Продолжение. Первую часть см. тут — https://cont.ws/@bohun1/292868... . В ней остановились на появлении новых чжэнши, уже после того, как первые нормативные истории (Ши цзи и Хань шу то есть), стали каноническими образцами для династийных историй, а их составление стало важнейшим государственным делом во всех империях на территории Китая.
В результате этого процесса чжэнши стали создаваться по вышеупомянутым образцам (вообще же, более поздние чжэнши также обычно учитывали новации, появлявшиеся в более ранних династических историях). Таким образом составы и композиции династийных историй в основном приобрели законченный и единообразный вид. Т.е. стандартная чжэнши должна была иметь 3 или 4 основных раздела, каковыми являлись:
1). Бэньцзи (Основные записи) — изложение событий царствований императоров династии в хронологическом порядке и состоит из сборника анналов правлений каждого императора династии.
2). Чжи (Трактаты) — раздел, представляющий собой подборку тематических описаний (трактатов), касающихся разных областей жизни и администрации государства и которые содержат сведения об обрядах и обычаях, состоянии администрации и системы чинов и должностей, о военном деле, ритуалах и придворных церемониалах, экономике и торговле, системе права и наказаний, географии, календаре, ремеслах и искусствах в период существования династии.
3). Бяо (Таблицы) — хронологическо-генеалогические таблицы, такие как: таблица императриц и главных жен; таблица родословия династии (содержит сведения как о предках основателя династии в предыдущих поколениях, так и об их потомках по нисходящим линиям, вплоть до последних императоров); «таблица всех ванов» (князей крови, правителей вассальных государств etc); таблица принцесс; несколько таблиц высших чинов империи (канцлеров, первых министров и высших советников императоров); таблицы иных назначений (например важнейших событий, таких как приезды послов и подношений даней разных государств).
4). Лечжуань, т.е. «Жизнеописания», содержащий биографии выдающихся деятелей в период данной династии, также еще и раздел с описанием вассальных стран, а еще со сведениями о государствах, с которыми имела контакты династия, которые по традиции авторы династийных историй всегда включали в последние цзюани раздела Лечжуань.
Здесь приведен полный формат для композиции чжэнши, но понятное дело, жизнь вносила свои коррективы и разные чжэнши имели некоторые отклонения от данного канона. Так, раздел «Таблиц» был самым неустойчивым в композициях чжэнши – он присутствует не во всех них, а его состав также не был твердо определенным и постоянным. В то время, как остальные 3 раздела являлись обязательными.
Кроме нормативной, т.е. официальной, историографии, в Китае довольно рано развилось написание частных исторических сочинений. Они в китайской традиции стали называться 野史 еши (первый знак исходно значил "дикие, необработанные земли", потом им стали обозначать вообще все дикое, не получившее обработки, или просто частное и неофициальное).
Т.е. это были исторические работы, которые неофициально писали китайские историки и ученые. Неофициально в данном случае значит, что они или не состояли на государственной службе, или писали свои работы в качестве частных лиц. С одной стороны это иногда мешало их доступу к первоисточникам (из архивов правительственных ведомств), но с другой стороны – позволяло им выходить за рамки текущей официальной позиции. Тем более, что часто такими «неофициальными» историками были чиновники высоких рангов династии, а потому имевшие доступ ко многим документам – тогда для них снималась вышеуказанная проблема по получению архивных данных.
Хотя в китайской старой историографической традиции полагалось считать еши "низким", второстепенным историческим жанром, но некоторые конфуцианские ученые-историки и хорошо образованные правители понимали, что в них часто сохранялась важная и уникальная информация, которая при составлении чжэнши или "терялась", или редактировалась, или просто напросто искажалась до неузнаваемости. Поэтому были нередки случаи, когда в новых редакциях официальных историй привлекались данные из еши.
Страницы из печатного (ксилографического) издания XIII в. с рассказом о событиях войны Сун с чжурчжэнями в 1130-х гг., героем которых был знаменитый китайский полководец Юэ Фэй (на гравюре изображено восхождение Юэ Фэя на гору Цзиньшань)
Оценили 3 человека
8 кармы