• РЕГИСТРАЦИЯ

Новое «хождение по мукам»: размолоть, перемешать, отжать и поперчить

4 1180

О новом сериальном прочтении романа Алексея Толстого.

Год столетия Великой Октябрьской революции оказался, с одной стороны, щедр на разнообразные приуроченные к дате события, а с другой — чрезвычайно беден, если говорить не о количестве, а о качестве. В особенности это можно сказать о телесериалах, посвященных событиям столетней давности. Два из них, «Троцкий» и «Демон революции», уже вышли на экраны и вызвали, мягко говоря, противоречивую реакцию. На подходе третий — по роману Алексея Толстого «Хождение по мукам», который в советское время экранизировался дважды.

Выступая перед зрителями закрытого показа первых двух серий, который состоялся 15 ноября в московском киноцентре «Октябрь», режиссер Константин Худяков объяснил свой выбор литературного первоисточника так:

«Меня сейчас спрашивали разные каналы, ради чего мы взялись за это, третья экранизация… Очевидно, классика отличается от просто проходной литературы тем, что каждое поколение находит в ней то, что болит у них здесь, в этот момент. То, что созвучно с нашим временем».

Премьера телесериала «Хождение по мукам». Закрытый показ в московском киноцентре «Октябрь»


Всё верно. Однако есть какая-то довольно четкая граница между тем, чтобы находить и ненавязчиво подчеркивать в классическом произведении некие не потерявшие актуальности или ставшие вновь актуальными моменты — и тем, чтобы ради этой актуальности не оставлять камня на камне от духа времени и духа произведения, от созданных автором характеров, от здравого смысла, наконец.

Выражая благодарность «соавтору Толстого» сценаристу Елене Райской, Константин Худяков среди прочих ее заслуг подчеркнул то, что ей удалось «аккуратно спрессовать» произведение Толстого всего в 12 серий, «не потеряв при этом сущность романа». Странно, что это подано как некое чудо мастерства, «нечто совершенно немыслимое» — ведь в экранизации 1977 года всего на одну серию больше, а в фильме 1957-го — 1959-го и вовсе на каждую часть романа приходится по одной серии.

«Знаете, это, казалось бы, совсем неблагодарное дело — взять и взяться за классика, — поделился с публикой сложностями творческой кухни режиссер. — И поверьте мне, что беллетрист Толстой очень любил прервать сцену на самом интересном месте и рассказать про то, что думали герои. Кино — искусство грубое. Оно говорит: «Давай диалог! Давай действие!»

Тут поневоле вспоминается известный анекдот: «А что тут думать? Прыгать надо!» Хотя опять же — вроде бы не поспоришь, и кинематографический язык сильно отличается от «беллетристического». Но… ведь вроде бы диалог и действие должны раскрывать то, что заложил в текст автор, а не ставить сюжет до такой степени с ног на голову, что зрителя периодически так и тянет схватиться уже за свою голову или за живот — от смеха?

Например, если персонаж описан совершенно определенным образом, обладает вполне выпукло обрисованным характером и по сюжету совершает те или иные поступки, то нельзя же просто взять и подставить на его место совершенно другого героя, но с теми же именем и фамилией! Оказывается, теперь уже можно. Именно это случилось, например, с Лизой Расторгуевой. Мечтательная, увлекающаяся, взбалмошная, но, в общем, добрая девушка «в теле» превратилась в тощее, злобное, вертлявое существо, истерично и шумно демонстрирующее свою р-р-революционность, а в отношениях с мужчинами ведущее себя, как мартовская кошка. Кого имела в виду «соавтор Толстого» — кого-то из участниц «Пусси Райот» и группы «Война» или обнаглевшую «школьницу Навального»? Но Елизавета Киевна и Алексей Толстой здесь при чем? «Лиза, ну, чего вы хотите? — Я хочу вас!» Нет, это даже не диалог Лизы и Бессонова, с которым Расторгуева Толстого и впрямь провела ночь, а Лизы и… Телегина. За которым следует некий акробатический этюд в неглиже, вполне подходящий под определение sexual harassment — со стороны дамы. Нездоровое оживление и смех в зале были вполне закономерными.

Впрочем, если бы рука «соавтора» не пощадила бы только Лизу, с этим с трудом, но можно было бы смириться. Но пострадало все — сюжет, характеры, место действия, психологическое правдоподобие реакций и поступков, осмысленность происходящего. Действие романа, по крайней мере, первой его части, в самом деле «спрессовано», но вот ни о какой аккуратности речь не идет. Елена Райская «взялась за классика» воистину всерьез. Смешивая разные моменты романа в странный винегрет, сценарист сплошь и рядом добавляет сцены и фигуры, на которые даже намека нет в романе, выкидывая при этом авторские.

Например, ею полностью сочинена история с пожилым благообразным профессором, скончавшимся от инфаркта вскоре после отвратительного демарша студентки. Непонятно, ради чего в фильм введены собственные стихи актера Антона Шагина, весьма условно вписывающиеся в стилистику Серебряного века. В отличие от героя романа Алексея Алексеевича Бессонова, отказывавшегося читать свои стихи, актер делает это с большим удовольствием — и времени авторам на это совсем не жаль. Бессонов в исполнении Шагина выглядит не разочарованным, уставшим от жизни и опустошенным человеком, а каким-то поверхностным пошляком и позером, чудовищно бестактным и нелепым — слова, вложенные в его уста, тоже вызывали смех в зале — в самые неподходящие моменты. Надутым и бестактным болтуном выглядит и супруг Кати Николай Иванович, который в романе вызывает скорее сострадание. О Даше говорить совсем сложно — ее характер не изуродован до такой степени, как у Лизы Расторгуевой, но утрачено главное — ощущение чистоты и задумчивой сдержанности, под которой скрывается способность к сильным чувствам. Анна Чиповская играет совсем другую девушку — более активную, порывистую и, увы, несколько более вульгарную.

Нельзя не отметить и такое разительное расхождение с романом — в «курортном» эпизоде вместо того, чтобы нежиться на горячем солнышке на крымском побережье, герои наслаждаются прохладным балтийским бризом в Ревеле (Таллине). Эта подробность наводит на любопытные мысли. С одной стороны, об элементарном и не особо красивом (ничего личного, просто бизнес) маркетинговом ходе с прицелом на прокат сериала «не только в Белоруссии и Казахстане». С другой — о своего рода троллинге, актуальности наоборот, когда демонстративное избегание некой острой темы привлекает к ней дополнительное внимание. Это также выглядит чем-то не имеющим особого отношения к искусству. Хотя, может быть, на съемки в Крыму просто не хватило времени, денег или того и другого сразу…

Если говорить об атмосфере сериала, то его лирические сцены проходят под знаком истерики. Жрецы «грубого искусства» берут в руки малярную кисть там, где Толстой рисует акварелью, и орудуют дубиной там, где нужен скальпель. Николай Иванович не может достать пистолет и не решиться выстрелить, он просто обязан выстрелить и промахнуться, а потом долго размахивать стволом перед носом жены. Даша не может в ужасе смотреть на «Современную Венеру», она должна сорвать ее со стены и остервенело топтать ногами. Ей нельзя просто убежать из комнаты Бессонова — авторы заставляют ее перед этим отвесить поэту серию пощечин. Телегин, подписывая свою отставку в заводской конторе, яростно всаживает перо в документ. Истерики, крики, рыдания, гримасы, экстравагантные поступки… Зрители точно не соскучатся.

Это что касается лирики. Об эпической части якобы исторического сериала сказать почти нечего, потому что она предельно условна и выхолощена. Совершенно непонятно, из-за чего взбунтовались рабочие завода, а вот их разгон по избыточной жестокости напоминает «Кровавое воскресенье». Служба Телегина на заводе не показана вовсе, всё его инженерство заключается в форменной одежде. Нет рабочих с их настроениями и проблемами, есть бессмысленная и непонятно чего желающая толпа. Главные герои не просто аполитичны, они активно и даже агрессивно чураются политики. Даша не задумывается ни о чем даже после того, как ее чуть не убили казаки. Выгнанный с завода Телегин, в ответ на упреки футуристов в бегстве от революционной борьбы, заявляет, что так называемое «мещанское счастье» — это его мечта.

Война показана поверхностно-беспомощно и не производит впечатления народного бедствия, хотя, возможно, всё это еще впереди. Несмотря на похвальбу съемочной группы о сотнях сожженных покрышек, километрах вырытых окопов и цистернах воды, вылитых в них, окопная обстановка пока что выглядит театрально и неубедительно, а боевые действия порой и вовсе нелепы — к примеру, непонятно, зачем было «форсировать вброд» некую лужу по щиколотку глубиной, в полный рост и прямо на почти не замаскированные пулеметные гнезда. Лагерь военнопленных — полная калька с концлагерей второй мировой. А что, сказано «концлагерь», значит, покажем концлагерь — с овчарками, железными ангарами вместо бараков, «поднимайся, пристрелят!» и прочими приметами совершенно другого времени.

По первым двум сериям сложно составить представление о позиции авторов. То ли они пытаются показать опасность аполитичности во времена, когда «каждый извозчик рассуждает, как нам обустроить Россию» (подставить вместо извозчика таксиста — и навязший в зубах солженицынский оборот окажется более к месту). То ли, напротив, видят любую революционность и гражданскую фразу уделом психопатов и пустозвонов, восхваляя прекрасную стабильность и поиски счастья в личной жизни. По крайней мере, детали мирного дореволюционного быта выписаны весьма любовно — все эти резные буфеты, кресла, столовые гарнитуры, рюмочки и графинчики, а обычный волжский пароходик и вовсе напоминает круизный лайнер, вальсирующий по водной глади в такт с парочками на палубе.

Всё-таки похоже на то, что события столетней давности, их причины и последствия, как и текст романа Алексея Толстого, создателей сериала не очень интересуют. Что именно они хотели сказать, какую идею донести до зрителя, или же перед нами произведение «чистого искусства», мы вскоре увидим. По крайней мере, пока что новый сериал вызывает слишком много недоуменных вопросов и не дает особых надежд на то, что нам представят какое-то серьезное осмысление великих исторических событий. А на бережное воплощение на экране прозы Алексея Толстого надежд не осталось совсем.

Что ж, будем ждать выхода сериала на канале НТВ в ближайшее время. Смех зрителей перед телеэкранами в самых неожиданных местах авторам будет уже не слышен.

Смотрите галерею к статье

Марина Александрова, ИА REGNUM
http://regnum.ru/news/23...

    Кто объявил России войну, и кто в России "новые власовцы"? Вопросы геополитические, а не только криминальные

    Ситуация с гастарбайтерами, как и с новоиспеченными гражданами России и им подобными уже довольно широко известна всем и во многих регионах, во всех городах и весях России. Да и внутри ...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      dialexika 21 апреля 2018 г. 12:08

      Солженицын, юбилей...

      Власть еще в конце 80-х объявила Солженицына нравственным ориентиром, философом, историком, великим писателем. Как же сделать его таковым в умах народа? Как ни странно, задача до сих пор не решена. Безусловно, это вызов со стороны народа российской элите. И она ответила подготовкой к празднованию 100-летия Солженицына за четыре с половиной года до памятной даты.Для сп...
      1030
      dialexika 18 апреля 2018 г. 10:33

      Антиисторический мухлёж «Карта истории» от Яндекса

      Попался на глаза якобы исторический материал от Яндекса "Коллективизация" - в рамках некоей "карты истории".Первые же строки заставили усомниться в добрых намерениях составителей «карты» или в их компетенции. Почему?Масса вопросов возникает буквально с самого начала, с этой заявки:«В конце 1920-х годов Советский Союз — большая, бедная, крестьянская страна, в которой ж...
      1015
      dialexika 17 апреля 2018 г. 22:04

      Бой Любви с господством Зверя. В театре «На досках»

      О спектакле Сергея Кургиняна «Бой»Есть произведения, которые принадлежат вечности. Что бы ни менялось вокруг, какое бы ни было «тысячелетье на дворе», можно открыть такую книгу и найти в ней ответ на свой вопрос. Есть книги актуальные, которые волнуют умы современников, но всего через несколько десятилетий начинают представлять только исторический интерес. А есть таки...
      773
      dialexika 16 апреля 2018 г. 13:32

      О коммунизме и марксизме — 108

      История — это определенный способ лечения человечества на основе учений, содержащих в себе два в одном: диагноз и рецептуру. Так лечили человечество Зороастр, Моисей, Христос, Будда, Магомет и другие. Но ровно так же — вплоть до деталей — лечили человечество Маркс и Ленин, считавшие Зороастра, Моисея, Христа, Будду, Магомета и других создателями реакционных иллюзий, о...
      906
      dialexika 16 апреля 2018 г. 11:53

      Западный путь России закончен

      «Чем более неадекватен в глазах противников России образ нашей страны и нашей элиты, тем быстрее люди могут начать действия, которые приведут к войне, даже не думая, что это будет война, считая, что легко сломают». Интервью с политологом и лидером движения «Суть времени» Сергеем Кургиняном.Прошлая неделя, естественно, породила дискуссию о том, что можно изменить принц...
      3312
      dialexika 10 апреля 2018 г. 22:35

      «Развязывая сирийские узлы»: Восточная Гута

      Анклав боевиков в пригороде Дамаска столь важен для США, что они готовы даже на риск прямого военного столкновения с Россией, а возможность его ликвидации вызывает большую ярость, чем освобождение от террористов Алеппо в конце 2016 года.Подробнееhttps://rossaprimavera.ru/article/bc8955a7?gazeta=/gazeta/272...
      1036
      dialexika 10 апреля 2018 г. 12:06

      Солженицын — певец предательства

      «Любовь подразумевает готовность жертвовать, а Солженицын ради России не был готов чем-то пожертвовать, особенно собой».19 ноября 2017 года школьник Николай из Нового Уренгоя выступил в Бундестаге, печалясь о судьбе немецкого оккупанта, кончившего свою жизнь в русском плену. Страна вздрогнула и начала изумляться, откуда это у прадеда-фронтовика мог взяться такой потом...
      1114
      dialexika 9 апреля 2018 г. 10:55

      Судьба гуманизма в XXI столетии

      Общество, пришедшее на смену старым гниющим порочным цивилизациям, всегда формировалось через всяческое напряженное приподнимание нравственного начала. Робеспьера называли неподкупным. Дантона осуждали за недостаточную нравственность. Принимался специальный закон о нравственности. Это — Франция, начинающая строить новое буржуазное общество на месте старого феодального...
      788
      dialexika 7 апреля 2018 г. 09:38

      О коммунизме и марксизме — 107

      В вопросе об оценке буржуазности как таковой интеллект и страсть у Маркса сплелись воедино. Произошло это очень рано — в момент, когда личность доформировывается. Именно тогда умом и сердцем Маркс понял, что так или иначе обустраиваться в рамках буржуазного общества унизительно и бессмысленно. Что это общество сначала приволочет человечество к краю пропасти, а потом е...
      799
      dialexika 31 марта 2018 г. 22:25

      Математик Солженицын не умеет считать или (и) лгать?

      Берём наследие юбиляра и читаем в разных местах разное (а, может, Солженицыных было два?):«А в расцвет сталинского террора в 1937-38 году, если мы разделим число расстрелянных на число месяцев, мы получим более 40.000 расстрелянных в месяц!!!» (Солженицын. Американские речи. с.24 РЕЧЬ А. И. СОЛЖЕНИЦЫНА В ВАШИНГТОНЕ, 30 ИЮНЯ 1975 ПО ПРИГЛАШЕНИЮ АФТ-КПП)«Мы с вами знаем...
      2800
      dialexika 30 марта 2018 г. 15:07

      Солженицын и вера. На заметку православным

      // Цикл «Мир фэнтези „Солженицыя“» Вот что пишет от имени своего Шухова (образцового русского верующего человека, по словам "солженицыноведов") якобы верующий Солженицын."В Бога я охотно верю. Только вот не верю я в рай и в ад. Зачем вы нас за дурачков считаете, рай и ад нам сулите? Вот что мне не нравится."Кто не верит в цитаты в интернете (и правильно делает) в...
      1045
      dialexika 30 марта 2018 г. 12:09

      Начало конструирования мира фэнтези «Солженицыя»

      Цикл «Мир фэнтези "Солженицыя"». Опыт художественного расследованияСегодня расскажу о казалось бы частном случае: фотографиях, на которых очень грустный Солженицын изображен в робе с номерами на шапке, телогрейке и штанах. На одном фото он просто сидит, на второй - кто-то, одетый в предметы, похожие на армейскую форму того времени, вроде как бы обыскивает Солженицына....
      2714
      dialexika 12 февраля 2018 г. 23:16

      Хождение по граблям. В Перми очередное обострение переименования улиц

      В Перми вновь запущена кампания по переименованию улиц. Зачем власти региона возвращаются к непопулярной практике времён «пермской культурной революции» Марата Гельмана и Олега Чиркунова?В Пермском крае опять запущен маховик репрессий против улиц, названных в честь советских государственных деятелей или людей, считавшихся в Советском Союзе героями. Последний раз столь...
      1141
      dialexika 12 февраля 2018 г. 22:41

      Пермской «Сути времени» отказали в пресс-конференции в Доме журналистов

      Активистам пермского отделения движения «Суть времени» было отказано в проведении пресс-конференции, посвященной вопросу переименования улицы имени Окулова, в Доме журналистов Пермской краевой организации союза журналистов России, 12 февраля сообщает корреспондент ИА Красная Весна.Координатор пермского отделения движения «Суть времени» Гурьянов Павел забронировал на с...
      917
      dialexika 12 февраля 2018 г. 22:17

      Иван Каляев против великого князя Сергея Романова. Кто прав?

      8 июня 2017 года один из руководителей общества «развития русского исторического просвещения» «Двуглавый орел» Леонид Решетников, экс-сотрудник КГБ и генерал СВР в отставке, призвал «к очищению России от навязчивой героизации террористов, заговорщиков, разрушителей государственного порядка и традиционных устоев русской жизни, <…> отказаться от прославления имени...
      1404
      dialexika 12 февраля 2018 г. 21:50

      Кировской областной библиотеке не дали денег на закупку книг

      Впервые за 180 лет существования библиотеки у нас не будет денег на книги, газеты и журналы, заявила заместитель директора Кировской областной библиотеки им.А.И.Герцена Светлана Будашкина 9 февраля в интервью корреспонденту ИА Красная весна.Светлана Николаевна пояснила, что прекращение финансирования связано со сменой госзадания, которое организация получает от госуда...
      1395
      dialexika 12 февраля 2018 г. 21:38

      Укрощение спортивных

      Так уж сложилось, что Олимпийские игры давно не являются просто спортом. Это – возможность государства доказать своё превосходство невоенным путём. Сравнительно мирная демонстрация силы.Но сейчас большой спорт, а конкретно – Олимпиада, превратилась в войну. И так же, как и война, спорт является продолжением политики. А спортсмен – такой же солдат совр...
      1014
      dialexika 30 декабря 2017 г. 00:27

      Жители Москвы выступили против установки памятника Солженицыну

      Серия одиночных пикетов против планируемой установки памятника Александру Солженицыну в районе Таганки на бывшей Большой Коммунистической улице прошла 29 декабря в Москве, передаёт корреспондент ИА Красная Весна.Активисты движения «Суть времени» заявили, что такие личности, как Александр Солженицын, недостойны увековечения. Среди о...
      2376
      dialexika 29 декабря 2017 г. 15:35

      В Москве прошли пикеты против памятника Солженицыну

      «Под брендом «Солженицын» нам навязывают вектор отношения к нашей истории, к ее советскому периоду».Активисты движения «Суть времени» провели 29 декабря серию одиночных пикетов в ответ на решение властей Москвы установить памятник писателю Александру Солженицыну на Таганке, сообщает корреспондент ИА REGNUM.Согласно планам властей Москвы, памятник автору «Одного дня Ив...
      2252
      dialexika 29 декабря 2017 г. 15:23

      «Учим детей по Солженицыну — получаем покаяние в Бундестаге»

      Москвичи решительно против памятника Солженицыну. Об этом сообщили пикетирующие против памятника Солженицыну в Москве 29 декабря корреспонденту ИА Красная Весна.Одиночные пикеты активистов общероссийского движения «Суть времени» прошли у Министерства культуры РФ, Мосгордумы, мэрии Москвы и Дома русского зарубежья им. Солженицына.Проходящие мимо жители столицы поддержа...
      2019
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика