Фильм «Квадрат», победитель 70-го Каннского кинофестиваля, я посмотрела с запозданием: что-то слышала, что-то читала, но вот, наконец, и посмотрела. В этом фильме с нелинейным повествованием и рваным сюжетом - такой большой объём современных проблем, что впору думать даже не квадрате, а о возведении изображаемого в квадратную степень. Сатира шведа Рубена Эстлунда - этакое полотно современных нравов, политики, искусства, рекламы - в итоге рождает впечатление «суеты сует и томления духа». Идея «Квадрата» поначалу была идеей выставки, задуманной тем же режиссёром - создать для людей безопасное место, внутри которого у всех были бы одинаковые права и обязанности. Предполагалось, что человеку внутри квадрата необходима помощь. Из психологии известно, что в толпе готовность отдельного человека к помощи ближнему своему снижена, а в чрезвычайной ситуации – напротив. Цель задуманного «Квадрата» - подтвердить или перечеркнуть этот «эффект свидетеля». Собственно, те же намерения руководят и героями фильма. Словно люди стали неандертальцами и запамятовали, что изобретать велосипед не надо, что есть сакральные места, куда человек всегда может уйти, чтобы спастись. О сюжете – в нескольких словах. Протагонист фильма Кристиан (Класс Банг) - куратор музея современного искусства в Стокгольме. Безупречный, состоятельный интеллигент в очках, он полон «креатива» и самоуверенности, он высокоморален, успешен; хоть и разведён, один воспитывает двух дочерей. Облик приятного и скучного субъекта, как у воскресшего горьковского Клима Самгина - стёршийся и банальный, при всей внешней импозантности. Именно Кристиан руководит проектом экспозиции «Квадрат». Однажды у него крадут телефон и кошелёк. Выследив с помощью современных технологий место обитания вора - дом в бедном районе города, Кристиан и его крутой ассистент изобретают способ поимки преступника. Способ не менее крутой: в каждую квартиру злополучного дома адресовано письмо с обвинениями в краже и требованием вернуть украденное. Инициирует идею ассистент, а разносить письма по почтовым ящикам приходится Кристиану. Результаты столь «справедливой» акции не заставляют себя ждать и меняют жизнь Кристиана. Ломается четко распланированный график упорядоченности, появляются и возрастают всевозможные помехи… Особенно пронзает зрительскую душу оскорблённый ложным наветом мальчик, который угрожает превратить жизнь Кристиана в хаос, если тот не извинится за то, что назвал его вором. Образ мальчика – как обнажённый нерв, не побоюсь банальности выражения. Мальчик защищает свое человеческое достоинство, как может, он кричит, что отец не верит ему, подозревает в воровстве. Этот маленький оскорблённый человек словно олицетворяет собой обиды всех детей, слезинку каждого замученного ребенка, по слову русского классика. Однако Кристиан, невзирая на благие цели своего гуманного «Квадрата», попросту не желает замечать мальчика, тем более извиняться перед ним. А когда раскаяние, наконец, постучит в его сердце, когда он вместе со своими детьми захочет найти мальчика, это окажется невозможным. Но еще до этого прозрения рухнет в жизни Кристиана и его проект, и его работа. Не достигнет цели шокирующее видео рекламного агентства по продвижению «Квадрата» - тоже, кстати, метафора уничтожения ребёнка. Для меня это и метафора всего фильма. Его воспринимаешь как метафору деградации общества на всех уровнях, особенно же духовном, этическом и эстетическом. Страшен эпизод с ужином в честь открытия выставки. Для того чтобы показать, как далеко зашёл прогресс, гостям предложили актера, изображающего дикаря и зверя, якобы подсознательно живущего в любом человеке. Актёр заигрывается, по залу уже бегает рычащее чудовище, аттракцион переходит в ужас… Эпизод выставки в «X-Royal» не менее выразителен. Разгадать загадку одинаковых кучек гравия нетрудно, но что дальше? Что даёт человеку подобное искусство? Что дают эти нравы заполнения пустых объёмов придуманной пустотой и проституированной пиар-рекламой? Невзирая на финальное прозрение главного героя, зрителя не покидает чувство, что хаос, возведённый в квадрат, воцарился надолго, прорвать его границы можно только поодиночке, жертвуя при этом своей включенностью в социум. Не думаю, что герою фильма суждены светлые дороги. Девочки его, и без того грустные, обречены эту грусть умножать. Фильм мне показался страшноватым. Он звучит предостережением, но очень запоздалым…
Галина Ганеева
Оценили 0 человек
0 кармы