Меланхолия по Альбрехту Дюреру.

7 2194

Что ни говори, но события, происходящие на Земле, заставляют задуматься о Вечном. Вал катаклизмов, катящихся по миру, не позволяет стандартно отмахнуться рукой: мол, всегда так было. Может быть и было, но очень и очень давно... И легион предсказателей, «посланников бога», и прочих чревовещателей, дружно начали нам проповедовать, им, и только им, известную истину. Но Бог с ними, и статья не о них, хотя на мысли навели размышления набравшего популярность в интернете Святослава Мазура. И размышления касались известной и самой загадочной гравюры Альбрехта Дюрера "Меланхолия".

Интересная трактовка, не правда ли? Но у меня возникли некоторые дополнения к ней. Для лучшего восприятия не стану усердствовать в пространном сочинительском жанре, а постараюсь коротко и тезисно изложить свои мысли, но для целостности восприятия, не исключаю повторов версии автора представленной трактовки.

Итак, поехали:

1. На переднем плане изображён (изображена) некая сущность, которую Мазур назвал Люцифером, другие источники называют Гением, женщиной и т.д. Действительно, назвать однозначно этот образ мужчиной можно с большой натяжкой. Длинное приталенное платье, утончённые черты лица, разве что руки больше мужские, нежели женские, да инструменты, разбросанные вокруг, вряд ли можно отнести к женским инструментам. Поэтому наименование ангел, не имеющий пола, будет здесь вполне уместным. Вполне может быть и Люцифер – прекраснейший из Ангелов.... Ангел держит в руках закрытую книгу, возможно книгу Жизни, которую он закончил читать, и внимательно вглядывается куда-то вдаль. В руках циркуль, рядом лежат линейка, рубанок..., что выдаёт в образе Великого Архитектора масонов, после трудов, задумавшегося о судьбе своего творения. На поясе связка ключей от комнат построенного им здания, которые и есть ключи познания мира Архитектора, а также две денежные мошны. Каждому своё: кто ищет знаний в этом иллюзорном мире, а кто - богатства. Ищите и обрящете...

2. Здание, возле которого сидит Архитектор, – это и есть построенный им храм, масонский храм Соломона. Атрибуты этого храма – песочные и солнечные часы, определяющие время. То, что это время, отсчитывающее века (век как промежуток от рождения до смерти), это половина объяснения. Время – это проявление в нашем мире творящего Святого Духа, которого мы, находящиеся в храме иллюзии, не способны видеть напрямую, но способны чувствовать его движение, глядя на движущиеся стрелки часов. Колокол – это сигнал об окончании Века. Но колокол не находится в руках Архитектора. Он ему неподвластен, впрочем, как и Время, и верёвка от языка колокола уходит за пределы картины, где власть Архитектора заканчивается. Весы – это не только, да и не столько весы для взвешивания добра и зла, а символ дуальности мира, построенного Архитектором. В Храме всё двоично и подчинено законам диалектики. И весы служат для того, чтобы выполнять законы «Единства и борьбы противоположностей», и «Отрицания отрицания». По-восточному – это равновесие Инь и Янь.

3. Второй персонаж картины – это писарь, записывающий всё происходящее в Храме. По Блаватской – эти писари назывались Липиками. «Липики, описание которых дано в Комментариях № 6, на Станцу IV, суть Духи Вселенной,.... Липики связаны с Кармою – будучи ее непосредственными Летописцами» Е.П. Блаватская «Тайная Доктрина».

4. Мельничные жернова – жернова мельницы мира, перемалывающие наш мир, «мучащее» его, то есть превращающее его в муку. Поговорка «всё перемелется – мука будет», как раз об этом.

5. Собака – охрана построенного храма от посягательств.

6. Шар – это идеальное тело, которое Архитектор использовал как лекало для создания своего краеугольного камня. Но у Архитектора получилось то, что получилось, и краеугольный камень, изображённый в центре картины, весьма далёк от совершенства. Некоторые эксперты его называют додекаэдром, хотя, глядя на него, никак не получается представить наличие в нём двенадцати граней. Могу предположить лишь восемь. Некоторые предполагают, что это кристалл флюорита (плавикового шпата), но это также вряд ли, исходя из изображений самого кристалла.

 

Но думается, что здесь Святослав Мазур близко подошёл к разгадке, и версия о том, что это краеугольный камень Храма, наиболее правдоподобна. Кстати, на правой грани кристалла то ли пятно на оригинале от старости, то ли Дюрер сознательно создал блики, напоминающие человеческое лицо. Что бы это значило? Не знаю, возможно по замыслу Автора, кристалл как раз и создаёт иллюзорность этого мира, включая и самого человека. Этот мир - всего лишь отражение...

7. Гвозди в правом углу картины – это действительно гвозди для Христа. Но дело в том, что Христос – это прежде всего Сын человеческий и Распятие – распятие человека в дуальном мире Архитектора, распятие на Древе мира - Дереве Сефирот («Днесь висит на древе...») между Богом и Диаволом.

Именно распятый Человек не способен выйти за пределы иллюзии этого мира, за пределы иллюзорного кристалла.

8. Лестница, приставленная к Храму, – это лестница Иакова, соединяющая «небо» и «землю». Но что интересно, лестница приставлена к самому храму Архитектора и ведёт не к Богу, а на чердачное помещение храма. Намёк на то, что по этой лестнице прийти к Богу невозможно, можно лишь прийти к «богу» Иакова, находящегося на чердаке, с которым последний боролся и победил.

9. Самое может быть загадочное - магический квадрат на стене храма. Проведём небольшие расчёты представленного квадрата.

Красным обозначены суммы чисел квадрата по направлению синих стрелок. Суммы, как видим, и по вертикалям, и по горизонталям, и по диагоналям одинаковы и равны 34. А теперь внимательно. В «Тайной доктрине» приводится строение человека.

Верхняя триада и нижняя четверица, именно 3 и 4.

Без комментариев.

10. Остаётся перейти к главному – названию картины и заднему плану. А на заднем плане мы видим город, освещаемый солнцем, и название MELENCOLIA §I, написанное на фоне летучей мыши. Всё это может означать лишь одно: Солнце – это Истинное Солнце или Свет Божественный без иллюзий храма и краеугольного камня, летучая мышь – то, что создаёт тень и закрывает этот божественный свет, город – истинный город вне храма Архитектора.

Под небом голубым есть город золотой,

С прозрачными воротами и яркою звездой...

Само слово «меланхолия» имеет изначально зловещий смысл. Из древнегреческого μελαγχολία – страдание чёрной желчью, что вполне передаёт состояние человечества в отстроенном храме. И ни ключи от знаний, ни денежная мошна не спасают от этой чёрной желчи. Только лишь движение к истинному свету на заднем плане.

И в заключение у меня остался нерешённый вопрос: что же изображено на гравюре? Начало правления Архитектора или его окончание? Скорее всего, первое. Ибо это §1 и жернова ещё не установлены, и гвозди ещё не забиты...

P.S. Предлагаю альтернативные варианты:

https://kulturologia.ru/blogs/080817/35538/

http://www.proza.ru/2015/03/02/1056  

Реакция на пуск "Орешника"
  • pretty
  • Вчера 07:00
  • В топе

Австрийский журналист Крис Вебер: Россия запускает неядерную межконтинентальную баллистическую ракету в качестве предупреждения о недопустимости дальнейшей эскалации.Фракция поджигателей войны го...

Двести Хиросим

Новая вундерваффе прилетела в завод Южмаш. Это шесть раздельных блоков по шесть боеголовок в каждом - хотя, поговаривают, их может быть и 8х8, что зависит от конфигурации и задач. Пока ...

Обсудить
  • С первого раза не получилось. Опубликовался почему-то лишь первый абзац. Абзац, короче...
  • Мазур возовнивший себя великий магистр, а на деле тупой умник. :smirk:
  • Интересная тема предложена на обозрение... Г-на Мазура "диагностировать" не буду, но ввод в тему с его помощью мне тоже представляется обоснованным. Исключая "богоизбранность" и увлечения "шахматами"... Уж больно эпатажная зарисовка... Мне думается, что "натяг" темы на "Христа" - скорее свободное творчество толкователей, чем намёки автора. Хотел бы - изобразил бы... То же касается и инсинуаций на тему крылатого младенца "Антихриста"... Великое Существо, которое (по версии за это истреблённых катар) и было (есть) Богом "развитого" митраизма (зерванизма) содержащего в себе всю полноту сущего, в том числе и дихотомию, в публичной сфере светлую часть которой "небрежные" выносят к свойствам Творца, незаслуженно обделяя Лучезарного... Но здесь то мы видим символику "посвящённых", а "им то ведомо", Кто Бог... а Кто Творец... Символика эта, сомнений у меня не оставляет в том, что Дюрер не дерзнул бы помыслить отнять что-то у Всесильного. И лестница власти ведёт в Его покои, в покои спустившегося и взирающего в совершенное (свершившееся), то бишь - в прошлое. Строительство то завершено... Предвестник ангельского духа ведёт, как исправный нотарий, ведёт запись мыслей Всемудрого, чтобы для "посвященных строителей" не упустить и малого... Мне нравится тема. Благодарю!
  • "И в заключение у меня остался нерешённый вопрос: что же изображено на гравюре?.." На мой взгляд, там изображены детали, на которые делает упор Человек, его, скажу так, шоры. Глядя на картину, я увидел ёрничество Дюрера над всем тем, чем мы себя окружили. И в названии "Черная желчь" скрыто его отношение ко всему этому. Отсюда и использован в её написании только один цвет - черный. Черный на белом фоне, где тёмного больше, чем светлого..
  • Изображена середина, так как на это указывают песочные часы