Юг Ливана в дыму: ВВС Израиля начали массированную атаку. Детали в телеграмм

Монгольский хан, казнённый на «осле»

0 171

Предшественник Чингисхана, убитый чжурчжэнями. Его звали Амбагай-хахан (хахан – старомонгольское произношение слова каан, эквивалентного китайскому хуанди, т.е. «император»). Так он назван в монгольском «Сокровенном сказании» (1240 г.). В "Джами ат-таварих (Сборник летописей)" персидского историка и визиря монгольских ильханов Ирана Рашид ад-Дина (1248 - 1318) его имя записано как Хамбакай-каан. Он с Чингисханом происходили от общего предка – Хайду-хана, хотя были в разных поколениях его потомков. При этом Амбагай был старше Чингисхана на 3 или 4 поколения (есть несколько вариантов его генеалогии), но при этом он вел свой род от младшего сына Хайду, а Чингисхан – от старшего. Так что вероятно Амбагай родился не более чем за 55-65 лет до рождения Чингисхана. Это подкрепляется еще и тем соображением, что ко времени гибели ему было около 50 лет, так как у него на тот момент была взрослая и уже замужняя дочь.

Его значение для монгольской истории в том, что Амбагай был своеобразным предшественником Чингисхана в деле объединения монгольских родов (обоков) под единой властью сильного хана. Это оказалось вызовом для чжурчжэньской империи Цзинь, которая претендовала на власть над всеми своими северными кочевыми соседями. В случае Амбагай-хахана на этот раз ей удалось купировать угрозу – руками лояльных цзиньцам татар из так называемых «войск дю». Вот как про это сказано в «Сокровенном сказании»:

«Однажды Амбагай-хаган лично отправился провожать свою дочь, которую он выдавал в замужество к Татарам из племени Айриуд-Буйрууд, что на реке Уршиун между озерами Буюр-наур и Колен-наур. В это-то время Амбагай-хагана и схватили Татары Чжуинского племени и повезли к Алтан-хагану Китадскому. Тогда Амбагай через посланника своего Балагачи, человека из Бесудского рода, велел передать среднему из семи сыновей Хабул-хагана, Хутуле, с тем, чтобы он, в свою очередь, передал следующее Хадаан-тайчжию из всех десятерых сыновей: "Отомстите за меня, который самолично провожал свою дочь, как всенародный каган и государь народа. Мстите и неустанно воздавайте за меня не только до той поры, что с пяти пальцев ногти потеряете, но и пока всех десяти пальцев не станет"» (перевод С.А. Козина).

Здесь необходимо уточнение насчет «Татары Чжуинского племени» в переводе С.А. Козина. Дело в том, что в оригинале Юань-чао биши (это памятник 1380-х гг., в котором дана транскрипция монгольского текста "Сокровенного сказания") китайскими иероглифами затранскрибированы монгольские слова Tatar Ju-in irgen, каждое из которых сопровождается подстрочными китайскими переводами этих слов – 塔塔兒,種名, 百姓 (в переводе с китайского это значит «народ, название вида Татар»). Так вот, слово Ju-in это притяжательное от «чжу», что С.А. Козин и перевел как «Чжуинские». Но при этом не пояснил, что это есть вариант названия для слова 乣 дю в монгольском старописьменном языке, которым написано «Сокровенное сказание». А ведь еще Ван Го-вэй (1877 - 1927), крупнейший китайский историк и текстолог, в 1920-х годах установил, что транскрипция 主因 чжу-инь, которой в Юань-чао биши записано слово Ju-in, передает название «войск дю» (в притяжательном падеже), которое еще имеет разночтение в виде иероглифа  糾 цзю. Это принципиальный момент – ведь он помогает уточнить, что же это были за «татары», которые действовали в пользу Цзинь против Амбагая и его конфедерации монгольских обоков. Понимание их как пограничных федератов Цзинь (т.е. «войск дю»), служебных племен империи, проясняет все дело.

Судьба Амбагая, попавшего в руки цзиньцев, описана Рашид ад-Дином, который привел в разных частях своего «Сборника летописей» сразу несколько вариантов рассказа об этих событиях, отличающихся друг от друга некоторыми деталями. Вот один из них:

«Так как племя татар было в подчинении государю Хитая, то татары внезапно схватили Хамбакай-каана и отослали его к алтан-хану, чтобы его умертвили, пригвоздив к “деревянному ослу”».

В другом варианте рассказа у Рашид ад-Дина уточняется, что к пресловутому «ослу» Амбагая прибивали «железными гвоздями». Что же касается самого этого “деревянного осла”, то совместными усилиями иранистов и тюркологов определили, что так называлась особого вида скамья. Осталось теперь только выяснить датировку событий – ведь ни в «Сокровенном сказании», ни у Рашид ад-Дина дат не приводится.

Войско чжурчжэней. Фрагмент китайской средневековой картины

Согласно так называемой «Повести о Чингисхане», которая есть в разных вариантах в «Сокровенном сказании» и в «Сборнике летописей» Рашид ад-Дина, рождение Темучжина (будущего Чингисхана) пришлось на разгар войны монголов с татарами. Собственно и само имя Темучжин было дано ему в честь победы над татарским вождем Темучжин-Ухэ. По данным Рашид ад-Дина эта война длилась несколько лет. Таким образом мы имеем ориентир для датировки казни Амбагая – это произошло за несколько лет (т.е. примерно за 3-5 лет) до рождения Чингисхана (он родился в январе-феврале 1155 г.). С другой стороны можно узнать, когда Амбагай бросил вызов Цзинь – ведь он сумел сначала нанести поражение чжурчжэням в нескольких столкновениях и только потом потерпел неудачу с татарами. Оба эти ориентира очерчивают диапазон лет, в течение которых и случились указанные события.

К сожалению, в официальной династийной истории «Цзинь ши», написанной к 1344 г., ее монгольские авторы опустили множество сведений именно о монголо-чжурчжэньских войнах. Только по некоторым осколкам сведений, пропущенных по невнимательности редакторами, мы узнаем, например, о походах чжурчжэней против монголов в 1138-1139 гг. Так, в жизнеописании крупнейшего цзиньского полководца Ваньянь Цзунби (его 2-е имя – Учжу) ничего не говорится о его походах на север. Но в жизнеописании его подчиненного Улиньда Хуя редакторы пропустили короткое сообщение, что он в «начале периода девиза Тянь-цзюань (1138-1139 гг.) следовал за [Ваньянь] Цзунби в военных походах на север». После чего в «Цзинь ши» пропадают сообщения о столкновениях с монголами вплоть до 1190-х годов. 

Зато южносунские авторы в своих текстах сохранили многие сообщения о нескольких чжурчжэньско-монгольских войнах. В частности, они есть в сочинениях Ли Синь-чуаня (1167 – 1243) и в 大金國志 "Да Цзинь гочжи (Описание государства [династии] Великая Цзинь)". Из них мы узнаем, что ближайшими по времени к периоду рождения Чингисхана столкновения с монголами были в 1146 – 1149 гг., когда Цзинь правил император Хара (по храмовому имени – Си-цзун). А в 1150 г. новый император Дигунай (о нем см. статью выше) заключил с ними мир, который продолжался в течение всего его правления (т.е. до середины декабря 1161 г., когда Дигуная свергли и убили).

Приведенные даты позволяют реконструировать ход событий. В Да Цзинь гочжи говорится, что летом 1145 г. произошел первый набег монголов, затем в 1146 г. чжурчжэни отправили 10 000 войско для наказания за этот набег, но потерпели крупное поражение. В результате монголы настолько усилились, что в 1147 г. цзиньцы не только попросили мира путем выдачи ежегодных щедрых даров, но и решили купить их вождя пышным титулом, для чего и была выдана «грамота их вождю на титул аоло-боцзиле (это китайская транскрипция чжурчжэньских слов) в качестве “Монгольского помогающего государству владетеля”». Результат этого оказался для них неожиданным:

«Но ежегодные дары были слишком щедрыми и тогда аоло-боцзиле [монголов] самопровозгласил себя «Первоначальным императором»... Тогда Великая Цзинь стала год за годом вести войну. Но [цзиньцы] так и не смогли покарать [монголов], только лишь отправили отборные войска, чтобы распределить их на поддержку стратегических пунктов, а остальную [часть войск] отвели назад».

Судя по этому тексту речь идет как раз об Амбагае. Дело в том, что до Чингисхана титул кагана (хахан) носил только он. Кроме того, скорее всего “Амбаhай-каhан” не имя, а сложный титул, где совмещены чжурчжэньские титулы амбань-боцзиле/аоло-боцзиле (чжурчжэньское слово амбань как раз и вошло в состав этого сложного титула - в разных тунгусо-маньчжурских языках амба/амбань значит "хозяин, главный начальник, господин") с тюрко-монгольским “каган”. Здесь есть полная аналогия с Чингисханом, у которого титул «чингис-хан» (он значит "всемирный/всеобщий хан") со временем слился с именем (при его изначальном имени Темучжин, которое было почти забыто).

А еще один вариант рассказа об Амбагае у Рашид ад-Дина позволяет сузить временной диапазон событий, так как там приводится следующая деталь: «племена татар отослали Хамбакай-каана к государю Сусэ, и тот его умертвил». Рашид ад-Дин тут называет императора Цзинь (обычно называемого «алтан-ханом», т.е. «золотым ханом» по тюркски и монгольски, что является калькой с названия династии Цзинь, значащей по-китайски «золотая») «государем Сусэ». Т.е. это несомненно правивший как раз в годы возвышения Амбагай-каана император Цзинь, известный под храмовым именем Си-цзун. ‘Сусэ’, точнее ‘Сэ-су(н)’ (с учетом вероятной метатезы слогов), хорошо соотносится с именем Си-цзуна. Си-цзун правил с 1135 г. и до 9 января 1150 г. (в этот день он был убит заговорщиками во главе с Дигунаем). Это и дает нам возможность определить terminus ante quem гибели Амбагай-каана как конец 1149 г. Но скорее всего казнь Амбагая была еще в начале этого года – ведь после нее монголы совершили вторжение в Цзинь с целью мести за Амбагая. И только после этого был заключен мир с ними – уже новым чжурчжэньским императором Дигунаем. Это был ловкий военно-дипломатический маневр, который на 30 с лишним лет обеспечил для Цзинь мир с монголами. И более того – монголы, оставшись наедине со своими врагами татарами, втянулись с ними во взаимно ослабляющую обе стороны войну. При этом цзиньцы, встав над этой схваткой, обеспечили себе рычаги воздействия и на монголов, и на татар.

«Коротко и по делу»
  • Nikkuro
  • Вчера 19:04
  • В топе

Министр культуры Словакии Мартина Шимковичова на пресс-конференции осадила представителя ЛГБТ*.  Когда министру задали вопрос на тему поддержки педерастов под предлогом «толерантности» и «ра...

Перестали быть добренькими. Россия лишает Финляндию известного на весь мир судостроительного завода
  • pretty
  • Вчера 20:25
  • В топе

ГЕОПОЛИТИКА ЦИВИЛИЗАЦИЙЗдравствуй, дорогая Русская Цивилизация.  Вот хороший сегодня день, не зря с утра отличное настроение. В общем, наша Необъятная лишила финнов прав на один из ...

За пару минут уничтожил пропаганду Запада! Тиль Швайгер высказался в поддержку Путина
  • sam88
  • Вчера 23:46
  • В топе

Немецкий актер Тиль Швайгер стал гостем популярного ток-шоу в Германии. Ведущая задала звезде фильма «Достучаться до небес» провокационный вопрос, спросив о том, кого он поддерживает: ...