ЛУБОК (народная картинка) - вид графики, изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов. Первоначально вид народного творчества. Выполнялся в технике ксилографии, гравюры на меди, литографии и дополнялся раскраской от руки.
Большой энциклопедический словарь
Лубок от живописи отличается простотой восприятия, яркими красками. Лубок примитивен, не располагает к вдумчивому созерцанию и рассчитан на народное мировоззрение. Яркие краски лубка возбуждают зрительные отделы коры головного мозга, и люди, не склонные к глубоким размышлениям, воспринимают его как красоту.
Лубок в нашей жизни занимает гораздо больше места, чем может показаться на первый взгляд. Лубок всесилен и проникает в каждую клетку организма, он на генном уровне искажает и искривляет человеческую суть, его невозможно победить ни интеллектом, ни физическим совершенством, потому как лубок использует и интеллект, и культ тела.
Дело в том, что лубок – основной инструмент манипуляции сознанием народа. И поэтому очень многие из власть имущих заинтересованы в его глубоком укоренении. Особенно в наше время – падения в материю, исток которого кроется в библейском мифе искушения Адама. Лубочное восприятие прописано в поведенческом скрипте, написанном на высоком языке программирования для человечества, о чём мы, надеюсь, скажем в отдельной статье, причём этот скрипт забивает исконные заводские настройки человека. Так нужно манипуляторам. Лубок незаменим в вопросе развязывания войн, ибо он подменяет понятия добра и зла, правды и кривды. При всех своих недостатках, КОБа точно подметила важнейший элемент манипуляции: в дихотомии правда-ложь, правда была спрятана, а на прилавок сознания выложены ложь №1 и ложь №2.
Лубок не предполагает полутонов, игры света и тени. В нём чёрное – всегда чёрное, а белое – всегда белое. Потому-то лубочные образы плоски и однотонны.
Навскидку – несколько примеров лубочного восприятия:
Богдан Хмельницкий – положительный герой. Переяславская Рада, присоединение левобережной Украины к Московскому царству. Короче, для среднестатистического россиянина Богдан Хмельницкий – в доску свой. Но это на лубке, а на живописной картине не всё так однозначно.
Ни в коей мере не хотел Богдан Хмельницкий становиться своим для московского царя. Но, видимо, согласно скрипту должно было случиться, что пан Чаплинский в его отсутствие разорил хутор Богдана, до полусмерти (или до смерти – по другим источникам) высек его сына и увёл его сожительницу, обвенчавшись с ней. Попытка найти управу на Чаплинского у самого короля ни к чему не привела, и полковнику Хмельницкому ничего не оставалось, как попытать счастья в Запорожской Сечи, подкрепившись конницей крымского хана. Казачки застоялись от безделья и были не прочь поразвлечься, тем более, что селяне окрестных сёл, обозлённые гнётом польских панов, охотно примыкали к запорожцам. Развлечение удалось, и в результате побед под Жёлтыми Водами и Корсунем встал перед Богданом извечный украинский вопрос: кому выгоднее продаться? Впрочем, иначе и быть не могло: окружённая с одной стороны Портой, с верными ей крымчаками, с другой – Речью Посполитой, с третьей – Московским царством, Малой Руси ничего не оставалось, как искать приюта у могущественного соседа. Многовекторность Хмельницкого проявилась в полной мере, когда он предложил себя одновременно и польскому королю, и турецкому султану, и московскому царю. Результат известен: в конце концов, судьбина бросила Богдана в объятия московского царя, тем более одной веры, как бы. А дальше: «Кричали женщины: ура! И в небо чепчики бросали». Внесли этот факт в учебники истории, даже орден Богдана Хмельницкого учредили. Но в лубочную картинку плохо вписывается тот факт, что, когда Речь Посполитая в союзе с Царством Московским начала войну против Шведского короля, он решил отдаться этому самому королю. Мазепа I – ни дать, ни взять…. Для любителей лубка чепчики забыты и всё становится кристально ясным – предатель! Но один момент. Прежде чем выносить окончательный вердикт – посмотрим на живопись.
«Челобитная царю сотников Войска Запорожского о притеснениях и грабежах, делаемых им московскими воеводами и ратными людьми.
Божею милостью великий государь, царь и великий князь Алексей Михайлович Всея Великия, Малыя и Белыя России…. Верные слуги и желательные подданные твоего царского величества полку Нечаева, полковника Чечерского, Чаушского, Черековского и иных городов и разных уездов Могилевского, Мстиславского, Горского, Пропойского и иных, сотники войска твоего царского величества Запорожского со всеми товарищами, обретающимися в Белой России, бьют челом до земли ниц упадаючи перед пресветлым твоего царского величества престолом, с кровавыми слезами прося челобитную нашу…. до крепких и высоких рук милости подательных твоего царского величества покладаем, что великие и нестерпимые обиды, разорение и немилостивое смертное убийство всякого времени отвсюду от разных ратных людей начальных терпим и неисповедимые мучительства и муки от всяких розного строю под властиею обретающихся его милости князя Ивана Борисовича Репнина стольника и воеводы Могилёвского, также под начальством будучих стольника и воеводы Мстиславского Григория Яковлевича Дашкова и от иных воевод и начальных людей твоего царского величества….»*
Ещё один фрагмент живописи:
«Списки убытков сделанных разным людям московскими войсками.**
…В селе Хотельне козаку руку отсекли и дворы пожгли. В Малой Зимнице двух мужиков срубили, в другой четырёх, четырёх жонок, двух сожгли и село сожгли. В селе Кулиновце и Бохани шесть человек козаков срубили, двух мужиков до смерти замучили. В селе Палках и Хичинце шесть человек козаков срубили и восемь человек мужиков замучили….»
Перечислять всё нет возможности – восемь страниц убористого текста – одна страшнее другой: у кого крепкие нервы, – сами найдите и почитайте.
Окончание живописного портрета Богдана Хмельницкого.
Украинские послы докладывали Хмельницкому, что во время заключения мирного договора с Польшей в 1656 году: «Царские послы нас в посольский шатер не пустили; мало того: до шатра издалека не пускали, словно псов в церковь Божию. А ляхи нам по совести сказывали, что у них учинен мир на том, чтобы всей Украине быть по-прежнему во власти у ляхов. Если же войско запорожское со всей Украиной не будет у ляхов в послушании, то царское величество будет помогать ляхам ратью своей бить казаков».
На что Хмельницкий ответил:
«Дитки, треба отступити от царя, пойдем туда, куда велит Вышний Владыка! Будем под басурманским государем, не то что под христианским!»
После этого можно сколько угодно обвинять Ивана Выговского и других гетманов в том, что они не продолжили дело Богдана, но Московия после недолгого союза выглядела для них, мягко говоря, малопривлекательной.
А теперь, как говорят на Украине: «заглянемо з другого боку».
Ещё со времён перестройки на Крещатике вовсю торговали книжной макулатурой, прославляющей славных украинских «козаків та гетьманів». Какие ж они благородные «лицарі» без страха и упрёка.
Дальше – картина маслом:
«Лета божого нароженя 1595, месяца ноябра 30 дня в понеделок за тыдень пред святым Николою, Севериян Наливайко; при нем было козаков 2000, дел 14, гаковниц…. Место славное Могилев, место побожное, домы, крамы, острог выжгли, домов всех яко 500, а крамов з великими скарбами 400. Мещан, бояр, людей учтивых так мужей, яко и жон, детей малых побили, порубали, попоганили, скарбов теж незличоных побрали с крамов и з домов».***
«Того ж року 601. Были у Швеции козаки запорозкие люду четыри тысечи, над ним был гетманом Самуель Кошка. Там же того Самуила убито, а поховано у Киеве. Нижли там у Швеции козаки запорозкие ничого доброго не вчинили ани гетманови и пану королю жадного ратунку не дали, толко з Швеции утекли, а тут на Руси Полоцку великую шкоду чинили, а место славное и великое Витебск звоевали, злата, сребра множество побрали, мещан учтивых порубали, и так шкоду содомию чинили горше злых неприятелей албо злых татар».****
Многие евреи от рук казаков Хмельницкого «погибли смертью мучеников от различнейших жесточайших и тяжких способов убиения: у некоторых сдирали кожу заживо, а тело бросали собакам, а некоторых — после того, как у них отрубали руки и ноги, бросали на дорогу и проезжали по ним на телегах и топтали лошадьми, а некоторых, подвергнув многим пыткам, недостаточным для того, чтобы убить сразу, бросали, чтобы они долго мучились в смертных муках, до того как испустят дух; многих закапывали живьем, младенцев резали в лоне их матерей, многих детей рубили на куски, как рыбу; у беременных женщин вспарывали живот и плод швыряли им в лицо, а иным в распоротый живот зашивали живую кошку и отрубали им руки, чтобы они не могли извлечь кошку; некоторых детей вешали на грудь матерей; а других, насадив на вертел, жарили на огне, и принуждали матерей есть это мясо; а иногда из еврейских детей сооружали мост и проезжали по нему. Не существует на свете способа мучительного убийства, которого они бы не применили…»*****
Короче: «Ой ти, Галю, Галю молодая, пiдманули Галю, забрали з собою…»
Второй пример лубочного восприятия более близок нам по времени, и опять же касается Украины и Белоруссии. Западной Украины и Западной Белоруссии. Везде нам во всей красе показывают картинку как «западенцы» страдали под гнётом Польши до сентября 1939 года. И, действительно, мой дед по словам моего отца очень ждал прихода русских, ведь он, участник Первой Мировой, служил в Императорской армии и к русским у него отношение было благожелательное. Но пришли коммунисты с колхозами и трудоднями…. Он возненавидел Советы, особенно после того как почувствовал на себе партизанские грабежи отрядов Коржа. Ни у кого не возникает вопрос: как те западенцы, встречавшие русских во время Брусиловского прорыва, с цветами и хлебом-солью, вдруг, в одночасье, переродились после 1939 года? Можно сколько угодно рассуждать о том, что настоящих русинов австрияки замучили в Талергофе, но три тысячи погибших не делают погоду для целого народа. ОУН, которая изначально была направлена против Польши, теперь главным своим врагом сделала русских. Волынь, конечно, страшно, но почему такое количество местного населения ушло в лес, а многие из тех, кто не ушёл, помогали лесным братьям?
Нам часто крутят один и тот же ролик: жестокий еврейский погром во Львове в 1941 году.
В ролике показаны многочисленные трупы. Нет, это не трупы убитых евреев. Это кадры немецкой хроники об опознании трупов горожан, расстрелянных в тюрьме НКВД. Потому-то и аккуратно обметают их местные жители. Немцы лишь умело использовали этот факт для разогрева населения:
А дальше – почти по Ганноверу….
Несколько слов о партизанах. Вот что писал об отряде Комарова (подпольная кличка В.З. Коржа) военный корреспондент «Правды» капитан Л. Коробов в своём докладе Хрущёву в 1944 году:
«Белорусские партизаны и бойцы 1-й Украинской партизанской дивизии по этому поводу мне рассказали следующее: между партизанскими краями и немцами лежат нейтральные села и деревни. Пинские партизаны в такие села и деревни ездили на хозяйственные заготовки и по существу грабили их. Немцы, приезжая в такие села, говорили крестьянам: «Вас грабят бандиты, сочувствуем. Эти бандиты оккупанты из Белоруссии, и с ними надо бороться»
«(О грабежах Пинскими партизанами нейтральных сел и деревень, об организации противником «самооховы» в Белоруссии и о раздувании немцами гражданской войны подробные материалы находятся у командования 1-й Украинской партизанской дивизии.)»
«То, что нейтральные населенные пункты не являются «сволочными и полицейскими» подполковник ВЕРШИГОРА проверил следующим образом. Без шума и выстрелов второй полк его дивизии под командованием майора КУЛЬБАКИ занял нейтральное село Морочь. Население встретило полк враждебно. «Самооховцы» частью разбежались, а большинство, не успев уйти, осталась. Комдив приказал полку не воевать. Полк стоял в селе два дня и жители удивлялись — почему их не грабят. Тогда Кульбака собрал собрание и, учтя семьи красноармейцев, вдов и стариков, выделил часть лошадей полка для запашки последним земли. Полк в Морочно стоял 10 дней. Крестьяне с помощью партизан посеяли, «самооховцы», бежавшие ранее, стали группами возвращаться в село. Они рассказывали, как жестоко грабили село Пинские партизаны генерал-майора КОМАРОВА. Немцы, увидя, что соседняя рота «самооховцы» разложилась, мгновенно вывезли ее в Барановичи.»
Всё сказанное выше, касается почти всех известных из учебников фактов. И не только истории…. Лубочное плюс клиповое восприятие порождает конфликты и войны, порождает мордобои на различных ток-шоу, неприятие чужого мнения…. Ведь умение выслушать другого – признак зрелости. Но, увы, русские – это подростки. Бесконечные подростки….
P.S. Предвижу возражения: автор, что, – призывает не отличать добро от зла?
Нет, автор к этому не призывает. Действительно, категории добра и зла чётко очерчены, но без восприятия окружающего мира как живописной картины, отличить добро от зла чрезвычайно сложно. Оно ведь интеллектом не распознаётся.
__________________________
* Акты относящиеся к истории южной и западной России Санкт-Петербург 1865 г. стр. 540
**Там же стр. 532 – 540.
***Баркулабовская летопись.
****Там же.
*****Натан Ганновер «Пучина бездонная» 1653 г.
******Лучшие земли Волыни были отданы полякам в период, когда они находились под панской Польшей. Так что украинцы считали эти земли своими, а населявших их поляков – оккупантами.
Оценили 12 человек
25 кармы