Пропал Ершалаим – великий город, как будто не существовал на свете. Все пожрала тьма, напугавшая все живое в Ершалаиме и его окрестностяхБулгаков М.А. "Мастер и Маргарита"
Кто же главный герой романа? Мастер? А, может быть, Воланд? Банальный, казалось бы, вопрос, но для меня он не решался так просто. Тем более, что Мастер у Булгакова появился лишь в поздних редакциях романа. И только совсем недавно относительно этого созрела мысль: а ведь главный герой – это люди. Люди, которые окружали Булгакова при жизни, с которыми он контактировал, которых наблюдал и анализировал. И не зря Иосиф Виссарионович заметил его и заставил публику обратить внимание на его творчество. Потому и ключевая фраза в романе – это монолог Воланда в варьете: "…люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было…". Именно эту фразу хочется экстраполировать на "здесь и сейчас"…
Выдающиеся умы, во все времена, мучились вопросом создания общества с идеальным устройством. Всегда казалось, что нужно чего-то такого, что по взмаху или мантре изменило бы всё, и оказались бы все в стране с молочными реками и кисельными берегами. И что самое интересное, – каждый, или почти каждый обыватель "знает" рецепт как это сделать. И самые популярные рецепты: воскресить Сталина, воскресить развитой социализм, воскресить монархию. А самые отчаянные предлагают воскресить Русь по Хиневичу… Правда, предложений воскресить Христа пока не слышал… Но за оружие готовы взяться по первому кличу для защиты, якобы своей, но на самом деле, - навязанной со стороны идеи. У бывших совков, пожалуй, самая популярная идея – воскресить социализм, тот самый, детско-юношеский, когда "деревья были большими". К сожалению, Иосифу Сталину не удалось до конца прощупать путь к нему (у него точно бы получилось) – помешала смерть, но он чувствовал, что для социализма нужен Человек. Не потребитель образца развитого капитализма, либо развитого социализма, а Человек. Человек не потворствующий своим низменным инстинктам, не гонящийся за наслаждениями, а готовый к подвигу, совершающий этот самый подвиг ежедневно, постоянным самосовершенствованием и трудом. Чаще всего при цитировании известного места из работы Сталина "Экономические проблемы социализма в СССР" о сокращении рабочего дня до шести-пяти часов остаётся в тени цель этого сокращения: "Необходимо… добиться такого культурного роста общества, который бы обеспечил всем членам общества всестороннее развитие их физических и умственных способностей, чтобы члены общества имели возможность получить образование, достаточное для того, чтобы стать активными деятелями общественного развития…". Главное, по Сталину, "развитие физических и умственных способностей", а всё остальное, в общем-то, и не важно…
Но настали другие времена. Раздвоение сознания при позднем социализме, когда говорили об идеалах, а жили по-Райкину, сменилось торжеством бизнеса. Сейчас говорят лишь об экономике, благо она поддаётся подсчёту, в отличие, от нравственных качеств. И русские снова рвут рубахи на груди, гордясь "авангардами" и "кинжалами". И не беда, что даже в экономике 2/3 советского потенциала сдано во вторчермет, зато никто уже и не пытается проповедовать "что такое хорошо, а что такое плохо". Точнее, говорят, что хорошо обогащаться и плохо нищебродствовать, сбрасывая крохи со стола олигархов для учителей, врачей, инженеров. И от души смеются над тупыми хохлами, профукавшими свою страну, а в последнее время похихикивают и над "хитрым Лукашенко".
И так уж сложилось, что люди русские – подданные царства магогова и по ментальности своей обычные солдаты, с которыми можно делать что-угодно и лепить из них кого-угодно. Солдаты будут всегда исполнительными и подобострастными, как челядь, увозящая жену у бедного соседа дворянина своему блудливому барину: "Потешайтесь, ваше сиятельство, а мы от службы не прочь" *.
Но при чём здесь "Мастер и Маргарита"? – спросите вы. А при том, что Булгаков заметил именно этот уровень людей. И в романе проявился он в полной мере во время представления в варьете. Вроде бы и социализм строим, но "со свиным рылом в калашный ряд".
Совсем грустно получается. И беспросветно. Но, тем не менее, остаётся надежда. Надежда евангельская – отделение зёрен от плевел. При любом раскладе, зёрна уже имеют печать, что и есть "заводские настройки". Осталось лишь отделить их...
__________________________
*Мельников-Печерский "Старые годы"
Оценили 8 человек
18 кармы