Юрий Поляков. Два юбилея

1 83

70 лет назад, 12 ноября 1954 года родился Юрий Поляков, советский и российский писатель, поэт, драматург-киносценарист, общественный деятель, председатель Национальной ассоциации драматургов, председатель редакционного совета «Литературной газеты» до 2021 года, главный редактор «Литературной газеты» (2001—2017 гг.).

Сегодня (а надо было вчера!), поздравляя с юбилеем знаменитого российского и «последнего советского» (определение Сергея Михалкова) писателя Юрия Полякова, желаем ему еще многих книг и юбилеев.

Полагаю, он со своим известным… профессиональным «ч.ю.» («чувством юмора», как сокращают его в объявлениях) воспримет и это запоздалое поздравление. И напоминание о поздравлении с предыдущим юбилеем, с 65-летием, которое едва ли не получилось, наоборот, — упреждающим.

Анекдот, однако, подтвержденный, проверяемый ссылкой на здравствующих людей. 15 октября 2019 года в Русском Географическом обществе я выступал как один из авторов альманаха «Северный морской путь». Серьёзнейшие четыре 600-страничных тома. В перерыве ко мне подошёл один из редакторов альманаха — Александр Вычугжанин. И первый его спич был: «А вы тут, москвичи! Опять замолчали 65-летие Юрия Полякова! А я вот следил! 12 октября по "Культуре" показали передачу к юбилею… (назвал фамилию какого-то писателя)! А Полякова, юбиляра этого же дня — замолчали! А у нас Юрия читают! Вот, возьми, Игорь, я хоть с опозданием передаю тебе: написал статью о Полякове!». — Я, — только отходя от Севморпути, альманаха, выступления — покивал Вычугжанину: «Да-да! Безобразие! Затихушничали». — Взял статью. И уже дома заглянул в Яндекс и понял, что:

а) сибиряк Вычугжанин — погорячился: да, юбилей Полякова — 12-го, но не октября, а ноября, и молчание «Культуры» это извиняет;

б) в этой готовности Вычугжанина, настроенности на «опять его замалчивают» — есть «своя сермяжная правда»: люди чувствуют некую непропорциональность Вклада и Шлейфа. Известности в народе и упоминаемости в СМИ.

Итак. «Последний советский писатель» — автору гимна СССР должно быть видно. Горячащийся Александр Вычугжанин ошибся ровно на месяц — значит у меня был — месяц форы! И я тогда успел написать, опубликовать в нескольких газетах статью:

Человечество России смеясь, хранит своё прошлое

Понятно: отталкивался я от известной фразы Карла Маркса: «Человечество, смеясь, расстается со своим прошлым». — Меня и правда более интересовало «Человечество России», его удивительная психология, различимая на примере книг (и отношения к ним) Юрия Полякова. Это — о прошлом 2019 года юбилее, упрежденном. Нынешний, наоборот, был бы, увы, пропущен — мой университетский день. Но задержавшись в МИИТе, где я читаю лекции, — случайно в кабинете застал одного из коллег. Он смотрел по ТВЦ передачу о Полякове, кивнул мне: «Помнишь, лет десять назад ты приглашал его к нам, в МИИТ, он рассказывал, книги подписывал?» — Да, было дело, помню. А по телевизору — фрагмент, где Юрий Михайлович рассказывает, что многие фамилии своим персонажам он подбирает гуляя по… кладбищу. Диковинные порой. И Юрий Поляков (цитата приблизительна, на слух с телевизора): «Фамилия, связанная с реальной жизнью, прожитой реальным человеком — несет некий заряд»...

— Действительно (успел я подумать в чужом кабинете): «Метафизика. НЕ плоский реализм! Глядеть на надгробья, портреты живших — не то что выбрать для романа фамилии, например, по телефонному справочнику!» — И далее, возвращаясь из Университета домой вспомнил, что и Имя для самой своей знаменитой песни «Элеонор Ригби» — Пол Маккартни тоже вычитал на надгробии. И Юрий Шевчук заканчивает одну из самых удивительных трагичных песен «Пропавший без вести»: «Вас — миллионы бродят между нами. Взгляните на могилы с номерами и на свой путь — очерченный прямой…» — Может, и не праздничные мысли, но… «Из песни (тем более передачи ТВЦ) — слова не выкинешь!» — Такой уж случай подвел меня к телевизору 12 ноября именно на этом фрагменте. И не желая заканчивать на нём, я вспомню то эссе, посвященное Памяти, Эпохе. Одно из известнейших (почему именно оно «в топе цитат» — о том и речь) заявлений Юрия Полякова:

«Если бы мне предложили альтернативу: сохраняется СССР, не будет жутких 90-х, не лишатся сбережений старики, но твои вещи будут напечатаны через 15-20 лет, — я бы с радостью согласился. Не стоит свобода слова разгрома страны, обобранных стариков, утраченных территорий!»

Т.е. память о первых всесоюзных «громокипящих» повестях «ЧП районного масштаба» и «Сто дней до приказа» — не упоение, сами даты публикаций, экранизаций 198… оставляют лишь желание стереть! Отбросить все свои успехи — только вместе с той горба-ельцинской кунсткамерой, колышущимися в банках заспиртованными (буквально или переносно) уродцами. Многие мысленно, вслух, печатно — формулировали «контракты» такого типа. С кем? А Кто в силах отменить то десятилетие, «отмотать плёнку»? Понятно ж Кто.

И недавно, размышляя над «контрактом Полякова», я допустил еретическую мысль, что сей «Договор» не только был подписан, но в некотором смысле и реализован! Сторона «Юрий Поляков» действительно уплатила отсрочкой лет в пятнадцать-двадцать, правда, — не «напечатанья». Ныне «танцуют все», и теперь оказаться напечатанным — уж не товар! За это жизни кошки не выручишь — не то что ядерной державы. Но есть другой важнейший (если не кривить душой) компонент жизни писателя — внимание, понимание литературоведов. Нет, народную любовь «никто не отменял», но именно реплики, статьи (в их массивной целокупности), отражающие и выражающие внимание этой особой прослойки, которые, может, и книг не покупают: «дарёными шкафы ломятся!» — даёт пропуск на магический «сервер» под названием «История литературы», к читателям грядущих десятилетий / веков…

Но уж так расставлены сейчас литературно-критические силы, что внесение сочинений Юрия Полякова на сей «сервер» — отсрочено на некие годы. Разобраны и «перемыты» все его политические высказывания, начиная с вынесенного в первый абзац этого текста, — но нет, например, подробных исследований особого юмора его повестей. Своеобразного стиля, дающего некий «эффект парения». Я-то — не литературовед, и точно не в моей власти сократить/увеличить ту отсрочку профессионального понимания. Я моё читательское ощущение выражу тоже непрофессионально: лёгкость-летучесть текстов Полякова даёт такой эффект, словно герои летят над социально-политическими волнами, бурями — как бушпритные скульптуры или как героиня Уинслет в фильме «Титаник». Потому, кстати, в произведениях Полякова нет настоящих трагедий (если признаком таковых считать трупы, обильную стрельбу или резню). Архетип его драмы выражен в названии повести «ЧП районного масштаба». В комнату райкома комсомола забрались ребята, пили портвейн, унесли кубок и знамя. Последующая суета, смешная бестолковщина, как-то, на мой взгляд, предсказала ГКЧП уже другого масштаба, но, в общем, стилистика была угадана верно. Гена Янаев и будущий рекламщик пиццы — абсолютно «поляковские» персонажи.

Вторая «сторона договора» — столь же условно, «виртуально» выполнила свою часть: СССР сохранён, обобранных стариков «жутких 90-х» — нет! «Как прикажешь тебя понимать, Саид?» — Так, что на «одоговорённом» уровне, в сфере художественного воплощения, осмысления — развала страны, «жути» нет. Откройте «Козлёнка в молоке» — абсолютно те же люди, тот же уровень жестокости, насилия, что и в «ЧП», так же смешно. Внутриписательская комедия? Но и в «Демгородке» — политика в полный рост, вроде произошёл контрпереворот, «о необходимости которого всё время говорили» все кому не лень. И после всей «жути», «контржути» свергнутые демократы проживают — очень похоже на уволенных Маленкова, Молотова, Кагановича и примкнувшего к ним Шепилова.

Не в том интеллектуальном напряжении? Да Феликс Чуев на «этих отставников» пожалел бы и метра плёнки, и минуты времени... но, главный их вопрос: «уровень физического насилия»? — пыток нет. В «Небе падших» одна закадровая смерть бизнесмена тоже никак не иллюстрирует, что уровень насилия подскочил. Общественный, политический деятель, публицист Юрий Поляков никому не даст усомниться в честности, гражданском мужестве: статья «Оппозиция умерла. Да здравствует оппозиция!» датированная 6 октября 1993 г., оказалась единственным в открытой прессе «протестом против утверждения демократии с помощью танковой пальбы по парламенту». Расплата была именно та, которую я представлял в воображаемом договоре. Ю. Поляков:

«Из школьной программы разом вылетели мои повести, из энциклопедий исчезла всякая информация обо мне. “Литературная газета”, где я прежде был любимым автором, закрыла передо мной двери… Я не жалуюсь, хочу обратить внимание: любая власть борется с инакомыслием одинаково, начинает с замалчивания, а заканчивает замачиванием».

Т.е. вся «реальная жуть» — в интервью, политических заявлениях, публицистике Полякова, а в его художественном (подразделяющий термин Льва Толстого) герои так же парят над «бурями» — закавычивания просто просятся. «Нищета»? — Но любой бедствующий герой знаком, — как правило, через одно рукопожатие (лично), максимум через два — с «новым русским», богачом, который рад поддержать, подкинуть работку, вложиться… И пред этими рукопожатиями «костлявая рука голода» — не более чем жупел.

Если вдуматься, это «залиговывание» смеха СССР и смеха РФ, этих ЧП районных масштабов с жутями 90-х — играло и играет колоссальную национальную (вот тут без кавычек) роль! Сшивание разрыва, димедрол для народа (не опиум!), смехо-опровержение самой идеи гражданской войны, спасительное пушкинское «всё те же мы!»… — много ещё можно дать сравнений. Мы и тут опровергли бородатого Карлушу: «смеясь», не расставались со своим прошлым, а сохраняли его.

И… самое главное: благая роль Полякова — вовсе не осознанный его политический шаг! Типа: вошёл в Президентский совет, возглавил «Литературную газету», стал доверенным лицом Путина — значит: впрягайся в «национальное примирение», в поиск национальной же идеи… Это имело бы элемент расчёта, политической, пусть даже честной, сделки!

Нет, чистота эксперимента, красота случая — в том, что договор, с которого началась речь, был заключён и реализован в сугубо «художественной части» Юрия Полякова! В подсознании, где человек честней всего (сам внутри себя не врёт, наверное, даже Сванидзе). То, что Юрий Михайлович внутренне решился: «Да, я жертвую свои 15-20 писательских лет, только чтобы не видеть распада страны, и тех 90-х». — Это и сыграло так, что распада и жути в его «художественном» — нет.

Чем-то напоминает знаменитый ход Леннона против Вьетнамской (в частности) войны. Джон оплатил гигантские баннеры в центре Нью-Йорка и подобных городов: крупная надпись «Война закончена» и мельче «Если вы этого хотите». Понять можно было и как призыв: «Ваше солидарное желание покончит войну!» И как некую медитацию: «Вот вы закрыли глаза, представили — и её уже нет!» Ведь война — в мозгах.

В общем, мысль — материальна. Что о Вьетнамской войне мысль, что о нашей гражданской, в те самые 90-е придушенной, в т.ч. — смехом, ностальгией Полякова. И согласно поговорке о том, что «честность — лучшая политика», в мае 1994-го, далёкий от парадных подъездов, всех «аналитических центров, политологических институтов» и т.д., — Поляков выдал точный прогноз в своём эссе «Россия накануне патриотического бума»: «Друзья и недруги решили, что я повредился в уме от политических треволнений. В то время слово “патриот” стало почти бранным, теледикторы произносили его с брезгливой судорогой на лице». — (Не)странно, что инстанции, выписывающие «сертификат литературной рукопожатности», играют в бойкот Полякова при таком равном (СССР и РФ) распределении мишеней его сатир...

Всё высказанное насчёт подсознания писателя Полякова требует от меня одного объяснения. Белинский в статье о «Мёртвых душах» уточнил: «Всё это сказал нам не автор, а его книга!» — Белинский был знаком с Гоголем и боялся, что его выводы о книге спишут на доверительный междусобойчик. Я тоже лично знаком с героем статьи, но подчеркну, что все (считанные) наши разговоры касались тем: водка (и шире — алкоголь), комсомол, Отечественная война, Украина, борьба с фальсификацией истории. Что и отражено в моих статьях или статьях о моих книгах в «ЛГ». Плюс в прошлогоднюю книгу «Век комсомола» я включил беседу о «комсомольских пьянках, банях» (частично уже была опубликована в книге «Русская водка. 500 лет неразбавленной истории»).

А очень смешной рассказ Юрия Михайловича «Там человек сгорел!»: про его встречу в солярии с бывшим комсомольским вождём Сергеем Станкевичем, — я (уже без спроса) процитировал, ввёл в главу, рассказывающую о распаде ВЛКСМ. Назвал её (видно, картина Полякова стояла пред взором): «Утомлённые солярием»…

P.S. В 2014 году Юрий пригласил меня на кинофорум «Вместе» несколько лет проводившийся в Ялте, но впервые тогда — в Ялте вернувшейся. На фото одного из тамошних мероприятий я восседаю — Ялта же! — типа Сталиным, а Поляков слева — Черчиллем, — кстати, нобелевским лауреатом 1953 года, причем не «за мир», как Горбачев, Обама, а «чисто по литературе». За блестящую Историю Второй Мировой войны. И с этим Постскриптумом мне опять остается полагаться на «ч.ю.» юбиляра.

Игорь ШУМЕЙКО

Заброшенный канал между Енисеем и Обью
  • sergey
  • Вчера 20:02
  • В топе

Подавляющее большинство российских судоходных каналов находится в Европейской части страны. Но когда-то и в Сибири функционировал рукотворный водный путь, который соединял Обь и Енисей....

Чёрный стриж: Сломанная птица. Вы удивитесь, насколько много безумия и аномалий в их жизни

Одно из центральных правил эволюции: совершенствуясь в одном, ты всегда отстаешь в другом. На своем примере это наглядно показывает чёрный стриж. Он стал лучшим летуном на планете. Но поплатился за эт...

Михаил Громов (1 часть). Командир беспартийного экипажа

Михаил Громов (1 часть). Командир беспартийного экипажа«И ребятам есть одна забота:Подрасти бы только поскорей,Чтоб водить, как Громов, самолёты,Быть бойцом Республики своей»Песня «Боев...

Обсудить
  • Литеровед, пожалуй, лучше бы не написал. :thumbsup: