Когда родился Чингисхан — дата преткновения (часть первая)

2 167

 Рождение Чингисхана и проблема так называемых «темных лет»

О точной дате рождения Чингисхана — 1155, 1162 или 1167 год, историки до сих пор окончательно не договорились. Казалось бы, это частный вопрос — начиная с 1201 г. датировка событий в державе Чингисхана в основной литературе является более или менее общепринятой. И для дальнейших событий, которые касались уже многих стран и народов, нюансы внутримонгольской политики предшествующего периода вроде бы не так уж и важны. Однако, если предпосылки создания мировой Монгольской империи («Еке Монгол улус», как это образование называлось во времена самого Чингисхана) лежат в организации сначала «Хамаг Монгол улус (Улус всех монголов)», то без пристального внимания к личности его создателя не обойтись.

Выяснение же точной даты рождения Чингисхана имеет особое значение для определения немаловажных деталей становления его государства и понимания внутренних движущих причин его поведения. Если коротко сформулировать, то для этого понимания имеет значение вот что — было ли Чингисхану 34 года, когда влиятельные степные аристократы сделали его ханом, или было всего лишь 27 лет (а то и вовсе 22 года); было ли ему уже далеко за 50, когда он начал коренные преобразования в своем чифдоме, приведшие к созданию полноценного государства и началу внешней экспансии, или ему не было и 40 (либо немного за 40). Кроме того, среди исследователей истории Монголии, Китая и Тибета существует даже такое представление, что без этой точной датировки «вообще невозможно составить хронологию истории Монголии на основе китайских и монгольских источников».

Относительно же смерти Чингисхана существует общепринятая дата: 25 августа 1227 года, которая подтверждена всеми основными источниками по периоду Чингисхана и его первых преемников: «Тарих-и джахангушай» Джувейни, «Сборник летописей» Рашид ад-Дина[1], «Юань ши» и «Сокровенное сказание» (где, правда, указан только год смерти и его сезон, а именно — осень «года свиньи», приходившаяся тогда на период с середины августа по начало ноября 1227 г. [2]).

[1]  В разных списках сочинений Джувейни и Рашид ад-Дина номер дня месяца рамадан 624 года хиджры, под которым указывается смерть Чингисхана, варьируется от 4-го до 15-го (т.е. от 17 и до 28 августа 1227 г.), есть среди них и 12-е число, т.е. 25 августа 1227 г. Разнобой в этих цифрах связан с ошибками и описками переписчиков рукописей и копиистов новых списков с них, которые одну цифру иной раз писали вместо другой (рукописное написание настоящих арабских цифр, а не привычных нам «арабских», в ряде случаев очень сходно и легко принять одну за другую в рукописи). В сводных текстах публикаций этих источников основной датой принимают обычно именно 12 рамадана 624 г.х. (25 августа 1227 г.).

[2] Год свиньи тогда длился с 19 января 1227 г. по 7 февраля 1228 г. И монголы и китайцы считали начало лунного года как первый месяц весны, а осень, соответственно, отсчитывали с 7-го месяца лунного года. Поэтому для 1227 г. монголы (и китайцы) считали осенью период с 14 августа по 10 ноября 1227 г.

Напротив, касательно даты его рождения (хотя бы только года рождения) в источниках нет такого согласия. Дата рождения Чингисхана, в явном или неявном виде (то есть через сообщение числа прожитых им лет, которое с учетом знания даты смерти позволяет вычислить и год рождения) присутствует как в ранних, так и в поздних источниках. К первым относятся, в частности, такие основные (для данных целей) сочинения: «Мэн-да бэй-лу» Чжао Хуна, «Шэн-у цинь-чжэн лу» и «Юань ши» — на китайском языке; «Маджма’ ал-адаб фи му’джам ал-алкаб» Ибн ал-Фувати (1244–1323) — на арабском языке; «Джами ат-таварих» Рашид ад-Дина — на персидском языке. Ко вторым — «Сказание о Чингис-хане» XVI–XVII вв. на чагатайском тюрки; монгольские летописи XVII в., такие как «Алтан тобчи (Золотая история)» и «Шара туджи (Желтая история)» анонимных авторов, «Алтан тобчи» Лубсан Данзана, и более поздняя «Эрдэнийн тобчи (Драгоценная история)» Саган Сэцэна; тибетские сочинения, такие как «Дэбтэр онбо (Синяя книга)» Шоннубала или «Пагсам-джонсан» ламы Сумба-Хамбо. Приводящиеся в них даты в основном сводятся к двум главным вариантам годов рождения Чингисхана — 1155 г. или 1162 г. (вариант 1167 г. является реконструкцией исследователей, а не прямым сообщением источников).

В единственном сохранившемся монгольском источнике, современном эпохе Чингисхана, т.е. «Сокровенном сказании» (1240 г.), нет ни даты рождения Чингисхана, ни продолжительности его жизни, в §268 СС есть только краткое упоминание о годе его смерти:

«Чингис-хан, после окончательного разгрома Тангутов[4], возвратился и восшел на небеса в год Свиньи (1227)».

Таким образом, собственно монгольские источники эпохи Чингисхана, дошедшие до нас, не дают данных о дате его рождения. По контрасту с этим источником времен самого Чингисхана, поздние монгольские летописи XVII в. указывают на рождение Чингисхана в 1161 или 1162 году, часто с «подробностями». Чтобы адекватно понять реальную достоверность этих позднейших известий, надо иметь в виду, что существует большой временной разрыв в монгольской письменной традиции после падения династии Юань (1271 – 1388) в так называемый «темный период», т.е. с конца XIV и по весь XVI в., из которого до нас не дошло ни единого монгольского исторического сочинения. Это очевидным образом указывает на заимствование поздними монгольскими летописцами вышеназванных «подробных» дат из внешних источников — тибетских и китайских. В частности, у исследователей не вызывает сомнений факт знакомства монгольских авторов XVII–XVIII вв. с китайскими сочинениями по истории монголов, главнейшим из которых была династийная история «Юань ши».

В самой ранней летописи, возобновившегося в XVII в. после веков «темных лет» монгольского летописания, в анонимной «Алтан тобчи» (первая треть XVII в.), год рождения Чингисхана сначала указывается как «год Змеи (moгai jil)», т.е. 1161 г., и в ней же говорится, что «в 1206 г. Чингисхан поднял ”белое знамя с девятью хвостами”, когда ему было 45 лет», что за вычетом почти года внутриутробной жизни (этот год китайцы и монголы по своему обыкновению включают в продолжительность жизни человека) и дает дату рождения Чингисхана как 1162 г. С еще бóльшими «подробностями» пишет Лубсан Данзан в своей «Алтан тобчи» (написана, вероятно, в 1660-е гг., но не позднее 1675 г.): «в год черной лошади (1162 г.), в первый летний месяц, в полдень шестнадцатого дня родился Чингис-хаган». Сведения же «Шара туджи» на этот счет просто фантастичны — рождение Чингисхана датируется годом огня-коня, каковые годы в XII в. приходятся на 1126 и 1186 годы. Видимо у ее автора, использовавшего первую часть «Сокровенного сказания» и китайские сочинения, эти источники относились к буддийской литературе, так как в его, пронизанном буддийскими мотивами, описании Чингисхан, бывший в реальности язычником-анимистом, является «хубилганом», перерожденцем бодисатвы. Скорее всего автор «Шара туджи» пользовался тибетским сочинением «Дэбтэр онбо» Шоннубала (1478 г.), где приведена аналогичная датировка года рождения Чингисхана — 1182 г.[4] Считается, что «Дэбтэр онбо» была создана на основе другого тибетского сочинения «Дэбтэр-марбо» Гунга-Дорчжэ и с привлечением китайских источников, причем с большой путаницей в хронологии.

[3] Выше по тексту «Сокровенного сказания» (см. §266 СС) сообщается, что события этого разгрома состоялись летом этого года свиньи. Таким образом, сообщенное в §268 СС произошло после лета этого года, т.е. осенью 1227 г.

[4] Ср. у Шоннубала: «император Чжингир (Чингис) родился в года Воды-Тигра (1182 г.)… В возрасте 38 лет он стал императором и правил 23 года. Его также называли Тэдзун. Он умер в стране Миньяг в 61 год на 12-й день первого осеннего месяца года Воды-Тигра (1242 г.)». Анализ этого сообщения показывает, что его источником были китайские тексты (на это прямо указывает явное использование Шоннубалом юаньского источника, где поименование Чингисхана как «Тай-цзу» было единственно возможным нормативным вариантом – так как при Юань его могли именовать только по его посмертному храмовому имени), воспринятые с ошибками понимания китайского текста. Тем не менее, Шоннубалом верно названо храмовое имя Чингисхана при Юань, т.е. Тай-цзу («Тэдзун»), и правильно указано место его смерти, т.е. страна тангутов (их самоназвание – мияг, в тибетском языке, родственном тангутскому, они называются «Миньяг»); но при этом все цифры в датировках неверные и не совпадающие ни с китайскими, ни с мусульманскими источниками эпохи Чингисхана (о чем ниже). При этом продолжительность жизни Чингисхана, указанная Шоннубалом в 60 лет (в тексте – 61 год, т.е. по монгольскому счету, который на 1 год больше реального возраста человека), хотя и не совпадает с другими ее вариантами (65/66 лет по «Юань ши» или 72/73 у Рашид ад-Дина) явно подобрана для того, чтобы показать хорошо известный в монголо-тибетском мире факт жизни Чингисхана – что он родился и умер в годы, носившие в монгольском летоисчислении одинаковые названия (в древнем тюрко-монгольском календаре, в т.н. «12-тилетнем животном цикле», названия годов по названиям животных повторяются через 12 лет и далее, через каждое кратное 12 количество лет). Незнание Шоннубалом точных цифр, заменяемых им на произвольно-приблизительные, видно также и из неверного числа лет нахождения Чингисхана на каанском престоле – 23 года у Шоннубала, хотя точно было известно, что правление это продолжалось 21 год.

По данным другого монгольского летописца XVII в. Саган Сэцэна в его «Эрдэнийн тобчи» (1662 г.) рождение Чингисхана датируется 1162 годом: «ханский сын Тэмуджин в год курицы (1189 г.) в возрасте двадцати восьми лет сел на ханский престол». Саган Сэцэн создал свой свод на базе летописей того же времени — так, в ней отмечены заимствования из «Алтан тобчи» и «Шара туджи». Но эти сведения Саган Сэцэна о датах жизни Чингисхана прямо или косвенно (через другие монгольские сочинения) на самом деле восходят к китайским источникам, так как исследователи монгольского летописания указывают, что Саган Сэцэн пользовался китайскими сочинениями. Тут надо еще отметить, что в рассказе об истории Чингисхана Саган Сэцэн совместил собрания 1189 и 1206 годов в одно событие, т.е. соединил великий курултай 1206 г., где Темучжин стал верховным кааном и принял титул «Чингис», с 1189 годом, когда Темучжин стал только выборным ханом. При этом сами события 1206 г. он изложил в версии сходной с «Алтан тобчи» Лубсан Данзана, опустив указанный там Лубсан Данзаном возраст Чингисхана в 45 лет. Вероятно он предпочел собственные вычисления («в возрасте двадцати восьми лет сел на ханский престол»), отталкиваясь от известной ему продолжительности жизни Чингисхана, взятой то ли прямо из «Юань ши», то ли через посредство «Алтан тобчи» Лубсан Данзана.

Для правильного понимания происхождения сведений поздних монгольских летописей разберем, например, «Алтан тобчи» Лубсан Данзана — дающего самое «подробное» описание рождения Чингисхана и являющегося источником для последующих монгольских авторов. Исследователи отмечают использование Лубсан Данзаном «Сокровенного сказания» — считается, что Лубсан Данзаном пересказано до 75% его текста (233 параграфа СС из 282), а также и его знакомство с китайскими источниками, в первую очередь с «Юань ши». Причем, он восполняет сведения, отсутствующие в одном из этих основных своих источников, через данные другого. Например, в рассказе о Бодончаре-простаке версия «Алтан тобчи» не полностью совпадает с версией «Сокровенного сказания», но при этом дополняется ученым ламой (есть предположение о китайском происхождении Лубсан Данзана) важным указанием на фаталистическое отношение к судьбе Бодончара, которое присутствует в «Юань ши», но отсутствует в «Сокровенном сказании», сравним соответствующие пассажи:

«Юань ши»: «братья поделили семейное имущество без него. Бодончар сказал: “Бедность и худородство, богатство и знатность – судьба [решит]!..”»

«Алтан тобчи»: «Старшие братья… не считали его сородичем и не дали ему его части. Бодончар, не получив своей части, сказал: “Этак-то как здесь жить?” и, говоря: “Умереть ли, жить ли, пусть то ведает судьба моя!”, — уехал».

Аналогично восполнено Лубсан Данзаном отсутствие подробностей о рождении Чингисхана в «Сокровенном сказании» через привлечение сведений «Юань ши». По мнению Н.Ц. Мункуева, был произведен расчет через известную оттуда продолжительность жизни (по монгольско-китайскому счету) Чингисхана. В целом же приходится согласиться с выводом Н.Ц. Мункуева: «монгольским историкам была наиболее известна только «Юань ши» как официальная династийная история. В монгольских летописях XVII в. дата рождения Чингис-хана выведена из нее». С учетом этого, а также того, что авторы «Алтан тобчи», «Шара туджи» и «Эрдэнийн тобчи», по мнению академика Б.Я. Владимирцова, «плохо разбирались в своих источниках по истории Чингис-хана», и вообще «путались в хронологии», приходится признать сугубую вторичность этих поздних монгольских сочинений по отношению к китайским источникам XIV в.

Как уже было отмечено выше, то же самое касается и тибетских хроник — самые ранние из них, где есть годы жизни Чингисхана, содержат абсолютно неверные даты. Несколько иначе обстоит дело с самой поздней из них, с «Пагсам-джонсан», которая в основной части повторяет данные из «Дэбтэр марбо» и «Дэбтэр онбо» с их фактическими ошибками хронологии (например утверждение, что Тибет попал под власть монголов в 1206 г.) , но при этом в датировке продолжительности жизней и царствований монгольских ханов, наоборот, довольно точна по сравнению с ними. Дело в том, что эти две вышеназванные ранние тибетские сочинения имеют слабую проработку хронологии времен Чингисхана, а вот позднее (XVIII в.) сочинение Сумба-Хамбо обретает стройную систему датировок, поскольку практически полностью следует хронологическим и генеалогическим таблицам «Юань ши». Данное обстоятельство поясняется самим Сумба-Хамбо, он замечает, что использованные им тибетские сочинения неточны касательно хронологии и генеалогии монгольских ханов и не соответствуют тому, «что [говорится] в большинстве собственно китайских и монгольских сочинений». Надо учесть широкую распространенность «Юань ши» за прошедшие с момента ее создания 350 лет как главного исторического источника по монголам — что в самой Монголии, что в Тибете. Так что основу хронологии «Пагсам-джонсан» здесь составили данные именно «Юань ши». Поэтому теперь надо обратиться к вопросу достоверности китайских известий, как определяющему достоверность вышерассмотренных поздних монгольских и тибетских источников, вторичных по отношению к ним в вопросе дат жизни Чингисхана, а потому нерелевантных и для точного разрешения вопроса о дате рождения Чингисхана.

Самым ранним китайским известием, где присутствуют датировки жизни Чингисхана, является «Мэн-да бэй-лу» (1221 г.). Она была написана Чжао Хуном, послом империи Южная Сун к монголам, направленным в Яньцзин (ныне Пекин) в 1220 г. для выяснения вопроса о возможном союзе с ними против чжурчжэньской империи Цзинь. Его достоверность вообще, как делового разведывательного отчета, в вопросе о датах жизни Чингисхана подкрепляется еще одним немаловажным обстоятельством. Дело в том, что в средневековом Китае существовала практика использования фэн-шуй, т.е. китайской системы геомантии/астрологии, для принятия важных решений. Она требовала относиться со всей серьезностью к датам жизни контрагентов. Поэтому неудивительна та скрупулезность, с которой Чжао Хун отнесся к вопросу выяснения сведений о верховном владетеле монголов, предполагаемом союзнике.

Чжао Хун констатировал неточность монголов в датах рождений и их приблизительность, разумеется, только с точки зрения китайца, привыкшего к требованиям фэн-шуя по точности дат:

«По их обычаю, [они] каждый раз отсчитывают один год, когда зеленеют травы. Когда у них люди спрашивают возраст, то [они] говорят: “Столько-то трав!”. [Я, Хун], также часто спрашивал у них дни и месяцы [их] рождений. [Они] смеялись и отвечали мне: “[Мы] никогда не знали этого!”. [Они] даже не могли вспомнить, было это весной или осенью».

Тем не менее, наиболее вероятно, что Чжао Хун именно в ходе общения с Мухали, одним из самых близких соратников Чингисхана, с которым в Пекине вел длинные беседы (они занимали значительную часть времени посольства Чжао Хуна), узнал и установил следующее:

«Нынешний император Чингис родился в [году] цзя-сюй (14.II.1154 – 3.II.1155)».

Следующим по времени источником на китайском языке, где есть указания на даты жизни Чингисхана, является «Шэн-у цинь-чжэн лу», сочинение, написанное монголом Чаганом в конце XIII в. Оно, подобно вышерассмотренным тибетским летописям, не дает ни точной даты рождения, ни абсолютно достоверной базы для ее расчета. Во многом это если не копия, то пересказ «Сокровенного сказания», в котором регулярные даты появляются только с 1201 г. И это не случайно — автором ШУЦЧЛ был монгол Чаган, который в 1290-х написал сочинение по истории Чингисхана, переведенное на китайский язык (оно и стало в итоге дошедшим до нас ШУЦЧЛ). Так, в «Шэн-у цинь-чжэн лу» имеется только упоминание возраста Чингисхана в 42 года (по китайскому счету, или 41 год, в привычной нам традиции определения возраста не от момента зачатия, а от момента появления на свет) в той части текста ШУЦЧЛ, которая следует после описания поражения кэрэитского Ван-хана (1203 г.). Но данное упоминание возраста Чингисхана невозможно точно привязать к абсолютным датам ввиду разрозненного состояния исходного списка ШУЦЧЛ, где «связных периодов было не более одной или двух частей из десяти». А это значит, что данное упоминание возраста могло относится к любому промежутку времени, никак не связанному с наличием его в конкретном месте дошедшей до нас рукописи ШУЦЧЛ. Более того, в конце списка ШУЦЧЛ и вовсе сказано, что умер Чингисхан в возрасте 60 лет, причем только в XIX в. китайский ученый Хэ Цю-тао (1824 – 1862) дописал к этой длительности жизни Чингисхана цифру «5» (см. замечание публикатора текста ШУЦЧЛ арх. Палладия, общавшегося с самим Хэ Цю-тао), чтобы «исправить» противоречие и получить длительность жизни Чингисхана, близкую к сообщению «Юань ши»[6]. Таким образом, ШУЦЧЛ лишь предоставляет исследователям возможность принимать эти соображения в расчет или нет. Одни исследователи видят тут подтверждение датировки рождения Чингисхана 1162 годом, другие — не согласны с таким подходом.

Так, П. Пелльо, используя «Шэн-у цинь-чжэн лу» в своем исследовании, предпочитает вводить предположение о существовании ранней редакции этого источника и, в конце концов, приходит к совсем иной датировке рождения Чингисхана — 1167 г. Впрочем, Пелльо с осторожностью подходил к собственной гипотезе: «Я далек от уверенности в дате 1167 год из-за наличия более ранних текстов, которые говорят о 1154 – 1155 гг., но 1167, может быть, более согласуется с дальнейшей жизнью Чингис-хана[7] и по этой причине достоин внимания и критики со стороны будущих историков». К сожалению, авторитет Пелльо сильно довлел над многими западными исследователями, предпочитавшими не замечать его научной добросовестности, требовавшей от него указать на правомерные сомнения в истинности его дискуссионного предположения.

[6] В китайском языке, чтобы написать число «65» – 六十五, всего лишь надо к знакам 六十 «шестьдесят» дописать знак 五 «пять». Хэ Цю-тао, отлично знавший «Юань ши», посчитал, что в рукописи ШУЦЧЛ «потеряна» одна китайская цифра «пять». И чтобы возраст Чингисхана в год бин-сюй (год, к событиям которого и прибавлена данная приписка), соответствовал сообщению «Юань ши», произвел свой расчет дат и прибавил указанную «пятерку» для восполнения «лакуны/описки».

[7] Утверждение П. Пелльо о том, что 1167 г. «более согласуется с дальнейшей жизнью Чингис-хана» вызывает изумление, ибо если бы Темучжин родился в этот год, то тогда бы его женитьба на Бортэ состоялась в возрасте 14 лет, а первый его ребенок появился, когда ему было бы 15 лет. Эти цифры получаются из твердо установленного факта – даты рождения его третьего сына Угэдэя (и при этом он был четвертым ребенком Темучжина и Бортэ  первым их ребенком была дочь), т.е. 1186 г. Она известна из независимого от других источников сообщения южносунского разведчика Сюй Тина, лично общавшегося с Угэдэем (побывал в ставке Угэдэя в 1236 г.). Оба его старших брата, Джучи и Чагатай (1-й и 2-й сыновья Чингисхана, соответственно), были, как и он, рождены Бортэ, а значит можно рассчитать, полагаясь на известные физиологические циклы женщины (промежуток между рождениями одного за другим двух детей, при нормальном восстановлении организма женщины и выживании нормально доношенных детей, должен составлять до полутора лет), что Бортэ могла родить Джучи не позднее конца 1183 – начала 1184 г. (разброс получается от того, что неизвестен месяц рождения Угэдэя – было ли оно в начале или в конце 1186 г.). Но Джучи не был первым ребенком у Темучжина и Бортэ, известно, что им была девочка – их дочь по имени Ходжин-бэки (у Рашид ад-Дина – Фуджин-беги). Поэтому получается, что фактическое осуществление брака с Бортэ (заключенного отцами Темучжина и Бортэ в их еще детском возрасте) должно было быть не позднее 1181 г. «Сокровенное сказание» подробно рассказывает о том, что Темучжин забрал Бортэ из семьи ее отца только после того как он смог преодолеть через несколько лет тяжелой борьбы то полное обнищание и опустошение улуса его скончавшегося отца Есугай-батура, случившееся из-за того, что подданные Есугая покинули его вдов и детей, оставив последних без средств. Только поправив дела и создав свой собственный улус, Темучжин смог настоять на фактическом исполнении формально заключенного брака. На это ушло не менее десяти лет после смерти Есугай-батура (судя по перечисленным в «Сокровенном сказании» событиям борьбы Темучжина за создание собственного улуса). А потому возраст 14-ти лет уж никак не «согласуется с дальнейшей жизнью Чингис-хана» на момент его фактического вступления в брак с Бортэ.

Большинство отечественных исследователей не принимают гипотезы П. Пелльо, указывая на необходимость серьезной доказательной ее проверки (см. примечание 7 выше). Ведь она, как видим, основана на одном шатком указании ШУЦЧЛ и не подтверждается остальными аутентичными источниками, кроме «Юань ши» (которая сама и была основой для «поправок» поздних китайских ученых к исходному, неясному и противоречивому, сообщению ШУЦЧЛ). Таким образом, получается, что все тибетские и вышеприведенные поздние монгольские источники сводятся к сообщению «Юань ши», фактически единственному первоисточнику даты 1162 г. Поэтому остается проверить достоверность этого главного пост-юаньского («Юань ши» писалась в 1369-1370 гг.) источника касательно дат жизни Чингисхана.

(продолжение и окончание в частях второй и третьей)

Портрет Чингисхана из коллекции парадных портретов юаньских императоров (приписывается художнику и архитектору Анигэ, служившего Хубилаю - внуку Чингисхана), хранится в Тайбэе, в музее экспонатов, вывезенных Чан Кай-ши из пекинского дворца Гугун

Привет авианосцам англосаксов: В Йемен прибыли русские корабли с неким "грузом", отключив системы опознавания

Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. Navy Corabel пишет:"После визита на Кубу 27-31 июля с. г. СКР "Неустрашимый" БФ пересёк Атлантику и, по данным из X, 18.08 прошёл Гибралтарский ...

В чём крутизна советского мультфильма «Остров сокровищ», который стал внезапным мировым хитом, разлетелся на мемы и цитаты?

 Приятно, когда произведение, которые ты любишь с детства, вдруг открывают для себя миллионы людей по всему миру. Так случилось с «Островом сокровищ» — мультфильмом, снятым на «Киевнаучфильме» в ...

Бонды для украины

Там некоторые надмозги вчера начали писать, со ссылкой на «Файненшиал Таймс», что «ЕС собирается предоставить украине 20-40 миллиардов евро новых кредитов до конца года». ...

Обсудить
  • Обстоятельный подход к теме, ничего не скажешь!