• РЕГИСТРАЦИЯ

Пюви де Шаванн. Воздух изысканности

1 4944

 Пьер Сесиль Пюви де Шаванн (14 декабря 1824, Лион — 24 октября 1898, Париж) Пюви де Шаванн - это само имя изысканности в живописи. Когда говорят о невесомой грации бытия, неуловимых флюидах духа и представляют призрачные идиллии античного мира, вспоминают этого художника. Занимая нишу символизма в живописи , Пюви де Шаванн и сам стал символом изящных грёз, небесных иллюзий, неземных надежд.

"Пастораль"

Главный парадокс этого художника - в том, что он был, по сути, художником – самоучкой. Родившись в старинной бургундской семье горного инженера, дело отца продолжать не захотел, да и здоровье не позволяло. Получилось, что во имя неба он отринул недра земли. Учился в Лионе, затем в Лицее Генриха IV в Париже.

Увлечение живописью, однако, победило всё. Удивительно, но он сразу был склонен заниматься ею самостоятельно, получая лишь некоторые частные уроки. Брал уроки и у знаменитого художника – самого Эжена Делакруа, но всего лишь течение двух недель. Во всех учителях был разочарован и в 1852 году вместе с друзьями создаёт собственную мастерскую на площади Пигаль, благо – материально был вполне обеспечен. Основные уроки получил от гармоничных полотен Энгра и фресок мастеров Раннего Возрождения (их произведения он изучал во время своего пребывания в Италии).

"Отдых"

Эхо ушедших эпох Пьер слышал отчётливее, чем своё время, поэтому занялся стилизацией под античность - в духе итальянских живописцев XV столетия. Работал преимущественно в области монументально-декоративной живописи. Большинство полотен Пюви де Шаванна — масштабные панно, написанные маслом в мастерских и закреплявшиеся затем на стенах у заказчиков. Идиллические сцены из древнегреческой жизни стали объектом его внимания. Первые его картины, ставшие известными, это «Bellum» и «Concordia», были написаны в 1861 году для амьенского музея. За ними следовали «Отдых» (1862), «Труд» (1863), «Осень» (1865), «Массилия, греческая колония» (1869) .

"Осень", "Труд"


      

 Самая известная картина Пюви де Шаванна «Pro patria ludus»( Патриотические игры), была написана в 1882 году, также для амьенского музея. В ней художник представил пикардийских юношей, упражняющихся в метании копий.

 В композициях Пюви де Шаванна пейзаж и человеческие фигуры играют одинаково важную роль и как бы взаимно дополняют друг друга, производя в высшей степени целостное впечатление. Но самое удивительное впечатление производит, конечно же, колорит его живописи. Именно поэтичная, слегка блёклая цветовая гамма и снискала ему славу изысканного художника. Его полотна кажутся мне музыкой. Наш прекрасный искусствовед Яков Александрович Тугендхольд охарактеризовал их исчерпывающе точно: «Его панно похожи не на пеструю географическую карту, а на сознательно расцвеченный и смытый временем, изнеженный веками благородный ковер. Здесь перед нами уже не отдельные куски живописи, а живописная симфония, построенная на развивающейся музыкальной теме».

Широкая слава пришла к Пюви де Шаванну после создания двух композиций под одинаковым названием «Надежда» (1871—1872).


На обеих картинах на фоне нежного весеннего пейзажа в образе юной девушки расположилась некая аллегория Надежды (обнажённая в варианте 1871 года и одетая в белое платье в варианте 1872 года). Пейзаж создаёт ощущение плоского декорированного ковра, а фигура девушки помещена на переднем плане, поэтому находящаяся в её руках оливковая ветвь воспринимается скорее как дерево, уходящее в даль – на задний план.

Хочу ещё пропеть дифирамбы дерзости и уму художника!

 Он прекрасно знал свои самодеятельные истоки, знал, что рисовальшик он слабый, и ему достало таланта и ума использовать этот недостаток как достоинство. Умышленно избегая точно моделировать фигуры, Пюви де Шаванн передавал мистический дух той эпохи, из которой черпал сюжеты. Из его монументальных работ лучшими считаются фрески в парижском Пантеоне, изображающие две сцены из жизни святой Женевьевы (1874—1877), «Священная роща» (на лестнице дворца искусств в Лионе), «Науки и искусства» (1887—1889, в амфитеатре Сорбонны), «Inter artes et naturam» (на лестнице Руанского музея), «Четыре времени года» (в парижской ратуше, 1889—1893), «Музы» (1893—1895, библиотека университета, Бостон).

 "Лето"

Подлинники ( если посчастливится) или репродукции этих работ можноувидеть, а самые поэтичные его создания – всегда с нами. Они-то и создали ему репутацию одного из самых изысканных художников мира.Моё любимое полотно (да и сам художник больше всего его ценил) - «Девушки у моря» (1879), - живописная аллегория гармонии человека и природы.

Здесь блестяще проявился талант Пюви де Шаванна превратить непритязательный сюжет в многозначительный символ, вписать его в интересную композицию и – снабдить входным билетом в вечность! Все фигуры на полотне написаны с удивительным мастерством, а холодноватый колорит, мелодия и перекличка серо-голубых, зеленоватых тонов, игра их тонкими рефлексами придаёт интимной сцене открытое дыхание монументальности...

Осталось сказать, что Пюви де Шаванн был одним из наиболее значительных французских символистов, оказавших огромное влияние на развитие французской живописи в стиле ар-нуво. Поклонником художника был наш Сергей Павлович Дягилев, а значит, и вся художественная группа «Мира искусства».Нельзя не упомянуть  о призрачных и мечтательных женских фигурах с полотен Виктора Борисова-Мусатова – он тоже восхищался искусством Пюви де Шаванна и даже в 1897 году пытался поступить к нему в ученики ( а педагогом тот был превосходным), но опоздал, поскольку художник уже закрыл своё ателье.

 И ещё хотелось бы помнить про  элемент  тайны и мистики в его полотнах, в его жизни... Тайны, которую мы не в силах разгадать. Странным фактом биографии Пюви де Шаванна стала его поздняя женитьба на княгине Марии Кантакузен (1821 – 1898). Он знал её уже довольно давно, Мария была близким человеком Теодора Шассерио, художника и приятеля Пьера.

 Но после смерти Теодора в 1857 году она осталась одна. Пюви де Шванну – одинокому подвижнику живописи, очевидно, пришлось по душе женское внимание. И он женился, когда ему шёл уже восьмой десяток… Печать присутствия женщины отражена в его фразе: «Когда пишешь, полезно думать о гармонии золота, серебра и драгоценных камней, когда ищешь белых тонов – хорошо думать о жемчуге…» Мария Кантакузен умерла в августе 1898 года, а в октябре того же года, в шесть часов вечера в Париже умер Пьер Сесиль Пюви де Шаванн – известный французский художник – символист, президент Национального Общества Изящных искусств (Societe nationale des beaux arts), Рыцарь и Командор Почётного легиона.


 Элегантные призраки прошлого веют над его полотнами, укрывают его лицо полупрозрачной воздушной пеленой, сотканной из любимых мастером приглушённых тонов…

 Галина Ганеева

Искусство и культура - система моих координат...

    Результаты мультикультурализма в России
    • pretty
    • Вчера 18:15
    • В топе

    СЕРГЕЙ  МАРДАНИстория, которая должна была приключиться давным-давно, но произошла именно сейчас. Вопрос довольно простой. Кто эти юноши, завернутые в азербайджанские флаги и орущие аллахакбар и ...

    Решили как-то абхазы 150 лет назад поднять восстание против России. Рассказываем, чем для неё это закончилось

    Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. Есть одна очень интересная история, которую многие сегодня почему-то подзабыли. Ещё 210 лет назад, Абхазия находилась под управлением Османской ...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Galina Ganeeva 23 июля 2018 г. 07:44

      Юрий Анненков в «ломаной чёткой линии» его блистательных встреч

      Юрий Анненков отразил своё время не только живой экспрессий этой линии, но и бесценным свидетельством литературного слова. Он создал роскошную галерею графических портретов выдающихся людей своей эпохи. Любой из них удивителен.  Но  он оставил о них и захватывающие воспоминания - «Дневник моих встреч». ...
      1527
      Galina Ganeeva 29 апреля 2018 г. 18:40

      Акварельная литургия Сильвии Пеллиссеро

       Её кистью движет страсть и линия. Она понимает, что линия в акварели не может быть совершенной, и тогда эта линия  струится обвалом, прорывом в иную реальность, потоком и неправильным водопадом акварельных разводов. Аморфность этих струй и потёков отнюдь не случайна – она точна, уместна и композиционно завершена, сообщая полотну дополнитель...
      1091
      Galina Ganeeva 24 апреля 2018 г. 18:49

      Гаэтано Превиати. Полёты лучистых мелодий

       Если и есть в изобразительном искусстве чистейшая идентификация музыки, то это живопись и графика Гаэтано Превиати. Думаю, его символизм рожден не просто Италией, он рожден её музыкальным и оперным искусством. Итальянцы все поют, им не надо учиться вокалу, они с этим рождаются. Музыка Италии возносится к небу – мы видим эти полёты на полотнах Гаэтано Преви...
      3031
      Galina Ganeeva 8 апреля 2018 г. 20:40

      Шарль Бодлер и его обнажённое сердце

       Скандальное имя Бодлера известно всем. Возможно, не всем так же хорошо известно его творчество, однако сегодня никто не перечеркнёт его имени, за которым стоит это его страдающее,   обнажённое сердце. Оно было поистине обнажённым - в значительной мере потому, что поэт   яростно обнажал его сам – в стихах, в жизни, в критических эссе и психодел...
      1234
      Galina Ganeeva 6 апреля 2018 г. 13:07

      Правда и красота

      Каждый год в Страстную пятницу буквально чувствую (даже не могу сказать, что вспоминаю) атмосферу гениального рассказа Антона Павловича Чехова «Студент». Ничего в мировой прозе не знаю лучше на евангельскую тему. Этот случайный разговор Ивана Великопольского именно в такую же Страстную пятницу с двумя женщинами в русской деревенской провинции, на огородах, про...
      669
      Galina Ganeeva 5 апреля 2018 г. 16:52

      Гефсиманская тень

      Великий четверг, я думаю,  и сейчас ложится на землю, словно печальная тень Гефсиманского сада. Как бы ни соотносились со временем весны пасхальные и великопостные сроки, эта печаль неизменно присутствует в воздухе безотчётными весенними проявлениями. Какая бы ни стояла в этот день погода, мне всё время видится взгляд Господа, словно это Он смотр...
      697
      Galina Ganeeva 21 марта 2018 г. 07:25

      Фердинанд Ходлер . Сердце во взгляде

      Его сердцем был не только его взгляд – взгляд художника, это были и взгляды тех, кого он изображал. В этих взглядах словно застыл трепетный посыл человека – тому, кто видит его в этот момент, – такое репрезентативное послание, словно бы говорящее: посмотри на меня, вот я перед тобой, запомни меня!  Это сродни тонкому замечанию О...
      1652
      Galina Ganeeva 10 февраля 2018 г. 13:46

      ZOOFELLINI. Драматургический хоррор

      Если от одного только прочтения пьесы возникает состояние крайней подавленности, то каков же был бы спектакль по ней?! Я о пьесе Петра Гладилина «ZOOFELLINI. Интернет, ТV времен Римской империи », жанрово определённой как театральная фантазия по мотивам офортов Франсиско Гойи LOS CAPRICHOS, которую я недавно прочла. (Спектакль, впрочем, уже поставлен в моско...
      672
      Galina Ganeeva 28 января 2018 г. 12:27

      Антон Чехов. Несколько слов о знаках и мотивах творчества

                 Вспоминаю фильм Луи Маля «Ваня с 42-й улицы». Обаяние фильма - в той проникновенной простоте, красоте и внимании к драматургии Чехова, от которых мы уже отвыкли. Использован обычный ход - репетиции. Но вся пьеса «Дядя Ваня» разыграна как по нотам. И каждая попадает в сердце. Нет никаких оборотней, нет клоу...
      888
      Galina Ganeeva 22 января 2018 г. 16:27

      Лорд Байрон. Солнце неспящих

       Джордж Гордон Байрон… Имя, которое вот уже ровно 230 лет интригует нас ярким букетом разнородных противоречий, где цветы добра благоухают рядом с цветами зла, и благородные ароматы ничуть не заглушают терпкого запаха порока. Словно бы всё давно и названо, тома исследований и жизнеописаний неисчислимы, а пророческие  байронические мотивы звучат во всей своей мощной и ...
      1812
      Galina Ganeeva 17 января 2018 г. 14:34

      Имя им - легион

      Имя нам – гомофобы, имя им – содомиты, причём это первое «имя» сегодня стало едва ли не более ругательным, чем второе. Надо всенепременно – в доказательство своей цивилизованности - произнести в соответствующей обстановке: О, не думайте, я не гомофобка, - чтобы к тебе отнеслись хотя бы снисходительно. Кстати, в фильме Франсуа Озона «Убежище», именно эту фразу и произн...
      712
      Galina Ganeeva 12 января 2018 г. 14:08

      Непрерывность огней в костре Кортасара

             Балкон нашего номера выходил на помойку. И, хотя санаторий окружал густой хвойный лес, а помойка терялась в зарослях травы, выходить на балкон не хотелось. Поэтому мы с сыном предпочитали гулять в лесу. Уходили далеко и надолго, лес поглощал нас, его дремучая тёплая красота восполняла недоразумения и скуку сан...
      615
      Galina Ganeeva 4 января 2018 г. 17:51

      О Джероме Сэлинджере - с любовью и жалостью

      Было ли ему одиноко – там, в его легендарном звенящем уединении, длиною в 45 лет? В Корнише, над рекой Коннектикут, в тени деревьев, где он получил, наконец, возможность крепко-накрепко запереть дверь, чтобы пить кофе, слушать музыку и читать книги. И писать их тоже, для самого себя, ничуть не заботясь о публикациях. Его затворничество было продиктовано...
      2500
      Galina Ganeeva 29 декабря 2017 г. 10:00

      В день памяти Андрея Тарковского. По поводу одного воспоминания

      Помню, в начале 90-х гг у нас в городе учредился некий любительский кинолекторий. Один журналист показывал малодоступные фильмы, все их смотрели и потом беседовали, если хотелось. Я тогда преподавала в театральном училище, и мы вместе со студентами и режиссёром, мастером курса, эти встречи охотно посещали. Понятно, что там были и другие зрители. Помню, на встрече, ...
      1267
      Galina Ganeeva 25 декабря 2017 г. 18:58

      Морис Утрилло. 50 оттенков белого

      Всякая встреча с миром Мориса Утрилло,  его полотнами, которые я видела в музее д*Орсе, в музее Оранжери или в Эрмитаже, заставляют меня заново почувствовать одну простую истину. Искусство – вне обыденности, оно если и расскажет что о художнике, то это будет совсем не история его жизни, а отражение его внутреннего мира. Да, безусловно, мир Утрилло соткан...
      3559
      Galina Ganeeva 16 декабря 2017 г. 17:19

      Павел Третьяков. Энергия подвижничества

      Декабрь в нашей памяти связан с именем Павла Третьякова - российского мецената, собирателя произведений русского изобразительного искусства и основателя Третьяковской галереи. Он родился и умер в декабре (27декабря 1832 года, Москва — 16 декабря 1898 года, Москва), нескольких дней не дожив до 66 лет. Сегодня эта жизнь всем нам известна и видится сплошным подвижниче...
      1399
      Galina Ganeeva 13 декабря 2017 г. 19:13

      О. Генри. Полифония любви (спектакль в Томской драме)

              Мир О. Генри - это неподражаемое мастерство, тонкое остроумие, свободный полет пера. Но это и тайны биографии писателя, изредка отбрасывающие тени на светлый фон его творчества: в некоторых сюжетах драматизм звучит открытой печалью. Точеная форма захватывающих новелл словно сочинена ангелом превращений, не сум...
      895
      Galina Ganeeva 4 декабря 2017 г. 14:39

      Райнер Мария Рильке. Плоды длительных уединений

      Плодами длительных уединений назвал сам поэт свои произведения. Его любимые понятия – одинокий, тихий, серьёзный, глубинный, невыразимый… Таким был он сам, таковы же были его проза, стихи и письма (особенно письма молодому поэту Францу Каппусу, известные нам по переводам Марины Цветаевой).Наверное, почти у каждого из нас есть книги, которые выстроили наше мироощ...
      7131
      Galina Ganeeva 30 ноября 2017 г. 15:55

      Марк Твен. Верность стилю

      Всего несколько слов о стиле – в связи с днём рождения Марка Твена. Если говорить о стиле в широком смысле, то никто не знает точно, что это такое. Думаю, самое тонкое определение принадлежит Коко Шанель, сотворившей свой талант и шик из жалких осколков сиротства и пения в кабаре. Блистательная законодательница моды, однажды она произнесла чеканную фразу: «Сти...
      1687
      Galina Ganeeva 25 ноября 2017 г. 17:51

      Юрий Пименов. Поэзия простых сюжетов

      Художник родился и умер в Москве, нередко его и считают певцом городских московских пейзажей, индустриальных событий, лирических уличных сценок. Однако мир Пименова гораздо шире. И утонченнее. В повседневном окружении он и выбирает – повседневность, но  эти обычные пейзажи, жанровые сцены, люди и предметы – насквозь поэтичны. Как всякий поэт, он обн...
      4122
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика