Что такое коллективное управление авторскими правами (о чем этот блог)

38 16487

Что такое коллективное управление авторскими правами – программный пост


О ком речь 

В этом блоге мы рассказываем об организациях, которые имеют государственную аккредитацию (что это такое – см. ниже) на коллективное управление авторскими правами.

Российское авторское общество (РАО) собирает плату с кинотеатров, телеканалов,  радиостанций, филармоний, концертных площадок, торговых центров и всех прочих мест, где звучит музыка, за использование авторских прав на музыкальные произведения. Также собирает плату с театров за авторские права на пьесы и сценарии постановок.

Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС) собирает вознаграждение почти со всех тех, с кого собирает РАО (кроме театров и консерваторий), но не за авторские права (права на текст песни и мелодию), а за смежные права (права на конкретное исполнение песни конкретным исполнителем, "права на трек").

Российский союз правообладателей  (РСП) собирает "налог на болванки" – хотя его корректнее называть налогом на электронику – 1% от стоимости почти всей электроники и носителей информации.

УПРАВИС управляет правом следования на произведения изобразительного искусства, собирая процент от каждой перепродажи картины, скульптуры и т.д.

Годовая выручка этих четырех организаций – около 10 миллиардов рублей. Но далеко не все собранное доходит до авторов и правообладателей, в интересах которых они должны действовать.


В чем высокая идея коллективного управления 

Одни сочиняют музыку, пишут пьесы и рисуют картины и хотят этим зарабатывать. Другие хотят использовать результаты чужого творчества: включить песню в своем кафе, поставить спектакль по чьей-то пьесе или купить картину у неизвестного талантливого художника сейчас и перепродать ее через двадцать лет, когда он станет знаменитым.

Как им найти друг друга? 

Один из вариантов – профессиональный посредник – организация по коллективному управлению правами (ОКУП). Она заключает договоры с теми, кто желает использовать произведения (пользователи), собирает с них плату и при необходимости обращается в суд. Собранные средства выплачивает правообладателям, удерживая некоторую часть на обеспечение своей деятельности. 

Концентрация полномочий в одной организации позволяет эффективнее выстраивать работу и снижать транзакционные издержки. В результате авторы/правообладатели зарабатывают больше, чем могли бы заработать сами, без посредника.

Откуда у ОКУПа полномочия действовать от имени авторов. Нельзя просто так взять и начать принудительно собирать деньги от чьего имени. Это же сфера бизнеса, а не благотворительности. Полномочия могут быть переданы ему непоредственно каждым правообладателем, заключившим с ОКУПом соответствующий договор – но это сложно, ведь авторов очень много, с каждым договор не подпишешь. Есть и другой вариант: у ОКУПа есть полномочия, потому что так написано в законе. 

Россия пошла по второму варианту, использовав весьма спорную процедуру государственной аккредитации.


Что такое государственная аккредитация 

Государственная аккредитация – это право монопольно собирать плату от имени всех авторов/правообладателей, даже от имени тех, кто не заключал договор с этой организацией и даже не подозревает о ее существовании. 

Чтобы получить государственную организацию, надо выиграть конкурс, проводимый Министерством культуры. Условно независимая комиссия, члены которой не связаны формальными критериями и не несут никакой ответственности за свои решения, выбирают того кандидата, который представляется им более достойным.

На практике все проведенные конкурсы выигрывали только тесно связанные между собой РАО-ВОИС-РСП и примкнувший к ним УПРАВИС.


Например (как это работает в идеальном мире) 

Музыкант придумал и записал песню и теперь хочет, чтобы эта песня играла на радио, во всех кафе и торговых центрах и вообще везде. Он может договориться с одной-пятью-десятью радиостанциями, но не больше. Он один, а радиостанция очень много,  не хватит времени, юридических знаний и желания копаться в бумагах в ущерб творчеству.

Радиостанция хочет ставить в эфир новые популярные песни и хиты прошлых лет. Она может договориться с пятью-десятью-пятьюдесятью лейблами/музыкантами, но это не охватит весь интересный репертуар. К тому же "очистка прав" на каждый трек – очень трудозатратный процесс, требующий существенных ресурсов. Радиостанция разорится на юристах, если будет возиться с каждой песней. А если не проверять – разорится на судебных процессах и выплатах за нарушение авторских и смежных прав.

Что делает радиостанция? Она заключает договор с ОКУПом, платит ему некую сумму в месяц, ставит в эфир всё, что хочет, сдает отчёт раз в месяц и не волнуется о договорах и судах. 

Музыкант получает от ОКУПа отчет и вознаграждение от всех радиостанций, где играла его песня, даже от провинциальных и зарубежных.

ОКУП собирает деньги со всех радиостанций и не только с них.

Все счастливы. Музыкант получает вознаграждение за свой творческий труд, радиостанция работает без нарушения закона, ОКУП обеспечивает весь процесс. 


Кого касается коллективное управление 

Коллективное управление касается всех, кто так или иначе использует музыку плюс еще кое-какие случаи:

– театры, филармонии; 

– площадки с живой музыкой, фирмы-организаторы концертов, праздников и торжеств;

– радиостанции и телеканалы;

– кафе, рестораны, бары, объекты транспорта, торговые центры, гостиницы – все места, где включают музыку;

– кинотеатры за музыку, которая играет в фильмах ("таперский сбор");

– производители и импортеры электроники ;

– аукционы, художественные салоны и выставки.

Все они должны или платить ОКУПу или использовать иные законные решения – об этом мы тоже будем писать. Или нарушать закон под угрозой соответствующих санкций.


Что здесь не так 


Агрессивность ОКУПов 

ОКУПы – одни из самых массовых истцов в российских судах. РАО и ВОИС подают в год почти по тысяче исков каждая. И это только в арбитражных судах. 

Дела в судах общей юрисдикции, инициированные ОКУПами полицейские и прокурорские проверки невозможно посчитать.

Размер компенсаций, которые ОКУПы требуют взыскать в судах от имени правообладателей, явно не соразмерен последствиям нарушений и фактически носит карательный характер. 

ОКУПы склонны необоснованно привлекать правоохранительные органы для разрешения споров об условиях заключаемого договора даже не имея разумных оснований. Так, предложение пользователю (например, ресторану) о выплатах может предваряться жалобами в прокуратуру/полицию о нарушении рестораном авторских прав.


Конфликт интересов 

Контролем за  деятельностью ОКУПов должно заниматься Министерство культуры.

Но способны ли беспристрастно контролировать те, кто оказывает ОКУПам юридические услуги (Ксения Мирясова) и бывшие работники ОКУПов (Вера Мартинович (Чумаченко)).

Конфликт интересов не ограничивается контролирующим органом. Одни и те же люди являются правообладателями, то есть получателями денежных средств, и одновременно входят в органы управления ОКУПами, то есть оказывают влияние на их распределение и выплату. 

Например, Андрей Кричевский (занимает высшие руководящие должности и в РАО, и в ВОИС, и в РСП) возглавляет широко известную с советских времен Фирму "Мелодия", которой принадлежат права на большую часть советского культурного наследия, за использование которого она получает выплаты от РАО и ВОИС.

Максим Дмитриев – Генеральный директор РАО – является совладельцем (20%) Первого музыкального издательства – одного из крупнейший российских музыкальных издательств, то есть одного из крупнейших правообладателей, получающих выплаты от РАО. 

Кроме того, и Первое музыкальное издательство и "Мелодия" выполняют функции агентов РАО по сбору вознаграждения за лицензирование авторских прав на использование произведений в составе аудиовизуальных произведений и на воспроизведение произведений на различных видах носителей соответственно. Это дает им возможность "фильтровать" входящие в РАО данные о том, кому надо выплачивать вознаграждение.


Непрозрачность и некорректность расчетов 

Деятельность российских ОКУПов непрозрачна, авторам/правообладателям невозможно достоверно установить размер причитающегося им вознаграждения и проверить правильность его расчета.

Это значит, что авторы/правообладатели не имеют реальной возможности проверить, какую сумму ОКУП собрал за использование их произведений, и соотнести ее с той суммой, которую ОКУП им заплатил.

В качестве примера можно привести результаты аудита Российского авторского общества, который был проведен командой Кричевского-Дмитриева в начале 2017 после успешного перехвата корпоративного контроля над обществом у команды Сергея Федотова. Сергей Федотов возглавлял РАО почти 10 лет, но оступился и был осужден за мошенничество – хищение принадлежащего обществу имущества стоимостью почти 300 миллионов рублей.

Аудит выявил 211 млн. фиктивных платежей за два года - это около 5% от годовой выручки.

Справедливости ради заметим, что проблемы расчетов размера вознаграждения – но в гораздо меньшей степени – свойственны и зарубежным ОКУПам и музыкальной индустрии в целом.


Необоснованное бремя 

ОКУПские тарифы сложно назвать экономически обоснованными и разумными. Там, где  возможна конкуренция с ними, например, при публичном исполнении музыкальных произведений/фонограмм, стоимость лицензий у независимых игроков (например, музыка отказавшихся от ОКУПов авторов/исполнителей) в разы ниже.


Нарушение международных обязательств 

Одним из условий вступления России во Всемирную торговую организацию было следующее: прекратить с 1 января 2013 бездоговорное – то есть основанное на государственной аккредитации – коллективное управление правами (п. 1218 доклада рабочей группы). 

Однако вопреки своим международным обязательствам Россия в лице Министерства культуры бездействовала и активных действий к упразднению теперь уже незаконной монополии ОКУПов не предпринимала.

Практических последствий нарушения, конечно, на данный момент не заметно, но кто знает, чем это может обернуться в будущем.


Чему посвящен проект copycollect.com и для чего он появился

Мы рассказываем о мире коллективного управления: как он устроен, и почему устроен именно так, о тенденциях развития и текущих новостях, о важных фигурах и организациях

Мы пишем для широкой аудитории – тех, кто только столкнулся с авторскими правами и коллективным управлением и хочет понять, что к чему. Однако полагаем, что результаты наших исследований будут интересны и профессионалам музыкального и кино-рынка.

В отличие от средств массовой информации мы обращаем внимание не на громкие заявления публичных лиц, а на юридическую основу происходящего и на движение финансовых потоков.

Однако публичные скандалы и всякие безобразные истории тоже не ускользают от нашего внимания – это не только элементы развлечения, но и источник полезной информации.

Основное внимание, конечно же уделяется аккредитованным ОКУПам: РАО, ВОИС, РСП и УПРАВИСу, но нам интересно все и всё, имеющее отношение к теме. От министров до бандитов и номинальных директоров. Уголовные дела и арбитражные споры. Надгробие в подарок с доставкой на рабочее место и замок с привидениями. Наркотики, поддельные печати и внешний лоск "благотворительных" фондов.

Проект имеет практическую направленность, поэтому мы постепенно будем делиться с читателями практическими решениями и советами, касающихся выстраивания отношений с ОКУПами или наоборот, эффективного уклонения от взаимодействия с ними.

Читайте блог проекта copycollect.com.

Пять минут хорошего настроения. Часть 5

- А почему, когда вы улыбаетесь, у вас один глаз веселый, а второй - грустный?- Веселый  -  это искусственный...Почему на автомобиле  УАЗ  Патриот  написано&nbs...

Обсудить
  • Авторское право  придумали евреи, дабы пользовать результат чужого труда. Вдумайтесь,  человек пользуется наследием общества, его знаниями и на этом базисе создаёт  крупицу своего вклада и теперь он уже требует за эту крупицу от  общества признания и денег,  тут же забыв,  что создавал это на фундаменте чужого труда.
  • капитализм - это хорошо организованная преступность. право - есть возведённая в закон воля господствующего класса. 
  • Нужное дело.
  • Давно пора упразднить эту контору созданную ПИНДОСАМИ которая обирает народы и страны на благо единственному хозяину - США!!! Авторское право должно быть ТОЛЬКО ЛИЧНО У АВТОРА И НЕ БОЛЕЕ 10 ЛЕТ!
  • Может проще зарегистрировать свое произведение, изобретение, текст, оформить его соответствующим образом, получив патент на вышеприведенное. При нарушении - арбитраж. Зачем платить лишнее? :sunglasses: