депутатских мест было, — …в общем, с гулькин нос. Потому что в правительстве-то самих «европейцев» практически не было! За исключением министра финансов Соломона Абрамовича Герцфельда — да и то его «европейская принадлежность» выглядит несколько сомнительно. Израиль-то по всем учебникам относится к Азии, — а не к Европе. Да и «семитские» народы согласно Библии — тоже к первой, а вот «прародителем» европейцев принято считать второго сына Ноя, Яфета.

И вообще — треть мест, что в парламенте, что в совете крупной корпорации — это в лучшем случае возможность разве что блокирования принятия наиболее важных решений. Будь то Конституция — или самые важные изменения корпоративного Устава. А для решений текущих вполне достаточно и самого обычного большинства — «перебить» которое с помощью трети голосов невозможно. Отсюда и отсутствие русских в правительстве автономии, и такое же отсутствие их контроля над его политикой, теми же бюджетными расходами, например. Кстати, с бюджетом в Коканде было не очень. Большая его часть уходила на оклады чиновников, — а собственных ресурсов не хватало. Даже «богатые спонсоры» не сильно помогали — ибо отлично видели, в какую «коррупционную дыру» проваливалось большинство бюджетных средств.

***

В целом же «национальный состав» автономного правительства был следующим:

Возглавлял его министр-председатель и министр внутренних дел казах Мухамеджан Тынышпаев;

- его заместителем был татарин Ислам Шагиахметов;

- министром иностранных дел стал казах Мустафа Чокай;

- управляющим отделом народной милиции и общественной безопасности — узбек Усман Ходжаев;

 - министром землеустройства и водопользования — узбек Хидаятбек Юргули-Агаев; министром продовольствия — узбек Абиджан Махмудов;

-  замминистра внутренних дел — казах Абдурахманбек Уразаев;

- министром финансов — еврей Соломон Герцфельд;

- председателем Военного Совета правительства и главой вооруженных сил — татарин Магди Чанышев.

По данным историка Болата Асанова, по результатам переписи населения 1897 г. наглядно виден национальный состав Туркестанского края: казахов там проживало почти 1,9 миллионов человек, сартов — почти 970 тысяч, узбеков — около 730 тысяч, таджиков было около 350 тысяч, туркмен — 250 тысяч, кыргызов — свыше 200 тысяч, каракалпаков — свыше 100 тысяч, русских и украинцев в сумме было около 200 тысяч.

Впрочем, к этим данным относиться надо с большой осторожностью. Ибо речь в них идет о населении именно что «всего» Туркестана — то есть почти всей российской Средней Азии. Среди которого чисто «демографически» доминировали именно казахи. Отчего их представители и заняли большинство ключевых должностей в правительстве автономии. Собственно, Туркестан-то и понимался ими больше в качестве именно что «большого Казахстана» — с казахским этносом в качестве его «гегемона». Отсюда — столь частые исторические рефлексии современных казахских историков и политиков в отношении Кокандской автономии. Притом что сам этот город еще с 1924 г. окончательно закреплен за Узбекистаном — ввиду прочного преобладания там именно узбекского населения.

А так, с этой точки зрения, автономия в Коканде рассматривалась казахскими националистами в качестве лишь «довеска» к собственно казахской государственности, пусть и мимикрирующей под «общетюркскую». Недаром первый министр-председатель Кокандской автономии Мухамеджан Тынышпаев в уже в декабре 1917 г. оставил свой пост, — передав его Мустафе Чокаю. Однако при этом ушел отнюдь не в оппозицию, — а то и «на политическую пенсию». Но «на повышение», в состав правительства Алаш-Орды — уже чисто казахского квазигосударства времен Гражданской войны. Кстати, и более жизнеспособного в сравнении с Кокандской автономией — Алаш-Орда просуществовала не чуть больше двух месяцев, но 2 года с небольшим.

Вообще же, у господина Тынышпаева явно был хороший «политический нюх» — отчего он в декабре 1917 очень вовремя «сделал ноги» из проекта, который уже все больше демонстрировал свой скорый крах, «пересев» в более надежное «кресло». А после окончательной победы Советской власти в крае не менее быстро сориентировался, — согласившись перейти из «господ» в «товарищи». Долгие годы занимая не самые мелкие должности в ведомствах по дорожному строительству, благоустройству и т.д. Пока в 1937 г. ему не припомнили членство в правительстве однозначно антисоветской Алаш-Орды. С соответствующими последствиями, — плохо совместимыми уже даже не только с руководящей работой, но и просто с жизнью…

***

Но прежде чем перейти к изложению причин краха Туркестанской автономии — стоит остановиться на вопросе, который доселе нещадно спекулируется апологетами этого квазигосударства. Дескать, как же так — ведь Советская власть провозгласила «право наций на самоопределение»! Но при этом отчего-то якобы мешала реализации такого права со стороны «туркестанцев». В качестве аргументов обычно приводится отказ Ташкентского Совета начать сотрудничество с руководством III Всетуркестанского Курултая, предложенное последним. И слова Председателя Совнаркома Туркестанской (советской) республики Фёдора Колесова: «Невозможно допустить мусульман в верховные органы власти, поскольку позиция местного населения по отношению к нам не определена». Кстати говоря — эти сведения вполне правдивы, их подтверждает в своей книге, написанной «по горячим следам» тех событий, изданной в СССР в 30-е годы, П. Алексеенков (иногда его фамилию подают и как «Алекеенков») — «Кокандская автономия».

Жаль только — в таком изложении из данной информации обычно упускается (понятно, что не случайно) — одна такая немаловажная деталька. «Сотрудничество» с Советской властью деятели 3-го мусульманского съезда, преимущественно консервативное исламское духовенство, обуславливали согласием на управление Туркестаном на основе… законов шариата! То есть фактической передачи реальной власти этому самому духовенству! В лице тех же «кади», например, — шариатских судей, улемов-знатоков права и другой фундаменталистской верхушки. А советские наркомы тем самым должны были превратиться в неких «свадебных генералов». Ну, или в подобие «английской королевы — которая царствует, но не правит».

Причем в данном случае даже без хотя бы формального права отправить в отставку правительство, распустить парламент и т.д. — «предлагавшие сотрудничество» улемы и кади такой возможности для Советской власти не предполагали. Но что да то да — великодушно готовы были разрешить ей некоторое время пробыть «титулярной властью» в туркестанском регионе. Почему лишь некоторое время? Да потому что эти фундаменталисты в феврале 1918 г. свергли власть даже вроде бы тоже мусульманских, — но более реформистских политиков из Туркестанской автономии! Что уж говорить о власти партии большевиков…

***

Также критики якобы «двойных стандартов» Советской власти в плане права национального самоопределения старательно затушевывают еще один важнейший момент — занимаясь беззастенчивой «подменой понятий». Ведь большевики действительно готовы были обсуждать право на самоопределение наций. Но именно на национальной основе, — а не основе религиозной! Ведь церковь, религия были официально отделены от государства тоже одними из первых декретов Советской власти. То есть Россия окончательно превратилась в светское государство — как, впрочем, и большинство тогдашних современных развитых стран. Взять ту же Францию, например, — или США. В которых религиозные убеждения различных групп населения могут учитываться и даже иметь большое влияние на политику. Но все же политика эта Конституциями таких стран провозглашается светской, а не основанной на религиозной вере какой-то одной конфессии.

Отсюда и фраза главы правительства Советской Туркестанской республики Колесова — насчет настороженности сотрудничества с мусульманами. Не с узбеками, казахами, киргизами и другими проживающими в регионе народами — их представители как раз были представлены в том числе и в Советах этого региона. Но именно с теми из них, кто позиционировал себя в первую очередь в качестве «мусульман». Так ведь и к православным (а также католикам, протестантам, буддистам, ламаистам и т.д.) отношения у Советской власти были точно таким же! И Сталин тогда был наркомом по делам именно национальностей, — а не «председателем Совета по делам религий». Который, впрочем, был создан в СССР тоже им, — но куда позже, когда острота неприятия духовенством самого разного толка новой политики во многом сошла на нет…

А что в первом составе Туркестанского Совнаркома было мало представителей местных народов — так это ж не по причине некого, так старательно приписываемого Советской власти «продолжения имперской политики царской России». В рамках которой, кстати, российские администрации в национальных окраинах в первую очередь опирались на местные же кадры. Чаще используя «прикомандированных» к ним русских чиновников сродни «дежурным вторым секретарям» ЦК компартий союзных республик. Выполнявшим там больше «представительские» и слегка контролирующие функции — на фоне вполне себе реальных полномочий местных элит.

***

Да вот только после революции этой самой местной элиты-то в распоряжении Советской власти практически не было! Местная интеллигенция по образцу тех же Тынышлаева и Чокая, получивших дипломы российских университетов, предпочла «играть в самостийность». А подход того же Ленина вопреки приписываемому ему тезису о том, что «каждая кухарка должна управлять государством» в реальности звучал все же по-другому:

«Мы не утописты. Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас же вступить в управление государством. В этом мы согласны и с кадетами, и с Брешковской, и с Церетели. Но мы отличаемся от этих граждан тем, что требуем немедленного разрыва с тем предрассудком, будто управлять государством, нести будничную ежедневную работу управления в состоянии только богатые или из богатых семей взятые чиновники. Мы требуем, чтобы обучение делу государственного управления велось сознательными рабочими и солдатами и чтобы начато было оно немедленно, т. е. к обучению этому немедленно начали привлекать всех трудящихся, всю бедноту».

То есть вождь Октября ратовал за то, чтобы «каждая кухарка МОГЛА НАУЧИТЬСЯ управлять государством», — а не просто шла на важные государственные посты «от плиты». Также как и крестьяне (или среднеазиатские «дехкане») — «от сохи». Да даже и малообразованные рабочие — «от станка». Между тем подходящих (и грамотных!) «национальных кадров» из состава поддержавших Советскую власть бедняков, способных управлять даже провинцией прежней империи в должном качестве — в Туркестане почти и не было. Недаром даже под конец Гражданской войны к сотрудничеству здесь приходилось привлекать таких «союзников», — которые зачастую очень быстро меняли спешно врученный партбилет на чалму басмача. Но уж консервативное-то мусульманское духовенство, сорри за тавтологию, на дух не переносившее даже мало-мальски реформистки настроенных единоверцев, в соратники новой власти однозначно не годилось от слова совсем. О чем ему и было прямо сказано еще в ноябре 1917 г. со стороны советского правительства Туркестана. Так практически то же самое отношение было к «своим» фундаменталистам и у основателя современного турецкого государства Ататюрка! Который не останавливался даже перед применением армии против слишком уж независимых и оппозиционных к его светской политике — «суфиев», «дервишей» и т.д. После чего лояльное к новой власти духовенство стало фактически госслужащими, получающими зарплату от правительства, — а «непримиримые» ушли в подполье. А то — и вообще из жизни.

***

Впрочем, как раз в Туркестанской автономии политический кризис развивался с точностью до наоборот. Правительство мусульманских реформистов то пыталось заручиться широкой поддержкой народных масс — даже созвав в Коканде 8-12 января 1918 г. «альтернативный» общепризнанным «I Чрезвычайный съезд рабочих, солдатских и дехканских депутатов». Как не сложно догадаться, высказавший «полный одобрямс» политике вполне себе буржуазного правительства автономии. А также «вотум недоверия» Совнаркому настоящей власти Туркестана. Весьма показательная цитата из книги Алексеенкова:

«В основном программа правительства Кокандской автономии сводилась к следующему:

- Туркестан должен быть автономным;

- Власть в Туркестане должна быть передана в руки временного правительства, то есть правительства Кокандской автономии, созданного буржуазией;

- Частная собственность на землю, орудия и средства производства остается неприкосновенной;

- Судопроизводство должно вестись по шариату. И, наконец, —

- Женщины должны оставаться закрытыми».

Интересно, где здесь можно увидеть хоть небольшой намек на политику Советов — даже не только под руководством большевиков, но и любых других революционеров, вроде меньшевиков или эсеров? Понятно, что провозглашение в крае «альтернативной советской власти» (которая на деле таковой не являлась, — а была очень даже антисоветской) могло быть воспринято Советской властью настоящей лишь в качестве «объявления войны». Тем не менее соответствующее решение принималось не одним лишь Совнаркомом края, — а более представительным IV Чрезвычайным краевым съездом Советов Солдатских и Рабочих Депутатов Туркестана. Который удалось провести лишь 2-9 февраля — из-за процедуры выборов его делегатов. На съезде было принято единственно возможное в данной ситуации открытого мятежа против настоящих Советов решение: «Кокандское автономное правительство и его членов объявить вне закона и арестовать»…

Ну, а насколько этот альтернативно-кокандский «съезд советов» действительно выражал волю трудящегося населения края — можно судить уже по одному лишь моменту начавшихся под конец правления режима «кокандцев» боестолкновений. Которые начали именно последние — это является однозначным историческим фактом. Когда первое, что сделали противники Советской власти в городе — это отключили телефонную и телеграфную связь Коканда с другими городами. А также — разобрали железнодорожные пути и (бинго!) даже взорвали некоторые железнодорожные мосты!

Вообще-то, таким образом ведут себя только отступающие полуразбитые армии, — чтобы замедлить преследование себя более успешным противником. А ведь политики в Коканде уверяли всех во «всецелой поддержке» себя населением региона! Но когда «запахло жареным» — почему-то попытались прервать любое сообщение своей столицы с окружающим миром вместо того, чтобы немедленно запросить у провинции и получить оттуда помощь. По-видимому, резонно решив, что пустые лозунги проблеме не помогут, — а реальный народ помогать политическим банкротам не собирается. В отличие от настоящего Кокандского Совета, — который эту помощь вскоре получил.

***

В любом случае, важно уяснить главное — первыми «начали войну» именно «силовики» правительства Туркестанской автономии. Утром 12 февраля 1918 г. они попытались захватить Кокандскую крепость в Новом городе — и заодно арестовать главу местного (настоящего!) Совета Ефима Бабушкина. Собственно, уже сам факт того, что обе эти авантюры им не удались, свидетельствуют не только об их собственной «импотенции», но и отсутствии даже минимальной поддержки населением. Несмотря на то что военным министром автономии был целый полковник царской армии Магди Чанышев, опытный военный профессионал.

Это ж надо — не суметь захватить крепость с гарнизоном аж в 16 солдат! Большинство из которых в это время спало. Имея в соучастниках коменданта крепости бывшего царского офицера Зинченко, сумев убить часового на воротах, усыпив его бдительность. Но все равно — спустя короткое время будучи вынужденными позорно бежать, — когда разбуженный выстрелами гарнизон (ага — аж два стрелковых отделения неполного состава) поднялся по тревоге. Столь же позорно закончилась попытка захватить главу местной Советской власти Бабушкина. Который, когда «группа захвата» начала ломиться в двери — спрятал ребенка под кровать, а сам с женой, вооружившись револьверами, начал отстреливаться. И вроде ж в талантах какого-нить «Рембо» (или героев Клинта Иствуда, супер-ковбоев и шерифов с Дикого Запада) Ефим Адрианович ранее замечен не был, — а вот поди ж ты, вместе со своей подругой успешно отстреливался несколько часов. А потом, когда горе-захватчики утром предпочли ретироваться, — покинул квартиру и вместе с женой и ребенком добрался в более безопасное место.

А что делать — если в упоминавшейся выше книге Алексеенкова численность «армии» Кокандской автономии упоминается («по некоторым данным») во всего лишь в 60 человек! Больше не смог туда набрать ни царский полковник Чанышев — ни перешедшие к нему на службу другие бывшие царские офицеры. Ведь еще при кокандском хане в местную армию солдат отлавливали почти как в современной Украине — разве что без применения «бусификации» за неразвитостью тогда автомобильного транспорта. Почему служба там и считалась больше наказанием, — чем почетным делом. Ну, а после революции заинтересовать потенциальных «служивых» можно было либо идеей — либо деньгами. С первым у местных «демократов» было не очень (для всех, кроме, конечно, их самих), со вторым — тем более. На собственные министерские зарплаты денег не хватало — куда уж там думать о хороших окладах для «людей с ружьем»?!

Правда, командир местной «милиции» Кичик Иргаш — из числа бывших каторжников — сумел набрать для своей «правоохранительной» структуры несколько тысяч таких же, как и он сам, гм, «борцов за торжество закона». Ведь они особо в официальных окладах и не нуждались — по старой привычке живя «на подножном корму»: за счет грабежей вроде бы защищаемого «демократическим правительством» автономии населения.

В этом смысле дела у Кокандского Совета обстояли куда лучше. Уже в первые дни для его поддержки добровольно встали десятки рабочих и других сторонников Советской власти — сумело добраться и пару сотен подмоги из городов Андижан и Скобелев.

***

Ситуация вновь стала «патовой» — 17 февраля начались переговоры. Все еще «военный министр» автономии Чанышев «надувал щеки» — посылая защитникам Кокандской крепости грозные ультиматумы: «В Военно-Революционный Комитет. Не имея возможности сдержать массу, сильно возбужденную, если до четырех часов не будет объявлено о сдаче крепости или о иных мирных условиях, народ прорвет плотину дисциплины. Я не отвечаю за мирное еврейское и армянское население. Командующий мусульманскими войсками Чанышев». — Тут так и хочется возопить: «А вот с этого места поподробнее!» —Если автору этой статьи не изменяет логика — речь идет об угрозе самых настоящих «погромов» в отношении как минимум еврейского и армянского населения Коканда? Со стороны правительства, которое доселе принято превозносить за его «политику соблюдения прав всех национальностей Туркестана»? И в которое до 18 февраля местные фундаменталисты еще как минимум официально не входили — все «портфели» поделили между собой «джадисты»-реформаторы из «Союза мусульман». Хорошенькое «соблюдение прав меньшинств», нечего сказать! А заодно и косвенное признание того, что эти права в данное время защищала лишь Советская власть — раз ее решили шантажировать началом погромов. Ведь если бы дело обстояло по другому — Ефим Бабушкин мог бы ответить «автономистам»: «Ну и что — нам-то какое дело до ваших угроз насчет “не гарантируем безопасности?” Хотите — так и режьте на здоровье — переживем как-нибудь…”»

***

Увы, угрозы Чанышева оказались отнюдь не пустыми. Правда, воплощал их в жизнь уже не он, — а куда более радикально настроенные исламские экстремисты. Которые 18 февраля руками «бандо-милиции» Кичика Иргаша провели переворот, — арестовав и самого Чанышева, и ряд его коллег. Кстати, и русских офицеров в составе Кокандской армии тоже — о «недостатке которых» льют крокодиловы слезы апологеты «демократической автономии». Ну правда, откуда ж им взяться — если вместо командования пусть даже небольшой «мусульманской армией» их отправили за решетку те, кто возомнил себе «единственно истинными мусульманами»? Шокирующая цитата — кстати, не от «прокремлевских источников» (или «советско-тоталитарных» — ничего этого в книге Алексеенкова не упомянуто), — но с добропорядочно-антироссийского узбекского сайта, даже с лозунгом «нет войне!» на каждой странице:

«При этом помимо вооруженных частей со стороны автономии в столкновениях принимали участие тысячи призванных мусульманским духовенством жителей Коканда и окрестных кишлаков, вооруженных в основном топорами, молотами, палками. На протяжении нескольких дней они вели бои с отрядами Красной гвардии, попутно вырезав практически все европейское население Старого города».

То есть — не только упомянутых выше евреев и армян, — но и русских, и вообще любых немусульман тоже! Ну как — сильно соответствует это, пусть краткое, описание (даже не просто погрома, — но откровенного мини-геноцида!) сути тезисов официальных казахстанских «просвещенцев» насчет «демократии и соблюдения прав национальных меньшинств в Туркестанской автономии»? Особенное омерзение вызывает подленький приемчик-оборот «из 150 тысяч жителей города в результате бойни осталось не более 60 тысяч — остальные были убиты или бежали». — И понимай как знаешь. Может, «бежать» удалось одному человеку, — а остальные почти 90 тысяч были «зверски убиты большевиками». Хотя около 10 тысяч реально погибших тогда принадлежали к самым разным «лагерям». Там были и красноармейцы, и вооруженные фундаменталисты. И еще больше мирных «европейцев», зверски замученных фанатиками. Так потом и рождаются мифы сродни «60 миллионов узников Гулага», «десятков миллионов жертв “голодомора” на Украине» — да даже и завышенные в разы от официальных данных цифры погибших в Великую отечественную войну.

***

К счастью, «Кокандская бойня» (только устроенная не «преступными большевиками», а предтечами современных террористов образца запрещенного в России ИГИЛ, оправдывающих свое изуверство якобы «постановлениями Корана») была быстро прекращена Советской властью. 18 февраля в город прибыло достаточное количество войск Красной Гвардии. После чего бандиты Иргаша (вкупе с примкнувшими к ним изуверами из близлежащих кишлаков) уже 19 числа были частью разогнаны, частью ликвидированы. Впрочем, и здесь самые «неполживые» историки не могут удержаться от спекуляций. Первая — чисто «техническая», с переходящим из источника в источник прям-таки «мистической» цифры в «11 эшелонов с красноармейцами, прибывшими для карательных целей прямо из Москвы!» Баечка так себе — начиная с этого самого «прямо из Москвы». Поскольку Туркестан был тогда отрезан от места пребывания Совнаркома Советской России — начавшимся с начала января мятежом белоказаков атамана Дутова. А подавлять кровавый мятеж-геноцид, устроенный «игиловцами вековой давности», прибыли части с юга, под командованием военкома Туркестанского края, бывшего поручика Перфильева, ранее разгромившие антисоветски настроенных казаков, возвращавшихся из Персии.

А насчет «11 эшелонов» — как символа чего-то очень многочисленного… Желающие могут набрать в поисковике запрос «Воинский поезд» — и узнать, что численность таких эшелонов для перевозки стрелковой дивизии РККА лишь в 1937 г. была уменьшена с прежних 36 до 27 единиц. То есть 11 эшелонов в 1918 г. — это в лучшем случае треть дивизии штатной численностью около 11 тысяч бойцов. То есть — в Коканд прибыло в итоге где-то даже меньше 4 тысяч. Что на «целую армию большевистских карателей» в изложении апологетов тогдашних кровавых фанатиков из Туркестана никак не тянет. Во-вторых, эти войска физически не могли «разгромить демократическую Туркестанскую автономию». Подобно тому, как и в 1945 г. Красная Армия никак не могла сделать тоже самое с Веймарской Республикой в Германии — это сделали в 1933 г. нацисты Гитлера. Которых и пришлось «уконтрапупить» уже советским бойцам. Так и в Коканде — якобы «демократическое», но все же претендующее хоть на какую-то легитимность тамошнее правительство, учрежденное в ноябре 1917 г., было свергнуто 18 февраля 1918 г. путем вооруженного мятежа. При этом часть его членов были арестованы мятежниками-фундаменталистами — часть сумели бежать. Ну, кроме «бандит-милиционера» Иргаша с его головорезами, потом ушедших в «басмачи», конечно.

А красноармейцы (точнее — тогда еще красногвардейцы) покончили на следующий день, 19 февраля, именно с мятежниками, путчистами! Не просто свернувшими законное (в понимании антисоветских элементов) правительство. Но еще и начавших кровавую вакханалию с массовыми убийствами людей других национальностей, — включая и русских, и просто славян. И несмотря ни на что эти убийцы и поныне превозносятся в качестве едва ли не «ангелов во плоти» рядом радикал-националистически настроенных историков. В первую очередь — из Казахстана, те же узбекские в этом плане настроены куда более сдержанно. И правда — ну каким элитам уже устоявшейся страны захочется слишком уж превозносить тот период в своей истории, когда более крупный «сосед» даже не рассматривал их всерьез? Видя лишь в качестве максимум «провинции» в составе «единого тюркского государства» со своей гегемонией…

Так что винить в «забивании последнего гвоздя в гроб» Туркестанской автономии с центром в Коканде Советскую власть точно нет оснований. Она лишь вовремя разромила ее «могильщиков», радикальных исламистов. Чем пресекла в зародыше риск начала еще более, чем уже произошли, масштабных столкновений на религиозной и межнациональной почве. Грозивших охватить всю Среднюю Азию, — а там и до Северного Кавказа уже рукой подать. Впрочем, это ничуть не снимает вины за данный сценарий с политиков этой автономии. Которые своими амбициями, пустыми разговорами о «демократии», враждой с законной властью Советской России — чуть не допустили превращение обширного края в арену кровопролитных религиозных войн в духе Средневековья.

Примечание:
* В заглавии — запрещённая в РФ организация

Николай ВОЗНЕСЕНСКИЙ

    Неадекват усиливался...

    Меня так умиляют эти очередные рассказы в западной прессе. Два года назад они говорили «Мы задавим Россию санкциями, она останется без денег, развалится и сдастся». Теперь они рассказыва...

    Вот так выглядит «крыша» цыган из Коркино. ФСБ задержан экс-глава центра «Э»

    Вот никогда такого не было и на тебе, как гром среди ясного неба:В Челябинске во вторник, 17 декабря, задержали бывшего заместителя начальника полиции ГУ МВД по региону Сергея Федерягин...

    "Ушли с работы". Южнокорейцы влупили мигрантам-узбекам миллиардные штрафы
    • ATRcons
    • Вчера 20:50
    • В топе

    Совсем недавно в Таджикистане смаковали подписанный договор с Южной Корее о трудоустройстве там своих граждан. Ну, то есть, мигранты-таджики поедут не в Россию, а в Сеул. Таджики даже согласились ...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Почему Европа не остановится

      Все причастные наблюдают не уникальную для мировой истории, но все же нечастую ситуацию, когда перспектива прекращения большой войны и возвращения к мирной жизни вызывает стон и скрежет зубовный на континенте, в центре которого эта война идет. Обещания Трампа повернуть украинский конфликт в мирное русло сразу после инаугурации воспринимаются как обещани...
      165

      Экономика Украины и война: энергетическое ЧП в Молдавии и Приднестровье, долги и неминуемая Руина

      Чем ближе конец декабря, тем плотнее становится новостной поток. Воедино сплелись проблемы с электроэнергетикой и транзитом газа, заодно бюрократия подвела грустные итоги восстановления инфраструктуры и озвучила долги коммунальных предприятий. Читайте об этих и иных новостях украинской экономики в традиционном обзоре по средам.ЭлектроэнергетикаПосле удар...
      152

      Богохульство на потоке

      Под предлогом пресловутой «защиты свободы слова» Как видно, богохульство уже поставлено на Западе на поток. Последнее свидетельство тому — выложенные в сети фотографии, на которых Папа Римский Франциск обнимается с американской поп-певицей Мадонной, а она готовится его облобызать. При этом 66-летняя уже дама, известная своими эпатажными выходками, запеча...
      708

      Победить, чтобы не было новой войны. Что может образумить европейских милитаристов?

      Ещё накануне прошедшего сегодня в Брюсселе заседания Совета министров иностранных дел стран ЕС, глава МИД Венгрии Петер Сийярто заявлял, что, судя по предложениям, вынесенным на повестку дня, большинство его коллег всё ещё не осознают новой реальности и никак не способны сдержать свой воинственный дух даже накануне Рождества.«Несмотря на то, что на стол...
      374

      Нарвались: табу на уничтожение киевской верхушки снято

      Вчерашнее убийство начальника войск радиационной, химической и биологической защиты (РХБЗ) Вооруженных сил России генерал-лейтенанта Игоря Кириллова и его помощника ставит большую и жирную точку в дискуссиях на тему, с кем именно мы имеем дело в рамках конфликта на Украине. Террористический акт (а именно по теракту начал расследование Следственный комите...
      419

      Гибель Игоря Кириллова: убийцы признались и ликуют

      В Киеве и на Западе с восторгом сообщают об очередном чудовищном теракте СБУ в России Звериный облик Запада и подведомственного ему киевского режима снова предстал во всей его чудовищной «красе». В Москве в результате теракта убиты люди, а Киев и западные СМИ ликуют. Во вторник на Рязанском проспекте в результате взрыва бомбы погибли начальник войск РХБЗ...
      407

      Почему разбежалась "Анна Киевская" и зачем Зеленскому бригады-призраки?

      Начиная с февраля 2022 года, Зеленский и Ко ни дня не верили в возможность победить Россию в прямом военном столкновении. Если принять эту мысль за основу, становятся понятны очень многие действия киевского режима, не объяснимые в случае, если пытаться исходить из предположения о том, что он хоть немного, хоть недолго, но рассчитывал на победу. © Пресс-с...
      443

      Убийство начальника войск РХБЗ Кириллова. Что известно о громком теракте в Москве

      © Пресс-служба Минобороны РФПерейти в фотобанк Утром во вторник, 17 декабря, в Москве возле своего дома был убит начальник войск радиационной, химической и биологической защиты (РХБЗ) ВС РФ Игорь Кириллов. В результате взрыва погиб также помощник генерал-лейтенантаВзрыв на Рязанском проспектеПервыми о ЧП возле жилого комплекса (ЖК) "Среда" на Рязанско...
      880

      Новый премьер Франции – приспособленец и глобалист

      Правление Байру явно будет мало отличаться от пагубного курса его предшественников. Фото: © REUTERS/Gonzalo Fuentes Во Франции новым премьер-министром стал Франсуа Байру, которого местные СМИ именуют центристом. Для полноты картины необходимо описать краткую предысторию данного назначения. Ведь и прежним премьером был так называемый центрист – Мишель Б...
      270

      Краеугольная правда истории замалчиванию не подлежит!

      Невозможно строить прочное и светлое будущее без водворения на законное место исторических, фундаментальных и праведных основ нашего существования.Заместитель главы Совета безопасности России Дмитрий Медведев сравнил присоединения Донбасса и Новороссии со слиянием ФРГ и ГДР. Об этом он написал в своей статье «О национальной идентичности и политическом в...
      957

      Грузия – первая ласточка "риал-политик"

      © РИА Новости . Михаил Воскресенский Уже можно говорить о двух главных предновогодних сюрпризах геополитики. Первый – неожиданная хлипкость рухнувшего сирийского режима, слывшего жестким и бескомпромиссным. Второй – неожиданная устойчивость правящего грузинского, выглядящего мажорным и аморфным.О первом событии довелось уже порассуждать более-менее по...
      744

      Страна воинствующего безбожия. Зеленский создаёт свой собственный культ?

      «Из-за этой войны мы все стали более верующими. Люди сражаются и молятся. И это важно. Людям нужна помощь, любая помощь. Украина — очень религиозная страна, очень верующая. Конечно, мы должны полагаться на свои силы, но мы верим, что Бог поможет Украине». Эти слова сказаны Зеленским в ходе одного и многочисленных интервью западным изданиям. Сказаны на ф...
      300

      "Это их последний шанс". Что ВСУ хотят устроить на фронте

      Украинская армия может пойти в новое наступление на Курскую область © AP Photo / Efrem LukatskyУкраинские военнослужащие Зима в большинстве районов зоны СВО окончательно вступила в свои права. Раскисшие за осень грунты подморозило, теперь по ним даже может проходить гусеничная техника, не говоря о колесной. Разбросанные вдоль дорог лесополки без листвы...
      770

      Готовятся к земле: скандинавская психопатия набирает обороты

      В Швеции присматривают могилы для своих солдат, возгоняя истерию по поводу возможной войны с Россией Церковь Гётеборга получила указание в короткие сроки подготовиться к захоронению 30 000 павших солдат в случае войны или крупной катастрофы, сообщило 14 декабря шведское радио. Местные политики постоянно твердят, что скандинавская страна уже находится в с...
      306

      Переговоры с Трампом уже не нужны: план Путина по Украине сработал

      Чем ближе дата вступления Дональда Трампа в должность новостарого президента США, тем сильнее дергаются от разнонаправленных импульсов собаки Павлова: одни — пуская слюну от красивых планов окончательного мира на Украине, другие — визжа от боли и отчаяния. © РИА Новости / Изображение сгенерировано ИИ Всем ясно одно: Украина проиграла, а с ней размок по...
      347

      Бойня в Селидове: преступления Украины без срока давности

      Российские правоохранительные органы продолжают собирать материалы, касающиеся преступлений ВСУ в городе Селидове (ДНР). Десятки мирных жителей этого населенного пункта были убиты отступающей украинской армией. Террор, длившийся годамиВесь мир знает о существовании под Киевом населенного пункта Буча, где стараниями украинской и западной пропаганды весной...
      386

      "Политические проститутки берут разбег перед выборами": Юрий Бойко вышел в свет

      Лихо и бойко реанимировали политическую конкурентную жизнь выборы Трампа. Вот уже главный оппозиционер от бывшей партии ОПЗЖ публично выступил в соцсетях с критикой власти за снос памятников, ущемление русскоязычных граждан, преследование церкви. Юрий Бойко, который вместе со всей Радой смиренно голосовал за антинародные законы Зеленского, вдруг прозрел....
      842

      Тупые и еще тупее: торга с Западом не будет

      © РИА Новости / Изображение сгенерировано ИИ Пока Большая Россия спокойно решает и задачи спецоперации в Донбассе, и формирует новую архитектуру безопасности как на своих рубежах, так и в Евразии в целом, маленький евро-атлантический мир переходит к третьему этапу принятия новой реальности. Эта фаза называется торгом.Если у индивидуума третий этап осо...
      221

      Либеральный джихад на Украине не щадит британских головорезов

      © РИА Новости / Изображение сгенерировано ИИ В минувший уик-энд все британские телеканалы показали трогательные кадры из Манчестера, где местная полиция представляла результаты досудебного расследования обстоятельств гибели известного боевика Дэниела (Дэна) Берка, погибшего летом прошлого года на Украине при загадочных обстоятельствах."Ни одна семья н...
      218

      Кризис системы медицинского страхования Америки

      Расходы на здравоохранение беспрестанно растут, банкстеры гребут миллиарды 4 декабря около 6:45 утра в центральной части Манхэттена в Нью-Йорке возле отеля New York Hilton Midtown тремя выстрелами в упор был застрелен генеральный директор одной из самых крупных в США медицинских страховых компаний UnitedHealthcare 50-летний Брайан Томпсон. Его доставили ...
      334
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика