Военное искусство Японии. Новые шлемы для Тосэй Гусоку. Часть вторая.

2 7798
О, беспощадный рок!
Под этим славным шлемом
Теперь сверчок звенит.
Мацуо Басё (1644 -1694). Перевод А.Долиной

Всегда было и будет так, что новые виды оружия сразу же провоцируют и создание новых видов защиты. А уж если этот процесс еще и происходит в рамках взаимодействия двух культур, то, как правило, менее развитая культура заимствует что-то у более развитой обязательно. Так произошло и с японцами, которые в 1547 году познакомились с огнестрельным оружием европейцев, увидели их необычную одежду и доспехи. И едва только огнестрельное оружие вошло в Японии в обиход, как тут же появились и «современные доспехи» тосэй гусоку, а к ним и новые шлемы, существенно отличавшиеся от тех, что были до этого. Прежде всего, японцы стали делать цельнометаллические шлемы по образцу европейских шлемов кабассет, которые им как диковинки продавали европейские купцы. Пикинерские каски «пот» также пришлись японцам по вкусу, но самое главное изменилась технология.

Хоси-кабуто XIV век Вес 3120 г. Метрополитен музей, Нью-Йорк.

Теперь обычными стали шлемы из трех курсов металла – центральной пластины и двух боковых, которые скреплялись друг с другом на заклепках, и прикреплялись к ободу вокруг головы, а то даже и одного. Прежнего роскошного вида такие шлемы уже не имели и поэтому для того, чтобы выделяться своим внешним видом в пороховом дыму, самураи стали надевать поверх этих шлемов сделанные из лакированной бумаги и бамбука навершия, что позволяло каждому из них быть легко узнаваемым. Эти шлемы стали называть кавари-кабуто или «фигурные шлемы». Отвороты фукигаэси на них теперь либо совсем не делали, либо они стали очень маленькими, превратившись из элемента защиты в дань традиции.

Офицеры, впрочем, по-прежнему заказывали себе роскошные шлемы из 32, 64 и даже 120 пластин, на которые требовалось до 2000 заклепок. Но и в этом случае на нем укреплялись навершия самого фантастического вида, которые могли не столько напугать врага, сколько рассмешить.

Шлем судзи-кабуто из 62 пластин. Эпоха Муромати. Токийский Национальный музей.

Например, появились шлемы фудзисан с высокими навершиями в форме священной для каждого японца горы Фудзи. Шлемы хаккаку-каса напоминали своей формой восьмиугольный зонтик; у кабуто-камасу навершие было из циновки; шлем бооси напоминал европейский цилиндр с полями (!), но имел спереди зеркало, чтобы отпугивать злых духов.

Доспехи тосей гусоку с кирасой нё-до – «торс Будды». Шлем – яро-кабуто. Метрополитен музей, Нью-Йорк.

Шлем яро-кабуто весь целиком оклеивали мехом медведя или конским хвостом, а вот на шлеме тонкин-кабуто мех использовался только в нашлемных украшениях. Заметим, что по бокам яро-кабуто ради пущего эффекта крепилась ещё и пара розовых ушей, совершенно натурального вида!

Доспехи тосей гусоку с кирасой катануги-до – «торс монаха». Шлем – яро-кабуто. Метрополитен музей, Нью-Йорк.

На некоторых шлемах украшения располагались не спереди, а сзади, а были и такие самураи, что украшали шлемы одновременно с обеих сторон! Фантазия мастеров поистине не знала границ, так что для кого-то шлем делали в форме «свернувшегося слизняка», «морской раковины» и даже в форме… «снежной бури» (ну кто, кроме японцев мог до этого додуматься?!)!). По сути дела данная технология от практики украшения средневековых европейских рыцарских шлемов ничем не отличалась. Ведь на них тоже крепились самые различные фигуры и эмблемы, сделанные из «вареной кожи», раскрашенного гипса и папье-маше!

Впрочем, благодаря этому многих полководцев было легко узнать на поле боя. Так, Като Киёмаса (1562 – 1611) носил шлем с навершием в форме высокого придворного головного убора серебряного цвета и красным солнечным диском по обеим сторонам. Понятно, что так он выделялся среди массы самураев и был виден издали.

Похожие шлемы – один целиком золотого цвета, другой тоже «серебряный» (соответственно их рангу!) носили Маэда Тосииэ (1538 – 1599) и его сын Тосинага, кроме того, назатыльники у них были отделы бахромой из конского волоса. Часто такие шлемы водружали на древко и выносили на поле сражения, где они играли роль геральдических знаков, символизирующих особу полководца. Ещё хорошо заметным знаком прославленного полководца были рога водяного буйвола (обычно позолоченные!) – суигури-но-вакидатэ. А вот Курода Нагамаса (1568 – 1623) – одного из полководцев Иэясу Токугава имел шлем формы… «отвесной скалы». По идее это должно было напоминать о сражении 1184 года, в котором один из его предков покрыл себя славой, обрушившись на противника со своей конницей с такого крутого обрыва, что все этим были поражены, как делом совершенно невозможным! Шлем другого сподвижника Иэясу – Хонда Тадакацу (154 – 1610) украшали огромные оленьи рога. Шлемы самурая Датэ Масамунэ (1567 – 1635) и всех его солдат отличал асимметричный золотой полумесяц!

Пехота, набранная из крестьян, имела самые простые шлемы, какие себе только можно себе представить. Это были, главным образом, железные шляпы, склепанные в виде конуса – то есть простой соломенной крестьянской шляпы из одного металлического листа. Впрочем, их точно также покрывали лаком для защиты от ржавчины, а спереди наносили эмблему того правителя, которому служил пехотинец. Полководец Иэясу Токугава советовал своим солдатам использовать такие шлемы, называвшиеся дзингаса, в качестве посуды для варки риса. Так что вряд ли после этого какое-либо изображение на них можно было бы рассмотреть и, скорее всего, каждый раз перед битвой или праздником эти знаки раскрашивали заново. Впрочем, вариантом дзингаса, напоминающим шляпу-котелок с волнистыми полями не считали для себя зазорным носить даже самураи, что делалось, видимо, и под влиянием моды и, может быть, показать «близость к народу». Подобные примеры в истории хорошо известны не только в Японии.

Шлем «Крадущийся кролик» XVII век. Метрополитен музей, Нью-Йорк.

Весьма оригинальным типом шлема, который носили и самураи, и рядовые пехотинцы асигару был «складной шлем» или тётин-кабуто. Делали их из металлических обручей, связанных шнурами, так что их конструкция представляла собой… современный складной туристический стаканчик. Поэтому такой шлем можно было легко сложить и делать совсем плоским, и, соответственно, удобно перевозить и хранить. Татами-кабуто («складные шлемы») состояли из трапециевидных металлических пластин, соединенных кольчужным плетением и нашитых на прочную ткань. Их носили с такими же складными доспехами татами-до.

Шлем-раковина. Токийский национальный музей

Еще один шлем в форме раковины. Живущим у моря японцам эта форма нравилась... Метрополитен музей, Нью-Йорк

Кабассет среди японцев стал довольно популярен, а назывались такие шлемы намбан-кабуто – то есть «шлемы южных варваров». Самураи надевали их вместе с европейской кирасой – намбан-до («кирасой южных варваров»), хотя среди них часто встречались изделия местных оружейников, чем собственно импортные доспехи, которые были очень дороги. Ну, а местные мастера научились очень хорошо их подделывать.

Шлем кавари-кабуто в форме морской раковины. Эпоха Эдо. Музей Анны и Габриэль Барбье-Мюллер, Даллас, Техас.

Разновидностью этого шлема стал мононари-кабуто («шлем-персик»), поверхность которого нередко золотили или окрашивали. Кстати, легендарный Иэясу Токугава в битве при Сэкигахаре носил именно шлем намбан-кабуто, а также кирасу европейского образца и ничуточки своей непатриотичной приверженности к западным доспехам не стеснялся. Японцы не были бы японцами, если бы и здесь не внесли в это что-нибудь своё. В данном случае это выразилось в том, что западные шлемы они надевали задом наперед, видимо носить их именно так по какой-то причине им нравилось больше!

Полководец Такэда Сингэн в «мохнатом шлеме» яро-кабуто.

Впрочем, помимо цельнокованых шлемов в массовом количестве изготовлялись и шлемы, состоявшие из 8 пластинок, предназначавшиеся для экипировки целых армий, хотя большинство знатных воинов и уж тем более военачальники их презирали. Зато около 1550 года в Японии появился дзунари-кабуто («по форме головы») – очень простое и функциональное изделие, верхушка которого собиралась всего из трех деталей.

Кавари-кабуто XVII – XIX вв. Хорошо видно, что это пышное и нелепое навершие закреплено на простом и функциональном шлеме дзунари-кабуто.

По сути дела это была самая настоящая каска, очень похожая на современные образцы, с небольшим козырьком и назатыльником, сделанная из металла такой толщины, что пули аркебуз её не пробивали! Прочность этого шлема особенно привлекла даймё и богатых самураев, высоко оценивших его защитные качества, несмотря на столь нелюбимую ими простоту конструкции. Чтобы скрыть этот недостаток, именно на эти шлемы они и начали взгромождать различные нелепые украшения, хотя под ними у них у всех был именно дзунари-кабуто!

Экзотический шлем с маской Тэнгу и воронами, XIX век. Метрополитен музей, Нью-Йорк.

Насколько японские шлемы были дорогими? Об этом можно судить из следующего примера. Только реставрация шлема мастера Миочина Нобуи, сделанного в 1534 году, в 1865-ом была оценена в 19 рё, что равнялось бы стоимости 57 граммов золота. И при этом нельзя, конечно, забывать, что цена на золото с того времени сильно выросла!

Пожарный шлем кадзи-кабуто XVIII век. Метрополитен музей, Нью-Йорк

Прошлые статьи:

1.Военное искусство Японии. Пехота асигару. Часть 1.: https://cont.ws/post/361355

2.Военное искусство Японии. Пехота асигару. Часть 2.: https://cont.ws/post/362181

3.Военное искусство Японии. Пехота асигару. Часть 3.: https://cont.ws/post/363007

4.Военное искусство Японии. О-ёрои — классические доспехи самураев Часть 1.: https://cont.ws/post/364258

5.Военное искусство Японии. О-ёрои — классические доспехи самураев. Часть 2 https://cont.ws/post/365533

6.Военное искусство Японии. Шлем Кабуто и маски Мэн-гу. Часть первая: https://cont.ws/post/369960

Они ТАМ есть! Простые семьи, простых людей

Олега я знал лично. Обычный парень, не считая того, что работник спецслужб. Майдан не принял, но остался на работе, ничем не проявляя свое мнение. Как-то в разговоре уже после того, как...

Обсудить