Марксизм: идеология или религия?

413 8202

Как известно, в СССР существовала цензура и жесткий политический контроль СМИ и печатных изданий. Но эти понятия не тождественны. Хотя политический контроль осуществляется, главным образом, через цензуру, сама она может применяться для более ограниченного круга задач – например, сохранения государственной тайны и поддержания общественной нравственности, не затрагивая чисто политические вопросы.

С идеологией всё несколько сложнее. Идеология, как и религия, может включать в себя разнородные элементы – от моделей социального поведения до космогонии, пищевых запретов и гигиенических предписаний. Поэтому полное отсутствие идеологии и идеологического контроля в каком-либо обществе представляется нереальным.

Однако, степень регулирования частной и общественной жизни посредством идеологии может быть разной. Наличие в государстве «официальной религии» эту степень, как правило, повышает.

Не единожды высказывались замечания о том, что «в СССР государственной религией был атеизм/ материализм / марксизм». В ответ утверждалось, что «марксизм / материализм / атеизм имеет научное основание и потому проводить параллель с религией неправомерно».

Вместе с тем, в спорах марксистов между собой и с идейными противниками довольно часто мелькают обвинения в догматизме. Как все хорошо знают, «догма – это основное положение, принимаемое в рамках данного учения истинным, без требования доказательства». То есть, принимаемое на веру. Принимались ли основные положения Маркса на веру? Смотря где и когда.

При жизни Маркс активно участвовал в общественных дискуссиях, выдвигал собственные доказательства, критиковал чужие. Понятно, что после 1883 г. критика марксизма не прекратилась, особенно с учетом социальных перемен, вызванных развитием технологий. Однако, в СССР эта критика очень скоро стала недоступной для рядового читателя. Необходимость консолидации общества в преддверии военного конфликта привела к свертыванию партийных дискуссий и ужесточению цензуры. В 30-40х годах эти меры были оправданны, но позднее они способствовали интеллектуальной стагнации, политическому нигилизму и общему снижению уровня гуманитарных исследований.

Возьмем для примера учение о диктатуре пролетариата, которое Маркс вывел из теории классовой борьбы и неизбывности эксплуатации труда капиталом. Современная гуманитарная наука трактует борьбу труда и капитала как частный пример общественного конфликта. При этом одни социологи считают конфликтное состояние общества отклонением от нормы, а другие – наоборот, естественным двигателем прогресса. Далеко не все считают определяющей классовую принадлежность индивида и классовый интерес, полагая классовое деление временным и уже исчезающим явлением.

В то же время, существование социальных групп с разнонаправленными интересами никем не оспоривается. Горячей темой остается доминирование одних социальных групп над другими и (не)достижимость равных стартовых возможностей для всех членов общества. В основном, осуждается эксплуатация, возникающая на любой основе – классовой, расовой, половой, информационной, клановой и т.п.

В Советском Союзе оппоненты Маркса и марксизма не переводились и не издавались вплоть до 1980х гг. Правда, время от времени публиковались материалы с критикой определенных авторов или положений «буржуазной науки» - но сами эти авторы ни в свободной продаже, ни в массовых библиотеках не появлялись, за редким исключением дореволюционных изданий.

Можно ли в такой ситуации говорить о «доказанной» применимости учения Маркса в его неизменном виде, к современной жизни?

С моей точки зрения, нет.

Подавляющему большинству советских людей никакие другие учения не были доступны в их оригинальном виде, и поневоле приходилось доверять тем оценкам, которые давались в партийной прессе «специально допущенными людьми», а также – пересказам «буржуазных» идей в научных работах.

То есть, по факту – гражданам СССР не просто предлагалась, а жестко навязывалась именно ВЕРА во всеохватность марксизма и неотменимость его положений (которые, как оказалось после исчезновения «железного занавеса», успешно оспоривались в 20 веке).

Отсюда – и догматизм официального советского обществоведения, и безудержное увлечение рыночными теориями в 90х, и нежизнеспособность нынешних идеологем вроде «просвещенного консерватизма».

Чем было вызвано продление жесткого идеологического контроля в 60-70х – понятно. При формальной собственности государства на средства производства социальный конфликт «по Марксу» считался исчерпанным, и критике подлежали только «отдельные недостатки», трактуемые как «пережитки капитализма» или «тлетворное влияние Запада» (заметим, что свободного выезда из страны в то время также не существовало).

Последствием такой идеологической монополии стало то, что огромное количество представителей «самой читающей в мире нации» оказалось не знакомо с другими учениями, и даже с течениями в самом марксизме, и неспособно к продуктивной дискуссии, требующей (как минимум) освоения новых терминов.

Более того, часть наших соотечественников старшего поколения, чье мировоззрение сложилось в условиях идеологического диктата КПСС, свято уверены, что в работах Маркса, если хорошенько поискать, можно найти ответ (или хотя бы намек на ответ) на любой вопрос общественной жизни:  он все оценил, все предусмотрел на века вперед.

Сама по себе такая зацикленность на каком-то авторе или учении не нова. Фрейдисты, например, выводят почти все социальные и личностные проблемы из сексуальных впечатлений раннего детства, буддисты – из высказываний Будды Шакьямуни, китайские традиционалисты – из «Книги перемен», каббалисты – из Торы, а социал-дарвинисты – из теории естественного отбора Ч.Дарвина.

Вопрос лишь в правомерности применения старых максим к текущему моменту и в возможных границах этого применения.

____________________

П.С.  И кстати, тут есть неплохое описание фона нынешних политических перемен   https://cont.ws/@winkor/137932...

Россия сделала то, о чем в СССР только мечтали: Сахалин избавился от японского наследия

Тихо и с неуместной здесь скромностью завершен грандиозный проект - на Сахалине уничтожен последний крупный след японской оккупации южного Сахалина.Напомню, что в 1905 году, в результат...

Про "пророссийское большинство" в Республике Беларусь.
  • Beria
  • Вчера 21:10
  • В топе

Про настроения в Республике Беларусь. Вынес комментарий в отдельную маленькую статейку. Отсюда, с российской стороны не видят обсуждающие нескольких простых вещей. И, как следствие, многие&n...

Прожил месяц среди грубых русских и не захотел уезжать: Американец признался в любви к России

Американец Марк Мэнсон прожил месяц в Петербурге и постоянно удивлялся "хмурым и грубым" русским. Но спустя месяц не захотел уезжать.О своих путешествиях по миру американец Марк Мэнсон ...

Обсудить
  • Основой марксизма является диалектика, то есть развитие. Таким образом все постулаты марксизма развиваются. То есть те, кто утверждает незыблемость навсегда каких-либо однажды провозглашённых постулатов, с точки зрения марксизма - еретик. Марксисты так и не пришли к выводу, кто из них «марксистее». Много в этом учении правильно, но объявлять на века верным наверное не правильно. Жизнь развивается, растут знания и наука.
  • Марксизм - это материалистическая Идеология, в противовес Религии - Идеологии идеалистической.
  • Статье большой))) плюс. Ну а работы Маркса нужно рассматривать лишь как попытку описания социальной действительности с позиций того, что имелось в его время в кипящем котле социальных наук. Однако, насколько бы не были негодны точки опоры построений того времени, Маркс гениально предвосхитил общий вектор социального движения и указал невозможность построения коммунистического общества без обязательного прохождения всех этапов социального развития всем социальным наполнением планеты Земля. +++
  • Вообще то, догматизм пошел уже после Сталина. А сам Сталин говорил. что "марксизм - не догма, а руководство к действию". То есть те, кто пришел к власти после Сталина - сами толком не понимали значение марксизма как учения, и зациклились на цензуре. И как тут уже заметили - в основе марксизма лежит развитие. Говорить, что постулаты марксизма - верны на века - неверно, т.к. с развитием те или иные постулаты либо трансформируются, либо исчезают. Религия же - это не развитие. Какое же может быть развитие. если религия основана на вере, что "все предопределено богом"? И у религии только один постулат, который не меняется самого начала появления религий - это вера. Вера в то, что все создано богом, и все предопределено.Все развитие цивилизаций шло не благодаря религии, а скорее вопреки. Не будь в обществе пытливых умов, которые бы не принимали на веру все, что говорили жрецы, а пытались найти свое, научное объяснение ("почему же она все таки вертится?") - мы бы до сих пор сидели бы в каменном веке. В этом, на мой взгляд, и есть отличие марксизма, как идеологии - от религии. И называть марксизм "религией" - это неверно. Никто же не называет религией - капитализм?
  • Пришло в голову: там, где упоминается Учитель, подразумевается именно Вера. Ведь не назовут "эйнштейновцем", "ньютонианцем" или "менделеевцем". Либо обозвать хотят ("Вейсманист-Морганист"), либо с учением что-то не так ("фрейдист"). Сами не заметили, как вывели теорию Маркса за рамки позитивного знания.