По крайней мере так считали китайские книжники времен Чингисхана. Конечно, тогда они не знали про маньчжуров, ведь это название появилось значительно позже, когда чжурчжэньский род Айсинь Гиоро сумел в XVI в. стать гегемоном среди прочих родов чжурчжэньского происхождения и племен, говоривших на родственных им наречиях. Вот тогда богдыханы Айсинь Гиоро и приказали называться им всем как маньчжуры. А объявленную ими династию Цин (1644 - 1912), которая стала править всем Китаем, стали называть маньчжурской.
Поэтому сейчас в литературе закрепилось название "тунгусо-маньчжурские" языки, например. Для простоты понимания оставим за чжурчжэнями и родственными им этносам это общее название, т.е. маньчжуры. Кстати, это похоже на историю с монголами, так как "монголы" стало общим понятием для родственных племен и родов только со времен Чингисхана.
Вернемся к китайским книжникам XII-XIII вв. и их убеждению в общности происхождения монгольских и маньчжурских племен. Южносунский автор Ли Синь-чуань (1167 - 1243) в своем трактате подытожил изыскания своих предшественников по данной теме. Свои выводы он изложил в специальной главе «Клятвенные посещения пограничных застав татарами (О государстве монголов – главное и дополнительное)», где рассказывает о происхождении монголов (их он не отделяет от татар, о чем говорит само название главы вместе с его подзаголовком-пояснением). Там сразу же сообщается:
«Предки татар были одного рода с чжурчжэнями, ведь те и другие – это потомки мохэ. Их государство во времена [династий] Начальная Вэй , Ци и Чжоу называлось Уцзи, а ко временам [династии] Суй – называлось Мохэ... Племена носили такие имена как хэйшуй, байшань и другие. Байшань изначально были подданными Корё и, когда [государство] Тан уничтожило Корё, их остатки все вместе вошли в состав [государства] Бохай. Только хэйшуй сохранили свои силы [нетронутыми]. Ко временам расцвета [государства] Бохай все мохэ были уже подчиненными ему. Позднее, когда си и кидани напали на него, племена [мохэ] разделились и рассеялись. Те, что проживали в верховьях реки Хуньтунцзян – назывались нюйчжэнь (Хуньтунцзян – это как раз река Ялу ). Это потомки хэйшуй. Те, что проживали в горах Иньшань , именовали себя татарами... Когда [Ли] Цзицянь предал клятвы, то вследствие этого [татары] разорвали отношения и не приходили. По этим причинам [они] стали служить киданям».
Итак, о чем же сообщает тут Ли Синь-чуань. В частности о его периодизации: упоминаемая им династия Юань Вэй (Начальная Вэй) или Северная Вэй, она же Тоба-Вэй (по правящей фамилии из сяньбийского рода Тоба), существовала в 386–535 гг. Она оказала огромное влияние на историю Китая, в частности на его разделение за Север и Юг (период так называемых «северных династий»). Ввиду своего изначально сяньбийского (протомонгольского) происхождения, в период Северной Вэй правящим домом оказывалось значительное внимание связям с северными и северо-восточными кочевыми племенами. Северная Ци существовала в 550 – 577 гг., а династии Северная Чжоу — в 557 – 581 гг.
Теперь, что касается приведенных им этнонимов. Мохэ – тунгусо-маньчжурские племена (точнее прототунгусские племена), жившие на территории Маньчжурии, южной части Приморского края и северной части Кореи. В китайских источниках периодов Суй и Тан (581 – 907 гг.) этим именем также называли конкретно чжурчжэньские племена, с которыми сталкивались китайцы (нюйчжэнями-чжурчжэнями их стали называть только с времен Ляо). Начиная с династии Северная Вэй, тунгусо-маньчжурские племена, которые с древности назывались в китайских источниках как илоу, стали называться уцзи/уги. Позднее, в китайских источниках различные тунгусо-маньчжурские народы региона стали называться мохэ – под этим политонимом тогда стали называть такие племена как гуда, фунэ, аньчэгу, гуши и, упоминаемые далее, хэйшуй (т.е. «чернореченские») и байшань («белогорские») мохэ. Эти племена являлись предками многих современных тунгусо-маньчжурских народностей – таких как нанайцы, ульчи (нани), удэгэ, орочи, чжурчжэни/маньчжуры.
«Чернореченские» (хэйшуй) и «белогорские» (байшань) мохэ – эти названия считаются китайскими кальками соответствующих чжурчжэньских слов. В частности, среди маньчжурских родов (потомков чжурчжэней) есть род сахалян-мохэ, который в переводе с маньчжурского и означает «чернореченские мохэ». Государство Бохай (существовало в 698 – 926 гг.) было создано тунгусо-маньчжурскими племенами (мохэ и др.) на землях, которые теперь находятся на территории современного Приморья (юг Приморского края, Россия), юго-восточной Маньчжурии (провинция Хэйлунцзян в КНР) и северо-востока Кореи (Бохай на юге граничил с корейским государством Силла). В состав Бохая вошли также когурёские земли с их населением – после гибели государства Когурё в 668 г. Соседями его на севере были шивэйские и сиские племена, на западе и юго-западе – кидани. Последние и завоевали Бохай в 926 г., включив его в в состав своей империи Ляо.
Современные представления об этногенезе монголов, конечно, не тождественны предложенной китайскими средневековыми книжниками схеме. Но тем не менее в ней есть рациональное зерно.
Из цинского альбома народов, изображение тунгусо-маньчжурской народности хэчжэ
Оценили 5 человек
10 кармы