7 РОЛЕЙ КОЛЛЕКТИВА
Очевидно, что семья – это 7 каких-то Я. Так и пишут через семёрку: «семь Я» или «7Я». Но что это за Я, какие это Я и почему этих Я именно 7?
Нельзя не заметить, что всякий раз, когда в мифах и легендах, сказках и поговорках заходит речь о коллективе, непременно возникает число 7 как количество членов коллектива.
Древним культурам свойственно почитание 7 великих мудрецов, а древним религиям свойственно семибожие – пантеоны состоят из 7 верховных богов. Например:
Можно ещё вспомнить о 7 сёстрах-плеядах дочерях Атланта, которых Зевс превратил в созвездие, о 7 сыновьях и 7 дочерях Гелиоса, о 7 святых ветхозаветных мучениках (7 братьев Маккавеев), о 7 ангелах Апокалипсиса, но красноречивее всего о количестве членов коллектива говорит слово «семья», в котором явно содержится число 7. Семья – это 7Я (семь Я).
7Я – ЯЧЕЙКА ОБЩЕСТВА
Семья – не просто коллектив, связанный узами брака и родства. Семья – это обязательно сложившийся, притёртый коллектив. Известно: если характеры никак не притираются, то семья непременно разрушится, и никакие узы родства или брака её от распада не удержат.
Любой коллектив – это не просто набор некоторого количества членов. Коллектив обладает внутренним устройством – системой отношений между его членами. Отношения внутри коллектива выстраиваются не сразу. Каждому человеку надо найти своё «место» в коллективе, каждый должен занять своё «положение», должен получить свою роль. «Места», «положения», роли – это всё одно и тоже. А всего в коллективе 7 «мест» («положений», ролей).
Люди, умудрённые жизненным опытом, знают, что в коллективе надо себя «поставить». Это значит, что своим поведением надо заявить о претензиях на вполне конкретное «положение» в коллективе. Однако не всем может понравиться притязания на это «положение». В ответ человеку могут «указать его место». А могут и «поставить на место». И это будет вовсе не то место, на которое человек хотел сам себя «поставить».
В процессе притирания людей в коллективе между ними идёт борьба за роли, за «места», за «положения». Происходят ролевые разборки и выяснение отношений. Если человеку в коллективе предложена или навязана роль, не соответствующая складу его характера, то у него возникает душевный дискомфорт. Он стремится изменить отношение к себе, пытается изменить своё положение в коллективе. В итоге, он либо добивается другой роли, либо смиряется с предложенной или навязанной ему ролью («стерпится – слюбится»). А иначе ему приходится покинуть этот коллектив, и тогда про него говорят: «Не ужился в коллективе». В производственных коллективах говорят: «С ним не сработались».
В конце концов члены коллектива притираются друг к другу и отношения между ними стабилизируются. Коллектив со сложившимися и устоявшимися отношениями называют притёртым, сложившимся коллективом. В таком коллективе все роли заняты и, самое главное, – занимаемые роли устраивают всех членов коллектива.
Каждый коллектив стремиться стать сложившимся и притёртым коллективом. А поскольку в коллективе 7 ролей, то коллектив стремиться к тому, чтобы состоять из 7 членов, из 7Я. Именно отсюда и возникло слово «семья».
Если в коллективе членов меньше, чем 7, то коллектив стремиться приобрести членов на незанятые (вакантные) роли, а если число членов в коллективе больше, чем 7, то коллектив стремится избавиться от лишних членов.
Говорят, что семья – ячейка общества. Это верно. Сложившийся, притёртый коллектив – это ячейка общества. А каждый сложившийся, притёртый коллектив состоит из 7 членов, из семи Я.
ЯЗЫК ЧУВСТВ И ОТНОШЕНИЙ
Теперь о том, откуда вообще берутся роли.
Между собой люди общаются не только на языке слов, но и на языке чувств (эмоций, настроений). А язык чувств – это язык отношений. Не случайно вопрос: «Как ты относишься?» – это всегда вопрос: «С каким чувством ты относишься?». Поэтому в ответ называют какое-то чувство. Говорят: «Я отношусь с восхищением (презрением, радостью, гордостью, недоверием, завистью, ненавистью, восторгом, ужасом, удовлетворением и т. д.)».
Отношения и, следовательно, чувства, имеют ролевую природу. Они, явно или неявно, но всегда связаны с «местами», «положениями», ролями. Тоном речи, жестом, мимикой, позой, которыми люди выражают свои чувства и отношения, можно «указать человеку его место», а можно и «поставить человека на место». Другое дело, что в ответ можно услышать: «Ты за кого меня принимаешь? В каком тоне со мной разговариваешь?!» Такой ответ означает, что человеку не нравится та роль (то «место»), которую ему указали, не нравится то «место», на которое его «ставят».
У каждого чувства, кроме силы (глубины), есть ещё и ролевая направленность. Каждое чувство – это отношение, обращённое от одной роли к другой. Переживая некоторое чувство, человек находится на той роли, с которой это чувство связано. При этом, обращаясь к другому человеку с этим чувством, он предлагает (указывает) ему занять ту роль, к которой адресовано это чувство.
Пример.
Чувство превосходства – это отношение, обращённое от роли Главы-Кумира к роли Жертвы. Когда ты обращается к другому свысока, с превосходством, то в этот момент сам ты находится на роли Главы-Кумира, а своим тоном превосходства «указываешь место» (указываешь занять роль униженной Жертвы) тому человеку, к которому обращается с превосходством. В ответ ты можешь услышать: «В каком тоне ты со мной разговариваешь? За кого ты меня принимаешь?! И что это ты тут передо мной из себя изображаешь?» – Это значит, что другому «указанное место» (роль Жертвы) ему не нравится, и он не признаёт твоих притязаний на роль Кумира.
С каждой ролью связаны 3 чувства (эмоции, настроения, состояния души). В итоге же, 7 ролей связаны между собой 21 чувством, составляющим базовый набор чувств. Из этого набора складываются все перипетии отношений и переживаний, подобно тому, как из букв складываются слова и предложения. Существует схема отношений между ролями и ролевая запись чувств, которые активно используются в ролевой теории чувств и отношений.
Любые отношения – это всегда ролевые отношения. А роли – они внутри каждого из нас. 7 ролей – это 7 начал каждого человека, это 7 его первородных сил, это 7 «полюсов» его души, это 7 «закоулков», 7 «закутков» души. 7 ролей коллектива – это лишь проявление семи Я, живущих внутри каждого человека.
СКЛАД ХАРАКТЕРА И КАЧЕСТВА ДУШИ
Но вернёмся к коллективу…
Чтобы стать частью коллектива человеку надо войти в коллектив на какой-то роли. Вопрос лишь в том, на какой именно роли? Обычно в коллективе есть занятые роли, а есть и незанятые (вакантные) роли. И тут оказывается, что абы какая роль человеку не подходит. Не все роли для него одинаково приемлемы. Есть роли, которые ему нравятся, а есть – которые не нравятся. От чего это зависит? – От склада характера.
Люди разные. У каждого человека свой склад характера, свой набор душевных качеств, свои особенности нрава. Качества души, черты характера, особенности нрава, склонности натуры – это всё одно и то же, это ролевые предпочтения человека. Каждый человек стремиться занять в коллективе наиболее предпочитаемую им роль или хотя бы одну из приемлемых для него ролей. Другое дело, что не всегда такие роли ему предлагают. Бывает, что эти роли уже кем-то заняты.
Наиболее предпочитаемая роль – это доминанта характера. Она определяет тип характера, поэтому её называют ещё сущностью характера, сущностью души или попросту сутью человека. Вопросы: «Какой у него характер? Какой у него тип характера? Какова суть его души? Какова суть этого человека» – это всегда вопросы о том, какая роль доминирует в характере этого человека.
Чувства, связанные с доминирующей в характере ролью, порождают ведущие черты характера человека. Например, чувства, связанные с ролью Кумира - гордость, радость и благодушие, – порождают соответствующие качества души: заносчивость (надменность, превосходство), праздность (радушие) и лень (самоуспокоенность, самодовольство). Если роль Кумира доминирует в характере человека, то эти черты характера будут ведущими чертами его характера.
Разумеется, характер человека не сводится к доминанте характера (к самой любимой роли). Каждому человеку знакомы все роли, в каждом человеке живут 7 его Я. Однако в характерах разных людей различное соотношение этих семи Я. Некоторых Я в характере переизбыток, а других Я недостаток. Например, есть люди, в характере которых переизбыток шкурности и хитрости, а героизма и жертвенности недостаток. А у других иначе: заносчивости, кумирства переизбыток, а твёрдости и настойчивости нехватка.
Чтобы выяснить склад характера человека надо:
Выяснить, каких ролей (каких Я) в характере переизбыток, а каких – недостаток.
Распределить роли по степени их предпочтительности для этого человека. Наиболее предпочитаемая роль – это доминанта характера (основное Я человека), менее предпочитаемая роль – его второе Я, ещё менее предпочитаемая роль – его третье Я и т. д.
В итоге можно составить психический портрет человека, т. е. портрет его души.
Далее читать здесь: http://www.nikolaytatarow.naro...
Оценили 3 человека
13 кармы