Известно, что китайцы мастера стратагем, особенно в области политики в отношении к так называемой "варварской периферии". Начиная с самой глубокой древности различные "царства" древнего Китая постоянно имели дело с различными народами на своих границах. Я уже писал про это тут — https://cont.ws/@bohun1/286286...
К временам Хань этим отношениям уже исполнилось много веков. А потому прошло достаточно времени, чтобы сформировались основные принципы отношений ханьских "цивилизаторов" с "варварами", а точнее — как ими управлять к вящей пользе Срединного государства. Самым основным из них стал принцип 以夷治之 и и чжи чжи ("руками варваров управлять ими").
Но как оказалось, в эти игры можно играть и другой стороне. Иначе говоря — "варвары", начиная с сюнну (хунну), тоже учились премудростям соседей. Причем некоторые из них даже умудрились превзойти учителей. Да так, что периодически завоевывали Срединное государство, частично или даже целиком.
Вот к примеру кидани, завоевавшие почти весь северный Китай и создавшие империю Ляо (916 - 1125). В этой империи система управления территориями была поделена на две части — в одной, охватывавшей земли, где жили сами кидани и другие кочевые народы, имелось управление, сохранявшее чисто киданьские способы правления; а в землях, которые ранее были частью китайской империи Тан, сохранялись присущие ханьцам структуры власти. Но со временем киданьские администраторы набирались знаний и опыта, присущего китайским администраторам земель с оседлым (в основном ханьским) населением. А потому они стали переносить подходы чиновников китайских империй и к своим кочевым подданным и соседям.
Вот так и получилось, что ляосские сановники (т.е. кидани) стали рассматривать кочевников с точки зрения своих покоренных китайских подданных и использовать их советы и опыт. В итоге пришло к тому, что сами кидани нечувствительно сформулировали суть политики и и чжи чжи. Что и было отражено в 1035 г., в докладе императору Ляо одного из киданьских сановников:
"татары (цзубу) уловили ветер удачи [Ляо] и все подчинились. Все государства Западного края тоже выразили желание прибывать в Ляо с данями. Поскольку было переселение различных племен, то правительство упорядочило [их], подразделив на 3 племени, а к пользе нашего государства – не ставились укрепления и города со стенами, не строились пограничные укрепления с гарнизонами, и татары (цзубу) на протяжении ряда поколений не смели делаться разбойниками... когда одно племя поднимает мятеж, соседнее племя идет карательным походом на него. Так заставили [эти племена татар] совместными усилиями поддерживать порядок между собой. Это правильный путь, чтобы добиваться обуздания дальних народов" (мой перевод из цзюани 103 Ляо ши).
Пир киданей, заданный сунскому послу к ним
Кидани более ста лет довольно успешно придерживались этой политики и создали мощное государство-гегемон, которое настолько стало известно ближним и дальним соседям, что даже и мы до сих пор называем Срединное государство по их имени (т.е. Китай). А еще и монголы Чингисхана и его преемников повторили путь киданей (благо киданьских советников у них было много, начиная с времен самого Потрясателя вселенной). Так, уже его внук Хубилай внимательно слушал и впитывал пересказы китайских хроник, которые ему переводили на монгольский язык и потом пересказывали специально подобранные люди из числа китайских конфуцианских ученых, выучивших язык "варваров".
Оценили 6 человек
12 кармы