• РЕГИСТРАЦИЯ

Что такое коллективное управление авторскими правами (о чем этот блог)

38 16512

Что такое коллективное управление авторскими правами – программный пост


О ком речь 

В этом блоге мы рассказываем об организациях, которые имеют государственную аккредитацию (что это такое – см. ниже) на коллективное управление авторскими правами.

Российское авторское общество (РАО) собирает плату с кинотеатров, телеканалов,  радиостанций, филармоний, концертных площадок, торговых центров и всех прочих мест, где звучит музыка, за использование авторских прав на музыкальные произведения. Также собирает плату с театров за авторские права на пьесы и сценарии постановок.

Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС) собирает вознаграждение почти со всех тех, с кого собирает РАО (кроме театров и консерваторий), но не за авторские права (права на текст песни и мелодию), а за смежные права (права на конкретное исполнение песни конкретным исполнителем, "права на трек").

Российский союз правообладателей  (РСП) собирает "налог на болванки" – хотя его корректнее называть налогом на электронику – 1% от стоимости почти всей электроники и носителей информации.

УПРАВИС управляет правом следования на произведения изобразительного искусства, собирая процент от каждой перепродажи картины, скульптуры и т.д.

Годовая выручка этих четырех организаций – около 10 миллиардов рублей. Но далеко не все собранное доходит до авторов и правообладателей, в интересах которых они должны действовать.


В чем высокая идея коллективного управления 

Одни сочиняют музыку, пишут пьесы и рисуют картины и хотят этим зарабатывать. Другие хотят использовать результаты чужого творчества: включить песню в своем кафе, поставить спектакль по чьей-то пьесе или купить картину у неизвестного талантливого художника сейчас и перепродать ее через двадцать лет, когда он станет знаменитым.

Как им найти друг друга? 

Один из вариантов – профессиональный посредник – организация по коллективному управлению правами (ОКУП). Она заключает договоры с теми, кто желает использовать произведения (пользователи), собирает с них плату и при необходимости обращается в суд. Собранные средства выплачивает правообладателям, удерживая некоторую часть на обеспечение своей деятельности. 

Концентрация полномочий в одной организации позволяет эффективнее выстраивать работу и снижать транзакционные издержки. В результате авторы/правообладатели зарабатывают больше, чем могли бы заработать сами, без посредника.

Откуда у ОКУПа полномочия действовать от имени авторов. Нельзя просто так взять и начать принудительно собирать деньги от чьего имени. Это же сфера бизнеса, а не благотворительности. Полномочия могут быть переданы ему непоредственно каждым правообладателем, заключившим с ОКУПом соответствующий договор – но это сложно, ведь авторов очень много, с каждым договор не подпишешь. Есть и другой вариант: у ОКУПа есть полномочия, потому что так написано в законе. 

Россия пошла по второму варианту, использовав весьма спорную процедуру государственной аккредитации.


Что такое государственная аккредитация 

Государственная аккредитация – это право монопольно собирать плату от имени всех авторов/правообладателей, даже от имени тех, кто не заключал договор с этой организацией и даже не подозревает о ее существовании. 

Чтобы получить государственную организацию, надо выиграть конкурс, проводимый Министерством культуры. Условно независимая комиссия, члены которой не связаны формальными критериями и не несут никакой ответственности за свои решения, выбирают того кандидата, который представляется им более достойным.

На практике все проведенные конкурсы выигрывали только тесно связанные между собой РАО-ВОИС-РСП и примкнувший к ним УПРАВИС.


Например (как это работает в идеальном мире) 

Музыкант придумал и записал песню и теперь хочет, чтобы эта песня играла на радио, во всех кафе и торговых центрах и вообще везде. Он может договориться с одной-пятью-десятью радиостанциями, но не больше. Он один, а радиостанция очень много,  не хватит времени, юридических знаний и желания копаться в бумагах в ущерб творчеству.

Радиостанция хочет ставить в эфир новые популярные песни и хиты прошлых лет. Она может договориться с пятью-десятью-пятьюдесятью лейблами/музыкантами, но это не охватит весь интересный репертуар. К тому же "очистка прав" на каждый трек – очень трудозатратный процесс, требующий существенных ресурсов. Радиостанция разорится на юристах, если будет возиться с каждой песней. А если не проверять – разорится на судебных процессах и выплатах за нарушение авторских и смежных прав.

Что делает радиостанция? Она заключает договор с ОКУПом, платит ему некую сумму в месяц, ставит в эфир всё, что хочет, сдает отчёт раз в месяц и не волнуется о договорах и судах. 

Музыкант получает от ОКУПа отчет и вознаграждение от всех радиостанций, где играла его песня, даже от провинциальных и зарубежных.

ОКУП собирает деньги со всех радиостанций и не только с них.

Все счастливы. Музыкант получает вознаграждение за свой творческий труд, радиостанция работает без нарушения закона, ОКУП обеспечивает весь процесс. 


Кого касается коллективное управление 

Коллективное управление касается всех, кто так или иначе использует музыку плюс еще кое-какие случаи:

– театры, филармонии; 

– площадки с живой музыкой, фирмы-организаторы концертов, праздников и торжеств;

– радиостанции и телеканалы;

– кафе, рестораны, бары, объекты транспорта, торговые центры, гостиницы – все места, где включают музыку;

– кинотеатры за музыку, которая играет в фильмах ("таперский сбор");

– производители и импортеры электроники ;

– аукционы, художественные салоны и выставки.

Все они должны или платить ОКУПу или использовать иные законные решения – об этом мы тоже будем писать. Или нарушать закон под угрозой соответствующих санкций.


Что здесь не так 


Агрессивность ОКУПов 

ОКУПы – одни из самых массовых истцов в российских судах. РАО и ВОИС подают в год почти по тысяче исков каждая. И это только в арбитражных судах. 

Дела в судах общей юрисдикции, инициированные ОКУПами полицейские и прокурорские проверки невозможно посчитать.

Размер компенсаций, которые ОКУПы требуют взыскать в судах от имени правообладателей, явно не соразмерен последствиям нарушений и фактически носит карательный характер. 

ОКУПы склонны необоснованно привлекать правоохранительные органы для разрешения споров об условиях заключаемого договора даже не имея разумных оснований. Так, предложение пользователю (например, ресторану) о выплатах может предваряться жалобами в прокуратуру/полицию о нарушении рестораном авторских прав.


Конфликт интересов 

Контролем за  деятельностью ОКУПов должно заниматься Министерство культуры.

Но способны ли беспристрастно контролировать те, кто оказывает ОКУПам юридические услуги (Ксения Мирясова) и бывшие работники ОКУПов (Вера Мартинович (Чумаченко)).

Конфликт интересов не ограничивается контролирующим органом. Одни и те же люди являются правообладателями, то есть получателями денежных средств, и одновременно входят в органы управления ОКУПами, то есть оказывают влияние на их распределение и выплату. 

Например, Андрей Кричевский (занимает высшие руководящие должности и в РАО, и в ВОИС, и в РСП) возглавляет широко известную с советских времен Фирму "Мелодия", которой принадлежат права на большую часть советского культурного наследия, за использование которого она получает выплаты от РАО и ВОИС.

Максим Дмитриев – Генеральный директор РАО – является совладельцем (20%) Первого музыкального издательства – одного из крупнейший российских музыкальных издательств, то есть одного из крупнейших правообладателей, получающих выплаты от РАО. 

Кроме того, и Первое музыкальное издательство и "Мелодия" выполняют функции агентов РАО по сбору вознаграждения за лицензирование авторских прав на использование произведений в составе аудиовизуальных произведений и на воспроизведение произведений на различных видах носителей соответственно. Это дает им возможность "фильтровать" входящие в РАО данные о том, кому надо выплачивать вознаграждение.


Непрозрачность и некорректность расчетов 

Деятельность российских ОКУПов непрозрачна, авторам/правообладателям невозможно достоверно установить размер причитающегося им вознаграждения и проверить правильность его расчета.

Это значит, что авторы/правообладатели не имеют реальной возможности проверить, какую сумму ОКУП собрал за использование их произведений, и соотнести ее с той суммой, которую ОКУП им заплатил.

В качестве примера можно привести результаты аудита Российского авторского общества, который был проведен командой Кричевского-Дмитриева в начале 2017 после успешного перехвата корпоративного контроля над обществом у команды Сергея Федотова. Сергей Федотов возглавлял РАО почти 10 лет, но оступился и был осужден за мошенничество – хищение принадлежащего обществу имущества стоимостью почти 300 миллионов рублей.

Аудит выявил 211 млн. фиктивных платежей за два года - это около 5% от годовой выручки.

Справедливости ради заметим, что проблемы расчетов размера вознаграждения – но в гораздо меньшей степени – свойственны и зарубежным ОКУПам и музыкальной индустрии в целом.


Необоснованное бремя 

ОКУПские тарифы сложно назвать экономически обоснованными и разумными. Там, где  возможна конкуренция с ними, например, при публичном исполнении музыкальных произведений/фонограмм, стоимость лицензий у независимых игроков (например, музыка отказавшихся от ОКУПов авторов/исполнителей) в разы ниже.


Нарушение международных обязательств 

Одним из условий вступления России во Всемирную торговую организацию было следующее: прекратить с 1 января 2013 бездоговорное – то есть основанное на государственной аккредитации – коллективное управление правами (п. 1218 доклада рабочей группы). 

Однако вопреки своим международным обязательствам Россия в лице Министерства культуры бездействовала и активных действий к упразднению теперь уже незаконной монополии ОКУПов не предпринимала.

Практических последствий нарушения, конечно, на данный момент не заметно, но кто знает, чем это может обернуться в будущем.


Чему посвящен проект copycollect.com и для чего он появился

Мы рассказываем о мире коллективного управления: как он устроен, и почему устроен именно так, о тенденциях развития и текущих новостях, о важных фигурах и организациях

Мы пишем для широкой аудитории – тех, кто только столкнулся с авторскими правами и коллективным управлением и хочет понять, что к чему. Однако полагаем, что результаты наших исследований будут интересны и профессионалам музыкального и кино-рынка.

В отличие от средств массовой информации мы обращаем внимание не на громкие заявления публичных лиц, а на юридическую основу происходящего и на движение финансовых потоков.

Однако публичные скандалы и всякие безобразные истории тоже не ускользают от нашего внимания – это не только элементы развлечения, но и источник полезной информации.

Основное внимание, конечно же уделяется аккредитованным ОКУПам: РАО, ВОИС, РСП и УПРАВИСу, но нам интересно все и всё, имеющее отношение к теме. От министров до бандитов и номинальных директоров. Уголовные дела и арбитражные споры. Надгробие в подарок с доставкой на рабочее место и замок с привидениями. Наркотики, поддельные печати и внешний лоск "благотворительных" фондов.

Проект имеет практическую направленность, поэтому мы постепенно будем делиться с читателями практическими решениями и советами, касающихся выстраивания отношений с ОКУПами или наоборот, эффективного уклонения от взаимодействия с ними.

Читайте блог проекта copycollect.com.

Коллективное управление авторскими правами в России | copycollect.com

    Так чем мы принципиально отличаемся от них?
    • pretty
    • Сегодня 06:10
    • В топе

    КВАДРАТУРА  КРУГАТо, что Донни вдруг заявил, что в США будет всего два гендера – М и Ж – для нас плохая новость. Это удар по нашей информационной политике, которая и так, в отсутствие официальной...

    Раскрыты подробности пейджерной атаки против Хезболлы
    • Akbar
    • Вчера 20:48
    • В топе

    На американском CBS двое ветеранов Моссада, участвовавших в операции, рассказали подробности. Сначала около 10 лет назад Израиль заминировал рации - взрывчатку поместили в аккумуляторы. Хезболл...

    Вот и "ответ" на Орешник?
    • pretty
    • Сегодня 14:23
    • В топе

    КВАДРАТУРА  КРУГАВ ситуации с российским сухогрузом очень четко читается британский почерк: они всегда были мастерами на такого рода проделки. Умеют выбирать время, место и способ воздействия.Суд...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      copycollect 25 декабря 2021 г. 16:27

      Андрей Кричевский больше не руководит РСП

      Андрей Кричевский больше не является генеральным директором Российского союза правообладателей — организации, аккредитованной на сбор вознаграждения за частное копирование (1% от стоимости компьютеров, планшетов, телефонов, прочей техники и носителей информации). Андрей КричевскийКричевский стоял у истоков РСП, занимал должность генерального директора ...
      486
      copycollect 5 декабря 2021 г. 18:59

      Российское авторское общество начало банкротить своего бывшего генерального директора — Сергея Федотова.

      Российское авторское общество начало банкротить своего бывшего генерального директора — Сергея Федотова.Федотов вместе с сообщниками был осужден за мошенничество — выплату фиктивных гонораров на общую сумму 767 млн. рублей с последующим их присвоением. После вступления приговора в силу он должен вернуть похищенную сумму. РАО обратилось в ...
      400
      copycollect 28 июля 2020 г. 02:36

      Дробление Фирмы «Мелодия»

      Не прошло и полгода с момента приватизации, как в «Мелодии» начались подозрительные корпоративные процедуры. В феврале 2020 года был приватизирован крупнейший правообладатель музыкального наследства советского времени – Фирма «Мелодия». Возглавляемую Андреем Кричевским компания была продана по вызывающей много вопросов цене на как бы аукционе связанному ...
      1383
      copycollect 26 февраля 2020 г. 17:55

      Кто купил Фирму «Мелодия»

      Росимущество продало возглавляемую Андреем Кричевским Фирму «Мелодия» компании, связанной с Андреем Кричевским. Выкупная цена и ход аукциона вызывают вопросы.Активы «Мелодии»С 1964 до начала 1990-х «Мелодия» была единственной звукозаписывающей компанией в стране. Поэтому в её каталог» входит огромная часть музыкального наследства советского времени, включая записи кл...
      3064
      copycollect 25 декабря 2019 г. 19:41

      РАО и ВОИС против кафе «Томико». Головокружение от успехов

      Выбивающееся из устоявшейся практики решение Арбитражного суда Республики Калмыкия (судья Джамбинова Л.В.) о публичном исполнение музыки в кафе .РАО и ВОИС сделали всё, как обычно, по методике, с которой суды соглашались тысячи раз. Агент зашел в кафе, что-то заказал, получил кассовый чек. Все это снял на видео, в котором слышна музыка и видны колонки. Оформил поручен...
      936
      copycollect 14 декабря 2019 г. 21:29

      Ксения Мирясова против Copycollect’a

      Ксения Мирясова, бывший юрист Минкультуры, одновременно надзиравшая за аккредитованными ОКУПами и помогавшая им, решила засудить Copycollect. Но подала иск не в тот суд. Жалоба в РоскомнадзорКсению Мирясова, работая в Минкультуры вместе c Верой Мартинович (Чумаченко), по должности следила за законностью деятельности организаций по коллективному управлению правами, име...
      836
      copycollect 25 ноября 2019 г. 16:45

      РАО обИПэшивает авторов

      Российское авторское общество предложило авторам регистрироваться как ИП и отрыть счет в банке "Новый век", который принадлежит руководству РАО.ПредпосылкиВ октябре 2019 РАО повысило процент, удерживаемый с причитающегося авторам и правообладателям вознаграждения, а с выплат физическим лицам стало удерживать взносы в пенсионный фонд (о чем мы писали).Чтобы как-то смя...
      1535
      copycollect 4 ноября 2019 г. 17:56

      РАО увеличило свой кусок пирога за счет правообладателей

      Под предлогом пенсионных выплат Российское авторское общество увеличивает процент удержаний с выплат правообладателям до максимальных 45%. Шаг первый, якобы временныйВ октябре 2019 Авторский совет РАО принял решение об увеличении размеров удержаний на с авторов и правообладателей[1]:— с 20% до 27% для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с ...
      11730
      copycollect 25 апреля 2019 г. 21:33

      Российское авторское общество просит офис у пензенской администрации

      Представители Российского авторского общества пришли на прием к заместителю главы администрации города Пенза Денису Леонтьеву [1] в часы приема предпринимателей и попросили себе офис. Они рассказали, что РАО"на протяжении всей истории своего существования содействует стимулированию творческой активности, развитию образования, культуры и искусства"Что ха...
      11418
      copycollect 16 апреля 2019 г. 01:23

      Российское авторское общество снизило размер сбора для некоторых кинотеатров

      Но это не точно.Российское авторское общество снизило размер сбора в пользу авторов музыки, звучащей в кинофильмах. Снизило ненамного и не для всех кинотеатров. Что это за сборРАО в силу государственной аккредитации собирает с кинотеатров плату за музыку в фильмах. Собранные средства должны распределяться в пользу авторов, которые получают их сверх уже полученного гон...
      12108
      copycollect 15 апреля 2019 г. 14:16

      Фирма «Мелодия» оцифровала 80% своего архива за 8 лет. Обещали оцифровать всё за год

      Гендиректор Фирмы «Мелодия» Андрей Кричевский на форуме по интеллектуальной собственности IPQuorum в Светлогорске сообщил, что на сегодняшний день оцифровано около 80% её каталога, то есть примерно 239 тысяч физических носителей . С количеством физических носителей есть некоторая путаница. Согласно официальной информации «Мелодии» в архиве хранится 227 ...
      11413
      copycollect 31 марта 2019 г. 20:44

      «Евгений Онегин» и Президент Абхазии

      Издательство заплатит РАО за иллюстрации к «Евгению Онегину», изданному по заказу Президента Абхазии.Издательство «Звонница-МГ» по заданию администрации Президента Абхазии издало «Евгения Онегина» с иллюстрациями Н.В. Кузьмина — без договора с наследниками.Наследник художника заключил договор на управление правами с Российским авторским обществом. То есть в этом деле ...
      9747
      copycollect 9 марта 2019 г. 16:54

      ДЛИНА БЕДРЫ. ЛОСТ ИН ТРАНСЛЕЙШН

      Арбитражный суд Республики Татарстан перевёл на русский язык названия иностранных песен, за публичное исполнение которых Российское авторское общество взыскивало компенсацию с пиццерии «Пронто» (дело № А65-38662/2018, решение от 27.02.2019). Сердечные муки — HeartachesВстреча в Ривьере — Riviera RendezvousДлина бедры (так в тексте решения — copycollect) — Hip LengthВы...
      12460
      copycollect 15 февраля 2019 г. 12:53

      Fonmix — в интересах РАО и ВОИС

      ООО «Формакс» (плеер “Fonmix”) — агент Российского авторского общества и Всероссийской организации интеллектуальной собственности, аффилированный с их руководством и получающий долю от собранных средств.Корректность работы, достоверность выдаваемой отчетности и справедливость распределения собранного с его помощью вознаграждения вызывают большие сомнения. Владельцы55%...
      10712
      copycollect 25 декабря 2018 г. 13:24

      Мосгорсуд оставил бывшего руководителя РАО Сергея Федотова под стражей

      Тот обещает "поведать следствию много интересного" и дает показания против своего бывшего партнера Андрея Кричевского08 декабря 2018 бывший руководитель Российского авторского общества Сергей Федотов был взят под стажу в рамках нового дела о мошенничестве. 14 декабря ему предъявлено обвинение в том, что вместе с заместителем (и мамой) Верой Федотовой, начальником Упра...
      14489
      copycollect 10 декабря 2018 г. 23:17

      Все сделки с предметами искусства будут облагаться специальным сбором

      Краткий анализ новой редакции ст. 1293 ГК РФ о праве следования, которая существенно расширяет область его действия и полномочия УПРАВИС как аккредитованной организации[1]. Редакция вступила в силу 01.06.2018. Что такое право следования и зачем оно появилосьПраво следования на произведения изобразительного искусства — это право автора произведения изобразительного иск...
      10480
      copycollect 8 декабря 2018 г. 16:22

      Бывший глава Российского авторского общества снова за решёткой

      Бывший генеральный директор Российского авторского общества Сергей Федотов опять за решеткой.7 декабря 2018 Тверской районный суд города Москвы избрал в его отношении меру пресечения в виде заключения под стражу до февраля 2019 года по новому делу о мошенничестве (ч. 4 ст. 159 УК РФ)[1].За что закрыли ФедотоваФедотов подозревается в оплате авторских гонораров на подст...
      10525
      copycollect 7 декабря 2018 г. 00:08

      Новый гендиректор ВОИС: Алексей Карелов сменил Андрея Кричевского

      Андрей Кричевский — одна из наиболее важных организаций в коллективном управлении. Он возглавляет или косвенно контролирует все четыре аккредитованных ОКУПа, Ассоциацию IPChain, международную ассоциацию ЕАКОП и Фирму "Мелодия".Кричевский был генеральным директором Всероссийской организации интеллектуальной собственности (ВОИС) с 2009 года. 30 ноября 2018 на должности ...
      10830
      copycollect 6 декабря 2018 г. 00:53

      Управлять авторскими правами драматургов будет протоиерей из Заполярья

      Лицензированием прав на драматические произведения («большие права») от имени Российского авторского общества занимается ООО «Театральный агент», назначенное в июле 2017 без какого-либо конкурса [1].Первоначально эта была полностью оформлена на имя Виктории Сладковской — жены дирижера Александра Сладковского, входившего в совет директоров банка «Новый век», который св...
      10555
      copycollect 4 декабря 2018 г. 22:28

      Вендинговый бизнес Никиты Михалкова

      Никита Михалков занялся вендинговым бизнесом вместе со своим братом Андреем и Юлией Станкунас — руководителем благотворительного фонда «12».Первоначально ООО «Кмвендинг», зарегистрированное в августе 2018 года, было полностью оформлено на Юлию Станкунас — генерального директора и соучредителя благотворительного фонда Никиты Михалкова «12». В ноябре 2018 в организацию ...
      17067
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика