В массовом восприятии фигура монгольского полководца Субэдэя (1176 - 1248) олицетворяет вершину полководческого искусства державы Чингисхана. 9 из 10 спрошенных насчет оного укажут на Субэдэя. А ведь это несправедливо и не соответствует всему комплексу источников по этому времени и по данному вопросу.
Я готовлю книгу (собираю материалы, делаю переводы из ранее не привлекавшихся источников Юань etc) о полководцах Чингисхана. И давно уже пришел к выводу, что главным полководцем эпохи именно Чингисхана (1155 - 25.08.1227 г.) был другой человек. А именно — Чжэбэ (в современном халха-монгольском языке это имя произносится как Зэв). О нем уже подготовлен вчерне материал, который еще пополняется и переосмысливается. Но основные вещи о жизни Чжэбэ я уже публиковал в 2-х изданиях моей книги "Армия монголов периода завоевания Древней Руси" (первое 2011 г. и 2022 г., дополненное и пересмотренное). Приведу тут этот фрагмент книги:
Чжэбэ (1165 ? – 1224 г.)
Сведения о жизни Чжэбэ мы получаем из четырех главных источников: «Сокровенного сказания» (СС), «Шэн-у цинь-чжэн лу» (ШУЦЧЛ), «Джами ат-таварих» Рашид ад-Дина (РД) и «Юань ши» (ЮШ). Все они содержат тексты, которые восходят к первоисточникам, синхронным жизни Чжэбэ. К сожалению, в составе «Юань ши» не сохранилось его связной биографии. Зато в составе описаний родов и племен монголов в знаменитой «энциклопедии монгольской жизни» Рашид ад-Дина до нас дошли их исторические предания, в том числе и рода, к которому принадлежал Чжэбэ. Количество информации и ее достоверность касательно жизни и деятельности Чжэбэ в этих главных источниках распределены неравномерно. Наиболее интересными с этой точки зрения являются «Сборник летописей» Рашид ад-Дина и «Юань ши».
Чжэбэ принадлежал родовому подразделению йисут монгольского обока бесут, который находился в подчинении монгольского обока тайчжиут. И ни в одном из сохранившихся источников нет точных данных ни о дате его рождения, ни о том, сколько именно лет он прожил на свете. Лишь из ЮШ, из текста жизнеописания Исмаила (подчиненного Чжэбэ в 1218 – 1224 гг.), из сделанного там вскользь замечания о событиях после победы на Калке, стало известно, что Чжэбэ умер в конце его самого знаменитого похода (совместно с Субэдэем), т.е. в 1224 г. В литературе иногда ошибочно утверждают, на основании одного сообщения в «Сокровенном сказании», что Чжэбэ еще был жив в 1231 г. Но это плод недоразумения из-за ошибки сводчиков СС. Данное сообщение в §272 СС (насчет участия Чжэбэ), что «Огодай-хан, в год Зайца (1231), выступил в поход на Китай, Чжебе был отправлен передовым. Огодай-хан сразу же разгромил Китадскую рать и, ломая ее как сухие сучья, перешел через Чабчияльский перевал», — это ошибка составителя т.н. «Летописи Угэдэя» (третьей части в составе СС). Точнее — это использование автором этой, третьей части, являющейся компиляцией всех частей СС, шаблона описания успешного похода Чингисхана в 1211 г. (взятого из второй части СС – т.н. «Летописи Чингисхана») для описания похода его сына Угэдэя в 1231 г. как столь же успешного, что и у его отца 20 годами ранее. Для этого автором СС был взят из §247 СС (где рассказывалось о походе 1211 г.) костяк его информации, причем с практически с дословным цитированием и только с некоторой перефразировкой. Именно поэтому, при таком дословном переносе имя Чжэбэ по ошибке и оказалось также и в §272. Достаточно сравнить приведенную фразу с тем, что написано в §247, чтобы увидеть этот прием автора СС: «В год Овцы Чингис-хан выступил в поход против народа Китад... выслал далее передовой отряд под командою Чжебе... до самого Чабчияла пошло такое истребление, что кости трещали словно сухие сучья» (см. СС стр. 179 и 192). События походов войск Угэдэя на Цзинь в 1231 г. и в следующие пару лет хорошо задокументированы в цзиньских и монгольских (юаньских) источниках. В частности, в них есть перечни всех монгольских полководцев на всех направлениях ударов монголов по остаткам земель Цзинь в эти годы. Имя Чжэбэ среди этих упоминаемых в источниках командующих отсутствует, зато нередко его вспоминают в связи с его бывшими подчиненными, достигшими успехов и сделавшими карьеру. Таким образом, хотя в указанных источниках Чжэбэ еще помнят, но уже как знаменитого в прошлом полководца, а не как действующего командующего (см. например жизнеописания его подчиненных Бучжира и Нюрге-батура в ЮШ).
Можно попытаться приблизительно с точностью до 5–6 лет определить время его рождения. Чжэбэ был старше Субэдэя по положению среди военачальников Чингисхана, в том числе он был старшим военачальником в их знаменитом походе 1221 – 1224 гг. Кроме того, Чжэбэ появился в окружении Чингисхана и занял там высокое положение намного раньше Субэдэя. Это нетрудно понять, сопоставив год рождения Субэдэя (1176 г.) со временем первого появления Чжэбэ на страницах источников — в 1193/94 г. Чжэбэ уже упоминается в ШУЦЧЛ и ЮШ как перешедший на сторону Чингисхана известный воин, а в это время Субэдэю было только около 16-17 лет. Первые значимые военные заслуги Субэдэя перед кааном, записанные в его послужной список, отраженный в жизнеописании, написанном по документам каанской канцелярии, приходятся на 1212 г. Более того, Субэдэй (по данным его жизнеописания) первый раз встретился с Чингисханом только в 1203 г. В то время как Чжэбэ уже в 1199 – 1200 гг. командует не только личной тысячей, но и большими отрядами, доверенными его командованию самим Чингисханом.
Поэтому неудивительно, что в 1220 г. Чжао Хун, тщательно собравший всю информацию о главных полководцах монголов, называет главным из них Мухали, следующим Елюй Тухуа, а третьим — Чжэбэ: «Еще есть некий Джэбо. [У него] чин также высокий. Ныне [он] следует за Чингисом и ведает крупными силами войск». Тут Чжао Хун специально отмечает Чжэбэ, который, как отсутствующий в Китае и не влияющий на события там, не должен, казалось бы, интересовать южносунского разведчика в качестве значимого полководца. Тем не менее Чжао Хун подчеркнул, что тот «ведает крупными силами войск» и что он как минимум третий по значению полководец и «следует за Чингисом». О Субэдэе же Чжао Хун ничего знает, т.е. или ничего о нем не слышал или не счел значимой фигурой.
Чжэбэ должен был быть младше Чингисхана, родившегося в начале 1155 г. Последний вступил в активную деятельность позже сверстников примерно на 10 лет, которые заняли его борьба за освобождение от зависимости, почти рабства у тайчжиутов. На эти приблизительно 10 лет Чжэбэ, скорее всего, и был младше Чингисхана, попав на самую нижнюю грань общего для него с Чингисханом поколения. Период примерно в 25 лет для монголов конца XII в. и составлял поколение. Субэдэй же был поколением младше Чингисхана (он был младше на 21 год), но вряд ли его собственный разрыв в возрасте с Чжэбэ был таким же как с Чингисханом, т.е. порядка 20 лет — скорее всего этот разрыв был вдвое меньшим, т.е. в пределах 8-12 лет.
Поэтому можно условно принять период около 1165–1166 гг. в качестве времени рождения Чжэбэ. Вторая половина 1160-х годов XIII в. как наиболее вероятное время рождения Чжэбэ вполне укладывается во временной диапазон, объясняющий его положение сравнительно с Чингисханом и Субэдэем — на младшей грани поколения Чингисхана и старшей грани поколения Субэдэя. Сравнение возрастов потомков Чжэбэ (по данным РД) с возрастом их сверстников, чьи годы жизни известны точно, также дает близкую датировку поколения, к которому принадлежал их отец и дед, т.е. Чжэбэ.
Итак, примерно в 1165 г. в роде йисут появился мальчик, которому дали имя Чжиргоадай. По-монгольски оно означало «Шестой». Поэтому можно с большой степенью вероятности предположить, что он был шестым сыном в семье. Вскоре произошло событие, которое позже оказало огромное влияние на всю его последующую жизнь, — весной года желтой мыши (1168 г.) в становища тайчжиутов, которым потомственно служил весь род йисутов, привезли пленного тринадцатилетнего мальчика по имени Темучжин. Несколько лет будущий Чингисхан пробыл в тайчжиутском плену, где его ежегодно возили по кочевьям тайчжиутов и выставляли на всеобщее обозрение в праздник первого дня лета в виде унизительного наказания. Так что Чжиргоадай, которому тогда было около 10 лет, вполне мог встретиться с ним на одном из таких позорищ. Вполне возможно, что юный Чжиргоадай сочувствовал Темучжину — ведь среди других подвластных тайчжиутам людей нашлись и такие, что пошли против своих вождей и помогли ему бежать . Кроме того, дальнейшие события показали, что Темучжин, ставший позднее Чингисханом, очень рано сделал своими самыми близкими соратниками и Чилауна с Чимбаем (сыновей Сорхан-Ширы), помогавших ему в тайчжиутском плену, равно как и Чжиргоадая-Чжэбэ. Чингисхан назначил их тысячниками почти в одно и то же время, причем Чжэбэ, возможно, даже немного раньше. Косвенно все эти обстоятельства указывают на весьма ранние корни расположения Чингисхана к Чжэбэ, вероятно уходящие в период еще тайчжиутского плена. Согласно ШУЦЧЛ и ЮШ, присоединение Чжэбэ к Чингисхану произошло до знаменитого пира на реке Онон по случаю вступления в улус Темучжина таких вождей, как Сэчэ-беки и Тайчу (1195 г.).
Как сообщает ЮШ: «Среди обока тайчжиут многие страдали оттого, что их глава не следует закону. [Они при этом] видели доброту и милосердие государя и то, что его сердце радовалось, когда он жаловал людей мехами и конями. И тогда Чилаун, а равно и Чжэбэ, и Ширгуту-эбугэн, а также обоки дуланкит, чжалар и мангут, ища справедливости, все сдались [государю]». В разных местах свода РД приводятся три различающиеся версии обстоятельств присоединения Чжэбэ к Чингисхану, одна из них совпадает с СС, а две другие близки к ЮШ и ШУЦЧЛ. Если учесть, что в СС версия событий борьбы с тайчжиутами (в вассальной зависимости от них был и Чжэбэ) содержит путаницу в хронологии, а сам рассказ о Чжэбэ — повтор героической песни, бытовавшей в степи, а не точное изложение фактов, то надо признать наиболее достоверными версии ЮШ, ШУЦЧЛ и тех двух версий РД, по которым Чжэбэ бросил тайчжиутов в 1194 – 1195 гг. Версия СС все же содержит отзвуки реальной информации — ушедший от сюзерена вассал становился изгоем, поэтому Чжэбэ не сразу смог прийти к Чингисхану, так что когда РД сообщает: «Джэбэ долго блуждал по горам и лесам, когда он увидел, что от этого нет никакой пользы, то по безвыходности своего положения и необходимости явился к Чингиз-хану с выражением рабской покорности и подчинился» , то это указывает на то, что Чжэбэ прошел некие трудные времена, прежде чем он встал под знамена Темучжина.
В 1202 г. он, по сообщению СС, находился не только среди главных полководцев в сражении при Далан-Нэмургэс (когда было уничтожено войско татар), но и выполняет крайне ответственное и щекотливое поручение — наказать родичей Темучжина, что было поручено ему вместе с Хубилаем (одним из немногих главных соратников Чингисхана, уровня Мухали или Борохула): «В нарушение указа задержались, оказывается, у добычи трое: Алтай, Хучар и Даритай. За несоблюдение приказа у них отобрано через посланных для этого Чжебе и Хубилая, отобрано все, что они успели захватить» . Во время войн Чингисхана за гегемонию в степи Чжэбэ неоднократно прославился в сражениях как храбрый воин и талантливый полководец. Прозвище Чжэбэ, по преданию, ему дал сам Чингисхан в соответствии с его воинскими качествами — ведь старомонгольское слово чжэбэ (в совр. халха-монг. — зэв) означает «копье, стрела, острие вообще». Чжэбэ в этих войнах постоянно командует авангардом армии Чингисхана (интересно отметить, что в юаньских текстах понятие авангарда войск обычно передается словом «острие»), или его отправляют для срочной помощи против сильного врага. Например, в 1204 г. он опять вместе с Хубилаем находится в передовом отряде-дозоре, чтобы вовремя обнаружить найман — сражение с ними должно было окончательно выявить победителя в войне за гегемонию в степи (см. СС стр. 144).
Еще перед войной с Цзинь в 1210 г. именно его послал Чингисхан на разведку боем — «внезапно напасть» и разрушить цзиньскую крепость Ушабао, выдвинутую против монголов в степь. Это задание он успешно выполнил. Неудивительно, что в кампании 1211 г. против Цзинь, которая должна была решить исход всей войны, Чжэбэ играет самую заметную роль и выполняет самые ответственные задачи. В ее ходе он выполняет сразу два ключевых задания: еще раз разрушить восстановленную цзиньцами крепость Ушабао, а потом совершить рейд на Восточную столицу Цзинь. Быстро выполнив первое задание, Чжэбэ молниеносным маршем добирается до Маньчжурии (Восточная столица Цзинь существовала на месте современного города Ляоян) и берет ее. Еще в 1210 г. наместник цзиньской Восточной столицы Тушань И забил тревогу о росте монгольской опасности и подал доклад цзиньскому двору. Когда же его просьбы об усилении войск были проигнорированы, он подал в начале 1211 г. новый доклад, вызвавший гнев императора Вэйшао-вана, сменившийся его запоздалым раскаянием только осенью 1211 г., когда монголы нанесли удар сразу по нескольким направлениям . В результате Восточная столица оказалась беззащитной перед корпусом Чжэбэ, а Вэйшао-ван срочно стал искать войска для защиты всей провинции Ляоси (Восточная столица была также адм. центром Ляоси), чем ослабил свои силы уже в направлении Чжунду (т.е. «Центральной (или Средней) столицы» Цзинь, ныне — Пекин), в то время как Восточная столица была все равно уже разорена.
После разгрома 1211 г. цзиньцы уходят в глухую оборону, закрепляясь в городах и крепостях. Роль Чжэбэ обычна — быстрыми рейдами опустошать земли вокруг них, вынуждая выйти на полевые сражения или сдаваться. Последнее происходит все чаще — в 1213 г. уже свыше 800 городов Цзинь так и делают, а китайские и киданьские войска присоединяются к монголам. Период 1211 – 1216 гг., когда Чжэбэ воюет с цзиньцами, — это расцвет его как полководца. Его карьерный рост тоже продолжается — кроме Мухали никто его не превосходит по должности и количеству войск в подчинении, даже Елюй Ахай командует у него авангардом.
В 1218 г. Чингисхан поручает Чжэбэ не столько военное, сколько политическое предприятие — уничтожить найманов Кучулук-хана в Восточном Туркестане и получить там поддержку местного населения. Чжэбэ справился блестяще, с помощью восставших кашгарцев победив Кучулук-хана. Самого хана выследил и убил Исмаил, один из правителей городов Кашгара – наместник города Касан, ставший одним из подчиненных полководцев у Чжэбэ. В следующем году Чингисхан вторгся в государство хорезмшаха, Чжэбэ у него, как всегда, командовал авангардным корпусом. Кроме затянувшейся осады Отрара, дела у монголов неожиданно пошли очень удачно, они стали брать один за другим города Мавераннахра. Поэтому у Чингисхана появилась цель поймать или убить бежавшего хорезмшаха, до того как он соберет новое войско и нападет. Для этой ответственной задачи каан выбрал трех полководцев — Чжэбэ, Субэдэя и Тохучара. Погоня их за хорезмшахом, начавшаяся в 1220 г., завершилась возвращением их туменов в 1224 г. к ставке Чингисхана на реке Эмиль.
Этот беспримерный рейд (вместе с Субэдэем) по праву считается пиком карьеры Чжэбэ. О его смерти мы знаем только из краткого сообщения в жизнеописании Исмаила. Ни обстоятельства, ни причины ее неизвестны. Смерть в конце рейда сыграла с репутацией Чжэбэ злую шутку — второй полководец корпуса Субэдэй, оставшийся единственным командующим походом, получил всю славу, а имя Чжэбэ ушло на второй план.
![](https://cont.ws/uploads/pic/2025/2/%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D1%86%D1%8B_%D0%B0%D1%83%D0%B4%D0%B8%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%A5%D1%83%D0%BB%D0%B0%D0%B3%D1%83.jpg)
Монгольские полководцы на аудиенции у ильхана Хулагу (фрагмент иллюстрированной рукописи Джами ат-таварих, XIV в.)
Оценили 8 человек
18 кармы