Когда родился Чингисхан — дата преткновения (часть третья)

0 143

Окончательное разрешение проблемы — современное положение дел

Что касается отечественных исследователей, то старшее поколение востоковедов — В.В. Бартольд, Б.Я. Владимирцов твердо придерживалось датировки рождения Чингисхана 1155 годом. Ее поддерживают и крупнейшие отечественные китаеведы, специализировавшиеся на китайских источниках по истории центральноазиатских народов, такие как Н.Ц. Мункуев и Е.И. Кычанов. Основой для их датировок являются «Мэн-да бэй-лу» (1221 г.) и «Джами ат-таварих (Сборник летописей)» Рашид ад-Дина (1248—1318), составленный в 1310-х гг.

Исследователи, придерживающиеся иных дат рождения Чингисхана — 1162 или 1167 года, помимо проблемы достоверности китайских источников, показанной выше (см. часть вторую), должны решить еще и сложную задачу дезавуирования сведений Рашид ад-Дина. Для этого ими используются два подхода: во-первых, показать Рашид ад-Дина враждебно настроенным к Чингисхану и потому специально подогнавшим дату его рождения к году свиньи, нечистого животного для мусульман; а во-вторых, подвергнуть сомнению датировки Рашид ад-Дина вообще из-за их якобы внутренней противоречивости. Примером первого рода служит Н.П. Шастина, выдвинувшая такой тезис: «По сведениям Рашид ад-Дина Чингис родился в год свиньи, который приходится на 1152-1153 г. н.э. Но Рашид ад-Дин, по-видимому, сознательно указывает неверную дату, так как пытается подогнать год рождения Чингиса под год свиньи… и хотя бы этим показать свое отрицательное отношение к нему. Открыто высказать свое мнение о Чингис-хане персидский историк не мог». Но в данном случае весь этот пассаж основан на элементарном непонимании, что дошедшие списки «Джами ат-таварих» в цитируемой Шастиной части свода Рашид-ад-Дина дошли до нас как их черновой вариант, в котором много описок. Так и здесь наличествует простая описка (“547” вместо “549”) — дело в том, что начало года свиньи, начинавшийся с 4 февраля 1155 г. (по тюрко-монгольскому 12-тилетнему животному циклу), соответствует в мусульманском календаре 549-му году от хиджры (этот год длился с 18 марта 1154 г. по 6 марта 1155 г. по юлианскому календарю), а не указанному по ошибке переписчиков в черновом списке РД «547 г.х.» (длился с 8 апреля 1152 г. по 29 марта 1153 г., что по монгольскому календарю соответствовало году обезьяны, а никак не году свиньи).

Другой подход озвучен Л.Н. Гумилевым: «Рашид ад-Дин допустил при определении этой основной даты вопиющее противоречие: сначала он говорит, что Чингисхан родился в год Свиньи, соответствующий 547 г.х. (1152 – 1153), а затем указывает возраст Чингисхана в момент его смерти (август 1227 г.) – 72 года, т.е. дата рождения падает на 1155 г.». Как видим, и у него наличествует нежелание проверить — а действительно ли упомянутый 547 г.х. это год свиньи, а не просто описка в тексте рукописей «Джами ат-таварих». Далее Л.Н. Гумилев просто переходит в своих выкладках к использованию в качестве года рождения 1162 года, без каких-либо дальнейших обоснований, усугубляя тем самым сделанную им грубейшую ошибку.

Прежде же, чем рассматривать обоснованность критики Рашид ад-Дина с точки зрения его якобы «отрицательного отношения» к Чингисхану, дадим краткую характеристику его источников и их достоверности. Здесь надо сразу отметить, что как великий визирь ильхана Газан-хана Рашид ад-Дин имел возможность пользоваться пресловутым «золотым сундуком», который имелся не только в Центральном Улусе мировой империи чингизидов (Монголия и Китай при Юань), но и в других улусах. О его существовании пишут многие мусульманские авторы, излагающие историю ильханата, например Джувейни. Кроме того, Рашид ад-Дин также пользовался данными самого Газан-хана, признанного знатока истории монголов, а еще и сообщениями ученого монгола Пулад-чинсана, или чэнсяна Болода по-монгольски[1], прибывшего в 1286 г. в Иран из Китая. В ходе работы над «Сборником летописей», который по мысли Рашид ад-Дина должен был включать источники «от “франков”… до китайцев», сформировался целый коллектив его сотрудников, взявших на себя обработку всех этих разнообразных летописей «маликов и атабеков». Черновой текст первых двух или трех томов (всего их четыре или пять, в зависимости от членения дошедших до нас списков) «Сборника летописей» был, видимо, составлен ими и затем только прошел редакцию Рашид ад-Дина. Окончательный свой вид тот том, где говорится о жизни Чингисхана, принял через несколько лет после прочтения Газан-ханом и учета его замечаний. Исследователи творчества Рашид ад-Дина отмечают, что в тех местах, где нет необходимости защищать свою политическую линию, он оказывается точным в передаче своих источников.

[1] «Чинсан» — это передача по-персидски китайского слова «чэнсян» – названия должности в китайской чиновной номенклатуре, эквивалентного канцлеру или премьер-министру. При Юань это название также использовалось. А «болод» по-монгольски значит «сталь», слово которое монголы часто использовали для имен.

Поэтому представляется необоснованным предположение о тенденциозности Рашид ад-Дина в передаче фактической информации о Чингисхане — Рашид ад-Дин не был враждебен к монголам вообще, наоборот, он был сторонником линии примирения интересов местных иранских феодалов и нового поколения завоевателей-монголов. Именно эту политику он ставил во главу угла своей деятельности как великого визиря и автора реформ Газан-хана. В ней он противостоял первоначальной, хищнической тенденции в политике первых монгольских ханов-завоевателей, в ней он схож с киданем Елюй Чуцаем, который при Чингисхане и Угэдэе сумел убедить монголов регулярно эксплуатировать Северный Китай вместо того, чтобы недальновидно грабить его и превращать в пустыню. Как реальный политик, Рашид ад-Дин не мог рисковать своей политикой примирения, которая и без того многих монголов сделала его политическими врагами, нелепо искажая известные Газан-хану факты жизни его великого предка. Его наследник ильхан Улджайту-хан так оценил качество сочинения своего визиря:

«Более правильно, более истинно и более ясно, чем эта история никто [еще] не написал».

Высказывались предположения о возможной враждебности Рашид ад-Дина в частной жизни к монголам вообще, основывающиеся на двух местах в его переписке (см. например ссылку на письма №№ 7 и 13 его «Переписке»). Но внимательное их прочтение приводит к выводу, что они связаны с его непримиримым отношением именно к той линии монгольских завоевателей на бездумное ограбление покоренных народов, с которой он боролся. Это подтверждает следующее место письма № 13: «мы посылаем в ту сторону ходжу Али Фирузани…чтобы…смыл старые дафтары , которые появились во времена тиранов-тюрок и битикчи-притеснителей». Отсюда ясно следует, что «тюрки» (т.е. монголы в терминологии Рашид ад-Дина) «тираны» не вообще, а именно «старые», т.е. представители той монгольской политики, против которой как раз боролся Рашид ад-Дин. Упоминание битикчи (писарь) особенно характерно — это яркий признак политики первых ханов, что на Руси, что в Иране или Северном Китае, когда государственный аппарат монголов еще не усложнился и битикчи в нем были едва ли не единственным названием для гражданских чиновников и управляющих делами самого разнообразного свойства. Таким образом, тезис Н.П. Шастиной о подгонке даты рождения Чингисхана Рашид ад-Дином представляется полностью необоснованным, не говоря уже о непонимании сущности описок в числах годов хиджры в указанном отрывке «Сборника летописей», о чем подробно было сказано выше.

Более того, надо уточнить, что Рашид ад-Дин отлично знал соотношения годов тюрко-монгольского животного 12-летнего  цикла с годами мусульманского календаря, а также провел специальные вычисления по поводу дат жизни Чингисхана. Все это он описал в других частях (иных, чем в цитируемых Н.П. Шастиной и Л.Н. Гумилевым местах РД) своего «Сборника летописей». Так, «год Свиньи» (у Рашид ад-Дина он называется “кака-йил” — это персидская огласовка монгольского выражения gakhai-jil, т.е. «год свиньи») в XII в. приходился на 1154/55 г., о чем Рашид ад-Дин и сообщает в своей итоговой «Летописи жизни Чингиз-хана сообразно годам его жизни в виде сокращенного изложения событий и происшествий» (это название резюмирующей части соответствующего раздела данного тома «Сборника летописей»), где также еще сказано:

«Произведя подсчет назад, соответственно астрономическим данным, стало известно, что [начало] года кака, являющегося годом его рождения, приходится на месяц зу-л-кадэ 549 г.х. [7 января – 5 февраля 1155 г. н.э.]».

Как видим, Рашид ад-Дин отлично знал, что день 4 февраля, с которого начинался монгольский год свиньи, соответствующий нашему 1155 г., попадал на предпоследний день мусульманского месяца зу-л-кадэ 549-го года хиджры.

Рассмотрение всех упоминаний возраста и дат жизни Чингисхана во всех частях свода летописей Рашид ад-Дина показывает, что есть ошибки (переписчиков или сотрудников Рашид ад-Дина) в некоторых летописях, как например в [РД т.1 ч.2, с.74] год кака (свиньи) ошибочно указан 547 г.х. (на что ссылаются Н.П. Шастина и Л.Н. Гумилев). Но проверка внутри этих летописей через возраст Чингисхана, привязанный к другим датам, неизменно указывает на обычную описку или ошибку. Как появлялись такие ошибки можно показать на примере чагатайского «Сказания о Чингис-хане» XVI–XVII вв. — в его конце переписчик добавил сведения о жизни Чингисхана: «Чингис-хан родился через пятьсот сорок девять лет после смерти Мухаммеда». А это явная путаница между годом бегства Мухаммеда из Мекки («хиджра») и годом смерти пророка, при правильном числовом значении года – 549, как и у Рашид ад-Дина в [РД т.1 ч.2, с.247]. Там же, где видна редакторская рука Рашид ад-Дина, выдающегося математика и астронома (астролога) того времени, эти ошибки исправлены, его расчеты безупречны.

Кроме приведенного примера итоговой сокращенной летописи, где приведены все эти расчеты самого Рашид ад-Дина, можно указать «Летопись государей Туркестана и Мавераннахра» в другой части свода Рашид ад-Дина. В ней год рождения Чингисхана приурочен к 34-му году жизни каракитайского гур-хана. Расчет же по приведенным датам жизни этого гур-хана дает год рождения Чингисхана точно в 549 г.х., т.е. 1155 г. Интересно, что в некоторых летописях (в составе «Сборника летописей Рашид ад-Дина) цифры возраста Чингисхана отличаются на плюс-минус 1 год, при расчете по указанным в них же опорным датам, что сходно с «Алтан тобчи» и, возможно, связано с учетом или не учетом сводчиками «Сборника летописей» монгольской традиции добавления года внутриутробной жизни. Но в итоге, Рашид ад-Дин в «сокращенной летописи» провел свою работу по сверке всех этих дат и определил окончательные возраст и, соответственно, год рождения (через вычитание возраста от известной даты смерти) Чингисхана:

«У монголов установлено и известно следующее: продолжительность жизни Чингиз-хана была семьдесят два тюркских года… 72 года солнечных тюркских, общая сумма которых, учитывая неполные солнечные годы, будет 73 года».

Вычисления Рашид ад-Дина показывают, что он или сам провел их, или воспользовался уже имевшимися не позднее 1261 г. данными Наср ад-Дина ат-Туси (выдающийся персидский ученый-энциклопедист, жил в 1201 – 1274 гг.; особо известен как астроном и математик – он служил придворным астрологом/астрономом у монгольских ильханов Ирана и был личным другом первого ильхана Хулагу, внука Чингисхана). Работавший в его знаменитой обсерватории в Мераге и заведовавший в ней библиотекой его ученик Ибн ал-Фувати, ссылаясь на письмо Наср ад-Дина ат-Туси от 1261 г., приводит в своем сочинении «Маджма’ ал-адаб фи му’джам ал-алкаб» сведения своего учителя касательно жизни и деятельности Чингисхана, в том числе и даты его жизни:

«Его кончина имела место в месяце рамадан 624 г., а его рождение – в [месяце] зу-л-кад 549 г.».

Рамадан в 624 г.х. приходился на 14 августа – 12 сентября 1227 г., а месяц зу-л-кадэ 549 г.х. — на период с 7 января по 5 февраля 1155 г. Это самая ранняя прямая дата рождения Чингисхана в арабских источниках, причем относящаяся к середине XIII в. и полученная от современников самого Чингисхана. Дело в том, что достоверность сообщений Наср ад-Дина ат-Туси касательно дат жизни Чингисхана можно считать весьма высокой, так как он был приближенным ильхана Хулагу (известны факты его влияния на ильхана, связанного как с его ценными советами по разным вопросам, так и большими услугами по завоеванию владений исмаилитов и багдадского халифа) и часто привлекался к составлению гороскопов членов династии ильханов. А для этого были нужны точные даты рождения не только самого Хулагу (родоначальника этой династии), но и его ближайших старших родственников, т.е. Тулуя (его отца) и Чингисхана (деда).

Надо подчеркнуть, что генеалогические схемы властителей тюркско-монгольских народов были в дальнейшем тесно увязаны с генеалогией чингизидов, правивших в их странах и потому сведения о жизни Чингисхана были лучше всего сохранены именно мусульманской традицией, опиравшейся во многом на расчеты придворных астрологов этих властителей. Поэтому расчеты Рашид ад-Дина, точнее комбинации вычислений как его предшественников, так и его собственные, легли в основу работ последующих средневековых историков Средней Азии, вроде Хивинского хана XVII в. Абу-л-Гази (он был прямым потомком Чингисхана), сообщившего о пользовании «Сборником летописей» и имевшего в своем распоряжении восемнадцать сочинений, излагавших историю чингизидов. В отличие от этой традиции, опиравшейся на заинтересованность мусульманских государей, кровно связанных с Чингисханом, послеюаньские китайские авторы (придерживавшиеся антимонгольской традиции династии Мин) как раз не интересовались выявлением достоверных датировок жизни монгольских ханов в астрологических целях — им было достаточно лишь сослаться на выбранный ими китайский текст с подходящими для их целей датами (как это было показано выше, в части второй). Кроме того, ни в одном раннем монгольском или китайском источнике (кроме «Мэн-да бэй-лу», т.е. записок, созданных союзником монголов - южносунцем Чжао Хуном) нет прямой даты рождения — даются только варианты продолжительности жизни Чингисхана, которые являются позднейшими интерполяциями китайских ученых-конфуцианцев.

С учетом приведенного выше анализа точности известий о ней в поздних китайских источниках, надо признать, что наиболее достоверными являются только прямые даты рождения Чингисхана, которые есть в прижизненном ему «Мэн-да бэй-лу» (1221 г., сообщение Мухали, соратника Чингисхана) и в сообщениях окружения ильхана Хулагу, внука Чингисхана (середина XIII в., они переданы в письме Наср ад-Дина ат-Туси, сохраненном Ибн ал-Фувати), а также данные расчетов ильханского великого визиря Рашид ад-Дина. Ввиду всего этого, дата рождения Чингисхана — начало 1155 года, т.е. его январь-февраль, может считаться вполне установленной.

Ильхан Хулагу с женой Докуз-хатунь, их портрет из иллюстрированной рукописи "Сборника летописей" Рашид ад-Дина (начало XIV в., тебризская школа персидской миниатюры)

Привет авианосцам англосаксов: В Йемен прибыли русские корабли с неким "грузом", отключив системы опознавания

Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. Navy Corabel пишет:"После визита на Кубу 27-31 июля с. г. СКР "Неустрашимый" БФ пересёк Атлантику и, по данным из X, 18.08 прошёл Гибралтарский ...

В чём крутизна советского мультфильма «Остров сокровищ», который стал внезапным мировым хитом, разлетелся на мемы и цитаты?

 Приятно, когда произведение, которые ты любишь с детства, вдруг открывают для себя миллионы людей по всему миру. Так случилось с «Островом сокровищ» — мультфильмом, снятым на «Киевнаучфильме» в ...

Бонды для украины

Там некоторые надмозги вчера начали писать, со ссылкой на «Файненшиал Таймс», что «ЕС собирается предоставить украине 20-40 миллиардов евро новых кредитов до конца года». ...