Пьер Сесиль Пюви де Шаванн (14 декабря 1824, Лион — 24 октября 1898, Париж) Пюви де Шаванн - это само имя изысканности в живописи. Когда говорят о невесомой грации бытия, неуловимых флюидах духа и представляют призрачные идиллии античного мира, вспоминают этого художника. Занимая нишу символизма в живописи , Пюви де Шаванн и сам стал символом изящных грёз, небесных иллюзий, неземных надежд.
"Пастораль"
Главный парадокс этого художника - в том, что он был, по сути, художником – самоучкой. Родившись в старинной бургундской семье горного инженера, дело отца продолжать не захотел, да и здоровье не позволяло. Получилось, что во имя неба он отринул недра земли. Учился в Лионе, затем в Лицее Генриха IV в Париже.
Увлечение живописью, однако, победило всё. Удивительно, но он сразу был склонен заниматься ею самостоятельно, получая лишь некоторые частные уроки. Брал уроки и у знаменитого художника – самого Эжена Делакруа, но всего лишь течение двух недель. Во всех учителях был разочарован и в 1852 году вместе с друзьями создаёт собственную мастерскую на площади Пигаль, благо – материально был вполне обеспечен. Основные уроки получил от гармоничных полотен Энгра и фресок мастеров Раннего Возрождения (их произведения он изучал во время своего пребывания в Италии).
"Отдых"
Эхо ушедших эпох Пьер слышал отчётливее, чем своё время, поэтому занялся стилизацией под античность - в духе итальянских живописцев XV столетия. Работал преимущественно в области монументально-декоративной живописи. Большинство полотен Пюви де Шаванна — масштабные панно, написанные маслом в мастерских и закреплявшиеся затем на стенах у заказчиков. Идиллические сцены из древнегреческой жизни стали объектом его внимания. Первые его картины, ставшие известными, это «Bellum» и «Concordia», были написаны в 1861 году для амьенского музея. За ними следовали «Отдых» (1862), «Труд» (1863), «Осень» (1865), «Массилия, греческая колония» (1869) .
"Осень", "Труд"
Самая известная картина Пюви де Шаванна «Pro patria ludus»( Патриотические игры), была написана в 1882 году, также для амьенского музея. В ней художник представил пикардийских юношей, упражняющихся в метании копий.
В композициях Пюви де Шаванна пейзаж и человеческие фигуры играют одинаково важную роль и как бы взаимно дополняют друг друга, производя в высшей степени целостное впечатление. Но самое удивительное впечатление производит, конечно же, колорит его живописи. Именно поэтичная, слегка блёклая цветовая гамма и снискала ему славу изысканного художника. Его полотна кажутся мне музыкой. Наш прекрасный искусствовед Яков Александрович Тугендхольд охарактеризовал их исчерпывающе точно: «Его панно похожи не на пеструю географическую карту, а на сознательно расцвеченный и смытый временем, изнеженный веками благородный ковер. Здесь перед нами уже не отдельные куски живописи, а живописная симфония, построенная на развивающейся музыкальной теме».
Широкая слава пришла к Пюви де Шаванну после создания двух композиций под одинаковым названием «Надежда» (1871—1872).
На обеих картинах на фоне нежного весеннего пейзажа в образе юной девушки расположилась некая аллегория Надежды (обнажённая в варианте 1871 года и одетая в белое платье в варианте 1872 года). Пейзаж создаёт ощущение плоского декорированного ковра, а фигура девушки помещена на переднем плане, поэтому находящаяся в её руках оливковая ветвь воспринимается скорее как дерево, уходящее в даль – на задний план.
Хочу ещё пропеть дифирамбы дерзости и уму художника!
Он прекрасно знал свои самодеятельные истоки, знал, что рисовальшик он слабый, и ему достало таланта и ума использовать этот недостаток как достоинство. Умышленно избегая точно моделировать фигуры, Пюви де Шаванн передавал мистический дух той эпохи, из которой черпал сюжеты. Из его монументальных работ лучшими считаются фрески в парижском Пантеоне, изображающие две сцены из жизни святой Женевьевы (1874—1877), «Священная роща» (на лестнице дворца искусств в Лионе), «Науки и искусства» (1887—1889, в амфитеатре Сорбонны), «Inter artes et naturam» (на лестнице Руанского музея), «Четыре времени года» (в парижской ратуше, 1889—1893), «Музы» (1893—1895, библиотека университета, Бостон).
"Лето"
Подлинники ( если посчастливится) или репродукции этих работ можноувидеть, а самые поэтичные его создания – всегда с нами. Они-то и создали ему репутацию одного из самых изысканных художников мира.Моё любимое полотно (да и сам художник больше всего его ценил) - «Девушки у моря» (1879), - живописная аллегория гармонии человека и природы.
Здесь блестяще проявился талант Пюви де Шаванна превратить непритязательный сюжет в многозначительный символ, вписать его в интересную композицию и – снабдить входным билетом в вечность! Все фигуры на полотне написаны с удивительным мастерством, а холодноватый колорит, мелодия и перекличка серо-голубых, зеленоватых тонов, игра их тонкими рефлексами придаёт интимной сцене открытое дыхание монументальности...
Осталось сказать, что Пюви де Шаванн был одним из наиболее значительных французских символистов, оказавших огромное влияние на развитие французской живописи в стиле ар-нуво. Поклонником художника был наш Сергей Павлович Дягилев, а значит, и вся художественная группа «Мира искусства».Нельзя не упомянуть о призрачных и мечтательных женских фигурах с полотен Виктора Борисова-Мусатова – он тоже восхищался искусством Пюви де Шаванна и даже в 1897 году пытался поступить к нему в ученики ( а педагогом тот был превосходным), но опоздал, поскольку художник уже закрыл своё ателье.
И ещё хотелось бы помнить про элемент тайны и мистики в его полотнах, в его жизни... Тайны, которую мы не в силах разгадать. Странным фактом биографии Пюви де Шаванна стала его поздняя женитьба на княгине Марии Кантакузен (1821 – 1898). Он знал её уже довольно давно, Мария была близким человеком Теодора Шассерио, художника и приятеля Пьера.
Но после смерти Теодора в 1857 году она осталась одна. Пюви де Шванну – одинокому подвижнику живописи, очевидно, пришлось по душе женское внимание. И он женился, когда ему шёл уже восьмой десяток… Печать присутствия женщины отражена в его фразе: «Когда пишешь, полезно думать о гармонии золота, серебра и драгоценных камней, когда ищешь белых тонов – хорошо думать о жемчуге…» Мария Кантакузен умерла в августе 1898 года, а в октябре того же года, в шесть часов вечера в Париже умер Пьер Сесиль Пюви де Шаванн – известный французский художник – символист, президент Национального Общества Изящных искусств (Societe nationale des beaux arts), Рыцарь и Командор Почётного легиона.
Элегантные призраки прошлого веют над его полотнами, укрывают его лицо полупрозрачной воздушной пеленой, сотканной из любимых мастером приглушённых тонов…
Галина Ганеева
Оценил 1 человек
1 кармы