Как известно, сведения о генеалогии Субэдэя в "Сокровенном сказании монголов" (точнее сообщения о его старшем брате Чжэльмэ и их отце Чжарчиудае) совершенно не совпадают с той подробной поколенной росписью 4-х поколений предков того урянхайского полководца Субэдэя (1176 - 1248), что есть в цзюани 121 "Юань ши". Конечно, в "Юань ши" есть и второе жизнеописание Субэдэя (в цз. 122), но там генеалогическая легенда его рода очень краткая, в ней нет такого подробного генеалогического древа его рода, как в жизнеописании в цзюани 121.
Я наконец полностью разобрал этот вопрос на основе обнаруженных юаньских текстов 1295 и 1349 годов. Особенно ценным является текст 1295 г., где приведены сведения из стелы храма предков урянхайского Субэдэя (они и являются первоисточником для жизнеописания в "Юань ши"). А текст 1349 г. - это мемориальная запись, посвященная потомкам Хулухура, старшего брата Субэдэя. Если первый текст (1295 г.) я уже использовал в опубликованных работах, то второй вводится в оборот впервые.
Все это описано в докладе, подготовленном для 36-х Пашутинских чтений (проходят ежегодно в середине апреля). Поскольку материалы этой конференции (XXХVI Чтения памяти члена-корреспондента АН СССР В.Т. Пашуто) вдвое расширили объем, доступный для публикации тезисов докладов, то там напечатана практически полноценная моя статья по данному вопросу. В апреле этого года я прочел данный доклад на Пашутинских чтениях, а его почти полный текст тоже опубликован - пока на бумаге, но обычно через какое-то время материалы Чтений выкладывают и на eLIBRARY.RU (как и прочие издания ИВИ РАН).
Минский рисунок, изображающий Субэдэя
Оценили 3 человека
8 кармы