Материальные свидетельства жизни парфян - соседей и соперников римлян.

25 5926


Парфия в общих чертах соотносится с северо-восточным Ираном и с Южной Туркменией. Она граничила с Каракумами на севере, включала в себя горы Копетдаг и пустыню Дешт-и Кавир на юге. Она граничила с Мидией на западе, Гирканией на северо-западе, Маргианой на северо-востоке, и Ареей на юго-востоке. Делилась на 3 области: Астауэна, Парфиена и Алаварктикена.

Парфянское государство возникло в середине третьего века до н.э. в результате борьбы кочевников-парнов против селевкидов.

(Начало 2 века до н.э. Исконняя, собственно парфянскиая территория отмечена оранжевым цветом)

Первоначально занимало область Парфиены, что расположена на юге современного Туркменистана, и Хорасана. Столицей был город Митридаткерт (Ниса). Наивысшего могущества Парфия достигла при царе Митридате II (123-87 гг до н.э.). В то время территория Парфии простиралась от Месопотамии до Бактрии. Столицей государства стал город Ктесифон на Тигре.

(Парфянская империя на рубеже н.э.)

Непрерывные войны с Римом, внутренние проблемы государства привели к крушению Парфянского царства. В 226 г. н.э. персы разбили армию царя Артабана I, правившего тогда Парфией, и тем самым положили начало нового иранского государства Сасанидов.

(Парфяне и их соседи в начале нового тысячелетия)

НИСА   

Древний город в предгорьях Копетдага ныне представляет собой развалины двух городищ: Старая Ниса и Новая Ниса. Они расположены в 15 км к западу от г. Ашхабада. Ниса была первой столицей Парфянского государства.

(Городище Ниса. Современный вид)

При Митридате I (174-136 гг. до н.э.) на месте Старой Нисы была воздвигнута царская крепость Митридаткерт (площадью около 14 га) с 43 башнями, здесь находились дворцовые и храмовые постройки, хранилища и сокровищница парфянских царей.

(Городские укрепления Нисы и дворец. Реконструкция)

Во время археологических раскопок было обнаружено около 2700 остраков - текстов, начертанных черной краской на фрагментах глиняных сосудов. Письменность, обнаруженная в Старой Нисе, - арамейского происхождения и датируется II в. до н.э. Найденные письменные документы принадлежали парфянскому архиву.

При раскопках Старой Нисы выявлены монументальные сооружения - храмы (круглый и башенный) и большой квадратный аудиенц-зал. Башенный храм был возведен на монолитной платформе квадратной формы размером 20x20 м, а круглый (диаметром 17 м) имел первоначально три прохода.

Реконструкцию многих помещений выполнила участница южно-туркменской археологической экспедиции Г.А.Пугаченкова.

(«Квадратный зал» в Старой Нисе. II в до н. э. Первый строительный период. Разрез. Реконструкция)

Перекрытие квадратного зала было деревянным, основанным на стенах и четырех мощных кирпичных столбах, свет проникал сверху через световые люки. Предполагается, что пол был устлан роскошными коврами.

(Одна из кирпичных опор, расчищенных на городище Ниса)

Особый интерес представляют ритоны - ритуальные сосуды из слоновой кости. На них изображены различные фантастические существа-грифоны.

(Ритон из слоновой кости. Размеры ритонов колеблются от 60 см в высоту, диаметром в верхней части до 17 см и емкостью до 1.5 литров, до 30 см в высоту, диаметром 9-10 см и емкостью 0.5 литров).

Ритоны состоят из нескольких частей, соединяющихся между собой специальными кольцами. В нижней узкой части ритонов высверлены одно-два отверстия для слива жидкости. Ритоны Нисы богато украшены резьбой, серебряными и золотыми накладками).

Но среди уникальных находок Нисы - не только ритоны. В Нисе найдены золотые сосуды, монеты, мраморные статуи. Вот одна из них - статуя Родогуны - дочери парфянского царя Митридата II, прославившейся своей отвагой.

Согласно легенде, Родогуна мыла волосы, когда узнала о восстании одного из подвластных Парфии племен. Наспех скрутив волосы, она надела воинские доспехи и стала во главе войска, поклявшись домыть свои волосы только после подавления восстания.

(Трудно сказать, почему именно дочери царя надо было подавлять восстание, но эта легенда дошла до нас в одном из письменных источников, а сама Родогуна вдохновила на творчество не одного автора).

На городище Ниса также найдены образцы настенной росписи, датируемые I в. до н.э.

После падения парфянской империи Старая Ниса была разрушена Сасанидами. Жизнь продолжилась в Новой Нисе. В 651 г. область Нисы захватили арабы. С первой четверти IX в. Ниса входила в состав владений Тахиридов. Это был уже богатый средневековый город. В X в. Ниса перешла в руки династии Саманидов. В 1017 г. она была присоединена к владениям Газневидов, а с 1040 г. вошла в состав Сельджукской империи.

В 1987 г. был образован Государственный историко-культурный заповедник «Ниса». В июне 2007 г. Старая и Новая Ниса были включены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

                          *                                 *                          *

Важнейшим результатом работы советских археологов было открытие и исследование двух крупнейших городищ — Новой и Старой Нисы. Для того чтобы яснее представить  значение этих открытий, позволим себе процитировать тот параграф, который посвящен парфянским землям в сочинении географа I века н. э. Исидора Харакского «Парфянские стоянки»: «...Затем Парфиена, схойн 25, в ней долина и город Парфавниса через 6 схойн. Здесь царские погребения. Эллины его называют Нисой. За тем город Гатхар через 6 схойн. Затем город Сирок через 5 схойн. Из деревень только одна, которую называют Сафри». Это чрезвычайно краткое описание содержит одно очень важное указание— о наличии царских погребений в городе Парфавнисе.

Исходя из него, смело можно думать, что этот город играл важную роль в жизни Парфянского государства.

Подтверждением этому служит не только обычный здравый смысл — гробницы царей правящей династии не могут быть расположены в каком-либо не имеющем серьезного значения городке, но и традиции эллинистических правителей располагать гробницы основателей династии в центре столичных городов. Так, в Александрии Египетской гробница Александра Македонского находилась почти в геометрическом центре города — рядом с главной го-«Ворота Луны». Мавзолей основателя династии Селевкидов был построен в первой столице государства— Селевкии в Пиерии. Эти примеры нетрудно умножить. В эллинистическое время обожествляемые правители удостаивались погребения внутри городских стен (причем предпочтение оказывалось столицам), что было практически немыслимо в классическую эпоху, когда город живых и город мертвых строго разграничивались — все некрополи находились  вне городских стен.

Парфяне, судя по всему, унаследовали этот эллинистический обычай, и, хотя Парфавниса никогда не была столицей, огромное значение этого города —  исходя только из одного этого факта — в парфянской истории не вызывает сомнения.

...Хотя исследования парфянских слоев Новой Нисы были чрезвычайно затруднены многометровыми напластованиями более близких к нам эпох, все же удалось выявить целый ряд интересных и важных фактов истории города в парфянский период. В частности, были выяснены основные особенности планировки, частично исследованы городские укрепления, раскопаны храм и часть некрополя, расположенного у городской стены.

...Старая Ниса разительно отличалась от Новой. Это был не обычный город, а мощная крепость с каким-то специфическим назначением. Внутри ее стен (во всяком случае, на раскопанной территории) практически отсутствует жилая застройка. Постройки скомпонованы в два больших комплекса. Главное место среди них занимают здания дворцового и храмового назначения (так называемые «круглый храм», «квадратный зал», башня), сокровищница (так называемый «квадратный дом»), правда, разграбленная еще в древности, но подарившая археологам целый ряд интереснейших находок, в том числе фрагменты мраморных скульптур и всемирно прославившиеся ритоны. Очень интересны и складские помещения, в которых хранилось вино.

Главной находкой здесь оказались, однако, не сосуды, в которых оно хранилось, а черепки, которые писцы царского хозяйства использовали в качестве писчего материала, составляя своего рода накладные на каждую партию вина, привозившуюся в крепость.

(Хозяйственный документ из архива царского хозяйства. Старая Ниса. II в. до н. э. Керамика)

Этих документов — несколько тысяч, и, несмотря на всю скудность данных и стереотипность формулировок документации, ученым удалось узнать много нового и чрезвычайно интересного как о структуре царского хозяйства, видах налогов, иерархии чиновничества, так и о более общих вопросах социальной и политической истории Парфии.

Это — заслуга в первую очередь ленинградских ученых И. М. Дьяконова и В. А. Лившица, дешифровавших, прочитавших и объяснивших эти документы.

Именно раскопки Старой Нисы дали основной материал для понимания особенностей искусства Парфии в самый первый период ее существования, то есть в первые века до н. э. Но, как мы уже отмечали, Парфию нельзя (особенно на позднем этапе ее существования) рассматривать как единое государство. И именно поэтому такое большое значение для выявления локальных вариантов парфянской культуры имеют исследования, проводимые в Маргиане — Мервском оазисе, второй большой области Аршакидского государства, расположенной на территории Туркменистана.

Основным объектом археологических исследований был сам Мерв — столица Маргианы и одновременно один из крупнейших городских центров всего Востока в античную и  средневековую эпохи.


(Браслет. Мерв. Некрополь. V— VI вв н.э. Сердолик, цветная паста)

Изучить в сколько-нибудь серьезных масштабах такой город, основная площадь которого достигает 4 кв.км,  а толщина культурного слоя — иногда 10 метров, конечно, даже за 25 лет невозможно. Тем не менее уже сейчас получено значительное количество фактов, позволяющих понять хотя бы в основных чертах эволюцию культуры Маргианы.

Особенно важны были исследования городских укреплений, ярко отразившие динамику изменения жизни города от его возникновения еще в ахеменидский период до того времени, когда, после арабского завоевания, жители покинули старое место (теперь городище Гяур-кала) и переселились на новое— чуть-чуть западнее, туда, где ныне находятся руины другого мервского городища — Султан-калы.

Важную роль сыграли археологические раскопки цитадели древнего Мерва — Эрк-калы, проводимые в течение многих лет археологом З. И. Усмановой. На Гяур-кале тоже были выявлены некоторые культовые комплексы позднеантичного и раннесредневекового времени: буддийская ступа и христианско-несторианский монастырь, показавшие всю сложность идеологической жизни Маргианы того времени.


(Ваза с изображением сцен из жизни знатного человека. Мерв. V в. н.э. Керамика, роспись)

Археологические исследования Мерва позволили решить не одну загадку истории Парфии. Приведем только один факт.

Один из эпизодов прославленной битвы при Каррах (53 год до н. э.), в которой парфянами были разгромлены отборные римские легионы, древнегреческий историк Плутарх описывает таким образом:

«...парфяне вдруг сбросили с доспехов покровы и предстали перед неприятелями пламени подобные— сами в шлемах и латах из маргианской, ослепительно сверкавшей стали, кони же их в латах медных и железных».

Хорошо известно, что в этом районе Средней Азии нет месторождений железных руд. Исходя из этого, а также предвзято считая парфян малокультурным народом, не способным создать свою металлургию, многие зарубежные историки утверждали, что Плутарх ошибался и следует читать не «маргианская сталь», а «серская», то есть китайская.

Однако раскопки в самом центре Маргианы показывают, что правы не авторы гипотетических теорий, а древнегреческий историк, который, как обычно, хо р ошо знал предмет, о котором писал. На многих поселениях Маргианы найдены железные крицы — свидетельство развитого металлургического производства, а в самом Мерве археологи М. Мерщиев и 3.Усманова раскопали остатки обширной мастерской, в которой создавались оружие и доспехи.

__________________

С личными впечатлениями от поездки в Ашхабад и  Нису (а тж.др.историко-культурные объекты Туркменистана) можно ознакомиться на страничке Г.А.Долгой http://budclub.ru/d/dolgaja_g_...

Подробное описание археологических находок, сделанных советскими археологами на территории бывшего Парфянского царства, имеется в кн. Г.А.Кошеленко "Родина парфян" - М, 1977.

(Отрывки из их текстов использованы в данной публикации).

_________________

Как видно, исследование античной эпохи зашло к настоящему моменту настолько далеко, что невозможно "опровергнуть" одним махом все найденные свидетельства (к чему призывают ревизионисты). Мы знаем уже слишком много не только о греках, римлянах, египтянах и ассирийцах, которым "несправедливо" посвящена бОльшая часть материалов в учебниках по истории Древнего мира, но и о государствах-соседях и транзитерах, через земли которых перевозились особо ценные товары вроде шелка, благовоний и драгоценных металлов. Если еще 200-250 лет назад существовали лишь "островки" научного знания в "море" исторического неведения, то сейчас мы располагаем довольно связной картиной миграций, возникновения и упадка крупнейших государств на всем пространстве Евразии.

И мы можем вполне определенно утверждать, что государство-преемник Парфянской империи, построенное на ее развалинах Сасанидами, продолжило воевать с Римом и пало в результате арабского вторжения в 7 в.н.э., о чем сообщают независимые друг от друга источники, в т.ч. археологические.


Государство Сасанидов включало в себя Армению, Бактрию и часть современного Афганистана. Оно также поддерживало торговые и дипломатические отношения с соседями и оставило немало материальных следов своего существования (считая и нумизматические) - возможно, наиболее известными из них являются скальные рельефы, об одном из которых упоминалось в предыдущем материале.

Таким образом, основные источники по истории греко-римской античности и современных ей цивилизаций  дополняют друг друга и подтверждаются внетекстовыми свидетельствами в виде обнаруженных археологами артефактов, взаимовлияния строительных и др.технологий и стилей, которое явно прослеживается в находках из Нисы и Мерва.


Люди в Коркино бунтовали не зря: Жога получил достаточно материала

Два месяца спустя после антицыганских погромов в Коркино произошло первое задержание сотрудника правоохранительных органов. Арестован полковник Сергей Федерягин, занимавший пост замести...

Пять дней до "Дня ярости": "На выезде из Киева образовались пробки"

Зеленский и Запад уже которую неделю убеждают всех, что у России был всего один "Орешник" и мы его показательно применили в Днепропетровске. Но, похоже, киевские чиновники что-то знают. ...

Обсудить
  • :thumbsup: P.s. На хозяйственном документе ясно видна надпись: "Мара мыра Яру мыром"
  • Это все агент ватикана лютеранин-иезуит Миллер с подручным Шлецером на глинянных черепках своей иЗ—ТОРы-ей замазывал самскрЫт ЛЕТО-писей древних русо-ариев! Не забудем, не простим!
  • примите мою искреннюю благодарность.  
    • Oleksa
    • 1 августа 2017 г. 15:53
    Хорошая статья. Не думал, что Сасаниды сражались с парфянами. Всегда считал, что, империя Сасанидов была приемником Парфянского царства.  Кстати, я совершенно уверен, что Рим пал в следствии перенапряжения в войнах с Парфией и Сасанидами. Европейские  "варварские" народы, стали основой римской армии, в результате длинной чреды поражений непосредственно римской легионной пехоты от парфянских и персидских катафрактриев (саваран).
  • Что ж, Иран неоднократно завоевывался кочевыми династиями. То парфянами, то Сефевидами, то Хулагидами