Феномен семьи

3 1807

Великая восточная метафора гласит: "Бог создал из праха, земли человека и вдул в него душу". Она была основой и в представлениях древних тюрков.

Божественная искра – кут (в переводе с казахского - душа, благодать) – посылалась небесным божеством человеку перед его рождением как его двойник и покидала во время смерти. Божественность души охранялась древними обрядами, начиная с зачатия и кончая возвращением к духам предков.

Семья, куда попадало небесное семя, также была освящена традициями, нарушение которых, по поверью, негативно влияло на продолжение рода. В силу всеобъемлющих прав семьи ритмы как мирного, так и военного времени подчинялись ее законам. Согласно древним представлениям, Бог покровительствует браку, рождению детей, вообще семье: «Бог – помощник того, кто создает дом и женится» (турецкая пословица).

Гордиев узел

У многих народов считалось, что душа человека входила в тело в первые сорок дней после рождения. И принято в эти дни никому не показывать новорожденного, кроме самых близких родственников, чтобы чужое дыхание, взгляд не навредили, не вспугнули душу младенца.

Немаловажно было соблюдение и древних обрядов. В частности, само жилище подвергалось очищению огнем (аластау). Ныне доказано, что огонь свечи улучшает энергетику помещения. В древности при посещении ставки кагана послы и его вещи очищались огнем – считалось, что огонь и дым способны нейтрализовать дурные помыслы, людей, зловредные духи, в том числе и болезнетворные.

Роды принимала особая женщина – повитуха, которая имела соответствующие знания и навыки и сама родила здоровых детей. Вообще, в прошлом большое внимание уделяли энергетике людей и жилья. Тот же баксы (шаман) мог устранить какие-либо энергетические препятствия. Повитуха или баксы с помощью иглотерапии, действуя на определенные точки, обычно на кончики пальцев рук и ног, могли оживить ребенка, который при рождении не дышал.

Люди издавна понимали, что «чистый лист» ребенка очень восприимчив именно в первые месяцы и годы своей жизни. И к этим месяцам готовились заранее. Даже проводились специальные терапевтические сеансы, например, устраивались праздники небесной Повитухе, когда женщины мазали себе лица топленым маслом и некоторое время смеялись, стараясь в этом превзойти одна другую. Лечебные свойства смеха и хорошего настроения особо ценились, ибо человек, бодрый духом, повышал уровень своей энергии, поддерживал порядок в психическом плане. Недаром верховная покровительница давала кут (счастье) – ребенка той женщине, которая смеялась больше всех. В наше время внешними признаками умственных способностей новорожденного являются его ранняя улыбка (иногда даже на первой-второй неделе), активность, бодрствование, особенно если он не спит много.

Специальные молитвы и заклинания были призваны предохранить мать и будущее дитя от сглаза и болезней. Носили для этого и обереги. Поощрялись посещение будущими матерями священных мест, святых или многодетных людей и получение их благословения. При посещении святынь произносили свои пожелания, просьбы или просто молились и завязывали цветную ленточку на ветках деревьев, которая как бы закрепляла словесную информацию и в то же время была подарком духам природы.

Завязывание и развязывание узелков с древности известно многим народам и использовалось в разных целях, в том числе магических, лечебных и т.д. Перед «возвращением» на тот свет ноги покойника завязывали. Развязать или разрезать узел означало решение каких-либо проблем или вопросов. Это же начало используется при обряде «тџсау кесер» (обряд разрезания пут), когда только начинающему ходить ребенку завязывали ленточкой ноги и уважаемый в семье человек разрезал ее, освобождая от видимых и невидимых пут и передавая свою энергию малышу. После этого ребенок обычно начинал ходить самостоятельно. Этот обряд показывает, что люди верили (и верят) в возвращение с того света.

«Похороны» невесты

В древности к супружеству готовили с детства. Уже в 9–11 лет родители сватали сыну невесту и на некоторое время оставляли его в «зятьях» в доме будущей жены. Подростковая привязанность, наиболее крепкая в возрастной психологии, благотворно влияла на будущий брак.

В основе современного брака по любви лежит прежде всего любовное (сексуальное) влечение. Как показали исследования, оно обычно проходит в течение четырех лет. В традиционном же браке, кроме него, учитывались и другие составляющие: социальная (материальная), генетическая (родовая), психологическая и другая совместимости, которые трудно определить подросткам. Поэтому решали родители и заодно учили детей азам супружества. И в наше время есть браки, в которых присутствуют отдельные элементы традиционного брака, и они более крепкие. Их неудачно определили как «браки по расчету».

Традиции древней семьи неплохо сохранились на Востоке. Например, в Индии в выборе супруга участвуют и молодые люди, и их родители, и даже семейные астрологи с учетом многих составляющих счастливого брака. Как следствие – очень крепкие браки с редкими разводами и выход Индии в абсолютные лидеры по росту численности населения.

Вступление в брак с давних пор считалось вторым рождением человека. В основе свадебного обряда многих народов лежит погребальный ритуал. Многие элементы дошли до наших дней: причитания матери по выходящей замуж дочери, закрытое лицо невесты и т.д. Высокий свадебный головной убор казахской невесты саукеле – из ритуальной одежды древних для погребения. В прошлом перед замужеством в доме невесты совершали мнимый погребальный ритуал: одевали ее в ритуальную одежду, причитали по «умершей», шаманы совершали соответствующие обряды. Затем увозили «покойную» с закрытым лицом к жениху. Так «обманывали» духов невесты, ее семьи и дома, чтобы она была свободной от них в новом доме и приобщилась к духам, энергетике семьи и рода будущего мужа. Для этого проводили очищающие обряды, баксы под музыку совершал ритуал «воскрешения» невесты – беташар (открывание лица): он знакомил «пришедшую с иного мира» (келін – от «келу» «приходить»; ср. невеста – от «неизвестная») с почитаемыми предками и родственниками мужа, его семейными и родовыми преданиями и ритуальной камчой открывал ей лицо из-под покрывала.

Нередко в замужестве женщина получала и новое имя (в наше время фамилию мужа). Обряд изменения имени – это своего рода продолжение ритуала беташар: открывалось лицо «иного» человека с новым именем с целью ввести в заблуждение духов. В первое время невесте также запрещалось называть по именам близких родственников мужа, чтобы не привлечь к ним внимания злых духов. При обращении к новым родственникам она использовала термины родства или иносказательные имена.

Столь мощное освобождение вновь «родившейся» от своего эго, несомненно, облегчало вхождение в семью мужа – хранителя и продолжателя рода. Семья и рождение детей требуют от супругов, особенно жены, постоянного обновления, гибкости души, изменения сознания, отношения к жизни и людям. Недаром говорят, что у женщины сорок душ. Ибо это основа традиционной семьи, присущей многим народам.

Права человека или семьи?

Воспитание детей в Степи, условно говоря, было раздельное: мать воспитывала дочерей, отец – сыновей. С малых лет их готовили к взрослой жизни: девочек – к ведению домашнего хозяйства, роли жены и матери, мальчиков – к жизни охотника, воина, хранителя семьи и рода. По этой причине не было маминых сыновей (папиных дочерей), как часто бывает ныне.

Естественно, традиционное воспитание готовило детей прежде всего для брака, от благополучия которого всецело зависела жизнь человека. В первую очередь от наличия детей. Они были не только работниками и воинами, но и заботились о старых родителях, и бездетный человек нередко был обречен. То есть дети, кроме заботы, выполняли функцию современного пенсионного обеспечения. От многодетности зависела и судьба племени, рода. Поэтому сирот в Степи не было – их брали на воспитание более обеспеченные сородичи. Нормой было и усыновление детей своих побежденных врагов. Мало было и одиноких женщин в силу многоженства, левирата (замужество вдовы за брата, родственника мужа) и родовой ответственности за его членов.

В настоящее время у нас преобладает западная модель семьи, которая не соответствует ее традиционному статусу. Дело в том, что разрекламированные права человека, а не семьи, западный вариант эмансипации женщины и пенсионное обеспечение пришли в противоречие с семейными традициями и ценностями, которые в известной мере ограничивают свободу личности: на первом месте семья, рождение детей и их воспитание.

Например, западная женщина нередко вступает в брак после 35 лет. Вначале образование, работа, карьера, только потом семья, и рождение ребенка, порой единственного, сопряжено с большим риском. К тому же половое воспитание подростка ориентировано в первую очередь для секса. Изменилось само сексуальное поведение европейских женщин. Поэтому молодые люди ищут сексуального партнера, а не жену или мужа: их не готовили с детства к роли матери и отца. В силу этого разводы и бездетность стали чуть ли не правилом, а однополые браки давно «вошли в моду», не говоря о легальной проституции.

К позднему замужеству подгоняются даже медицинские нормы. Например, американские медики пришли к выводу, что для здоровья и долголетия целесообразно рожать первого ребенка в 35 лет (!). Для этого они сравнили здоровье женщин, рожавших первенца в 18 и 35 лет. Здоровье женщин, рожавших в молодом возрасте, впоследствии было хуже по сравнению со здоровьем «поздних» мам. Поразительно, но при этом не учитывалось ни здоровье детей, ни их количество.

Наши же казахстанские медики, как и в советское время, оптимальным возрастом женщины для рождения первого ребенка считают 18–28 лет. В 30–40 лет рождение первенца сопровождают определенные трудности, да и по здоровью новорожденный уступает малышу молодой мамы. По некоторым медицинским, воспроизводительным, психологическим и иным показателям, оптимальным считается рождение четырех детей. К сожалению, у нас тоже идет тенденция позднего замужества. 

Европа ставит на первое место права человека, в том числе и в выборе сексуального партнера, логическим завершением которого явились официальное разрешение однополых браков в ряде европейских стран, «модное» увлечение им, терпимое отношение общества к ним во многих государствах Запада. В России православная церковь осудила их как грех. Такая свобода подтачивает не только институт семьи – она противоестественна с точки зрения религии и человеческой природы. Вспомним хотя бы библейские города Содом и Гоморру, жители которых были сожжены небесным огнем за свое распутство, за мужеложество.

По исследованиям, моногамия в Европе не связана с христианством: в Новом Завете нет каких-либо указаний, запрещающих полигамию. Моногамия связана прежде всего с греко-римской культурой, которая разрешала иметь одну законную жену, при этом допускала институт наложниц и проституцию. Наряду с этим имело место сожительство мужчины и женщины без заключения брака, например, сенаторов с гетерами, актрисами. Дома разврата были в Афинах еще до нашей эры, которые платили налоги. Падение нравов в Римской империи было столь значительно, что император Август издал особые законы о браке. О распространенности гомосексуализма написано в романе Петрония «Сатирикон». В развалинах Помпеи археологами были обнаружены пары одного пола в развратных увеселениях, среди них немало подростков и детей.

Европейское равноправие мужчин и женщин не учитывает главенства института семьи и различия полов, что в конце концов приводит к «праву» женщины не рожать детей (ведь у нее равные права с мужчиной), культивированию бездетной семьи, безумной идее вынашивания ребенка мужчиной или к варианту обходиться вовсе без него, используя «альтернативные» медицинские технологии. На это направлены многие проявления массовой культуры Запада и социальная политика по заботе за стариками, которые зачастую проводят конец жизни не в кругу семьи, а в домах престарелых, что прерывает преемственность поколений и негативно влияет на продолжение рода.

При этом эти права человека активно внедряются за пределами Европы как демократические ценности. Положение женщины на Востоке, особенно в мусульманских странах, трактуется как дискриминация. А ведь в арабских странах дети – богатство. В прямом и переносном смысле, ибо за рождение и воспитание ребенка государством выплачивается очень большая сумма денег.

Наши женские, правозащитные организации, выступая за гендерное равенство, имеют в виду европейское. При этом они не замечают, что тем самым выступают не только против гендерных отношений восточной семьи, многодетности, но и за иные «прелести» европейской культуры. Ведь в основе гендерных отношений – биологическое отличие женщин и мужчин, предназначение природой рожать детей первых и оберегать семью, обеспечивать ее всем необходимым вторых. Это отличие или неравенство учитывается и во многих религиях. В самом деле, заниматься политикой или бизнесом и иметь несколько детей для женщины скорее исключение, чем норма. К примеру, в России большинство женщин-предпринимателей одинокие. Это палка о двух концах.

Пенсионное обеспечение лишило тысячелетиями выработанную жизненную необходимость в детях – теперь человек сам себя обеспечивает в старости. И нередко бездетный пенсионер получает больше многодетного, хотя по логике многовековой истории должно быть наоборот. В самом деле, пенсия (отчасти и заработная плата) должна быть напрямую связана с количеством детей – ведь сыновья и дочери многодетного работают или будут работать на государство, а бездетного – нет. По сути, человек должен делать пенсионные накопления не себе, а своим родителям, а его дети – ему, как было испокон веков.

«Рай под ногами матерей»

Естественно, говоря о традиционной семье, не сказать о многоженстве – значит ничего не сказать. Многоженство с древнейших времен было распространено у многих народов, и его корни берут начало в большой патриархальной семье. Уже в Библии упоминается немало случаев многоженства. «И взял себе Ламех две жены: имя одной Ада, и имя другой Цилла» (Бытие, 4,19). У царя Давида было много жен и детей. Но больше было у царя Соломона: «И полюбил царь Соломон многих чужестранных женщин. И было у него семьсот жен и триста наложниц» (3-я Царств, 11:1, 3). Интересно, что жены сбили царя с праведного пути и «склонили сердце его к иным богам».

Однако абсолютное первенство принадлежит основателю империи Чингиз-кагану. Не по количеству жен и наложниц, хотя и их было у него предостаточно: поименно известны четыре жены, а наложниц – то ли пятьсот, то ли две тысячи. Кагану сопутствовало семейное счастье: сыновья от старшей жены Борте были не без талантов, что выгодно отличало его от многочисленных противников. Пожалуй, это самый семейственный и чадолюбивый правитель. Недаром каган уделял большое внимание семейным устоям в своих постановлениях: «Прелюбодей предается смерти без всякого различия, будет ли он женат или нет», «Кто повинен в содомии, тот также наказывается смертью», «Дети, прижитые от наложницы, считаются законными и получают по распоряжению отца соответствующую долю наследства» и т.д. В империи каганов законы семьи были основополагающими.

Наиболее полно семейный кодекс расписан в исламе, где вопрос о многоженстве не может быть разрешен без учета обязательств общины по отношению к сиротам и вдовам. Женщине быть одинокой, как и мужчине остаться холостым, в исламе считается большим грехом. Осуждается и внебрачная связь: «Прелюбодея и прелюбодейку побивайте каждого из них сотней ударов» (Коран, Свет, 2). В то же время многоженство не поощряется, а допускается с очень жесткими требованиями: жениться на другой женщине можно лишь с согласия жены, быть справедливым со своими женами, обеспечивать и заботиться о них и детях. «Если опасаетесь вы, что не сможете быть справедливыми с сиротами, то женитесь на женщинах, которые нравятся вам, – на двух, трех, четырех. Если же опасаетесь вы, что не сможете заботиться о них одинаково, то женитесь на одной» (Коран, Женщины, 3).

Кстати, идея многоженства актуальна и в республиках Средней Азии, что связано с возрождением древних традиций и наличием нелегального многоженства. В некоторых европейских странах с мусульманскими иммигрантами есть специальные поправки к закону. В США эксперты всерьез предлагают полигинию для афро-американской общины, где остро ощущается дефицит мужчин. 

Бытует мнение, особенно у замужних женщин, что при возможном введении полигинии многие мужчины тут же женятся на второй. Существенная деталь этого института: раньше, как и сейчас, многоженцы обычно составляли небольшое количество и в процентном отношении исчислялись однозначной цифрой. Ибо многоженство связано не только с богатством и потенцией мужчины, но и его талантом семейного «менеджера», а также особым менталитетом всего общества, чего нет у нас. В конце концов, это невозможно сделать против воли жены. Основа же этого вида брака в большинстве случаев – численный перевес женщин над мужчинами. Ныне эта проблема усугубляется наркоманией, алкоголизмом, пребыванием в местах не столь отдаленных, безработицей среди мужчин.

Однако в Казахстане вопрос стоит о том, чтобы возродить моногамную семью, возродить семейные ценности и законодательно закрепить права семьи. Разводы в последние годы приняли угрожающие масштабы. Например, сотрудники городских загсов подтверждают, что в последнее время  число разводов выросло примерно на 20 процентов.

Многие болезни современности вызваны игнорированием института семьи, законов природы. Есть даже медицинский термин «синдром одиночества». Ибо бездетного покидает энергия природы, и пустоту заполняют страсти и болезни – он ведь «холост». И, наоборот, продолжение рода требует обязательной заботы о здоровье членов семьи. Издавна в рождении детей люди видели и свое физическое бессмертие. Недаром Шекспир написал: «И ты, когда тебя не сменит сын, свой полдень пережив, уйдешь один». 

Long War Journal: Генштаб ВСУ проспал окружение, поляки не помогли, русские их смяли и уничтожили

Российские войска продолжают вытеснять части ВСУ на окраины Курахово. Противник отчаянно сопротивляется, но исход сражения за город уже ясен.«Из захваченных радиостанций нам было слышно...

Они ТАМ есть: «кому нужнее»

Ответственность – это то, что не дает спокойно жить, когда ты знаешь, что не выполнил должное. Пусть не от тебя это зависело, но просто так скинуть мысли о том, что не смог, забыть и сп...

Обсудить
  • +++
  • "По исследованиям, моногамия в Европе не связана с христианством: в Новом Завете нет каких-либо указаний, запрещающих полигамию." Матф 19 5 И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, 6 так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. По-вашему получается, что мужчина будет одной плотью не с как "двое одна плоть", а как "он с одной", "он со второй", " он с третьей". Это уже не двое- одна плоть, а блуд. 9 но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует. Иисус Христос запрещает жениться на другой женщине даже в случае развода с первой, а не то чтобы брать вторую жену совместно с первой женой. После того, как человек женился, он не должен даже смотреть на других женщин с вожделением, такой его взгляд приравнивается ко греху прелюбодействия Матф 5 27 Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. 28 А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.