Предупреждение! Тем, кому лениво "морщить моск" в "патриотизме" более 10 минут в сутки текст может нанести когнитивно-депривационную травму. Рискнувшие берут ответственность на себя!
Статья Владимира Гурина, Председателя Экспертного совета НКО "Евразийское Партнерство" в РБ ( где я вхожу в Совет экспертов). Была опубликованный частями и с сокращениями в газетах «Советская Белоруссия» и «Республика» в 2006 году. Приводится полностью с правками автора для нашего журнала.
Большинство мыслителей конца ХХ века, беря эстафету у коллег века ХIХ, характеризуют перспективы развития человечества в весьма мрачных тонах. Награждая нынешнее время определениями: «конец истории», «темный век», «Кали- юга» и т.п., они наделяют его качествами самостоятельного субъекта, диктующего мировым процессам свою волю. Как правило, в этих рассуждениях весь мир рассматривается через призму « бесцветных сумерек» Запада с присущими именно ему особенностями.
Как в старом анекдоте про солдата, который что бы ни делал - всегда думает о женщине, так и современная научная мысль – чего не коснется, из всего получается оружие. Этому легко находится оправдание, дескать, и время такое, и обострение мировой конкуренции за ресурсы и т. п. Что и говорить, давно ли миновала эпоха в которую «к штыку прировняли перо»? А ныне то, что производит информацию сравнимо, пожалуй, с ядерным реактором, формирующим новую виртуальную действительность, до такой степени, что по меткому высказыванию человека посвященного в скрытые тенденции бытия - философа, поэта и исследователя традиционалистских доктрин Е.Головина: « Жизнь теряет определенность очертаний, словно кусок сахара в воде. Мы слушаем радио, смотрим телевизор и понимаем, что нас обманывают. «Понимаем» (даже для читателей КОНТа, - А. Ефимов) слишком резко сказано. Мы можем это чувствовать, подозревать, догадываться об этом. Градации обмана или доверчивости меняются, суть остается: нас «вводят в заблуждение» с таким же серьезным видом как нового сотрудника «вводят» в курс дела».
Однако, информационное оружие – самое эффективное из современных видов вооружений, поэтому и принятое в качестве основного западными демократиями и прежде всех США, имеет одну особенность. Оно работает в обе стороны предполагаемой(убрать) линии фронта и поражает и «своих» и «чужих». Подобно диоксину, которым во время вьетнамской войны поражались как вьетнамцы, так и солдаты США (применявшие этот смертоносный яд). Именно в этой связи правомочно говорить о климате, атмосфере и, более того, цивилизации блефа.
Война иными методами
С легкой подачи Запада та самая «война цивилизаций», о которой так много говорил профессор Гарвардского университета Самуэль Хантингтон, вступила в новый этап борьбы – конкуренцию форм организации сознаний, где предметом поражения и уничтожения являются определённые(заменить - их конкретные типы сознаний. То есть, если говорить об азах этой стратегии, задача состоит в уничтожении определённых типов сознаний. А носители этих сознаний, наоборот, могут быть сохранены, если они откажутся от форм сознания – предметов разрушения и поражения, т.е. от своих ценностей, представлений, понятий о добре и зле, всего того, что составляет основу бытия конкретного народа. В настоящий момент эта конкуренция и борьба принимает тотальный характер, становится ведущей.Очень важно понимать, что уничтожение наших ценностей автоматически влечет за собой разрушение и переорганизацию общностей, которые конструируют данный тип сознания.
«Переформатирование» массового и индивидуального сознания и подсознания теперь сфера приложения усилий специально подготовленных подразделений, которые давно уже вывернули наизнанку человеческий разум и инстинкты, не оставив ничего тайного в закоулках человеческой души. Самый простой пример того как происходит расщепление сознания можно наблюдать при просмотре типичного голливудского фильма в сюжете которого условно положительный герой совершает почему-то, мягко говоря, не совсем этические поступки. Но психологический подтекст воздействия заставляет нас сопереживать этому герою. Таким «добрым злом» и «злым добром» в его системной и тотальной подаче(Такая системная "перезагрузка" «добрым злом» и «злым добром» тотально дезориентирует)напрочь дезориентируется личности с не слишком твердыми убеждениями и волей. И не поэтому ли ныне покойный Папа римский Иоанн Павел II рекомендовал пастве давать смотреть своим чадам добрые советские мультфильмы.
Воздействия информационной войны нацелены на разрушение механизмов включения человека в естественно сложившиеся и существующие общности. В идеале – замене этих общностей одной полностью искусственной – общностью зрителей вокруг телевизора. И неважно как вы относитесь к действу на экране, важно, чтобы вы были постоянным телезрителем ( включенной деталькой - А. Ефимов). Ибо только тогда на вас можно воздействовать направленно и устойчиво.
Глобализация информационного пространства позволила осуществить важнейшую функцию этой войны- разложение и уничтожение народов конкретных стран, чтобы они перестал существовать как народы, разбившись на индивидов-граждан всего мира или на какие-то другие аморфные группы. Таким образом результатом разрушения сознания является уничтожение определенных форм сознания как типа и перевербовка членов одних типов сообщества в другие, новые искусственно формируемые(стандартизированные).
Уязвимые мишени
Информационных полей на которых идет сражение за власть над сознанием людей чрезвычайно много, практически любая информация может быть носителем смертоносного вируса. Реклама, развлекательная сфера, социология от кукловодов (которая формирует общественное мнение вместо его выяснения), переписывание истории и внедрение в сознание искаженных мифов, просто тонкое соблазнение на подсознательном уровне. Уже появилось такое понятие как нейромаркетинг, метод которого использует магнитно-резонансное сканирование мозга. Свечение определенных его областей выдаст субъекта с потрохами как ни скрывает он свое страстное желание или нежелание. Это дает фантастические возможности для манипулирования. В этот ряд можно включить и создание серии субверсивных мифов хотя бы такого шокирующего ряда как ядерное оружие, спид, угроза массового уничтожения, терроризм.. . Держать в беспрестанном страхе безликую однородную и почти бесполезную человеческую массу – задача не слишком трудная (вспомним каким способом президент Д.Буш обеспечил себе поддержку населения США в войне против Ирака). Уместно сказать и о моде, через которую происходит программирование стилей и поведения. А это весьма небезобидная вещь. Недаром в молодёжной среде, наиболее тонко и тотально воспринимающей стилевые нюансы, идёт война идей, выраженная через войну стилей (панки, готики, скины и т.д., лишь малый перечень стилей и мировоззрений) всё это не проходит бесследно.
Нельзя не сказать и о женщине как наиболее лёгком объекте информационного воздействия и соблазна. И дело тут не только в том, что женщины-потребители совершают свыше 75% всех покупок в мире. А в том, что максимальная экономическая либерализация женщины, её освобождение от всех традиционных функций (включая деторождение), которые мешают ей потреблять и участвовать в воспроизводстве экономики потребления – одна из ключевых ценностей современного западного общества. Эта «ценность» легко экспортируется (если нет надежного заслона) и таким путем можно обрушить всю систему традиционных ценностей любого народа. Недаром китайцы, считающие свою «поднебесную» центром мира, антиподом своей традиции расположенным на другом полюсе земли полагают Англию. И в основе их ценностных различий указывают противоположное отношение к женщине. Надо отдать должное последовательности американцев, на всех оккупированных территориях (будь то Ирак или Афганистан) они первым делом «раскрепощают» женщин – главный рычаг изменения формы организации сознания.
Приглашение в мир детства
А вот и ещё одна многоплановая тема применения целенаправленного информационного воздействия. Пробуждение в каждом из нас не доигравшего в игрушки ребёнка. Погружение в приключения Гарри Поттера или тайну «Властелина колец» и «Хроник Нарни» было бы совсем безобидно и лишь развлекательно если бы не то подозрительное упорство грамотного маркетингового хода с которым нынешняя масс-культура ощутимо загостилась у сказки.. . В последние пять-десять лет сказка - вполне откровенная либо чуть замаскированная гримом смежных жанров - произвела стремительное наступление по всему фронту. Всемирный лакмус Голливуда демонстрирует это, конечно, всего нагляднее. Если заглянуть, к примеру, в список самых доходных лент всех времен и народов, то в первой двадцатке - пятнадцать сплошь сказки, без оговорок и исключений. Сказка эпическая (все три части "Властелина колец"). Сказка космическая (две из трех частей новых "Звездных войн" плюс "Звездные войны" оригинальные). Сказка волшебно-дидактическая (все три части "Гарри Поттера"). Сказка комиксовая (обе части "Человека-паука") - вряд ли необходимо доказывать, что кинокомикс, ставший бесспорным лидером в жанровом реестре крупнобюджетных голливудских развлечений, есть именно сказка, просто максимально синтетическая, (и в силу этого, должно быть, максимально универсальная: биг-мак среди бифштексов в сказочно-блокбастерной кулинарии. К диагнозу стоит подверстать, кстати, и бурно разросшуюся делянку ужастиков. Хоррор ведь тоже сказка - накачанная анаболиками миллионных бюджетов и компьютерных эффектов детская страшилка, извилистыми корнями уходящая в подпочвенно-подкорковые слои фольклорных кошмаров. Традиционные мифы и эпосы народов – это особенно излюбленная тема всевозможных иверсий через которые легче всего целенаправленно воздействовать на историческую память, подменяя действительные выстраданные истины – желаемыми. И вот уже «толкиенутые» фанаты всерьез путают действительную историю с историей «Средиземья».
Книжный рынок с его меньшими доходами, но большей свободой, демонстрирует абсолютно ту же тенденцию. Так что, пожалуй, уже сложно сказать, что мы "в гостях у сказки". Пожалуй, мы у нее в плену. В этом жанре архетипическое правит бесстыдно и удобно, бесконтрольно воздействуя на ментальное подсознание, которое не защищенно критическими довадами рассудка, усыплённого троянским конём условности. Этому способствует и решительная инфантилизация современного человека. Речь, конечно, в первую очередь о благополучном Западе, но вот и японцы тревожатся на тот же счет. Современный взрослый отказывается взрослеть. В бытовом плане это может выражаться, к примеру, в нежелании рожать детей и неспособности их растить ("Я ведь и сам еще маленький!"). В культурно-потребительском - в инфантильных требованиях к продукту: он должен быть ярок и понятен без специальной расшифровки. Как комикс. Как сказка...
Вновь открытый жанр заполняет вакуум, образовавшийся из-за осыпания большинства прежних иерархий и систем координат, из-за инфляции большинства прежних мотиваций. Когда религии - или эрзац-религии, идеологии, - либо компрометируют себя, либо мельчают до предписанного рынком калибра, встраиваясь в интенсивный товарообмен потребительской цивилизации, сказка способна занять нишу генератора смыслов, точнее, осмысленности. И все мы, далекие от фанатского культа, не подсевшие на регулярные инъекции сказочного наркотика, охотно приемлем его в виде киношных и книжных таблеток. Другое дело, что на искусственных заменителях нельзя жить бесконечно и безопасно.
Организовать сопротивление
Нельзя сказать, что игра идёт в одни ворота, что информационной агрессии нет достойного, хотя и несколько запоздалого противодействия. Совсем недавно в Интернете появился например даже специальный российский сайт посвященный этой проблематике ( http://www.кm.ru/ infowor/archive/asp). На государственном уровне решается эта задача в Беларуси. Существует много прекрасных образцов концептуального и идеологического отпора в печатных и вещательных СМИ. Однако лучшим противоядием всей этой информационной напасти может быть только утверждение своего образа жизни, своих здоровых жизнеутверждающих традиций, своего основания бытия и развития, своей культуры. Это совсем не значит, что мы должны игнорировать лучшие, здоровые образцы европейской и мировой культуры, но это значит – мы должны уметь защищать свое сознание от любых инверсий в какие бы овечьи шкуры они не рядились. К сожалению, определенная часть населения не способна к самостоятельному критическому анализу происходящего и того воздействия, которое над ними учиняет информационное оружие. Именно поэтому даже в странах «развитой демократии» (как-то Франция, Германия и др.) вынуждены принимать законы ограничивающие хождение импортной масскультуры. Разумно пошла по этому пути и Беларусь. Пусть общество тотального потребления само питается своим эрзац продуктом, но вряд ли это позволит ему выйти из тупика развития.
Почём опиум для народа? Или- протезы совести (Или - не всё, что приятно бывает полезно)
Современные блокбастеры внедряют в сознании параллельные миры, вытесняющие мир реальный
Сильнейшим информационным оружием, воздействующим на массовое сознание, на мой взгляд, стали блокбастеры последнего поколения. Рискую навлечь на себя гнев фанатов эпической трилогии "Властелин колец", спасший от рутинных будней миллионы зрителей по всему миру и познакомивший с увлекательной сказкой о победе добра над злом, разума над соблазном, но его пример показателен.
Скучающий Запад обратился к эпическим и мифологическим сюжетам разных народов не только потому, что банальные - секс, ужас и насилие уже не трогают нервную систему искушенного обывателя, а острые ощущения достаточно притупили его сознание, и для нового всплеска адреналина необходимо проникновение в более сокровенные области подсознания. Это - полдела. Главное - это та возможность концентрации внимания и почти безграничного манипулирования, которую дает этот жанр. Отсюда - серии "Конанов - варваров", "Мерлинов" и прочих "Александров Македонских".
Александр Вашингтонский - пример исторической матрицы
К стати, означенный шедевр Голливуда под названием «Александр» изобилует самым большим количеством разноплановых инверсий и извращений, этакая просто бомба под историческую действительность. Александр «Вашингтонский» - пример исторической матрицы. Это матричный слепок с американской практики, где А.Македонский олицетворяющий всё «самое лучшее» в администрации США, с «голубой» политкорректностью насаждает культуру ( чуть не сказал - демократию) варварским народам. Разумеется силой оружия. Почти как в анекдоте «вот, также и у пчёл». Ну, да бог с ним. Этот уж слишком явный образчик, годящийся для решения вменённых ему задач только для полных профанов.
Совсем другое дело «Властелин колец». Эту романтическую тоску Толкиена об утерянной Традиции извратить труднее (хотя и здесь образ врага кроме всем понятных орков олицетворяли очень уж узнаваемые азиатские типажи.. .*) . Но это с лихвой могут компенсировать толмачи от искусствоведения, способные объяснить не достаточно посвященному зрителю и читателю кого олицетворяют благородные рыцари и гнусные орки… , на кого в историческом (и современном) контексте следует обратить свой гнев, а кому посочувствовать. Но надо отдать должное автору. Джон Рональд Руэл Толкиен, любивший старинные кельтские эпосы мечтал создать британскую мифологию. Но концептуальный принцип мифического вымысла «Властелина колец» затронул глубинные коды сознания людей всего мира. И пик его популярности совпал со временем начала нарастающей тоски человека по глубине своего исторического бытия.
Как отец двоих детей, я, заботясь об их психическом и нравственном здоровье, никогда не запрещал смотреть соответствующие их возрасту и интересу фильмы и передачи. Однако, в качестве противоядия негативному воздействию многих из них, поначалу предварял рискованные просмотры объяснительной беседой с анализом завуалированных клише по которому будут испытывать их тогда ещё детское сознание. Таким образом минус обращал в плюс. Дети научились думать и анализировать самостоятельно. Отличать шедевры от поделок в блестящей обёртке.
Пять чувств - и ни одного своего
Одна из самых печальных тенденций современной информационной экспансии, на мой взгляд, заключается в том, что навязчивое сервисное обслуживание зрелищного массового потребления отучает человека не только самостоятельно думать, но и переживать… . А зачем? « Мы всё, что нужно вам вложим сами, на то что нужно обратим ваше внимание, возбудим где надо страх или сочувствие. Вы главное просто смотрите расслабленно на экран, а мы сами поведём вас по самым затаённым закоулкам вашей души. И сделаем вам приятно (неважно
приятно жутко или приятно весело). А то, что вам следует запомнить, отложится само.. .» Вот лейтмотив новых мерлинов от зрелищных проектов. Вот уж воистину: «Ваш праздник – наша работа!».
Однажды мне довелось наблюдать коллективный продукт такой технологии, присутствуя на одном массовом торжестве с разноплановым показом всевозможных сценических импровизаций. Зрительная площадка была ровной, без уклона. И для удобства наблюдения с галёрки за тем, что происходит на сцене, был установлен большой экран. Будучи на третьем ряду меня поразило то, что не только отдаленные ряды, но и многие мои соседи вокруг предпочитали наблюдать не живое действо, а то, как его отображает экран. Людям нужен был опосредованный эрзац продукт, ведь экран не только выхватывал «нужные» для восприятия куски происходящего рядом, но и эмоционально окрашивал отображаемое, избавляя от необходимости собственной организации восприятия и переживания. Принцип замещения субъективных оценок, переживаний, размышлений, воли, совести, представлений (что дальше?) специально организованными заготовками – это очень опасная форма тотального воздействия. Это основа многих форм информационной войны. Тем более опасных, что люди, большей частью, не готовы к этому.
Спасти историю от рядового Райана
Среди мишеней информационного воздействия могут быть простые и безобидные (на первый взгляд) человеческие увлечения. Например модная в последнее время игра взрослых людей в рыцарей, индейцев, солдат наполеоновской эпохи (посредством военно-исторических клубов). Эти увлечения казалось бы не несут какой – то идеологической нагрузки, просто увлечения определёнными периодами истории. Ну что особенного, если в Беларуси много новоиспеченных рыцарских орденов Тамплиеров или Тевтонов, ведь они же здесь воевали.. . А вот один британский отпрыск королевской фамилии так вообще надел на карнавал костюм эсэсовца, правда потом был большой скандал и отпрыску пришлось извиняться ( и куда подевалась пресловутая английская политкорректность?). Думаете - сгущаю краски?
Историческая память, этот « генетический» код нации – важнейшая составляющая здоровья и процветания любого народа. Именно поэтому такая память является одной из основных мишеней в информационной войне. Вот почему война за историю (как ни странно это звучит) всегда актуальна. Потому что тот, кто пишет (или переписывает) историю, контролирует настоящее. Воистину, владеть историей – владеть властью.
А уж блокбастерное переписывание истории – это самое любимое и многообещающее занятие закулисных авторов информационных проектов. История народа как мишень – сулит в случае успеха (устранения исторической памяти) неограниченную власть над оболваненным населением.
И вот уже на экраны кинотеатров с солидной рекламной поддержкой выпускаются художественные фильмы, посвященные ложным историческим утверждениям. Почти хрестоматийный пример. Когда многим юным соотечественникам кажется, что победа над III Рейхом была одержана не в битвах под Курском и Сталинградом, а в ходе операции по «спасению рядового Райана». В то же время голливудские режиссеры осуществляют нежнейше-трепетное воспевание (путем «незначительных» подправок) «истории» своего государства. Уже не существует позорной истории провала во вьетнамской компании, зато существует честный и непобедимый герой-одиночка Рэмбо. Существуют зверства японцев и мужественная борьба американцев против них отраженная в блокбастере «Перл-Харбор». Но не существует трагедии Хиросимы и Нагасаки.
Через троянского коня получаемых удовольствий в подкорку внедряется «вирус» иного восприятия действительности, а через него – иные социокультурные коды стремятся управлять действиями опустошенной противоречиями личности с дезориентированным сознанием.
Историю, как основу единства нации, как бесценный опыт проецируемый в будущее, необходимо учить и даже исследовать всем гражданам. Иначе на всю жизнь можно остаться ребенком. Особый аспект исторической науки – это духовная история человечества. Только через призму этого аспекта возможно понять действительные движущие силы исторического процесса и величайшие памятники культуры и искусства. Однако вся сложность этого мероприятия заключается в том, что данный раздел знаний по традиции относится к герметичным, т. е. скрываемым от постороннего и непосвященного взгляда. И по сей день производит удручающее впечатление профаническое (или узко технологическо-искусствоведческое) прочтение и преподавание многих великих произведений человеческого разума и духа. Хотя для пытливого ума в наше время имеются большие возможности. Постижение истории своего народа в контексте мировых процессов это тяжелый, но благодатный труд. И, как ни странно, именно в наше время историческая наука переживает настоящий бум открытий, когда многие устоявшиеся понятия смыты волной новых археологических и лингвистических фактов и документов казавшихся невозможными, либо навсегда утерянными. Таким образом - резюмирую.
Отказ от собственной истории – это национальное самоубийство. За самоубийством нации будут уничтожены или порабощены и отдельные люди, поскольку они всегда будут иметь дело с организованной силой.
--------------------------------------------------------------------------
Не является ли это образной иллюстрацией внешней политики США? Ведь кроме исламского мира у Америки есть и иные конкуренты. Как недвусмысленно заявил Д.Буш во время своего недавнего обращения к нации: «В условиях динамичной мировой экономики мы сталкиваемся с новыми конкурентами – такими, как Индия и Китай». Уже Обама добавил Россию.
Оценили 30 человек
64 кармы