• РЕГИСТРАЦИЯ

Все сделки с предметами искусства будут облагаться специальным сбором

14 10241

Краткий анализ новой редакции ст. 1293 ГК РФ о праве следования, которая существенно расширяет область его действия и полномочия УПРАВИС как аккредитованной организации[1]. Редакция вступила в силу 01.06.2018.

Что такое право следования и зачем оно появилось

Право следования на произведения изобразительного искусства — это право автора произведения изобразительного искусства получить часть цены от каждой ее перепродажи[2]. Оно сохраняется за автором даже в случае отчуждения исключительного права и переходит по наследству.


Зачем нужно право следования

Считается, что художники, скульпторы и прочие авторы изящных искусств в переговорном плане сильно слабее своих контрагентов.

Нередки ситуации, когда творцы, витающие в эмпиреях и далекие от бытовых и денежных вопросов, находясь в трудных жизненных обстоятельствах, вынуждены отдавать свои работы коварным дилерами за бесценок. Те перепродают их с огромной наценкой и выгодой для себя, но непосредственно автору от такой перепродажи ничего не достается. Формально он и не может ничего требовать и, таким образом, не получает достойного вознаграждения за свой труд.

Способ решить эту проблему — обязательный процент, который автор получал бы при каждой перепродаже. Это право автора на процент как бы следует за его творением и приносит ему вознаграждение.


Пример

Художник, бедный и голодный, нарисовал по заказу портрет, а гонорар истратил на неотложные бытовые нужды. Никаких прав на картину у него не осталось.

Через несколько месяцев он выиграл престижный конкурс (стал любовником императрицы, был задержан полицией при совершении перфоманса и т.п.), стал знаменитым, а его картины, резко выросли в цене. Заказчик узнал об этом, снял картину со стены в спальне и отнес ее в аукционный дом (художественную галерею, салон, магазин), где она была продана во много раз выше цены покупки. Заказчик доволен, аукционный дом доволен, покупатель картины доволен, художник — совсем не доволен. Его картина очень выгодно продана, а он получил за неё сущие копейки.

Но благодаря праву следования он имеет право получить некоторую долю от цены продажи картины.


УПРАВИС

Сбор вознаграждения за право следования — одна из сфер, где предусмотрена государственная аккредитация[3], которая позволяет действовать от имени любого автора без заключения с ним договора.

Такой организацией с 2008 года является УПРАВИС — Ассоциация Правообладателей по Защите и Управлению Авторскими Правами в Сфере Искусства.

Чем обосновано принятие поправок

Как объясняется принятие поправок

В пояснительной записке к законопроекту[4], разработанному Министерством культуры[5], было указано, что:

Законопроект направлен на восстановление авторов оригиналов произведений изобразительного искусства в положении, существовавшем до вступления в силу Федерального закона от 12 марта 2014 г. № 35-Ф3 "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Так, в редакции статьи 1293 Гражданского кодекса Российской Федерации, действовавшей до 12 марта 2014 г., автор оригинала произведения изобразительного искусства имел право на получение вознаграждения при каждой перепродаже соответствующего оригинала произведения, в которой юридическое лицо или индивидуальный предприниматель участвуют в качестве посредника, продавца или покупателя (право следования). В действующей редакции статьи 1293 Гражданского кодекса Российской Федерации автор соответствующего оригинала произведения обладает таким правом лишь в том случае, когда юридическое лицо или индивидуальный предприниматель выступают в качестве посредника.

То есть, поправки якобы направлены на восстановление положения авторов, которое имело место до предыдущего изменения статьи о праве следования[6]. Будто бы, те старые поправки сузили права авторов, и теперь их надо восстановить.

Эта аргументация не соответствует действительности. Новая редакция ст. 1293 ГК РФ не восстанавливает те права, которые были, а существенно их расширяет — за счет ущемления прав непричастных к миру искусства лиц.

История изменений ст. 1293 ГК РФ

В первой редакции ст. 1293 ГК РФ, действовавшей до 12.03.2014, вознаграждение за право следования действительно подлежало уплате за каждую публичную перепродажу, где в качестве продавца, покупателя или посредника участвовала галерея изобразительного искусства, художественный салон, магазин или иная подобная организация. Это затрагивало только профессиональных участников рынка и их публичные сделки.

Во второй редакции, которая действовала с 2014 по 2018 год, область действия права следования, с одной стороны, действительно была несколько сужена: были исключены сделки, где профессиональные участники рынка участвовали в качестве продавца или покупателя, остались только те, где они участвовали в качестве посредника.

Но при этом его действие права следования было распространено на все сделки, стороной которых является абсолютно любое юридическое лицо или ИП, а не только галереи, салоны и подобные организации. С учетом того, что, как правило, в качестве посредника в сделках с участием предметов искусства выступают именно галереи, салоны и прочие профессиональные участники художественного рынка, право следования де-факто оставалось в рамках профессионального рынка.

Но одновременно был исключен критерий обязательной публичности облагаемых сделок, то есть вознаграждение правообладателю следовало платить не только с публичных перепродаж, но и с непубличных сделок, например, закрытых торгов.

Таким образом, про редакцию 2014 года нельзя сказать, что она сузила область применения права следования. Немного урезав ее с одной стороны, редакция заметно расширила ее с другой.

Действующая третья редакция 2018 года вернула указание на статусы продавца и покупателя, сохранив расширенный круг субъектов — любое юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, а не только галерея, салон или специализированный магазин. Также не был возвращен критерий публичности облагаемых сделок, то есть, в отличие от первой редакции, право следования продолжает применяться и к непубличным продажам тоже.

Получается, что редакция 2018 года не восстановила те права, которые были у авторов до поправок 2014 года, а существенно их расширила — и это наглядно видно на схеме.

Таким образом, аргументация в пояснительной записке к написанному Министерством культуры законопроекту не соответствует действительности и скрывает существенное расширение области применения права следования. Потому ли, что расширение области действия права следования расширяет финансовые перспективы близкого к Минкульту УПРАВСа?

Что нового в поправках

Теперь право следования касается не только профессионального арт-рынка

Ранее автор имел право на вознаграждение только если (1) продажа осуществлялась с участием посредника и (2) этим посредником являлось юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, в частности, аукционный дом, галерея изобразительного искусства, художественный салон, магазин.

Таким критериям соответствовали только сделки, осуществляемые профессиональными участниками рынка, то есть теми, для кого это было бизнесом: аукционы предметов искусства, галерейные продажи, специализированные магазины и т.п.

Теперь же вознаграждение должно быть уплачено и в тех случаях, когда юридическое лицо или индивидуальный предприниматель выступает не только в качестве посредника, но и в качестве покупателя или продавца.

Иными словами, любая перепродажа картины, скульптуры и т.п. любым юридическим лицом или любым индивидуальным предпринимателя теперь облагается этим парафискальным сбором. Вознаграждение за право следования теперь платят не только профессиональные традиционные участники арт-рынка, но и широкий круг непрофессионаллов.

Несколько примеров ситуаций, которые раньше не облагались этим сбором, а теперь — да:

— музей приобретает предметы искусства для пополнения своих фондов;

— магазин сувениров продает авторские фигурки эльфов и гномиков из папье-маше (это уже вторая продажа, в ходе первой магазин закупал фигурки);

— мелкий предприниматель, торгующий пончиками, разорился и продает портрет любимой супруги, который дарил ей на свадьбу;

— банк реализует с торгов заложенную картину нерасплатившегося должника;

—фирма, торгующая металлопрокатом, покупает морской пейзаж в кабинет главному бухгалтеру;

— художественный музей или выставка продает выполненные автором копии (повторы) выставляемых картин. Если репродукция создана вручную, не машинным способом (изготовлена на копировальной машине, нарисована с помощью перьевого плоттера и т.п.) она считается самостоятельным объектом авторского права со всеми юридическими последствиями и к ней также применяется право следования;

— скульптуры внезапно умершего скульптора распродаются его вдовой, которая зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя;

— фонд охраны наследия знаменитого художника выкупает его картину на благотворительном аукционе.

Поправки создают дополнительные обременения в обороте, не только парафискальные, но и связанные с оформлением документов, отчетностью и проверкой контрагентов. Особенно сложно с индивидуальными предпринимателями, так как в розничной продаже невозможно при каждой продаже проверять, является ли гражданин просто физическим лицом или же имеет статус индивидуального предпринимателя.

И если в отношении граждан РФ это потенциально возможно (хотя и бессмысленно и излишне обременительно), то в отношении иностранцев (бизнесмен-турист приехал в Россию и купил приглянувшуюся картину) — разумно надежная проверка уже технически невозможна.

С учетом традиционной для российских ОКУПов высокой агрессивности и стремления привлекать правоохранительные органы везде, где это уместно и где нет, торговцам предметами искусства следует ожидать «контрольные закупки» и прочий полицейский кошмаринг.


Обязанность отчитываться перед автором или УПРАВИСом

Второе новшество — обязанность предоставлять сведения автору, наследникам или аккредитованному ОКУПу, то есть УПРАВИСу, который в силу государственной аккредитации может действовать от имени любого автора без заключения с ним договора и без его ведома.

Эта широкая формулировка в поправках позволяет УПРАВИС требовать от всех пользователей любую финансовую информацию, связанную с оборотом предметов искусства — даже более широкую, чем реально необходимо.

Выводы

Новая редакция ст. 1293 ГК РФ существенно расширяет область применения права следования, хотя в пояснительной записке к законопроекту было скромно указано, что они лишь восстанавливают права авторов в состояние до предыдущих поправок 2014 года.

Вознаграждение за право следования теперь будет собираться не только с профессиональных участников арт-рынка, а с каждой продажи предмета искусства, если стороной в которой является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

УПРАВИС благодаря государственной аккредитации сможет требовать финансовую документацию у любого юридического лица или индивидуального предпринимателя, продавшего или купившего хотя бы один предмет искусства. Это создает широкие возможности для злоупотреблений и полицейского кошмаринга.


[1] Федеральный закон от 05.12.2017 N 381-ФЗ «О внесении изменения в статью 1293 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»

[2] п. 1 ст. 1293 ГК РФ

[3] пп. 3 п. 1 ст. 1244 ГК РФ

[4] АСОЗД. Законопроект № 136846-7 «О внесении изменения в статью 1293 Гражданского кодекса Российской Федерации (в части уточнения положений о праве следования)» http://asozd2c.duma.gov.ru/add...

[5] Минкультуры РФ. Президентом РФ подписан Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. № 381-ФЗ «О внесении изменения в статью 1293 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» 06.12.2017 https://www.mkrf.ru/documents/...

[6] Федеральный закон от 12 марта 2014 г. № 35-Ф3 "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".


Оригинал статьи с возможными изменениями и дополнениями: http://copycollect.com/article...

Коллективное управление авторскими правами в России | copycollect.com

    Люся не понимает

    Понимаешь, люся... нет, не понимаешь, это просто такой оборот речи 1. Современная нам украина представляет собой нацистский концлагерь, откуда половина населения уже сбежала (было 52 миллиона нас...

    Несокрушимая и легендарная

    Трёхтысячелетняя военная история Европы полна примеров непобедимых армий.Гоплиты Спарты, сариссофоры и гетайры Филиппа II и Александра III Великого Македонских, легионеры Рима и наёмник...

    Найти Кузьминова помогла характерная для предателей слабость

    В Испании появились новые подробности касательно гибели перебежчика и предателя Максима Кузьминова. В частности, звучат заявления о том, что «убийство Кузьминова организовала российская...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      copycollect 25 декабря 2021 г. 16:27

      Андрей Кричевский больше не руководит РСП

      Андрей Кричевский больше не является генеральным директором Российского союза правообладателей — организации, аккредитованной на сбор вознаграждения за частное копирование (1% от стоимости компьютеров, планшетов, телефонов, прочей техники и носителей информации). Андрей КричевскийКричевский стоял у истоков РСП, занимал должность генерального директора ...
      334
      copycollect 5 декабря 2021 г. 18:59

      Российское авторское общество начало банкротить своего бывшего генерального директора — Сергея Федотова.

      Российское авторское общество начало банкротить своего бывшего генерального директора — Сергея Федотова.Федотов вместе с сообщниками был осужден за мошенничество — выплату фиктивных гонораров на общую сумму 767 млн. рублей с последующим их присвоением. После вступления приговора в силу он должен вернуть похищенную сумму. РАО обратилось в ...
      295
      copycollect 28 июля 2020 г. 02:36

      Дробление Фирмы «Мелодия»

      Не прошло и полгода с момента приватизации, как в «Мелодии» начались подозрительные корпоративные процедуры. В феврале 2020 года был приватизирован крупнейший правообладатель музыкального наследства советского времени – Фирма «Мелодия». Возглавляемую Андреем Кричевским компания была продана по вызывающей много вопросов цене на как бы аукционе связанному ...
      1268
      copycollect 26 февраля 2020 г. 17:55

      Кто купил Фирму «Мелодия»

      Росимущество продало возглавляемую Андреем Кричевским Фирму «Мелодия» компании, связанной с Андреем Кричевским. Выкупная цена и ход аукциона вызывают вопросы.Активы «Мелодии»С 1964 до начала 1990-х «Мелодия» была единственной звукозаписывающей компанией в стране. Поэтому в её каталог» входит огромная часть музыкального наследства советского времени, включая записи кл...
      2930
      copycollect 25 декабря 2019 г. 19:41

      РАО и ВОИС против кафе «Томико». Головокружение от успехов

      Выбивающееся из устоявшейся практики решение Арбитражного суда Республики Калмыкия (судья Джамбинова Л.В.) о публичном исполнение музыки в кафе .РАО и ВОИС сделали всё, как обычно, по методике, с которой суды соглашались тысячи раз. Агент зашел в кафе, что-то заказал, получил кассовый чек. Все это снял на видео, в котором слышна музыка и видны колонки. Оформил поручен...
      848
      copycollect 14 декабря 2019 г. 21:29

      Ксения Мирясова против Copycollect’a

      Ксения Мирясова, бывший юрист Минкультуры, одновременно надзиравшая за аккредитованными ОКУПами и помогавшая им, решила засудить Copycollect. Но подала иск не в тот суд. Жалоба в РоскомнадзорКсению Мирясова, работая в Минкультуры вместе c Верой Мартинович (Чумаченко), по должности следила за законностью деятельности организаций по коллективному управлению правами, име...
      764
      copycollect 25 ноября 2019 г. 16:45

      РАО обИПэшивает авторов

      Российское авторское общество предложило авторам регистрироваться как ИП и отрыть счет в банке "Новый век", который принадлежит руководству РАО.ПредпосылкиВ октябре 2019 РАО повысило процент, удерживаемый с причитающегося авторам и правообладателям вознаграждения, а с выплат физическим лицам стало удерживать взносы в пенсионный фонд (о чем мы писали).Чтобы как-то смя...
      1287
      copycollect 4 ноября 2019 г. 17:56

      РАО увеличило свой кусок пирога за счет правообладателей

      Под предлогом пенсионных выплат Российское авторское общество увеличивает процент удержаний с выплат правообладателям до максимальных 45%. Шаг первый, якобы временныйВ октябре 2019 Авторский совет РАО принял решение об увеличении размеров удержаний на с авторов и правообладателей[1]:— с 20% до 27% для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с ...
      11589
      copycollect 25 апреля 2019 г. 21:33

      Российское авторское общество просит офис у пензенской администрации

      Представители Российского авторского общества пришли на прием к заместителю главы администрации города Пенза Денису Леонтьеву [1] в часы приема предпринимателей и попросили себе офис. Они рассказали, что РАО"на протяжении всей истории своего существования содействует стимулированию творческой активности, развитию образования, культуры и искусства"Что ха...
      11282
      copycollect 16 апреля 2019 г. 01:23

      Российское авторское общество снизило размер сбора для некоторых кинотеатров

      Но это не точно.Российское авторское общество снизило размер сбора в пользу авторов музыки, звучащей в кинофильмах. Снизило ненамного и не для всех кинотеатров. Что это за сборРАО в силу государственной аккредитации собирает с кинотеатров плату за музыку в фильмах. Собранные средства должны распределяться в пользу авторов, которые получают их сверх уже полученного гон...
      11994
      copycollect 15 апреля 2019 г. 14:16

      Фирма «Мелодия» оцифровала 80% своего архива за 8 лет. Обещали оцифровать всё за год

      Гендиректор Фирмы «Мелодия» Андрей Кричевский на форуме по интеллектуальной собственности IPQuorum в Светлогорске сообщил, что на сегодняшний день оцифровано около 80% её каталога, то есть примерно 239 тысяч физических носителей . С количеством физических носителей есть некоторая путаница. Согласно официальной информации «Мелодии» в архиве хранится 227 ...
      11310
      copycollect 31 марта 2019 г. 20:44

      «Евгений Онегин» и Президент Абхазии

      Издательство заплатит РАО за иллюстрации к «Евгению Онегину», изданному по заказу Президента Абхазии.Издательство «Звонница-МГ» по заданию администрации Президента Абхазии издало «Евгения Онегина» с иллюстрациями Н.В. Кузьмина — без договора с наследниками.Наследник художника заключил договор на управление правами с Российским авторским обществом. То есть в этом деле ...
      9639
      copycollect 9 марта 2019 г. 16:54

      ДЛИНА БЕДРЫ. ЛОСТ ИН ТРАНСЛЕЙШН

      Арбитражный суд Республики Татарстан перевёл на русский язык названия иностранных песен, за публичное исполнение которых Российское авторское общество взыскивало компенсацию с пиццерии «Пронто» (дело № А65-38662/2018, решение от 27.02.2019). Сердечные муки — HeartachesВстреча в Ривьере — Riviera RendezvousДлина бедры (так в тексте решения — copycollect) — Hip LengthВы...
      12266
      copycollect 15 февраля 2019 г. 12:53

      Fonmix — в интересах РАО и ВОИС

      ООО «Формакс» (плеер “Fonmix”) — агент Российского авторского общества и Всероссийской организации интеллектуальной собственности, аффилированный с их руководством и получающий долю от собранных средств.Корректность работы, достоверность выдаваемой отчетности и справедливость распределения собранного с его помощью вознаграждения вызывают большие сомнения. Владельцы55%...
      10539
      copycollect 25 декабря 2018 г. 13:24

      Мосгорсуд оставил бывшего руководителя РАО Сергея Федотова под стражей

      Тот обещает "поведать следствию много интересного" и дает показания против своего бывшего партнера Андрея Кричевского08 декабря 2018 бывший руководитель Российского авторского общества Сергей Федотов был взят под стажу в рамках нового дела о мошенничестве. 14 декабря ему предъявлено обвинение в том, что вместе с заместителем (и мамой) Верой Федотовой, начальником Упра...
      14374
      copycollect 8 декабря 2018 г. 16:22

      Бывший глава Российского авторского общества снова за решёткой

      Бывший генеральный директор Российского авторского общества Сергей Федотов опять за решеткой.7 декабря 2018 Тверской районный суд города Москвы избрал в его отношении меру пресечения в виде заключения под стражу до февраля 2019 года по новому делу о мошенничестве (ч. 4 ст. 159 УК РФ)[1].За что закрыли ФедотоваФедотов подозревается в оплате авторских гонораров на подст...
      10338
      copycollect 7 декабря 2018 г. 00:08

      Новый гендиректор ВОИС: Алексей Карелов сменил Андрея Кричевского

      Андрей Кричевский — одна из наиболее важных организаций в коллективном управлении. Он возглавляет или косвенно контролирует все четыре аккредитованных ОКУПа, Ассоциацию IPChain, международную ассоциацию ЕАКОП и Фирму "Мелодия".Кричевский был генеральным директором Всероссийской организации интеллектуальной собственности (ВОИС) с 2009 года. 30 ноября 2018 на должности ...
      10609
      copycollect 6 декабря 2018 г. 00:53

      Управлять авторскими правами драматургов будет протоиерей из Заполярья

      Лицензированием прав на драматические произведения («большие права») от имени Российского авторского общества занимается ООО «Театральный агент», назначенное в июле 2017 без какого-либо конкурса [1].Первоначально эта была полностью оформлена на имя Виктории Сладковской — жены дирижера Александра Сладковского, входившего в совет директоров банка «Новый век», который св...
      10436
      copycollect 4 декабря 2018 г. 22:28

      Вендинговый бизнес Никиты Михалкова

      Никита Михалков занялся вендинговым бизнесом вместе со своим братом Андреем и Юлией Станкунас — руководителем благотворительного фонда «12».Первоначально ООО «Кмвендинг», зарегистрированное в августе 2018 года, было полностью оформлено на Юлию Станкунас — генерального директора и соучредителя благотворительного фонда Никиты Михалкова «12». В ноябре 2018 в организацию ...
      16902
      copycollect 2 декабря 2018 г. 19:30

      ЕАКОП допущена во Всемирную организацию интеллектуальной собственности (WIPO) в качестве наблюдателя

      Со 02 октября 2018 года Евразийская конфедерация обществ правообладателей (ЕАКОП)[1] допущена во Всемирную организацию интеллектуальной собственности (WIPO) в качестве наблюдателя[2]. Политика WIPO направлена на максимально широкое вовлечение некоммерческих организаций, межгосударственных организаций, промышленных групп и прочих заинтересованных лиц в ко...
      8721
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика