Эта гравюра XVII века с изображением Иисуса Христа в терновом венце названа «Единый единою чертою». И действительно, то, что издали напоминает обычный рисунок, вблизи оказывается изображением, созданным с помощью одной-единственной линии, которая закручивается по спирали. Все детали лица и переходы света и тени созданы с помощью утолщений этой линии. Автор работы — французский художник Клод Меллан.
Своеобразие Клода Меллана заключалось в умении изменять толщину борозды, которую резец оставлял на медной доске. Любой мастер понимал, насколько это сложная работа. Однако западноевропейские художники все же предпринимали попытки копировать технику Клода Меллана, о чем есть упоминания в справочной литературе, но успеха никто не добился.
Клод Меллан сделал подись своей работы FORMATUS UNICUS UNA, с латинского фразу можно перевести как “Образуется единственный одной (линией)”
На гравюре Меллана есть еще одна надпись – «NON ALTER» (неповторима).
Тем не менее один русский художник (к сожалению, неизвестный) в 19 веке сумел выполнить копию гравюры. Он не посчитал себя вправе ставить собственное имя на гравюре, у которой есть прототип.
Мастер выполнил одной спиралеобразной чертой лик Спасителя, сделав 166 оборотов циркулем, и путем соответствующего нажима оставлял более яркие или более тонкие линии. Гравюра хранится в Церковном археологическом кабинете Московской духовной академии, она отличается от французской тремя особенностями:
- надпись сделана по-русски: "Единый единою чертою";
- нимб с косым крестом вокруг головы, не традиционный для православной иконографии, заменен на чистый;
- изображение зеркально по отношению к французскому оригиналу.
Русский художник сделал доску, копируя изображение с бумажной гравюры, поэтому его отпечатки зеркальны относительно французского оттиска: левая часть лица стала правой и наоборот.
Еще одно отличие состоит в том, что художники применяли различные техники. Французская гравюра - резцовая, а русская - офорт.
Образ Иисуса Христа на русской и французской гравюрах, о которых шла речь выше, в православной иконографии и западном искусстве называется "Плат Святой Верoники". История образа связана с известным церковным преданием: когда Иисуса вели от тюрьмы к месту казни - на Голгофу, некая женщина по имени Верoника подала ему платок, которым он вытер пот и кровь с лица. При этом на ткани чудодейственно отпечатались лик Спасителя и терновый венец.
Оценили 62 человека
95 кармы