Россия - родина.... чего?

26 5381

Всего!  Буквально - всего. Ведизма и паганизма, буддизма и кришнаизма, джайнизма и ламаизма, агнизма и свастикизма и вообще любой чепухи, которую способны придумать разоблачайники.

"Уж сколько раз твердили миру,

что лесть гнусна, вредна - но только всё не впрок,

и в сердце льстец всегда отыщет уголок..."   И.А.Крылов


... Ознакомившись с предлагаемой на Конте статьей «Навершия славяно-арийских храмов», проникся большим интересом к русско-индийским культурным связям. Особенно в области архитектуры. И захотел немедленно расширить свой кругозор, пройдя по предложенным ссылкам. Однако, лишь 5 из 60 названий использованной автором литературы  оказалось посвящено Индии, из них доступно - лишь 2, поэтому пришлось использовать в основном подручные ресурсы и здравый смысл.

Хочу поделиться находками.

Поскольку цели исследования в начале статьи не указаны, начнем с конца, то есть - с выводов. Они таковы:

...Русская архитектура возникла не после крещения Руси, и не в результате влияния византийской архитектуры, а существует не менее 4000 лет.

...Славяно-арийская общность имела высокоразвитое архитектурно-строительное искусство близкое к уровню, существовавшему на Руси в деревянном зодчестве в XVII – нач. XX вв.

В подтверждение этой идеи автор заполняет более 40 страниц картинками и описанием различных деталей наружного оформления зданий религиозного и бытового назначения - в основном, индуистских храмов и русских церквей (но и не только).

Основная  мысль автора заключается в том, что привычная для нас форма  куполов православных церквей "развилась" со временем в  каменный диск, венчающий индуистские храмы -так называемую "амалаку".

То есть, привычные нам купола ...

...  с течением времени якобы трансформировались вот в это:


А навершие в виде креста, соответственно, якобы "развилось" из так называемой "ваджры"("молнии")  - атрибута одного из индийских божеств.

Это - одинарная ваджра ("молния"), а вот - двойная:

Попутно в статье упоминаются и другие декоративные элементы: шары, полусферы, конусы, валики, и более сложные - именуемые "кувшинчиками", "зонтиками" и проч. Причем, область их распространения, по мнению автора, определяется территорией расселения носителей гаплогруппы R1a (которых он отождествляет со "славяно-арийцами"(звучит примерно так же, как "французо-германцы")).

Не буду сейчас говорить о том, насколько (не)естественны все эти предположения.

Подойду к вопросу формально.

Что сделал бы "официальный" ученый, пытаясь их подтвердить? Прежде всего, попытался бы соединить артефакты во времени и пространстве. Все-таки,  Бхубанешвар 7 века н.э. отделен от Рязани времен Алексея Михайловича временным промежутком в 1000 лет и расстоянием в 5000 км. Предполагая сходство между культурными традициями северо-восточной Индии и центральной России, историк прежде всего задумался бы о материальных средствах их переноса в столь отдаленные края и способах воплощения в новом материале, ничуть не похожем на дерево.

Ведь в каком бы направлении ни двигались предки современных европейцев - из причерноморских степей на полуостров Индостан или наоборот - с Индостана в Европу - их расселение продолжалось многие сотни лет. И стало быть, следы их полу-кочевой, полу-оседлой жизни должны были остаться на местности. Они и остались! Но в виде довольно скромных захоронений и остатков жилищ, типа полуземлянок, а вовсе не в виде каменных дворцов и многоярусных храмов. И это естественно: зачем племенам, находящимся в постоянном (пусть и неспешном) движении строить затратные, долговременные сооружения?

Древние цивилизации долины Инда, Нила и Междуречья могли себе позволить строительство каменных храмов ввиду многосотлетней оседлости, которая, в свою очередь, была обусловлена тем, что плодородие почвы (до 3х урожаев в год) там восстанавливалось естественным образом, за счет речных наносов. Но обитателям лесостепной полосы и  евразийского Севера выживание давалось куда большим трудом. Обширные, но куда менее плодородные земли, на которых они  кочевали, не могли обеспечивать высокую плотность населения, что, собственно, и вынуждало их расселяться, мигрировать.

В связи с подвижностью древнего населения Евразии, "официальный" ученый постарался бы охватить как можно большую территорию, на которой в настоящее время отмечен высокий % R1a, включая пространство от Балтики до Синда, в т.ч. Польшу, Словакию, Чехию, горный Бадахшан, Афганистан и т.п.  Чтоб выяснить: насколько там распространены интересующие его детали художественного оформления жилищ и религиозных сооружений. В том числе - "ведические" храмы с луковичными главками. Строились ли между седьмым и семнадцатым веком н.э. на данном пространстве здания по образцу деревянных русских церквей ?

Однако, автор пошел совершенно иным путем. Вместо подробного исследования территории бывших восточно-германских княжеств, Великого Княжества Литовского и Речи Посполитой, он ограничился несколькими фотографиями деревянных гуцульских церквей 18-19 вв. - и только.

Почему? Ведь Литва официально отвергла язычество на 400 лет позже нас, а в Польше  % носителей R1a выше,чем даже на северо-востоке Индии. И леса там предостаточно! И даже традиция установки особых могильных знаков кое-где с языческих времен сохранилась.

Неужели славяно-балто-германское смешение и культурное взаимодействие на рубеже нашей эры не оставило никаких следов,  указывающих на  преемственность с "арийско-ведической традицией 4000-летней давности", о которой говорит автор?

Вроцлав (в прошлом - Бреславль/Бреслау)

И почему никакого сходства с многоглавыми церквями России и грандиозными храмами Индии не наблюдается в ДО-ИСЛАМСКОЙ культуре древнего Ирана и Афганистана? Ведь эти области, географически и культурно, к Индии ближе всего!

Развалины древнего святилища  ("храма огня") в окрестностях Исфахана (Иран)


То же,  в окрестностях Мешхеда (Иран)


Восстановленное святилище в районе Баку, ныне - музей (Азербайджан)


Старинное изображение действующего святилища (Азербайджан)

После арабского завоевания в Северную Индию переселилось большое количество последователей зороастрийской религии (они же - парсы, "гебры", "огнепоклонники"; благодаря исследованию их религиозных текстов, собственно, и зародилась мысль об историческом родстве индийских, иранских и европейских языков).

Так выглядят зороастрийские храмы 16-20 веков

Йезд

Тегеран

Керман

Чтобы возместить нехватку древних образцов "ведической" архитектуры на всем пространстве между Средне-Русской равниной и Индостаном, автор попытался доказать тезис о подражательности древне-индийской архитектуры - средствами семиотики. На мой взгляд, весьма неудачно.

Дело в том, что семиотика изучает знаковые СИСТЕМЫ. Можно говорить, например, о "семиотике православных храмов" или "семиотике индуистских храмов" по отдельности, поскольку существование собственного набора понятий и терминов для их обозначения, а также соответствующих им символов, каждый может наблюдать лично.

Однако, уже представление о "ведической" религии является результатом реконструкции некоего древнего состояния индуизма (500 -1000 тыс лет до нашей эры) на основании современных данных. Поэтому говорить о "семиотике ведийского храма" можно только предположительно, опираясь на известные допущения. С дохристианскими верованиями славян ( как, кстати, и кельтов) все еще сложнее, поскольку до наших дней дошло не так много материальных свидетельств.

Так как автор много рассуждает о символах огня и солнца, приведу пример из этой же области.

В мусульманской миниатюре языки пламени, окружающие человеческую фигуру, могут быть указанием на ее святость:

Пророк Мухаммад делится мудростью с Авраамом, Моисеем и Иисусом Христом (обратите внимание - святостью отмечены ВСЕ персонажи)

Аналогично - в буддизме

Статуя Золотого Будды

А в христианстве (причем, и восточном, и западном) языки пламени обычно окружают обитателей ада:

Фрагмент триптиха Ганса Мемлинга "Страшный суд" (Германия, 15 век)

Ангел низвергает грешников в ад (Дечаны, Сербия, 14 в.)

Казалось бы, семиотика иллюстраций к священным текстам в "авраамических" религиях должна быть сходной (или тождественной) - и несходной с религиями иного рода. Однако, в данном случае это предположение не работает. Но так как обе системы реальны, мы можем его проверить и отвергнуть.

Ясно, что объединять две ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ системы (религию древних славян и ведизм) в одну, углубляясь в прошлое еще на 1-2 тысячи лет - значит вдаваться в область чистой фантазии, без возможности какой-либо проверки. Чем автор и занимается.

И это всем не-специалистам следует понимать очень четко.

Данные, которые якобы "скрывает  наука" (или "извращают русофобы из РАН") - чаще всего, НЕ УСТАНОВЛЕНЫ ДОСТОВЕРНО.

В лучшем случае, как у Н.Р.Гусевой, они являются более или менее обоснованными допущениями, в худшем - выдумками, которые полностью противоречат всем имеющимся на сегодня данным.

Но в популярных или околонаучных изданиях эти данные могут подаваться как "очевидные", "широко известные", "установленные учеными", и т.п.

Поэтому в биографию авторов заглядывать все же нелишне.

Заглянем и мы. Один из авторов статьи - Фёдоров Александр Евгеньевич, кандидат геолого-минералогических наук, не имеет никакого отношения истории Индии, ее языкам и искусству. Другой - Рачинский Андрей Владиславович, именующий себя "доктор истории (Институт Восточных Языков и Цивилизаций (INALCO),Сорбонна)" - также никакими трудами на тему индийских или славянских древностей не прославился. Его страничка на сайте INALCO,Сорбонна  абсолютно пуста...

... а статус (справа на голубой полосе) определен как : Maitre de Conference - Организатор Конференции.

Что, в общем-то, можно было предполагать уже с первой страницы их совместного "исследования".

Но ведь так лестно воображать своих предков родоначальниками мировой цивилизации, правда?

Грядущее мятежно, но надежда есть

Знаю я, что эта песня Не к погоде и не к месту, Мне из лестного бы теста Вам пирожные печь. Александр Градский Итак, информации уже достаточно, чтобы обрисовать основные сценарии развития с...

Их ценности за две минуты... Аркадий, чо ты ржёшь?

Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. В Европе и Америке сейчас новая тема, они когда выходят на трибуну, обязаны поприветствовать все гендеры. Это не издевательство, на полном серьё...

Обсудить
  • Так скоро дойдем до того, что "исторические" статьи для русских туземцев начнут писать завхозы и дворники при европейских университетах.
  • Вчера в обсуждении у А.Тина Была высказана мысль о том, что "Неоязычники по крайней мере не лезут в ВАК" https://cont.ws/post/271683 УЖЕ ЛЕЗУТ.
  • Православные храмы отличаются от католических и ,скорее всего их, архитектура первична.Но вопрос архитектуры вторичен к Гипербореи и ариям,они были учителями современного мира и это признавали древние греки и римляне.
  • Вроде бы, Россия не является родиной лапши для ушей, и, тем более подозрительна уверенность, что Россия является родиной ушей для лапши. И уж совсем нелепая и скользкая лапша про то, что индийские зодчие строили, основываясь на русской культуре.