Герои-смертники в армии Чингисхана и его потомков

4 338

Монгольское звание ба(h)атур (произносилось у заимствовавших это слово тюрок и персов - "бахадур", а по-русски "богатырь"), которое уже в середине XIII в. произносилось как ба'атур или даже батур, часто встречается в источниках. Обычное его толкование не отличается от русского "богатырь" или "герой/отважный воин". Но не все так просто - в самых ранних, т.е. относящихся к XIII в., источниках батуры армии Чингисхана связываются с понятием смертника. Так, южносунский дипломат-разведчик Пэн Да-я, побывавший у монголов  в 1233 г., дает следующее разъяснение:

«Не [присужденных к] смерти наказывают ссылкой на тяжелые работы в войске батуров (то же, что по-китайски «бесстрашные воины») и прощают их только после трех-четырех случаев [заслуг]» (мой перевод из Хэй-да шилюэ, 1237 г.).

В тексте дополнительного пояснения Пэн Да-я (в переводе оно заключено в скобки, а в оригинале было написано мелкими иероглифами в 2 ряда в колонке основного текста) монгольское слово батур (оно приводится в транскрипции) Пэн Да-я переводит китайским сочетанием 死士 "бесстрашные воины". Но у 死士 есть и другое значение - "смертники". В принципе это значение не должно относиться к самим батурам - как сказано в тексте, это приговоренных направляли к ним под начало, о чем говорится как в цитируемом пассаже, так и в другом месте у Пэн Да-я:

«Воинственные вожаки и [их] крепкие слуги собираются в подразделения, которые находятся в особом подчинении у старших военачальников. Их называют войсками батуров. Раньше, когда они нападали на тангутов и чжурчжэней, то во всех [этих] государствах гнали [впереди] их людей [как рабов] и атаковали их города» (Хэй-да шилюэ)

Тут видим понятную ситуацию - батуры являются этаким спецназом, ведающим хашаром (т.н. "осадная толпа"), который гонят впереди собственно монголов как смертников. Понятно, что управлением отчаявшимися людьми, которых гонят на верную смерть, должны заниматься опытные, умелые и отважные воины, т.е. батуры. Подобная практика монгольских военачальников хорошо известна из синхронных им источников, где обычно описывается хашар при монгольских штурмах укреплений. Сунский автор XIII в. Лю Кэ-чжуан в "Ду Гао шэньдаобэй" так разъясняет этот образ действий войск батуров:

«Захваченные [в рабство] рубили деревья на фашины для свирепого войска батуров. Войско батуров посылало всех приговоренных к смерти в атаку на укрепления. Тем самым [за счет смертников] замещалось [использование] латников и заграждений от стрел, которые [иначе пришлось бы] сооружать в виде плоских щитов из десятка с лишним слоев бычьих шкур».

То, что у батуров имелись в подчинении, а точнее даже в собственности, приписанные к ним люди, известно также из "Юань ши", где цитируется указ каана Гуюка:

«[Гуюк] указал каждой сотне монгольских кибиток передать одного человека на службу у батуров» (Юань ши, цз. 3)

Казалось бы все ясно - смертники (точнее помилованные от смертного приговора, с заменой на приписывание к войску батуров) и захваченные рабы представляли собой подчиненный контингент у батуров-бесстрашных воинов. Но все же у термина "батур-бесстрашный воин" видимо существовала также и коннотация "смертник" - как это подметил Пэн Да-я, дав вышеуказанное разъяснение. Это предположение можно аргументировать тем обстоятельством, что этот же оттенок смысла сохранился и до рубежа XIV-XV вв., т.е. до времен войн Тимура. Приведем цитату из "Зафар-намэ (Книга побед амира Тимура)" Шараф ад-Дина Али Йезди (1424/25 г.), где описывается одно из сражений Тимура:

«Группа бахадуров поднялась и встала на первой седловине [горы]… Еще одна группа храбрецов, отказавшихся от жизни (выделение мое - Р.Х.), при помощи веревок поднялась наверх и встала напротив крепости. Обе группы, действуя согласованно…, напали на крепость. Сколько бы ни бросали из крепости стрелы и камни, бахадуры не повернули назад».

Т.е. у Шараф ад-Дина Али Йезди бахадуры тождественны "храбрецам, отказавшимся от жизни". Конечно, это также дань красочному и пышному стилю панегиристического сочинения в честь побед Тимура и его воинов. Но все же налицо приравнивание бахадуров к не жалеющим своей жизни людям, т.е. к смертникам.

А вот и сами эти бахадуры-смертники (из иллюстраций рукописи "Зафар-намэ")

Результаты мультикультурализма в России
  • pretty
  • Вчера 18:15
  • В топе

СЕРГЕЙ  МАРДАНИстория, которая должна была приключиться давным-давно, но произошла именно сейчас. Вопрос довольно простой. Кто эти юноши, завернутые в азербайджанские флаги и орущие аллахакбар и ...

Решили как-то абхазы 150 лет назад поднять восстание против России. Рассказываем, чем для неё это закончилось

Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. Есть одна очень интересная история, которую многие сегодня почему-то подзабыли. Ещё 210 лет назад, Абхазия находилась под управлением Османской ...

«Осталось недолго»: Хазин рассказал об одной фразе Путина Трампу, вызвавшей панику у либералов Москвы

Владимир Путин одной фразой, адресованной США и их новому президенту, вызвал панику в либеральных кругах России. Об этом рассказал экономист Михаил Хазин. Российский лидер отреагировал н...

Обсудить
  • Очень интересно. Но вы интересовались, какое славянское слово было вытеснено словом "богатырь". Богатырь, богадур, может тут повлияло схожесть с "бог"?
  • Мрачные подробности, но знать их нужно... :thumbsup: