Аристотель считал, что люди не равны с рождения, посему в идеальном государстве должно быть соблюдено неравенство среди неравных и равенство среди равных, но равные в чём-то одном не должны быть равными во всём и неравные в чём-то одном неравными во всём. Так, одни люди рождаются рабами, другие рождаются для того чтобы властвовать, ибо властвовать дело непростое и не каждый с ним справится. Посему одни будут рабами везде, другие нигде рабами не бывают. По природе свободные люди физически отличаются от рабов, рабы имеют развитую физиологию для выполнения тяжёлых работ, свободные же люди не способны к выполнению подобного вида работ, но пригодны для политической жизни, впрочем, если человек физически развит это вовсе не означает что он раб, прямой зависимости тут нет.
Основой Любое государство начинается с семьи, а в греческой семье женщина по своей природе ниже мужчины. Женщина – подчиняется, мужчина - властвует, а всякая семья управляется монархически, ведь дело мужчины - наживать, а дело женщины - сохранять нажитое. У варваров же женщина стоит на одном уровне с мужчиной, ибо оба рождаются рабами и не имеют способности властвовать. В Греции никак не допустимо чтобы мужчина и женщина были на одном уровне, поэтому Аристотель делает вывод: «Прилично властвовать над варварами грекам; варвар и раб по природе своей понятия тождественные».
Иерархически греческое общество разделяется по способности принимать решения: рабу - не свойственна способность решать, женщине она свойственна, но лишена действительности, ребёнку также свойственна, но находится в неразвитом состоянии.
Так как раб служит только для удовлетворения потребностей господина и не способен принимать самостоятельные решения, то рабы могут быть частной собственностью господина. Посему для наживания состояния и добычи частной собственности следует использовать военные походы (такой античный вид бизнеса): «искусство охоты есть часть военного искусства: охотиться должно как на диких животных, так и на тех людей, которые будучи от природы предназначенными к подчинению, не желают подчиняться; такая война по природе своей справедлива».
Итак, на нижней ступени иерархии в государстве Аристотеля стоят рабы и лучше всего чтобы землепашцы тоже были из рабов. Следом за рабами идут ремесленники, поденщики, торговцы. Ибо ни хороший государственный муж, ни добрый гражданин не должны обучаться таким работам, которые подобают людям, предназначенным к подчинению. Посему эти категории не принадлежат к гражданам, как и вообще всякий другой слой населения, деятельность которого направлена не на служение добродетели. К таким людям он также относит музыкантов, которые играют не для своего удовольствия, а для заработка, то есть вынуждены этим заниматься исходя из обстоятельств. Полноправными гражданами государства являются только «тяжеловооруженные и совещающиеся», то есть воины, причём не все, а только те которые могут себя обеспечить тяжёлым вооружением и доблестные мужи которые принимают решения на государственном уровне.
Следом Аристотель рассматривает какие люди с точки зрения моральных качеств заслуживают уважения. Люди, которые стремятся к достижению внешних благ, то есть современные потребители, у Аристотеля не достойны уважения, ибо избыток внешних благ неизбежно приносит их обладателям вред или во всяком случае не приносит никакой пользы, всякое же из духовных благ, оказывается полезным. На вершину Аристотель ставит тех людей, которые обладают добродетелью, ибо счастье сопутствует тем людям, которые в избытке украшены добрыми нравами и разумом и которые проявляют умеренность в приобретении внешних благ.
Отсюда выходит, что счастье представляет собой именно деятельность причём деятельность справедливых и воздержанных людей которая заключает в своей цели много прекрасного. И наилучшим государством является то, при котором добродетель обеспечена внешними благами настолько, что возможно поступать в своей деятельности согласно требованиям добродетели. Но не все люди обладают добродетелью, многие просто корыстны и имеют скверный нрав, посему в идеальном государстве нужно устроить всё так, чтобы люди от природы достойные не желали иметь больше, а недостойные не имели такой возможности, их нужно поставить в низшее положение, но обижать их не следует.
Можно сделать вывод, что в идеальном государстве Аристотеля рабы-чужеземцы и люди недостойные и корыстные должны работать на создание благ для людей добродетельных и нравственных, которые управляют и защищают государство.
И следует помнить, что каждый человек должен уметь пользоваться благами: «Если позорно вообще не уметь пользоваться благами, то ещё более позорно не уметь пользоваться ими во время досуга; будучи занятым и воюя, казаться доблестным, а пользуясь миром и досугом, уподобляться рабам.» А про воспитание и уподобление рабам мы поговорим в следующей статье.
в своём блоге исследую человека и человеческие общества по средствам книг знаменитых атворов, ещё статьи по данной теме:
1.Психологический эксперимент и догмы воспитания взрослого человека по роману "Волхв".
2.Ошибки Фрейда или что будет если в теории Фрейда заменить одно слово.
3.Мещанин против буржуя по пьесе Бесприданница или знай сверчок свой шесток.
4.Социология: главная способность человеческого общества дающая возможность доминировать на планете.
Оценили 5 человек
8 кармы