• РЕГИСТРАЦИЯ
Коронавирус. Последние новости

Все сделки с предметами искусства будут облагаться специальным сбором

14 9712

Краткий анализ новой редакции ст. 1293 ГК РФ о праве следования, которая существенно расширяет область его действия и полномочия УПРАВИС как аккредитованной организации[1]. Редакция вступила в силу 01.06.2018.

Что такое право следования и зачем оно появилось

Право следования на произведения изобразительного искусства — это право автора произведения изобразительного искусства получить часть цены от каждой ее перепродажи[2]. Оно сохраняется за автором даже в случае отчуждения исключительного права и переходит по наследству.


Зачем нужно право следования

Считается, что художники, скульпторы и прочие авторы изящных искусств в переговорном плане сильно слабее своих контрагентов.

Нередки ситуации, когда творцы, витающие в эмпиреях и далекие от бытовых и денежных вопросов, находясь в трудных жизненных обстоятельствах, вынуждены отдавать свои работы коварным дилерами за бесценок. Те перепродают их с огромной наценкой и выгодой для себя, но непосредственно автору от такой перепродажи ничего не достается. Формально он и не может ничего требовать и, таким образом, не получает достойного вознаграждения за свой труд.

Способ решить эту проблему — обязательный процент, который автор получал бы при каждой перепродаже. Это право автора на процент как бы следует за его творением и приносит ему вознаграждение.


Пример

Художник, бедный и голодный, нарисовал по заказу портрет, а гонорар истратил на неотложные бытовые нужды. Никаких прав на картину у него не осталось.

Через несколько месяцев он выиграл престижный конкурс (стал любовником императрицы, был задержан полицией при совершении перфоманса и т.п.), стал знаменитым, а его картины, резко выросли в цене. Заказчик узнал об этом, снял картину со стены в спальне и отнес ее в аукционный дом (художественную галерею, салон, магазин), где она была продана во много раз выше цены покупки. Заказчик доволен, аукционный дом доволен, покупатель картины доволен, художник — совсем не доволен. Его картина очень выгодно продана, а он получил за неё сущие копейки.

Но благодаря праву следования он имеет право получить некоторую долю от цены продажи картины.


УПРАВИС

Сбор вознаграждения за право следования — одна из сфер, где предусмотрена государственная аккредитация[3], которая позволяет действовать от имени любого автора без заключения с ним договора.

Такой организацией с 2008 года является УПРАВИС — Ассоциация Правообладателей по Защите и Управлению Авторскими Правами в Сфере Искусства.

Чем обосновано принятие поправок

Как объясняется принятие поправок

В пояснительной записке к законопроекту[4], разработанному Министерством культуры[5], было указано, что:

Законопроект направлен на восстановление авторов оригиналов произведений изобразительного искусства в положении, существовавшем до вступления в силу Федерального закона от 12 марта 2014 г. № 35-Ф3 "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Так, в редакции статьи 1293 Гражданского кодекса Российской Федерации, действовавшей до 12 марта 2014 г., автор оригинала произведения изобразительного искусства имел право на получение вознаграждения при каждой перепродаже соответствующего оригинала произведения, в которой юридическое лицо или индивидуальный предприниматель участвуют в качестве посредника, продавца или покупателя (право следования). В действующей редакции статьи 1293 Гражданского кодекса Российской Федерации автор соответствующего оригинала произведения обладает таким правом лишь в том случае, когда юридическое лицо или индивидуальный предприниматель выступают в качестве посредника.

То есть, поправки якобы направлены на восстановление положения авторов, которое имело место до предыдущего изменения статьи о праве следования[6]. Будто бы, те старые поправки сузили права авторов, и теперь их надо восстановить.

Эта аргументация не соответствует действительности. Новая редакция ст. 1293 ГК РФ не восстанавливает те права, которые были, а существенно их расширяет — за счет ущемления прав непричастных к миру искусства лиц.

История изменений ст. 1293 ГК РФ

В первой редакции ст. 1293 ГК РФ, действовавшей до 12.03.2014, вознаграждение за право следования действительно подлежало уплате за каждую публичную перепродажу, где в качестве продавца, покупателя или посредника участвовала галерея изобразительного искусства, художественный салон, магазин или иная подобная организация. Это затрагивало только профессиональных участников рынка и их публичные сделки.

Во второй редакции, которая действовала с 2014 по 2018 год, область действия права следования, с одной стороны, действительно была несколько сужена: были исключены сделки, где профессиональные участники рынка участвовали в качестве продавца или покупателя, остались только те, где они участвовали в качестве посредника.

Но при этом его действие права следования было распространено на все сделки, стороной которых является абсолютно любое юридическое лицо или ИП, а не только галереи, салоны и подобные организации. С учетом того, что, как правило, в качестве посредника в сделках с участием предметов искусства выступают именно галереи, салоны и прочие профессиональные участники художественного рынка, право следования де-факто оставалось в рамках профессионального рынка.

Но одновременно был исключен критерий обязательной публичности облагаемых сделок, то есть вознаграждение правообладателю следовало платить не только с публичных перепродаж, но и с непубличных сделок, например, закрытых торгов.

Таким образом, про редакцию 2014 года нельзя сказать, что она сузила область применения права следования. Немного урезав ее с одной стороны, редакция заметно расширила ее с другой.

Действующая третья редакция 2018 года вернула указание на статусы продавца и покупателя, сохранив расширенный круг субъектов — любое юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, а не только галерея, салон или специализированный магазин. Также не был возвращен критерий публичности облагаемых сделок, то есть, в отличие от первой редакции, право следования продолжает применяться и к непубличным продажам тоже.

Получается, что редакция 2018 года не восстановила те права, которые были у авторов до поправок 2014 года, а существенно их расширила — и это наглядно видно на схеме.

Таким образом, аргументация в пояснительной записке к написанному Министерством культуры законопроекту не соответствует действительности и скрывает существенное расширение области применения права следования. Потому ли, что расширение области действия права следования расширяет финансовые перспективы близкого к Минкульту УПРАВСа?

Что нового в поправках

Теперь право следования касается не только профессионального арт-рынка

Ранее автор имел право на вознаграждение только если (1) продажа осуществлялась с участием посредника и (2) этим посредником являлось юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, в частности, аукционный дом, галерея изобразительного искусства, художественный салон, магазин.

Таким критериям соответствовали только сделки, осуществляемые профессиональными участниками рынка, то есть теми, для кого это было бизнесом: аукционы предметов искусства, галерейные продажи, специализированные магазины и т.п.

Теперь же вознаграждение должно быть уплачено и в тех случаях, когда юридическое лицо или индивидуальный предприниматель выступает не только в качестве посредника, но и в качестве покупателя или продавца.

Иными словами, любая перепродажа картины, скульптуры и т.п. любым юридическим лицом или любым индивидуальным предпринимателя теперь облагается этим парафискальным сбором. Вознаграждение за право следования теперь платят не только профессиональные традиционные участники арт-рынка, но и широкий круг непрофессионаллов.

Несколько примеров ситуаций, которые раньше не облагались этим сбором, а теперь — да:

— музей приобретает предметы искусства для пополнения своих фондов;

— магазин сувениров продает авторские фигурки эльфов и гномиков из папье-маше (это уже вторая продажа, в ходе первой магазин закупал фигурки);

— мелкий предприниматель, торгующий пончиками, разорился и продает портрет любимой супруги, который дарил ей на свадьбу;

— банк реализует с торгов заложенную картину нерасплатившегося должника;

—фирма, торгующая металлопрокатом, покупает морской пейзаж в кабинет главному бухгалтеру;

— художественный музей или выставка продает выполненные автором копии (повторы) выставляемых картин. Если репродукция создана вручную, не машинным способом (изготовлена на копировальной машине, нарисована с помощью перьевого плоттера и т.п.) она считается самостоятельным объектом авторского права со всеми юридическими последствиями и к ней также применяется право следования;

— скульптуры внезапно умершего скульптора распродаются его вдовой, которая зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя;

— фонд охраны наследия знаменитого художника выкупает его картину на благотворительном аукционе.

Поправки создают дополнительные обременения в обороте, не только парафискальные, но и связанные с оформлением документов, отчетностью и проверкой контрагентов. Особенно сложно с индивидуальными предпринимателями, так как в розничной продаже невозможно при каждой продаже проверять, является ли гражданин просто физическим лицом или же имеет статус индивидуального предпринимателя.

И если в отношении граждан РФ это потенциально возможно (хотя и бессмысленно и излишне обременительно), то в отношении иностранцев (бизнесмен-турист приехал в Россию и купил приглянувшуюся картину) — разумно надежная проверка уже технически невозможна.

С учетом традиционной для российских ОКУПов высокой агрессивности и стремления привлекать правоохранительные органы везде, где это уместно и где нет, торговцам предметами искусства следует ожидать «контрольные закупки» и прочий полицейский кошмаринг.


Обязанность отчитываться перед автором или УПРАВИСом

Второе новшество — обязанность предоставлять сведения автору, наследникам или аккредитованному ОКУПу, то есть УПРАВИСу, который в силу государственной аккредитации может действовать от имени любого автора без заключения с ним договора и без его ведома.

Эта широкая формулировка в поправках позволяет УПРАВИС требовать от всех пользователей любую финансовую информацию, связанную с оборотом предметов искусства — даже более широкую, чем реально необходимо.

Выводы

Новая редакция ст. 1293 ГК РФ существенно расширяет область применения права следования, хотя в пояснительной записке к законопроекту было скромно указано, что они лишь восстанавливают права авторов в состояние до предыдущих поправок 2014 года.

Вознаграждение за право следования теперь будет собираться не только с профессиональных участников арт-рынка, а с каждой продажи предмета искусства, если стороной в которой является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

УПРАВИС благодаря государственной аккредитации сможет требовать финансовую документацию у любого юридического лица или индивидуального предпринимателя, продавшего или купившего хотя бы один предмет искусства. Это создает широкие возможности для злоупотреблений и полицейского кошмаринга.


[1] Федеральный закон от 05.12.2017 N 381-ФЗ «О внесении изменения в статью 1293 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»

[2] п. 1 ст. 1293 ГК РФ

[3] пп. 3 п. 1 ст. 1244 ГК РФ

[4] АСОЗД. Законопроект № 136846-7 «О внесении изменения в статью 1293 Гражданского кодекса Российской Федерации (в части уточнения положений о праве следования)» http://asozd2c.duma.gov.ru/add...

[5] Минкультуры РФ. Президентом РФ подписан Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. № 381-ФЗ «О внесении изменения в статью 1293 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» 06.12.2017 https://www.mkrf.ru/documents/...

[6] Федеральный закон от 12 марта 2014 г. № 35-Ф3 "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".


Оригинал статьи с возможными изменениями и дополнениями: http://copycollect.com/article...

Коллективное управление авторскими правами в России | copycollect.com

    Испытавшая на себе российскую медицину японка объяснила низкую смертность в РФ

    Россия является одним из мировых лидеров по числу заболевших коронавирусом, но при этом она демонстрирует поразительно низкую статистику смертности. Испытавшая на себе российскую медицину японка объяс...

    Ультиматум Джорджа Флойда: последствия для Старого и Нового Света

    В США расовые конфликты имеют большую историю, они повторяются там достаточно регулярно. Это не та тема, о которой можно сказать, что она навсегда ушла в прошлое. Движение за гражданские права че...

    Пиршество лицемерия и унылое дерьмо

    С ужасом и восторгом наблюдаю за происходящим в США и примкнувшим к ним сателлитам. С ужасом, потому что с некоторых пор культмассовые мероприятия, переходящие в погромы, вызывают у меня...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      copycollect 26 февраля 17:55

      Кто купил Фирму «Мелодия»

      Росимущество продало возглавляемую Андреем Кричевским Фирму «Мелодия» компании, связанной с Андреем Кричевским. Выкупная цена и ход аукциона вызывают вопросы.Активы «Мелодии»С 1964 до начала 1990-х «Мелодия» была единственной звукозаписывающей компанией в стране. Поэтому в её каталог» входит огромная часть музыкального наследства советского времени, включая записи кл...
      2359
      copycollect 25 декабря 2019 г. 19:41

      РАО и ВОИС против кафе «Томико». Головокружение от успехов

      Выбивающееся из устоявшейся практики решение Арбитражного суда Республики Калмыкия (судья Джамбинова Л.В.) о публичном исполнение музыки в кафе .РАО и ВОИС сделали всё, как обычно, по методике, с которой суды соглашались тысячи раз. Агент зашел в кафе, что-то заказал, получил кассовый чек. Все это снял на видео, в котором слышна музыка и видны колонки. Оформил поручен...
      555
      copycollect 14 декабря 2019 г. 21:29

      Ксения Мирясова против Copycollect’a

      Ксения Мирясова, бывший юрист Минкультуры, одновременно надзиравшая за аккредитованными ОКУПами и помогавшая им, решила засудить Copycollect. Но подала иск не в тот суд. Жалоба в РоскомнадзорКсению Мирясова, работая в Минкультуры вместе c Верой Мартинович (Чумаченко), по должности следила за законностью деятельности организаций по коллективному управлению правами, име...
      461
      copycollect 25 ноября 2019 г. 16:45

      РАО обИПэшивает авторов

      Российское авторское общество предложило авторам регистрироваться как ИП и отрыть счет в банке "Новый век", который принадлежит руководству РАО.ПредпосылкиВ октябре 2019 РАО повысило процент, удерживаемый с причитающегося авторам и правообладателям вознаграждения, а с выплат физическим лицам стало удерживать взносы в пенсионный фонд (о чем мы писали).Чтобы как-то смя...
      936
      copycollect 4 ноября 2019 г. 17:56

      РАО увеличило свой кусок пирога за счет правообладателей

      Под предлогом пенсионных выплат Российское авторское общество увеличивает процент удержаний с выплат правообладателям до максимальных 45%. Шаг первый, якобы временныйВ октябре 2019 Авторский совет РАО принял решение об увеличении размеров удержаний на с авторов и правообладателей[1]:— с 20% до 27% для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с ...
      11092
      copycollect 25 апреля 2019 г. 21:33

      Российское авторское общество просит офис у пензенской администрации

      Представители Российского авторского общества пришли на прием к заместителю главы администрации города Пенза Денису Леонтьеву [1] в часы приема предпринимателей и попросили себе офис. Они рассказали, что РАО"на протяжении всей истории своего существования содействует стимулированию творческой активности, развитию образования, культуры и искусства"Что ха...
      10802
      copycollect 16 апреля 2019 г. 01:23

      Российское авторское общество снизило размер сбора для некоторых кинотеатров

      Но это не точно.Российское авторское общество снизило размер сбора в пользу авторов музыки, звучащей в кинофильмах. Снизило ненамного и не для всех кинотеатров. Что это за сборРАО в силу государственной аккредитации собирает с кинотеатров плату за музыку в фильмах. Собранные средства должны распределяться в пользу авторов, которые получают их сверх уже полученного гон...
      11508
      copycollect 15 апреля 2019 г. 14:16

      Фирма «Мелодия» оцифровала 80% своего архива за 8 лет. Обещали оцифровать всё за год

      Гендиректор Фирмы «Мелодия» Андрей Кричевский на форуме по интеллектуальной собственности IPQuorum в Светлогорске сообщил, что на сегодняшний день оцифровано около 80% её каталога, то есть примерно 239 тысяч физических носителей . С количеством физических носителей есть некоторая путаница. Согласно официальной информации «Мелодии» в архиве хранится 227 ...
      10926
      copycollect 31 марта 2019 г. 20:44

      «Евгений Онегин» и Президент Абхазии

      Издательство заплатит РАО за иллюстрации к «Евгению Онегину», изданному по заказу Президента Абхазии.Издательство «Звонница-МГ» по заданию администрации Президента Абхазии издало «Евгения Онегина» с иллюстрациями Н.В. Кузьмина — без договора с наследниками.Наследник художника заключил договор на управление правами с Российским авторским обществом. То есть в этом деле ...
      9190
      copycollect 9 марта 2019 г. 16:54

      ДЛИНА БЕДРЫ. ЛОСТ ИН ТРАНСЛЕЙШН

      Арбитражный суд Республики Татарстан перевёл на русский язык названия иностранных песен, за публичное исполнение которых Российское авторское общество взыскивало компенсацию с пиццерии «Пронто» (дело № А65-38662/2018, решение от 27.02.2019). Сердечные муки — HeartachesВстреча в Ривьере — Riviera RendezvousДлина бедры (так в тексте решения — copycollect) — Hip LengthВы...
      11494
      copycollect 15 февраля 2019 г. 12:53

      Fonmix — в интересах РАО и ВОИС

      ООО «Формакс» (плеер “Fonmix”) — агент Российского авторского общества и Всероссийской организации интеллектуальной собственности, аффилированный с их руководством и получающий долю от собранных средств.Корректность работы, достоверность выдаваемой отчетности и справедливость распределения собранного с его помощью вознаграждения вызывают большие сомнения. Владельцы55%...
      9726
      copycollect 25 декабря 2018 г. 13:24

      Мосгорсуд оставил бывшего руководителя РАО Сергея Федотова под стражей

      Тот обещает "поведать следствию много интересного" и дает показания против своего бывшего партнера Андрея Кричевского08 декабря 2018 бывший руководитель Российского авторского общества Сергей Федотов был взят под стажу в рамках нового дела о мошенничестве. 14 декабря ему предъявлено обвинение в том, что вместе с заместителем (и мамой) Верой Федотовой, начальником Упра...
      13838
      copycollect 8 декабря 2018 г. 16:22

      Бывший глава Российского авторского общества снова за решёткой

      Бывший генеральный директор Российского авторского общества Сергей Федотов опять за решеткой.7 декабря 2018 Тверской районный суд города Москвы избрал в его отношении меру пресечения в виде заключения под стражу до февраля 2019 года по новому делу о мошенничестве (ч. 4 ст. 159 УК РФ)[1].За что закрыли ФедотоваФедотов подозревается в оплате авторских гонораров на подст...
      9826
      copycollect 7 декабря 2018 г. 00:08

      Новый гендиректор ВОИС: Алексей Карелов сменил Андрея Кричевского

      Андрей Кричевский — одна из наиболее важных организаций в коллективном управлении. Он возглавляет или косвенно контролирует все четыре аккредитованных ОКУПа, Ассоциацию IPChain, международную ассоциацию ЕАКОП и Фирму "Мелодия".Кричевский был генеральным директором Всероссийской организации интеллектуальной собственности (ВОИС) с 2009 года. 30 ноября 2018 на должности ...
      10039
      copycollect 6 декабря 2018 г. 00:53

      Управлять авторскими правами драматургов будет протоиерей из Заполярья

      Лицензированием прав на драматические произведения («большие права») от имени Российского авторского общества занимается ООО «Театральный агент», назначенное в июле 2017 без какого-либо конкурса [1].Первоначально эта была полностью оформлена на имя Виктории Сладковской — жены дирижера Александра Сладковского, входившего в совет директоров банка «Новый век», который св...
      9968
      copycollect 4 декабря 2018 г. 22:28

      Вендинговый бизнес Никиты Михалкова

      Никита Михалков занялся вендинговым бизнесом вместе со своим братом Андреем и Юлией Станкунас — руководителем благотворительного фонда «12».Первоначально ООО «Кмвендинг», зарегистрированное в августе 2018 года, было полностью оформлено на Юлию Станкунас — генерального директора и соучредителя благотворительного фонда Никиты Михалкова «12». В ноябре 2018 в организацию ...
      16432
      copycollect 2 декабря 2018 г. 19:30

      ЕАКОП допущена во Всемирную организацию интеллектуальной собственности (WIPO) в качестве наблюдателя

      Со 02 октября 2018 года Евразийская конфедерация обществ правообладателей (ЕАКОП)[1] допущена во Всемирную организацию интеллектуальной собственности (WIPO) в качестве наблюдателя[2]. Политика WIPO направлена на максимально широкое вовлечение некоммерческих организаций, межгосударственных организаций, промышленных групп и прочих заинтересованных лиц в ко...
      8437
      copycollect 2 декабря 2018 г. 19:24

      Утвержден Стандарт раскрытия информации аккредитованными ОКУПами

      1 августа 2018 года вступил в силу Стандарт раскрытия информации для ОКУПов с государственной аккредитацией[1]. Обязательность раскрытия ОКУПами информации была введена в ноябре 2017. Мы писали об этих широко обсуждавшихся, но практически бесполезных поправках в ГК РФ и КоАП РФ[2], в которых было указано, что раскрывать информацию следует в соответствии со стандартом,...
      13687
      copycollect 11 июля 2018 г. 23:34

      «Личный кабинет» на сайте Российского авторского общества. История хищений

      Появлением на сайте Российского авторского общества «личного кабинета» для авторов и правообладателей хвалился один из руководителей РАО Максим Дмитриев, преподнося его как шаг к повышению прозрачности РАО . Кроме того, предоставление «личного кабинета» стало обязательным после принятия недавних поправок в законодательство.Но в его истории есть темные места, которые, ...
      10540
      copycollect 6 июля 2018 г. 16:00

      Совместный бизнес руководства Российского авторского общества и его IT-подрядчика

      У Максима Дмитриева – председателя правления (раньше – генерального директора) Российского авторского общества есть совместные бизнесы с владельцами компании Prototypes, которая провела «полную модернизацию IT-ландшафта» РАО и обеспечила «полную автоматизацию ключевых бизнес-процессов». Владельцев Prototypes зовут Олег Андреев, Александр Павлович и Павел...
      7928
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика