• РЕГИСТРАЦИЯ

Феномен семьи

3 1808

Великая восточная метафора гласит: "Бог создал из праха, земли человека и вдул в него душу". Она была основой и в представлениях древних тюрков.

Божественная искра – кут (в переводе с казахского - душа, благодать) – посылалась небесным божеством человеку перед его рождением как его двойник и покидала во время смерти. Божественность души охранялась древними обрядами, начиная с зачатия и кончая возвращением к духам предков.

Семья, куда попадало небесное семя, также была освящена традициями, нарушение которых, по поверью, негативно влияло на продолжение рода. В силу всеобъемлющих прав семьи ритмы как мирного, так и военного времени подчинялись ее законам. Согласно древним представлениям, Бог покровительствует браку, рождению детей, вообще семье: «Бог – помощник того, кто создает дом и женится» (турецкая пословица).

Гордиев узел

У многих народов считалось, что душа человека входила в тело в первые сорок дней после рождения. И принято в эти дни никому не показывать новорожденного, кроме самых близких родственников, чтобы чужое дыхание, взгляд не навредили, не вспугнули душу младенца.

Немаловажно было соблюдение и древних обрядов. В частности, само жилище подвергалось очищению огнем (аластау). Ныне доказано, что огонь свечи улучшает энергетику помещения. В древности при посещении ставки кагана послы и его вещи очищались огнем – считалось, что огонь и дым способны нейтрализовать дурные помыслы, людей, зловредные духи, в том числе и болезнетворные.

Роды принимала особая женщина – повитуха, которая имела соответствующие знания и навыки и сама родила здоровых детей. Вообще, в прошлом большое внимание уделяли энергетике людей и жилья. Тот же баксы (шаман) мог устранить какие-либо энергетические препятствия. Повитуха или баксы с помощью иглотерапии, действуя на определенные точки, обычно на кончики пальцев рук и ног, могли оживить ребенка, который при рождении не дышал.

Люди издавна понимали, что «чистый лист» ребенка очень восприимчив именно в первые месяцы и годы своей жизни. И к этим месяцам готовились заранее. Даже проводились специальные терапевтические сеансы, например, устраивались праздники небесной Повитухе, когда женщины мазали себе лица топленым маслом и некоторое время смеялись, стараясь в этом превзойти одна другую. Лечебные свойства смеха и хорошего настроения особо ценились, ибо человек, бодрый духом, повышал уровень своей энергии, поддерживал порядок в психическом плане. Недаром верховная покровительница давала кут (счастье) – ребенка той женщине, которая смеялась больше всех. В наше время внешними признаками умственных способностей новорожденного являются его ранняя улыбка (иногда даже на первой-второй неделе), активность, бодрствование, особенно если он не спит много.

Специальные молитвы и заклинания были призваны предохранить мать и будущее дитя от сглаза и болезней. Носили для этого и обереги. Поощрялись посещение будущими матерями священных мест, святых или многодетных людей и получение их благословения. При посещении святынь произносили свои пожелания, просьбы или просто молились и завязывали цветную ленточку на ветках деревьев, которая как бы закрепляла словесную информацию и в то же время была подарком духам природы.

Завязывание и развязывание узелков с древности известно многим народам и использовалось в разных целях, в том числе магических, лечебных и т.д. Перед «возвращением» на тот свет ноги покойника завязывали. Развязать или разрезать узел означало решение каких-либо проблем или вопросов. Это же начало используется при обряде «тџсау кесер» (обряд разрезания пут), когда только начинающему ходить ребенку завязывали ленточкой ноги и уважаемый в семье человек разрезал ее, освобождая от видимых и невидимых пут и передавая свою энергию малышу. После этого ребенок обычно начинал ходить самостоятельно. Этот обряд показывает, что люди верили (и верят) в возвращение с того света.

«Похороны» невесты

В древности к супружеству готовили с детства. Уже в 9–11 лет родители сватали сыну невесту и на некоторое время оставляли его в «зятьях» в доме будущей жены. Подростковая привязанность, наиболее крепкая в возрастной психологии, благотворно влияла на будущий брак.

В основе современного брака по любви лежит прежде всего любовное (сексуальное) влечение. Как показали исследования, оно обычно проходит в течение четырех лет. В традиционном же браке, кроме него, учитывались и другие составляющие: социальная (материальная), генетическая (родовая), психологическая и другая совместимости, которые трудно определить подросткам. Поэтому решали родители и заодно учили детей азам супружества. И в наше время есть браки, в которых присутствуют отдельные элементы традиционного брака, и они более крепкие. Их неудачно определили как «браки по расчету».

Традиции древней семьи неплохо сохранились на Востоке. Например, в Индии в выборе супруга участвуют и молодые люди, и их родители, и даже семейные астрологи с учетом многих составляющих счастливого брака. Как следствие – очень крепкие браки с редкими разводами и выход Индии в абсолютные лидеры по росту численности населения.

Вступление в брак с давних пор считалось вторым рождением человека. В основе свадебного обряда многих народов лежит погребальный ритуал. Многие элементы дошли до наших дней: причитания матери по выходящей замуж дочери, закрытое лицо невесты и т.д. Высокий свадебный головной убор казахской невесты саукеле – из ритуальной одежды древних для погребения. В прошлом перед замужеством в доме невесты совершали мнимый погребальный ритуал: одевали ее в ритуальную одежду, причитали по «умершей», шаманы совершали соответствующие обряды. Затем увозили «покойную» с закрытым лицом к жениху. Так «обманывали» духов невесты, ее семьи и дома, чтобы она была свободной от них в новом доме и приобщилась к духам, энергетике семьи и рода будущего мужа. Для этого проводили очищающие обряды, баксы под музыку совершал ритуал «воскрешения» невесты – беташар (открывание лица): он знакомил «пришедшую с иного мира» (келін – от «келу» «приходить»; ср. невеста – от «неизвестная») с почитаемыми предками и родственниками мужа, его семейными и родовыми преданиями и ритуальной камчой открывал ей лицо из-под покрывала.

Нередко в замужестве женщина получала и новое имя (в наше время фамилию мужа). Обряд изменения имени – это своего рода продолжение ритуала беташар: открывалось лицо «иного» человека с новым именем с целью ввести в заблуждение духов. В первое время невесте также запрещалось называть по именам близких родственников мужа, чтобы не привлечь к ним внимания злых духов. При обращении к новым родственникам она использовала термины родства или иносказательные имена.

Столь мощное освобождение вновь «родившейся» от своего эго, несомненно, облегчало вхождение в семью мужа – хранителя и продолжателя рода. Семья и рождение детей требуют от супругов, особенно жены, постоянного обновления, гибкости души, изменения сознания, отношения к жизни и людям. Недаром говорят, что у женщины сорок душ. Ибо это основа традиционной семьи, присущей многим народам.

Права человека или семьи?

Воспитание детей в Степи, условно говоря, было раздельное: мать воспитывала дочерей, отец – сыновей. С малых лет их готовили к взрослой жизни: девочек – к ведению домашнего хозяйства, роли жены и матери, мальчиков – к жизни охотника, воина, хранителя семьи и рода. По этой причине не было маминых сыновей (папиных дочерей), как часто бывает ныне.

Естественно, традиционное воспитание готовило детей прежде всего для брака, от благополучия которого всецело зависела жизнь человека. В первую очередь от наличия детей. Они были не только работниками и воинами, но и заботились о старых родителях, и бездетный человек нередко был обречен. То есть дети, кроме заботы, выполняли функцию современного пенсионного обеспечения. От многодетности зависела и судьба племени, рода. Поэтому сирот в Степи не было – их брали на воспитание более обеспеченные сородичи. Нормой было и усыновление детей своих побежденных врагов. Мало было и одиноких женщин в силу многоженства, левирата (замужество вдовы за брата, родственника мужа) и родовой ответственности за его членов.

В настоящее время у нас преобладает западная модель семьи, которая не соответствует ее традиционному статусу. Дело в том, что разрекламированные права человека, а не семьи, западный вариант эмансипации женщины и пенсионное обеспечение пришли в противоречие с семейными традициями и ценностями, которые в известной мере ограничивают свободу личности: на первом месте семья, рождение детей и их воспитание.

Например, западная женщина нередко вступает в брак после 35 лет. Вначале образование, работа, карьера, только потом семья, и рождение ребенка, порой единственного, сопряжено с большим риском. К тому же половое воспитание подростка ориентировано в первую очередь для секса. Изменилось само сексуальное поведение европейских женщин. Поэтому молодые люди ищут сексуального партнера, а не жену или мужа: их не готовили с детства к роли матери и отца. В силу этого разводы и бездетность стали чуть ли не правилом, а однополые браки давно «вошли в моду», не говоря о легальной проституции.

К позднему замужеству подгоняются даже медицинские нормы. Например, американские медики пришли к выводу, что для здоровья и долголетия целесообразно рожать первого ребенка в 35 лет (!). Для этого они сравнили здоровье женщин, рожавших первенца в 18 и 35 лет. Здоровье женщин, рожавших в молодом возрасте, впоследствии было хуже по сравнению со здоровьем «поздних» мам. Поразительно, но при этом не учитывалось ни здоровье детей, ни их количество.

Наши же казахстанские медики, как и в советское время, оптимальным возрастом женщины для рождения первого ребенка считают 18–28 лет. В 30–40 лет рождение первенца сопровождают определенные трудности, да и по здоровью новорожденный уступает малышу молодой мамы. По некоторым медицинским, воспроизводительным, психологическим и иным показателям, оптимальным считается рождение четырех детей. К сожалению, у нас тоже идет тенденция позднего замужества. 

Европа ставит на первое место права человека, в том числе и в выборе сексуального партнера, логическим завершением которого явились официальное разрешение однополых браков в ряде европейских стран, «модное» увлечение им, терпимое отношение общества к ним во многих государствах Запада. В России православная церковь осудила их как грех. Такая свобода подтачивает не только институт семьи – она противоестественна с точки зрения религии и человеческой природы. Вспомним хотя бы библейские города Содом и Гоморру, жители которых были сожжены небесным огнем за свое распутство, за мужеложество.

По исследованиям, моногамия в Европе не связана с христианством: в Новом Завете нет каких-либо указаний, запрещающих полигамию. Моногамия связана прежде всего с греко-римской культурой, которая разрешала иметь одну законную жену, при этом допускала институт наложниц и проституцию. Наряду с этим имело место сожительство мужчины и женщины без заключения брака, например, сенаторов с гетерами, актрисами. Дома разврата были в Афинах еще до нашей эры, которые платили налоги. Падение нравов в Римской империи было столь значительно, что император Август издал особые законы о браке. О распространенности гомосексуализма написано в романе Петрония «Сатирикон». В развалинах Помпеи археологами были обнаружены пары одного пола в развратных увеселениях, среди них немало подростков и детей.

Европейское равноправие мужчин и женщин не учитывает главенства института семьи и различия полов, что в конце концов приводит к «праву» женщины не рожать детей (ведь у нее равные права с мужчиной), культивированию бездетной семьи, безумной идее вынашивания ребенка мужчиной или к варианту обходиться вовсе без него, используя «альтернативные» медицинские технологии. На это направлены многие проявления массовой культуры Запада и социальная политика по заботе за стариками, которые зачастую проводят конец жизни не в кругу семьи, а в домах престарелых, что прерывает преемственность поколений и негативно влияет на продолжение рода.

При этом эти права человека активно внедряются за пределами Европы как демократические ценности. Положение женщины на Востоке, особенно в мусульманских странах, трактуется как дискриминация. А ведь в арабских странах дети – богатство. В прямом и переносном смысле, ибо за рождение и воспитание ребенка государством выплачивается очень большая сумма денег.

Наши женские, правозащитные организации, выступая за гендерное равенство, имеют в виду европейское. При этом они не замечают, что тем самым выступают не только против гендерных отношений восточной семьи, многодетности, но и за иные «прелести» европейской культуры. Ведь в основе гендерных отношений – биологическое отличие женщин и мужчин, предназначение природой рожать детей первых и оберегать семью, обеспечивать ее всем необходимым вторых. Это отличие или неравенство учитывается и во многих религиях. В самом деле, заниматься политикой или бизнесом и иметь несколько детей для женщины скорее исключение, чем норма. К примеру, в России большинство женщин-предпринимателей одинокие. Это палка о двух концах.

Пенсионное обеспечение лишило тысячелетиями выработанную жизненную необходимость в детях – теперь человек сам себя обеспечивает в старости. И нередко бездетный пенсионер получает больше многодетного, хотя по логике многовековой истории должно быть наоборот. В самом деле, пенсия (отчасти и заработная плата) должна быть напрямую связана с количеством детей – ведь сыновья и дочери многодетного работают или будут работать на государство, а бездетного – нет. По сути, человек должен делать пенсионные накопления не себе, а своим родителям, а его дети – ему, как было испокон веков.

«Рай под ногами матерей»

Естественно, говоря о традиционной семье, не сказать о многоженстве – значит ничего не сказать. Многоженство с древнейших времен было распространено у многих народов, и его корни берут начало в большой патриархальной семье. Уже в Библии упоминается немало случаев многоженства. «И взял себе Ламех две жены: имя одной Ада, и имя другой Цилла» (Бытие, 4,19). У царя Давида было много жен и детей. Но больше было у царя Соломона: «И полюбил царь Соломон многих чужестранных женщин. И было у него семьсот жен и триста наложниц» (3-я Царств, 11:1, 3). Интересно, что жены сбили царя с праведного пути и «склонили сердце его к иным богам».

Однако абсолютное первенство принадлежит основателю империи Чингиз-кагану. Не по количеству жен и наложниц, хотя и их было у него предостаточно: поименно известны четыре жены, а наложниц – то ли пятьсот, то ли две тысячи. Кагану сопутствовало семейное счастье: сыновья от старшей жены Борте были не без талантов, что выгодно отличало его от многочисленных противников. Пожалуй, это самый семейственный и чадолюбивый правитель. Недаром каган уделял большое внимание семейным устоям в своих постановлениях: «Прелюбодей предается смерти без всякого различия, будет ли он женат или нет», «Кто повинен в содомии, тот также наказывается смертью», «Дети, прижитые от наложницы, считаются законными и получают по распоряжению отца соответствующую долю наследства» и т.д. В империи каганов законы семьи были основополагающими.

Наиболее полно семейный кодекс расписан в исламе, где вопрос о многоженстве не может быть разрешен без учета обязательств общины по отношению к сиротам и вдовам. Женщине быть одинокой, как и мужчине остаться холостым, в исламе считается большим грехом. Осуждается и внебрачная связь: «Прелюбодея и прелюбодейку побивайте каждого из них сотней ударов» (Коран, Свет, 2). В то же время многоженство не поощряется, а допускается с очень жесткими требованиями: жениться на другой женщине можно лишь с согласия жены, быть справедливым со своими женами, обеспечивать и заботиться о них и детях. «Если опасаетесь вы, что не сможете быть справедливыми с сиротами, то женитесь на женщинах, которые нравятся вам, – на двух, трех, четырех. Если же опасаетесь вы, что не сможете заботиться о них одинаково, то женитесь на одной» (Коран, Женщины, 3).

Кстати, идея многоженства актуальна и в республиках Средней Азии, что связано с возрождением древних традиций и наличием нелегального многоженства. В некоторых европейских странах с мусульманскими иммигрантами есть специальные поправки к закону. В США эксперты всерьез предлагают полигинию для афро-американской общины, где остро ощущается дефицит мужчин. 

Бытует мнение, особенно у замужних женщин, что при возможном введении полигинии многие мужчины тут же женятся на второй. Существенная деталь этого института: раньше, как и сейчас, многоженцы обычно составляли небольшое количество и в процентном отношении исчислялись однозначной цифрой. Ибо многоженство связано не только с богатством и потенцией мужчины, но и его талантом семейного «менеджера», а также особым менталитетом всего общества, чего нет у нас. В конце концов, это невозможно сделать против воли жены. Основа же этого вида брака в большинстве случаев – численный перевес женщин над мужчинами. Ныне эта проблема усугубляется наркоманией, алкоголизмом, пребыванием в местах не столь отдаленных, безработицей среди мужчин.

Однако в Казахстане вопрос стоит о том, чтобы возродить моногамную семью, возродить семейные ценности и законодательно закрепить права семьи. Разводы в последние годы приняли угрожающие масштабы. Например, сотрудники городских загсов подтверждают, что в последнее время  число разводов выросло примерно на 20 процентов.

Многие болезни современности вызваны игнорированием института семьи, законов природы. Есть даже медицинский термин «синдром одиночества». Ибо бездетного покидает энергия природы, и пустоту заполняют страсти и болезни – он ведь «холост». И, наоборот, продолжение рода требует обязательной заботы о здоровье членов семьи. Издавна в рождении детей люди видели и свое физическое бессмертие. Недаром Шекспир написал: «И ты, когда тебя не сменит сын, свой полдень пережив, уйдешь один». 

    «В Херсоне ад. На балконах вывешивают белые флаги»: "Херсонское Сопротивление"

    Херсон столкнулся с настоящим «адом» после прорыва российских вооруженных сил у Антоновского моста. Об этом информирует Telegram-канал «Военкоры Русской Весны», ссылаясь на слова Сергея...

    Стихийная тяга к майдану

    Особенности развития внешнеполитических процессов последнего десятилетия привели к концентрации внимания российского общества на Украине. Часто это приводит к комическим ситуациям. Весь...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Дархан 6 октября 2016 г. 15:12

      "Курт - драгоценный камень"

      «Курт - драгоценный камень» Когда в 1990 году бывшая заключенная Акмолинского лагеря жен «изменников» родины Гертруда Платайс приехала в Казахстан, она впервые рассказала сотрудникам музея «Алжир», как в первый раз увидела местных казахов и как они отнеслись к заключенным женщинам. Однажды, когда одним буранным зимним утром женщины-узницы под усиленным конвоем собирал...
      1355
      Дархан 16 сентября 2016 г. 06:30

      По Степным столицам

      У оседлых народов и кочевников разное восприятие времени и пространства, общества и себя. Пространство для оседлого ограничено пределами его города или государства, какими бы обширными они ни были, а для кочевника оно - безгранично и мистически притягательно.В 1991 году для Казахстана началась новая эра — он стал независимым государством. И тут весь мир, включая ближа...
      1347
      Дархан 15 марта 2016 г. 07:26

      Казачьи Стан

      Казах и “казак”. Эти этнонимы, которые на казахском языке звучат практически одинаково, уже только этим, казалось бы, говорят о том, что история казаков - субэтноса русского народа – и история казахов (в совсем недавнем прошлом – кипчакского субэтноса) взаимосвязаны и очень близки. К глубокому сожалению, застарелая болезнь исторической науки по имени национализм не по...
      2476
      Дархан 15 марта 2016 г. 06:07

      Немного о лошадях. Часть 1

      Образ коня занимает особенное место в традиционной евразийской культуре. И в этом смысле вполне понятен интерес евразийских ученых к исследованию общих исторических корней через призму изучения древних памятников культуры. В данном случае рассмотрим сакральный образ коня в номадической культуре. Издавна кочевники у древних греков воспринимались в образе кентавров...
      4022
      Дархан 26 февраля 2016 г. 12:01

      ДЕЖАВЮ...

      Имперские игры.   Во второй половине XIX века, когда большая часть земного шара уже была поделена между ведущими мировыми державами, огромные пространства Евразийского континента стали ареной драматичного противостояния двух великих империй - Российской и Британской. Это соперничество, в которое были вовлечены страны Ближнего и Дальнего Востока, Центральной и Южн...
      950
      Дархан 25 февраля 2016 г. 14:57

      Было бы глупо не признавать величия Европы. Но было бы также глупо забыть величие Азии.

      "Великую цивилизацию нельзя завоевать извне, пока она не разрушит себя изнутри" Уилл Дюрант.   В последнее десятилетие в борьбе с историческим европоцентризмом сломано немало копий. Хотя его научные положения давно опровергнуты, в общественном сознании и на бытовом уровне он продолжает процветать. К этому можно добавить многочисленные локальные этноцентризмы...
      1138
      Дархан 21 февраля 2016 г. 16:32

      Евразийцы

      История Евразии в именах и названиях В русском языке очень много заимствований из тюркских языков. Это количество сопоставимо с заимствованиями из западно-европейских языков. История развития человеческого общества на просторах Евразии создавалась трудами многих поколений ученых. Через призму их восприятия и трактовку явлений, событий и фактов сложились усто...
      1935
      Дархан 21 февраля 2016 г. 08:33

      Жертвы собственного нравственного превосходства. Продолжение и заключение.

      Различные племена индейцев верили в существование множества духов и божеств, но среди них в большинстве случаев одно божество обязательно почиталось как высшее. В литературе наиболее известен алгонкинский Гитчи Маниту (или просто Маниту), что буквально переводится как «Великий Дух». Сиу называли его Вакантанка («Великий и Таинственный»), виннебаги - Творец Земли и т.д...
      3196
      Дархан 20 февраля 2016 г. 08:49

      Генерал из рода Аргын

      Сегодня стало модным героизировать белогвардейских генералов. Но если вспоминать о них, то, в первую очередь, надо вспомнить основателя Белого движения, единственного человека, который бы мог задавить революцию, - генерала Лавра Георгиевича Корнилова. Тем более что он мой земляк - родом из казахских степей. Причем метис: отец - русский, мать - казашка.Корнилов родился...
      4198
      Дархан 20 февраля 2016 г. 08:48

      ЖЕРТВЫ СВОЕГО НРАВСТВЕННОГО ПРЕВОСХОДСТВА

      Жертвы собственного нравственного превосходстваXV-XIX века стали временем неудержимого распространения европейской цивилизации по всему миру. Впрочем, слово «цивилизация» уместно здесь лишь отчасти, поскольку эпоха великих географических открытий, предшествовавшая этому процессу, открыла дорогу невиданному по своему размаху колониализму, который продемонстрировал скор...
      5830
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика