Российские силы закрепились в Угледаре, на Запорожском направлении идёт наступление

«Единый единою чертою»

23 3121

Эта гравюра XVII века с изображением Иисуса Христа в терновом венце названа «Единый единою чертою». И действительно, то, что издали напоминает обычный рисунок, вблизи оказывается изображением, созданным с помощью одной-единственной линии, которая закручивается по спирали. Все детали лица и переходы света и тени созданы с помощью утолщений этой линии. Автор работы — французский художник Клод Меллан.  

Своеобразие Клода Меллана заключалось в умении изменять толщину борозды, которую резец оставлял на медной доске. Любой мастер понимал, насколько это сложная работа. Однако западноевропейские художники все же предпринимали попытки копировать технику Клода Меллана, о чем есть упоминания в справочной литературе, но успеха никто не добился.

Клод Меллан сделал подись своей работы FORMATUS UNICUS UNA, с латинского фразу можно перевести как “Образуется единственный одной (линией)”

На гравюре Меллана есть еще одна надпись – «NON ALTER» (неповторима).

Тем не менее один русский художник (к сожалению, неизвестный) в 19 веке сумел выполнить копию гравюры. Он не посчитал себя вправе ставить собственное имя на гравюре, у которой есть прототип.

Мастер выполнил одной спиралеобразной чертой лик Спасителя, сделав 166 оборотов циркулем, и путем соответствующего нажима оставлял более яркие или более тонкие линии.  Гравюра хранится в Церковном археологическом кабинете Московской духовной академии, она отличается от французской тремя особенностями:

- надпись сделана по-русски: "Единый единою чертою";

- нимб с косым крестом вокруг головы, не традиционный для православной иконографии, заменен на чистый;

- изображение зеркально по отношению к французскому оригиналу.

 Русский художник сделал доску, копируя изображение с бумажной гравюры, поэтому его отпечатки зеркальны относительно французского оттиска: левая часть лица стала правой и наоборот. 

Еще одно отличие состоит в том, что художники применяли различные техники. Французская гравюра - резцовая, а русская - офорт.

Образ Иисуса Христа на русской и французской гравюрах, о которых шла речь выше, в православной иконографии и западном искусстве называется "Плат Святой Верoники". История образа связана с известным церковным преданием: когда Иисуса вели от тюрьмы к месту казни - на Голгофу, некая женщина по имени Верoника подала ему платок, которым он вытер пот и кровь с лица. При этом на ткани чудодейственно отпечатались лик Спасителя и терновый венец.

По материалам


В укрнете появились любопытные данные, которые способны шокировать любого ура-патриота

Самостийная телеграм-тусовка обратила внимание на оценку ситуации на фронте, которую дали известные западные эксперты, включая RMOD и VT. Они описывают январь 2023 года на украинском по...

Ночью мир сделал шаг к мировой войне: что произошло в Иране
  • Conrat
  • Вчера 13:17
  • В топе

Политолог-американист Дмитрий Евстафьев в своём Telegram-канале «Профессор смотрит в мир» оценивает значение событий ночи с 28 на 29 января в масштабах закручивающейся воронки гло...

Вышли на связь родственники. Рассказали страшное.

(Это должно прочесть по возможности большее количество людей) Недавно они наконец покинули не братскую нам страну. Сейчас планируют подзаработать в дальнем забугорье и перебраться куда-н...

Обсудить
  • Хорошо бы и русский вариант вложить в сообщение!
  • Не хило.
  • :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup:
  • :thumbsup:
    • mikle
    • 12 августа 2022 г. 15:55
    :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: