Военное искусство Японии. О-ёрои — классические доспехи самураев. Часть 2

3 2873

Шнуры для доспехов были двух видов: кава-одоси из кожи и ито-одоси — из шелковых шнуров. Термин кэбики-одоси означал плотное и одноцветное плетение, и оно было самым популярным, хотя и самым простым. На желтых, белых или палевых полосах кожи для шнуров штамповался рисунок в виде мелких цветочков сакуры темно-синего, коричневого или зеленого цвета, и плетение из таких вот шнуров называлось кодзакура-одоси. Появились эти виды плетения на рубеже Х—XI вв. и пользовались большой популярностью в эпоху войны между кланами Минамото и Тайра.

Асикага Такаудзи в полном боевом вооружении. Старинный рисунок

Естественно, что разнообразие плетений было так велико, что его трудно себе даже представить, и каждое имело свое название. Например, на фоне одноцветного плетения несколько верхних ряда пластинок могли сплетаться шнурами белого цвета, и тогда это было плетение ката-одоси. Если другой цвет был внизу, то это было коситори-одоси (коси означает «бедра»); а когда полосы чередовались — дан-одоси. Когда полосы были разных цветов, то это было плетение иро-иро-одоси. Иро-иро-одоси, когда цвет полосы посередине заменялся на другой, называли забавным названием катами-гавари-одоси — «замена у половины тела». Этот тип плетения был очень популярен в эпоху Муромати. С XII века распространилось плетение сусого-одоси, когда цвет каждой следующей полосы был несколько темнее предыдущего, начиная с самой верхней белой полосы вниз, причем очень часто между верхним белым цветом и более темными цветами внизу вставлялась желтая полоса. Когда светлые полосы были внизу, а темные сверху, это был тип ниои-одоси и оба этих вида плетения были характерны для войны Гэмпей. К древним видам плетения относилось плетение в виде шевронов: сага-омодака-одоси (угол верх), и омодака-одоси (угол вниз). Цумадори-одоси представлял собой шевронный узор в виде половины угла и обычно употреблялся в начале эпохи Муромати. Плетение в виде шахматных клеток называлось сикимэ-одоси. На кожаных шнурах мог быть нанесен зигзагообразный узор фусинава-мэ-одоси, характерный для периода Намбокутё. На шнуровке могли изображать и мон — герб хозяина доспехов. Например, изображение японская свастика мандзю (обращенная влево) отличало клан Цугару на севере Японии. Линии плетения могли также идти волнами, как, например, в Плетение татэвакэ-одоси было очень прихотливым, так как линии плетения располагались в нем волнами, а могли составлять сложный разноцветный узор, как у ката-цумадори-одоси.

Вообще-то, у всех частей доспехов рисунок шнуровки должен был быть одинаковым, будь то рисунок на о-содэ или на кусадзури. Но на доспехах до-мару и харамаки-до на их о-содэ рисунок мог быть один (и он также повторялся на груди и на спине), а пластины кусадзури могли иметь другой. Чаще всего при этом использовали наиболее темный цвет полос о-содэ.

В то время вместе с о-ёрой носили котэ — бронированный рукав, но только на левой руке, а правая была совершенно свободной для удобства натягивания тетивы лука. Рукав этот выглядел как матерчатый мешок, который с внешней стороны усиливали нашитыми на него железными пластинами, а когда надевали, то привязывали его под мышкой. Под доспехами самураи носили ёрои хитатарэ — «халат», украшенный вышивкой и помпонами. Штаны хакама, также походившие на два мешка, заправлялись в поножи, а рукава затягивались шнурками у запястий. Левый рукав при этом в котэ не заправлялся, а выпускался наружу и затыкался за пояс. Поножи имели вид трех согнутых железных пластин, которые просто привязывались на ногу ниже колена. Башмаки из медвежьей шкуры шерстью наружу и перчатки из кожи для стрельбы из лука довершали облачение самурая [11].

О-ёрой с белыми шнурами, период Муромати, XVI в. Токийский национальный музей

С доспехом о-ёрой было принято носить тяжелый шлем кабуто, состоявший из нескольких железных пластин, скрепленных при помощи больших конических заклепок, головки которых выступали над их поверхностью. Иногда, глядя на эти заклепки можно подумать, что они излишне велики, однако чаще всего мы видим не сами заклепки, а полушария, закрывающие их сверху ради красоты!

Самурай на коне в доспехах красного шитья. Старинная акварель

В тулье шлема сверху делали отверстие диаметром около 4 см — тэхэн, служившее не только для вентиляции, но и для более прочного закрепления шлема на голове. Осуществлялось это следующим образом. Волосы собирались в узел. Затем на голову надевалась шапочка самурая эбоси, и вот этот-то узел вместе с частью шапочки и выправляли наружу через отверстие на макушке шлема. И это было очень важно, так как шлемы в то время не имели подкладки и удерживались на голове только благодаря завязкам под подбородком и этому пучку волос. В период Камакура (XIII — XIV вв.) самураи перестали собирать волосы в узел, поэтому отверстие в шлеме утратило часть своих функций. Более того, в довольно крупное отверстие на макушке шлема могли попасть стрелы, когда самураи наклоняли голову вперед*. В конце концов, делать это отверстие перестали; и к началу периода Муромати (XV в.) и о его существовании напоминали только украшения, которые крепились на этом месте снаружи. Большой изогнутый, словно у римского легионера, затыльник шлема — сикоро, как и все остальные части доспеха, собирался из пластинок кодзанэ. Но, обратите внимание, что его края при этом были выгнуты наружу и вверх в форме латинской буквы «U». Эти выступы — фукигаёси — покрывались тисненой кожей, также как и козырек шлема, и защищали лицо воина сбоку. Шлем украшался еще одним небольшим узлом агэмаки, который находился у него сзади, и различными мелкими декоративными деталями из меди.

Шнуровка японского доспеха. Достаточно просто внимательно посмотреть на все эти шнуры, чтобы понять, что в дождь, снег и туман, да просто в сырую погоду воевать в таком доспехе становилось очень трудно. Кроме того, эта шнуровка представляла собой прекрасную «ловушку» для копий. Недаром впоследствии кирасы японских доспехов стали гладкими на европейский манер!

Каков был вес доспехов о-ёрой, много они весили или мало? В Метрополитэн-музее в Нью-Йорке есть доспех XIV века, который весит 11, 77 кг. Но это только сама «коробка» из двух деталей с кусадзури. Нет наплечников о-содэ, нет панцирной обуви, нет хайдате. Так что когда говорят, что общий вес доспехов мог достигать 27-28 кг, то, скорее всего, именно так оно и было; при этом нагрузку на плечи могло немного снизить седло, на которое кираса опиралась своим нижним краем. Но когда самурай спешивался, доспехи о-ёрой оказывались слишком тяжелыми для продолжительного ведения боя. Весили они много еще и потому, что были длинными, так что у японцев была даже идиома «носить длинные доспехи». В любом случае нужно подчеркнуть, что доспехи о-ёрой, как, впрочем, и все остальные доспехи воинов того времени, униформой для них отнюдь не являлись. Каждый комплект делался на заказ и выполнялся строго индивидуально, как и рыцарские доспехи Западной Европы. Среди них не было и двух одинаковых, и каждый такой доспех имел собственное название, подчеркивающее характерные особенности его устройства. Название обязательно указывало на цвета шнуров, их материал, называло тип плетения и, только после этого указывало тип, к которому этот доспех принадлежал. Например, доспех о-ёрой, в котором шнуры красного и синего цвета чередовались, японцы назвали бы так: ака-кон ито дан-одоси ёрой, и первым делом указали бы тот цвет, что находился у них сверху. А название ака-кодзакура-сиро-гава-одоси-но-о-ё-рой относилось бы к доспеху о-ёрой, у которого шнуровка была выполнена кожаными ремнями одосигэ с красными цветами вишни на белом фоне!

Следует отметить, что мифы, сложившиеся вокруг этого доспеха, считают о-ёрой чуть ли не уникальным доспехом, который был легче европейских, но при этом обладал повышенными защитными свойствами. Кроме того, мол, надеть его самурай мог сам, без посторонней помощи, а вот рыцарю, мол, обязательно требовался оруженосец. Однако из вышеприведенного описания очевидно то, что ни по весу, ни по другим своим характеристикам о-ёрой не превосходил европейские доспехи. Так, своим весом они практически не различались. Пластинчатый панцирь был прочнее рыцарских доспехов «эпохи кольчуги», но оставлял правую руку практически незащищенной, да и защита левой была сначала явно недостаточной. Обилие шнуров приводило к тому, что за них можно было зацепиться копьем с крюком и стащить всадника на землю. Шнуры, намокая в дождь, прибавляли доспехам веса и растягивались, а если потом случались заморозки, то они смерзались и для того, чтобы их надеть, требовалось их оттаивать. С. Тёрнбулл сообщает, что в них заводились насекомые, что отражалось на здоровье воинов, и к тому же шелковую шнуровку приходилось то и дело чинить — подтягивать растянувшиеся шнуры. Ну, и, конечно, надевать такие доспехи без помощи слуги было очень и очень неудобно, и более того, во всех наставлениях процесс облачения в эти доспехи изображен с участием двух и более человек помогавших своему господину. То есть вполне возможно, что облачиться в о-ёрой самурай в принципе мог и самостоятельно, но только вряд ли он это делал, поскольку если уж он имел такой доспех, то, несомненно, имел и слуг, которые ему помогали его надевать. В противном случае у него просто не могло быть — и это следует подчеркнуть, — такого дорогого доспеха! Например, известна иранская байдана, застегивавшаяся спереди на маленькие крючки, то есть застегнуть ее мог сам воин. А вот все эти шнуры и завязки, в особенности сзади, закрепить мог бы только слуга!

Набедренники хайдатэ. Метраполитэн-музей. Нью-Йорк.

Что до наступательного оружия, которым пользовались воины, носившие доспехи о-ёрой, то они обычно они имели при себе меч, кинжал, лук и алебарду с длинным клинком похожим на меч, называвшуюся нагината. Меч главным оружием самурая еще не считался, но уже к XI веку и его конструкция достигла своего совершенства. Тем не менее, это было просто оружие, как и любое другое, а легендам о самурайских мечах, как и о самих самураях, еще только предстояло сложиться. Мечи конных воинов известные как тати, носились на поясе лезвием вниз, а ножны подвязывали к поясу на двух ремешках. Это был общепринятый способ, и только так их и можно было носить с доспехами о-ёрой [12]. К ножнам крепился деревянный или плетеный диск для запасной тетивы для лука, поскольку именно лук был в это время главным оружием воина, и ему следовало позаботиться даже о такой «мелочи», чтобы не остаться безоружным в разгар боя! Луки были сложносоставные, как и большинство азиатских луков. Но собирали их из бамбуковых планок, которые обматывали волокнами ротанговой пальмы. Длина луков составляла от 180 до 250 см. Особенность японского лука заключалась в том, что держать его нужно было не посредине, а примерно в том месте, что находилось в трети длины от его нижнего конца. Так было удобнее стрелять с коня. Самураи часами упражнялись в искусстве стрельбы, разъезжая верхом и пуская при этом стрелы. Форма наконечников стрел была очень прихотливой и, соответственно, каждая стрела служила своей цели. Так, V-образные наконечники, в виде раскрытых ножниц, использовались для рассекания шнуров на доспехах, хотя вначале, вероятнее всего, их применяли на охоте [13]. Забавная стрела с наконечником в виде деревянной репы с отверстиями, свистевшей в полете, также находилась в колчане у воина, и такие стрелы использовали для подачи сигналов и… устрашения врага. М. Курэ считает, что «свистящие стрелы» были ввезены в Японию из Китая, а называлась такая стрела кабурая, то есть репа! [14] При этом стрелы самураи носили в колчане, который обычно подвешивали на поясе справа, а вытаскивали их из него не через плечо, как это было принято на Западе, а вниз! То есть, очевидно, что наиболее ранний доспех японских самураев, был именно всадническим доспехом, рассчитанным на то, что воин будет сражаться при помощи лука, сидя в седле, и, соответственно, с его помощью защищаться от стрел противника. Впоследствии именно на о-ёрои японские самураи равнялись как на образец доспеха и всеми способами старались взять от него какие-то узнаваемые детали и приделать их к доспехам новых, более совершенных типов. Из-за их огромной стоимости о-ёрои со временем стали выполнять исключительно представительские функции (в боевой обстановке носили даже не все полководцы, ходя в финансовом отношении они и могли себе это позволить!). То есть иметь их стало просто престижно, поскольку они демонстрировали богатство своих владельцев и представляли собой разновидность капитализации накопленных ими средств.

Прошлые статьи:

Военное искусство Японии. Пехота асигару. Часть 1.: https://cont.ws/post/361355

Военное искусство Японии. Пехота асигару. Часть 2.: https://cont.ws/post/362181

Военное искусство Японии. Пехота асигару. Часть 3.: https://cont.ws/post/363007

Военное искусство Японии. О-ёрои — классические доспехи самураев Часть 1.: https://cont.ws/post/364258

Примечания

11. ТЕРНБУЛЛ С. Самураи. Военная история. СПб.: Евразия, 1999, с. 50.

12. OGASAWARA N. Japanese Swords. Osaka, 1970. РР.5-11; YUMOTO J.M. The Samurai Sword: A Handbook.Tokyo, 1958. РР.27-29.

13. CREDLAND A.G. The Origins and Development of the Composite Bow//Journal of the Society of Archer Antiquaries, vol.XXXVII (1994), Р.32.

14. КУРЭ М. Ук. соч., с. 43.

* Вот как о возможном попадании стрел в отверстие тэхэн говорится в «Хэйкэ моногатари» («Повесть о доме Тайра»): «…не наклоняйтесь слишком низко, иначе стрела попадет в отверстие на макушке» (Тернбулл С. Самураи. Военная история. СПб.: Евразия, 1999. с. 87).

Реакция на пуск "Орешника"
  • pretty
  • Вчера 07:00
  • В топе

Австрийский журналист Крис Вебер: Россия запускает неядерную межконтинентальную баллистическую ракету в качестве предупреждения о недопустимости дальнейшей эскалации.Фракция поджигателей войны го...

Двести Хиросим

Новая вундерваффе прилетела в завод Южмаш. Это шесть раздельных блоков по шесть боеголовок в каждом - хотя, поговаривают, их может быть и 8х8, что зависит от конфигурации и задач. Пока ...

Обсудить
  • Что называется, лучше поздно, чем никогда: в Европе не зафиксировано ни одного случай вытаскивания стрел через плечо. Это придумали много позже, вероятно - во второй половине 19 века.