КолоСлов_Кош (из тартарийской энциклопедии)

0 303

*Представьте себе мир, совершенно схожий с нашим, но при этом сохранивший память о Тартарии. И блог омского тартароведа-любителя*

Кош являлся базовой социальной и экономической основой исторической Великой Тартарии.

Собственно тартарийское население многонациональной Державы проживало расширенными семейными коллективами, в который включались несколько поколений и семей рода-основателя, примаки из числа более отдаленных родичей, мужей и жен со стороны, а также многочисленные робичи-работники. Последние могли поколениями работать в коше, иметь с хозяевами не только имущественные отношения - восприниматься младшими родственниками.

Кош отличался от прочих форм поселений: родовых стойбищ туземцев ИзДалии и Урмании, артелей и цехов горожан, станиц челдонов и казаков, деревень старожилов, обителей многих вероучений, монастырей-соборо ордена ПредСтоящих. Перед Тартарией постоянно стояла проблема унификации фискальных и территориальных единиц - она не была решена, если таковая задача вообще ставилась. Теоретически базовой, идеальной единицей по традиции воспринимался кош, остальные с поправочными коэффициентами проводились к кошу.

В русской традиции коши именовались то деревнями-однодворками, то "градами": первопроходцы и государевы учетчики отмечали то хозяйственный, то фортификационный аспект поселения тартар.

Существование кошей ретроперспективно прослеживается до времен Асгарда Омского, хотя кажется маловероятным возможность обороны изолированных кошей в эпоху Рассении, в окружении весьма агрессивных шаков и сарматов. В то время были выработаны эффективные методы обороны, в частности - организация коша как укрепленного пункта и выделение особого слоя полупрофессиональных воинов, стражаков (см.https://cont.ws/@cakalipi/1459...), постоянно готовых по сигналу слиться в войско веси. Вместе с сохранившимися знаниями предков, используемых для обороны, это позволило сохранить прото-тартарийский образ жизни в Северной Евразии и послужить основой для объединения обширных территорий в единую Державу Лада и Ряда.

Для тартарийцев характерно деление, во-первых, на народности по месту проживания и говорам отдельных анклавов, например иривесийцев Прииртышья и грустинцев Притомья, а во-вторых, по принадлежности к кошам. Деление на роды, исходящие из Асгарда, практически не имело значения, хотя иногда коши припоминали о неком общем легендарном происхождении.

Для тартар нехарактерно образование городов и проживание в них.

Административные центры заменяли монастыри-соборо ордена ПредСтоящих, а высшие иерархи Пресвитеров-ПредСтоящих находилась в эфирных башнях, лишь периодически опускавшихся на землю по мере надобности. Все известные городские центры тартар имеют или сакральное происхождение (как Асгард Омский), или образовывались место торжищ и обслуживания торговых путей - в последнем случае большинство населения было пришлым.

Цивилизацию Тартарии с полным правом называют рассеянной или рассосредоточенной, даже-сетевой, без четко выделенных административных, политических, культурных, финансовых и производственных центров. Этот феномен объясняется интенсивными связями между кошами, которые в определенные сезоны года брали на себя те или иные функции, играя то роль ярмарок, то место сбора отрядов стражаков, то место съездов-Соборов, то организуя мануфактуры в зимний период, то вырабатывая аграрную продукцию в летний.

Традиция препятствовала фиксации городских функций на каком-то из кошей, которая могла бы привести к формированию полноценного города: жизнь не сосредотачивалась в определенном месте, организуя четко выделенные центр и периферию, а растекалась по всему пространству весей, лишь время от времени выделяя один из кошей и образуя вокруг него временный квази-город.

По мере старожильческой, позднее-великоросской колонизации коши частично уничтожались как оплот оппозиции, чаще становились основой зарождающихся деревень. В первозданном виде они сохранялись как исключение до начала двадцатого века. С семнадцатого века коши были низведены до примитивной роли проживания и сбора урожая.

На рисунке Свена Остершильда, приведенном в начале статьи, вряд ли изображен какой-то конкретный кош, скорее это типичная схема, которую швед и члены экспедиции Бухгольца 1716 года могли наблюдать на всем протяжении пути по Иртышу от Тары до южных границ тартарийских весей по Ирию-Иртышу. Да и потом, при строительстве Первой Омской крепости, Каландер и Остершильд возводили укрепления буквально на руинах былых кошей по реке Ома.

Коши располагались по берегам рек, озер, на расстоянии версты-полутора друг от друга. Обычной была привязка к высокому, правому, берегу реки. На яру возводился замкнутый прямоугольник из бревенчатых строений, дополненный тыном или прочими средствами примитивной фортификации: даже в мирные времена Тартарии традиция строить кош как мини-крепость соблюдалась свято. Внутри внешней линии обороны находились хоромы "хоро"- основное многоэтажное жилое сооружение, дополненное башнями. Значимая часть архитектуры коша - главные ворота "ковара", воспринимавшиеся как лицо коша, граница между внутренним и внешними пространствами. Они богато декорировались и укреплялись стрелковыми ярусами. 

Под горой, на реке, располагались пристани с лодками коша, сараи для обработки рыбы, если позволяла пойма высокого берега - запруды для рыбоводства.

Кош на высокой террасе окружался садами, огородами, далее, смотря по качеству почвы, шли поля и выгоны, хуторки сторожей и пастухов.

В зону хозяйственности коша входили также территориально удаленные участки вроде пушных ловов, охотничьих участков на путях миграции птиц и зверей, сборы в кедровниках, соляные промыслы в степных озерах и многое другое. В таких случаях коши кооперировались для совместной работы.

Еще одним видом естественного сотрудничество было образование "младших" кошей, то есть системы выделения части обитателей на самостоятельное хозяйствование. В этом случае несколько кошей совместно воздвигали строения, сводили лес под поля, проводили другие работы, обеспечивали поддержку и защиту нового поселения.

В лесостепной зоне Сибири коши обычно располагались по берегам рек на расстоянии двух-трех верст друг от друга, образуя непрерывную полосу поселений и хозяйствования на протяжении сотен верст. "Младщие" кошы обычно располагались на удалении от рек и озер, там, где обычно тартары селиться не любили, образовывали внешний контур расселения тартар в тайге и в степи. Тут они соседствовали с поселениями других народов Державы.

Глава коша, то есть кошевой, пользовался непререкаемым авторитетом и был судьей над всеми его обитателями - кроме случаев увечий, смертей или когда в деле пересекались интересы других кошей - тогда решение выносилось на собрание Копа.

Несколько десятков или сотен кошей в пределах естественных границ образовывали более крупную территориальную единицу Тартарии - весь. Весь в Державе пользовалась самоуправлением, власть в ней принадлежала Копу - собранию глав кошей. Если переходить на привычную нам систему разделения властей, то Коп был законодательной и судебной властью, а исполнительная власть отдавалась стражакам (подробнее см.https://cont.ws/@cakalipi/1459... милиции из добровольцев, воинов и охранников. Такая система организации управления называлась КошеВладой, к сожалению, из-за ненужных аллюзий "кош=кошелек" в русском языке, это слово практически исчезло из обихода.

Власть Копа над весью в исторической Тартарии ограничивалась губернаторами - НадЗирающими, точнее, их уполномоченными - нарядниками, которые на месте проводили расследование насильственных смертей, грабежей проходящих караванов или разбойничьих налетов. Обычно губернаторы не вмешивались во внутренние дела кошей и весей.

Кош в тартарийском мировоззрении был буквальным воплощением главного принципа жизни: "оплот у потока".

Убежище на высоком берегу за крепкими стенами, надежный приют в беспокойном мире - но при этом соседствующий с рекой, несущей воды к океану, по которой перемещаются люди, грузы и идеи.


ОНПО-заболевание

ОНПО - острая недостаточность перемог в организме Вчера в комменты прибежало совсем какое-то безумное ципсо с нахрюком, что «украинцы массово готовы гибнуть за матькивщину, а русские поголовн...

Дипломатия бессильна. Сверхдержавы и уникальность ситуации с Украиной

Министр иностранных дел России Сергей Лавров охарактеризовал последние тенденции в американской внешней политике весьма интересной фразой. (Речь идёт о предложениях американских политик...