Ранее я описал важнейшее сражение при отмели Динцзячжоу (в марте 1275 г.), предопределившее военную катастрофу южнокитайской империи Сун. См. о этом тут - https://cont.ws/@bohun1/290092...
Главнокомандующим сунскими войсками был крупнейший сановник этой династии Цзя Сы-дао, который во многом и был виновен в размере данной катастрофы. Личностью он был неординарной и немало отметился в китайской истории. Поэтому я решил поделиться еще одной интересной историей о нем, которая при этом не имеет аналогов в мировой дипломатической практике.
Все началось с того, что монгольский чиновник, китаец по происхождению, Хао Цзин был отправлен послом в империю Сун в мае-июне 1260 г.
Монгольские послы в Сун часто подвергались арестам, сопровождавшиеся постоянными допросами. Все это могло длиться годами, рекорд принадлежит Урмасу, которого удерживали 36 лет. Хао Цзина продержали в плену поменее - "всего-то" 15 лет.
Но касательно случая с Хао Цзином и его посольством есть подробные сведения о причинах задержания, приводимые в «Сун ши», в разделе «Основные записи» правления императора Ли-цзуна (цз. 45) и в жизнеописании Цзя Сы-дао (цз. 474). Согласно ним задержание и затем длительное удерживание данных послов было вызвано интригой могущественного сановника Цзя Сы-дао (он был главой Верховного тайного совета, т.е. главного военного органа империи, и родственником императора Ли-цзуна - его шурином), не желавшего допустить Хао Цзина и его товарищей по посольству на прием к сунскому императору.
Дело в том, что в конце 1259 г. Хубилай поспешил уйти от осажденного монголами Эчэна (крупнейшего города империи Сун, ныне это агломерация Ухань-Учан) к Пекину, чтобы бороться за каанский престол со своим братом Ариг-Бугой. Первоначально оставленная им у Эчэна часть войска вскоре также была отведена на север. Чтобы замаскировать свои серьезные проблемы с нехваткой сил на одновременную борьбу с Ариг-Бугой и на продолжение войны с Сун Хубилай и отправил посольство Хао Цзина.
Как следует из сообщения цз. 474 «Сун ши», предложение Хубилая императору Ли-цзуну, которое и должен был передать Хао Цзин, состояло из двух основных пунктов: прекращение военных действий и отказ от ранее выдвигавшихся монголами требований ежегодных денежных «подарков» (по сути дани), которые Сун ранее выплачивала Цзинь. Монголы претендовали на это наследие покоренной ими Цзинь и добивались этих выплат еще на переговорах 1238 г. о мире с Сун – по некоторым данным, тогда Ли-цзун согласился платить, но позднее сунцы не стали это исполнять.
Согласно жизнеописанию Цзя Сы-дао первое требование дани, сделанное монголами в начале 1260 г., было отвергнуто, но Цзя Сы-дао уговорил Ли-цзуна согласиться на нее. Последовавший после этого добровольный отход монголов от Эчэна и новые мирные предложения Хубилая (включая отказ от получения ранее вытребованной денежной выплаты) выставляли Цзя Сы-дао в совершенно идиотском виде.
18 октября 1260 г. Ли-цзун приказал отправить посольству Хао Цзина свое пожалование, но Цзя Сы-дао подал доклад с искаженными сведениями и «государь был введен в заблуждение его докладом и не разобрался [в сути дела]» (цз. 45 СШ). Как далее отмечают юаньские авторы «Сун ши», это было сделано Цзя Сы-дао потому что он хотел
«утаить в докладе дело об ежегодной денежной [выплате], а также об объявлении [Хубилаем] мира»,
поскольку уже лживо присвоил себе заслуги по уходу монголов на север (там же).
Жизнеописание Цзя Сы-дао конкретизирует, что речь идет об отводе войск монголов от Эчэна зимой 1259/60 г., так как сразу после ухода монголов Цзя Сы-дао поручил своим приближенным литераторам сочинить злободневный памфлет о событиях под Эчэном с восхвалением Цзя Сы-дао в качестве победителя монголов и как иронически пишут авторы его жизнеописания
«по всему государству не было никого, кто бы не знал как зовут того, кто добился мира».
И именно поэтому Цзя Сы-дао
«тайно приказал властям Хуайдуна задержать [Хао] Цзина сотоварищи и держать в лагере войска, [называемого] “Верные и храбрые”, в Чжэньчжоу».
Деталь про написанный штатными борзописцами трактат о мудрости их патрона меня особенно восхитила.
Предполагаемый портрет этого интригана на высшем уровне:
Цзя Сы-дао
Оценили 3 человека
7 кармы