Как известно, в СССР существовала цензура и жесткий политический контроль СМИ и печатных изданий. Но эти понятия не тождественны. Хотя политический контроль осуществляется, главным образом, через цензуру, сама она может применяться для более ограниченного круга задач – например, сохранения государственной тайны и поддержания общественной нравственности, не затрагивая чисто политические вопросы.
С идеологией всё несколько сложнее. Идеология, как и религия, может включать в себя разнородные элементы – от моделей социального поведения до космогонии, пищевых запретов и гигиенических предписаний. Поэтому полное отсутствие идеологии и идеологического контроля в каком-либо обществе представляется нереальным.
Однако, степень регулирования частной и общественной жизни посредством идеологии может быть разной. Наличие в государстве «официальной религии» эту степень, как правило, повышает.
Не единожды высказывались замечания о том, что «в СССР государственной религией был атеизм/ материализм / марксизм». В ответ утверждалось, что «марксизм / материализм / атеизм имеет научное основание и потому проводить параллель с религией неправомерно».
Вместе с тем, в спорах марксистов между собой и с идейными противниками довольно часто мелькают обвинения в догматизме. Как все хорошо знают, «догма – это основное положение, принимаемое в рамках данного учения истинным, без требования доказательства». То есть, принимаемое на веру. Принимались ли основные положения Маркса на веру? Смотря где и когда.
При жизни Маркс активно участвовал в общественных дискуссиях, выдвигал собственные доказательства, критиковал чужие. Понятно, что после 1883 г. критика марксизма не прекратилась, особенно с учетом социальных перемен, вызванных развитием технологий. Однако, в СССР эта критика очень скоро стала недоступной для рядового читателя. Необходимость консолидации общества в преддверии военного конфликта привела к свертыванию партийных дискуссий и ужесточению цензуры. В 30-40х годах эти меры были оправданны, но позднее они способствовали интеллектуальной стагнации, политическому нигилизму и общему снижению уровня гуманитарных исследований.
Возьмем для примера учение о диктатуре пролетариата, которое Маркс вывел из теории классовой борьбы и неизбывности эксплуатации труда капиталом. Современная гуманитарная наука трактует борьбу труда и капитала как частный пример общественного конфликта. При этом одни социологи считают конфликтное состояние общества отклонением от нормы, а другие – наоборот, естественным двигателем прогресса. Далеко не все считают определяющей классовую принадлежность индивида и классовый интерес, полагая классовое деление временным и уже исчезающим явлением.
В то же время, существование социальных групп с разнонаправленными интересами никем не оспоривается. Горячей темой остается доминирование одних социальных групп над другими и (не)достижимость равных стартовых возможностей для всех членов общества. В основном, осуждается эксплуатация, возникающая на любой основе – классовой, расовой, половой, информационной, клановой и т.п.
В Советском Союзе оппоненты Маркса и марксизма не переводились и не издавались вплоть до 1980х гг. Правда, время от времени публиковались материалы с критикой определенных авторов или положений «буржуазной науки» - но сами эти авторы ни в свободной продаже, ни в массовых библиотеках не появлялись, за редким исключением дореволюционных изданий.
Можно ли в такой ситуации говорить о «доказанной» применимости учения Маркса в его неизменном виде, к современной жизни?
С моей точки зрения, нет.
Подавляющему большинству советских людей никакие другие учения не были доступны в их оригинальном виде, и поневоле приходилось доверять тем оценкам, которые давались в партийной прессе «специально допущенными людьми», а также – пересказам «буржуазных» идей в научных работах.
То есть, по факту – гражданам СССР не просто предлагалась, а жестко навязывалась именно ВЕРА во всеохватность марксизма и неотменимость его положений (которые, как оказалось после исчезновения «железного занавеса», успешно оспоривались в 20 веке).
Отсюда – и догматизм официального советского обществоведения, и безудержное увлечение рыночными теориями в 90х, и нежизнеспособность нынешних идеологем вроде «просвещенного консерватизма».
Чем было вызвано продление жесткого идеологического контроля в 60-70х – понятно. При формальной собственности государства на средства производства социальный конфликт «по Марксу» считался исчерпанным, и критике подлежали только «отдельные недостатки», трактуемые как «пережитки капитализма» или «тлетворное влияние Запада» (заметим, что свободного выезда из страны в то время также не существовало).
Последствием такой идеологической монополии стало то, что огромное количество представителей «самой читающей в мире нации» оказалось не знакомо с другими учениями, и даже с течениями в самом марксизме, и неспособно к продуктивной дискуссии, требующей (как минимум) освоения новых терминов.
Более того, часть наших соотечественников старшего поколения, чье мировоззрение сложилось в условиях идеологического диктата КПСС, свято уверены, что в работах Маркса, если хорошенько поискать, можно найти ответ (или хотя бы намек на ответ) на любой вопрос общественной жизни: он все оценил, все предусмотрел на века вперед.
Сама по себе такая зацикленность на каком-то авторе или учении не нова. Фрейдисты, например, выводят почти все социальные и личностные проблемы из сексуальных впечатлений раннего детства, буддисты – из высказываний Будды Шакьямуни, китайские традиционалисты – из «Книги перемен», каббалисты – из Торы, а социал-дарвинисты – из теории естественного отбора Ч.Дарвина.
Вопрос лишь в правомерности применения старых максим к текущему моменту и в возможных границах этого применения.
____________________
П.С. И кстати, тут есть неплохое описание фона нынешних политических перемен https://cont.ws/@winkor/137932...
Оценили 47 человек
92 кармы