• РЕГИСТРАЦИЯ

Суета в квадрате

1 834

  Фильм «Квадрат», победитель 70-го Каннского кинофестиваля, я посмотрела с запозданием: что-то слышала, что-то читала, но вот, наконец, и посмотрела. В этом фильме с нелинейным повествованием и рваным сюжетом - такой большой объём  современных проблем, что впору думать даже не квадрате, а о возведении изображаемого в квадратную степень. Сатира шведа Рубена Эстлунда - этакое полотно современных нравов, политики, искусства, рекламы - в итоге рождает впечатление «суеты сует и томления духа». Идея «Квадрата» поначалу была идеей выставки, задуманной тем же режиссёром - создать для людей безопасное место, внутри которого у всех были бы одинаковые права и обязанности. Предполагалось, что человеку внутри квадрата необходима помощь. Из психологии известно, что в толпе готовность отдельного  человека к  помощи ближнему своему снижена, а в чрезвычайной ситуации – напротив. Цель задуманного «Квадрата» - подтвердить или перечеркнуть этот «эффект свидетеля». Собственно, те же намерения руководят и героями фильма. Словно люди стали неандертальцами и запамятовали, что изобретать велосипед не надо, что есть сакральные места, куда человек всегда может уйти, чтобы спастись. О сюжете – в нескольких словах. Протагонист фильма Кристиан (Класс Банг) - куратор музея современного искусства в Стокгольме. Безупречный, состоятельный интеллигент в очках, он полон «креатива» и самоуверенности, он высокоморален, успешен; хоть и разведён, один воспитывает двух дочерей. Облик приятного и скучного субъекта, как у воскресшего горьковского Клима Самгина - стёршийся и банальный, при всей внешней импозантности. Именно Кристиан руководит проектом экспозиции «Квадрат». Однажды у него крадут телефон и кошелёк. Выследив с помощью современных технологий место обитания   вора - дом в  бедном районе города,  Кристиан и его крутой ассистент изобретают способ поимки преступника. Способ не менее крутой: в каждую квартиру злополучного дома адресовано письмо с обвинениями в краже и требованием вернуть украденное. Инициирует идею  ассистент, а разносить письма по почтовым ящикам приходится Кристиану. Результаты столь «справедливой» акции не заставляют себя ждать и меняют жизнь Кристиана. Ломается четко распланированный график упорядоченности, появляются и возрастают всевозможные помехи… Особенно пронзает зрительскую душу оскорблённый ложным наветом мальчик, который угрожает превратить жизнь Кристиана в хаос, если тот не извинится за то, что назвал его вором. Образ мальчика – как обнажённый нерв, не побоюсь банальности выражения. Мальчик защищает свое человеческое достоинство, как может, он кричит, что отец не верит ему, подозревает в воровстве. Этот маленький оскорблённый человек  словно олицетворяет собой обиды всех детей, слезинку каждого замученного ребенка, по слову русского классика. Однако Кристиан, невзирая на благие цели своего гуманного «Квадрата»,   попросту не желает замечать мальчика, тем более извиняться перед ним. А когда раскаяние, наконец,  постучит в его сердце, когда он вместе со своими детьми захочет найти мальчика, это окажется невозможным. Но еще до этого прозрения рухнет в жизни Кристиана и его проект, и его работа. Не достигнет цели шокирующее видео рекламного агентства по продвижению «Квадрата» - тоже, кстати, метафора уничтожения ребёнка. Для меня это и метафора всего фильма. Его воспринимаешь как метафору деградации общества на всех уровнях, особенно же духовном, этическом и эстетическом. Страшен эпизод с ужином в честь открытия выставки. Для того чтобы показать, как далеко зашёл прогресс, гостям предложили актера, изображающего дикаря и зверя, якобы подсознательно живущего в любом человеке. Актёр заигрывается, по залу уже бегает рычащее чудовище, аттракцион переходит в ужас… Эпизод выставки в «X-Royal» не менее выразителен. Разгадать загадку одинаковых кучек гравия нетрудно, но что дальше? Что даёт человеку подобное искусство? Что дают эти нравы заполнения пустых объёмов придуманной пустотой и проституированной пиар-рекламой? Невзирая на финальное прозрение главного героя, зрителя не покидает чувство, что хаос, возведённый в квадрат, воцарился надолго, прорвать его границы можно только поодиночке, жертвуя при этом своей включенностью в социум. Не думаю, что герою фильма суждены светлые дороги. Девочки его, и без того грустные, обречены эту грусть умножать. Фильм мне показался страшноватым. Он звучит предостережением, но очень запоздалым…

Галина Ганеева

 


Искусство и культура - система моих координат...

    Карин Кнайсель: «Реквием по Европе»

    Экс-главу МИД Австрии, Карин Кнайсель, российским гражданам представлять особой надобности нет. Однако масштаб личности этой женщины истории ещё предстоит оценить. В 2023 году Кари...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Galina Ganeeva 23 июля 2018 г. 07:44

      Юрий Анненков в «ломаной чёткой линии» его блистательных встреч

      Юрий Анненков отразил своё время не только живой экспрессий этой линии, но и бесценным свидетельством литературного слова. Он создал роскошную галерею графических портретов выдающихся людей своей эпохи. Любой из них удивителен.  Но  он оставил о них и захватывающие воспоминания - «Дневник моих встреч». ...
      1527
      Galina Ganeeva 29 апреля 2018 г. 18:40

      Акварельная литургия Сильвии Пеллиссеро

       Её кистью движет страсть и линия. Она понимает, что линия в акварели не может быть совершенной, и тогда эта линия  струится обвалом, прорывом в иную реальность, потоком и неправильным водопадом акварельных разводов. Аморфность этих струй и потёков отнюдь не случайна – она точна, уместна и композиционно завершена, сообщая полотну дополнитель...
      1091
      Galina Ganeeva 24 апреля 2018 г. 18:49

      Гаэтано Превиати. Полёты лучистых мелодий

       Если и есть в изобразительном искусстве чистейшая идентификация музыки, то это живопись и графика Гаэтано Превиати. Думаю, его символизм рожден не просто Италией, он рожден её музыкальным и оперным искусством. Итальянцы все поют, им не надо учиться вокалу, они с этим рождаются. Музыка Италии возносится к небу – мы видим эти полёты на полотнах Гаэтано Преви...
      3031
      Galina Ganeeva 8 апреля 2018 г. 20:40

      Шарль Бодлер и его обнажённое сердце

       Скандальное имя Бодлера известно всем. Возможно, не всем так же хорошо известно его творчество, однако сегодня никто не перечеркнёт его имени, за которым стоит это его страдающее,   обнажённое сердце. Оно было поистине обнажённым - в значительной мере потому, что поэт   яростно обнажал его сам – в стихах, в жизни, в критических эссе и психодел...
      1234
      Galina Ganeeva 6 апреля 2018 г. 13:07

      Правда и красота

      Каждый год в Страстную пятницу буквально чувствую (даже не могу сказать, что вспоминаю) атмосферу гениального рассказа Антона Павловича Чехова «Студент». Ничего в мировой прозе не знаю лучше на евангельскую тему. Этот случайный разговор Ивана Великопольского именно в такую же Страстную пятницу с двумя женщинами в русской деревенской провинции, на огородах, про...
      669
      Galina Ganeeva 5 апреля 2018 г. 16:52

      Гефсиманская тень

      Великий четверг, я думаю,  и сейчас ложится на землю, словно печальная тень Гефсиманского сада. Как бы ни соотносились со временем весны пасхальные и великопостные сроки, эта печаль неизменно присутствует в воздухе безотчётными весенними проявлениями. Какая бы ни стояла в этот день погода, мне всё время видится взгляд Господа, словно это Он смотр...
      697
      Galina Ganeeva 21 марта 2018 г. 07:25

      Фердинанд Ходлер . Сердце во взгляде

      Его сердцем был не только его взгляд – взгляд художника, это были и взгляды тех, кого он изображал. В этих взглядах словно застыл трепетный посыл человека – тому, кто видит его в этот момент, – такое репрезентативное послание, словно бы говорящее: посмотри на меня, вот я перед тобой, запомни меня!  Это сродни тонкому замечанию О...
      1652
      Galina Ganeeva 10 февраля 2018 г. 13:46

      ZOOFELLINI. Драматургический хоррор

      Если от одного только прочтения пьесы возникает состояние крайней подавленности, то каков же был бы спектакль по ней?! Я о пьесе Петра Гладилина «ZOOFELLINI. Интернет, ТV времен Римской империи », жанрово определённой как театральная фантазия по мотивам офортов Франсиско Гойи LOS CAPRICHOS, которую я недавно прочла. (Спектакль, впрочем, уже поставлен в моско...
      672
      Galina Ganeeva 28 января 2018 г. 12:27

      Антон Чехов. Несколько слов о знаках и мотивах творчества

                 Вспоминаю фильм Луи Маля «Ваня с 42-й улицы». Обаяние фильма - в той проникновенной простоте, красоте и внимании к драматургии Чехова, от которых мы уже отвыкли. Использован обычный ход - репетиции. Но вся пьеса «Дядя Ваня» разыграна как по нотам. И каждая попадает в сердце. Нет никаких оборотней, нет клоу...
      888
      Galina Ganeeva 22 января 2018 г. 16:27

      Лорд Байрон. Солнце неспящих

       Джордж Гордон Байрон… Имя, которое вот уже ровно 230 лет интригует нас ярким букетом разнородных противоречий, где цветы добра благоухают рядом с цветами зла, и благородные ароматы ничуть не заглушают терпкого запаха порока. Словно бы всё давно и названо, тома исследований и жизнеописаний неисчислимы, а пророческие  байронические мотивы звучат во всей своей мощной и ...
      1812
      Galina Ganeeva 17 января 2018 г. 14:34

      Имя им - легион

      Имя нам – гомофобы, имя им – содомиты, причём это первое «имя» сегодня стало едва ли не более ругательным, чем второе. Надо всенепременно – в доказательство своей цивилизованности - произнести в соответствующей обстановке: О, не думайте, я не гомофобка, - чтобы к тебе отнеслись хотя бы снисходительно. Кстати, в фильме Франсуа Озона «Убежище», именно эту фразу и произн...
      711
      Galina Ganeeva 12 января 2018 г. 14:08

      Непрерывность огней в костре Кортасара

             Балкон нашего номера выходил на помойку. И, хотя санаторий окружал густой хвойный лес, а помойка терялась в зарослях травы, выходить на балкон не хотелось. Поэтому мы с сыном предпочитали гулять в лесу. Уходили далеко и надолго, лес поглощал нас, его дремучая тёплая красота восполняла недоразумения и скуку сан...
      615
      Galina Ganeeva 4 января 2018 г. 17:51

      О Джероме Сэлинджере - с любовью и жалостью

      Было ли ему одиноко – там, в его легендарном звенящем уединении, длиною в 45 лет? В Корнише, над рекой Коннектикут, в тени деревьев, где он получил, наконец, возможность крепко-накрепко запереть дверь, чтобы пить кофе, слушать музыку и читать книги. И писать их тоже, для самого себя, ничуть не заботясь о публикациях. Его затворничество было продиктовано...
      2500
      Galina Ganeeva 29 декабря 2017 г. 10:00

      В день памяти Андрея Тарковского. По поводу одного воспоминания

      Помню, в начале 90-х гг у нас в городе учредился некий любительский кинолекторий. Один журналист показывал малодоступные фильмы, все их смотрели и потом беседовали, если хотелось. Я тогда преподавала в театральном училище, и мы вместе со студентами и режиссёром, мастером курса, эти встречи охотно посещали. Понятно, что там были и другие зрители. Помню, на встрече, ...
      1267
      Galina Ganeeva 25 декабря 2017 г. 18:58

      Морис Утрилло. 50 оттенков белого

      Всякая встреча с миром Мориса Утрилло,  его полотнами, которые я видела в музее д*Орсе, в музее Оранжери или в Эрмитаже, заставляют меня заново почувствовать одну простую истину. Искусство – вне обыденности, оно если и расскажет что о художнике, то это будет совсем не история его жизни, а отражение его внутреннего мира. Да, безусловно, мир Утрилло соткан...
      3559
      Galina Ganeeva 16 декабря 2017 г. 17:19

      Павел Третьяков. Энергия подвижничества

      Декабрь в нашей памяти связан с именем Павла Третьякова - российского мецената, собирателя произведений русского изобразительного искусства и основателя Третьяковской галереи. Он родился и умер в декабре (27декабря 1832 года, Москва — 16 декабря 1898 года, Москва), нескольких дней не дожив до 66 лет. Сегодня эта жизнь всем нам известна и видится сплошным подвижниче...
      1399
      Galina Ganeeva 13 декабря 2017 г. 19:13

      О. Генри. Полифония любви (спектакль в Томской драме)

              Мир О. Генри - это неподражаемое мастерство, тонкое остроумие, свободный полет пера. Но это и тайны биографии писателя, изредка отбрасывающие тени на светлый фон его творчества: в некоторых сюжетах драматизм звучит открытой печалью. Точеная форма захватывающих новелл словно сочинена ангелом превращений, не сум...
      895
      Galina Ganeeva 12 декабря 2017 г. 16:17

      Пюви де Шаванн. Воздух изысканности

       Пьер Сесиль Пюви де Шаванн (14 декабря 1824, Лион — 24 октября 1898, Париж) Пюви де Шаванн - это само имя изысканности в живописи. Когда говорят о невесомой грации бытия, неуловимых флюидах духа и представляют призрачные идиллии античного мира, вспоминают этого художника. Занимая нишу символизма в живописи , Пюви де Шаванн и сам стал символом изящных грёз, ...
      4944
      Galina Ganeeva 4 декабря 2017 г. 14:39

      Райнер Мария Рильке. Плоды длительных уединений

      Плодами длительных уединений назвал сам поэт свои произведения. Его любимые понятия – одинокий, тихий, серьёзный, глубинный, невыразимый… Таким был он сам, таковы же были его проза, стихи и письма (особенно письма молодому поэту Францу Каппусу, известные нам по переводам Марины Цветаевой).Наверное, почти у каждого из нас есть книги, которые выстроили наше мироощ...
      7130
      Galina Ganeeva 30 ноября 2017 г. 15:55

      Марк Твен. Верность стилю

      Всего несколько слов о стиле – в связи с днём рождения Марка Твена. Если говорить о стиле в широком смысле, то никто не знает точно, что это такое. Думаю, самое тонкое определение принадлежит Коко Шанель, сотворившей свой талант и шик из жалких осколков сиротства и пения в кабаре. Блистательная законодательница моды, однажды она произнесла чеканную фразу: «Сти...
      1687
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика