Вольные люди, не желающие подчиняться своему феодалу, сбежавшие от него и осевшие на вольных приграничных территориях. Именно так описывают становление такого явления, как казачество. Вообще-то говоря люди, решившиеся на такой шаг, были отчаянными, может быть даже безбашенными. Ведь для обычного человека того времени из года в год выполнять одну и ту же рутинную работу, отдавать оброк своему господину было нормой. Но видимо такая жизнь была не по вкусу для тех, кто предпринимал попытку к бегству, а после еще и готов был за свою свободу грабить и убивать других.
В целом у крестьян того времени было три пути. Первый - это начать заниматься самообразованием, и постепенно шаг за шагом, повышая свою крестьянскую квалификацию, выбиться в люди. История знает немало тому примеров, когда вот так вот из простолюдинов получались дельные, полезные люди, которые сами устроили свою судьбу.
Второй путь самый простой - ничего в своей жизни не менять, оставить все как есть и прожить серую, крестьянскую жизнь со всеми ее горестями и невзгодами.
Ну и наконец третий путь - решиться на отчаянный шаг, пуститься в бега и стать казаком.
Ряд фактов свидетельствует о том, что на первых этапах, например, в Запорожской Сечи и у донцов, семейная жизнь отвергалась в корне. Прирост населения осуществлялся за счет приема в казаки. Позднее донские казаки начали брать в плен женщин, совершая набеги на соседей. Однако рождённых детей умерщвляли, зашивая в мешки и кидая в воду, «как щенят». Потом эта традиция смягчилась: мальчикам оставляли жизнь, и топили только девочек. Но даже когда (значительно позже) у донцов сложилась семейная жизнь и бытовой уклад, казак был абсолютным хозяином и имел право продать неугодную женщину. В других казацких общинах поступали также.
Захваченными пленницами часто были турчанки и представительницы народов, населяющих Кавказ. Брачный обряд был самым простым, о своем намерении объявляли на казачьем кругу.
Уже значительно позднее женщина в казацкой среде стала хозяйкой дома. Ведь именно на ней в отсутствии самого казака держалось все его хозяйство. Так из бесправной пленницы, казацкая жена со временем завоевала себе право быть полноправным членом изначально дикого общества разбойников. Более того среди казаков бытовал обычай, благодаря которому женщина могла спасти осужденного на смерть казака за какие-либо провины, соглашаясь взять с ним брак. Так согласно исторической заметке, записанной Г.П. Надхиным в 19 столетии, узнаем: "Молодого казака, приговоренного к смерти, подвели к плахе и начали зачитывать обвинительную речь. И когда палач уже готов был привести приговор в исполнение, из толпы вышла девушка и накрыла платком голову казака, тем самым давая знак, что она берет его себе в мужья и освобождает от казни."
Многие историки отмечают, что со временем казак, как воин, стал менее эффективным. Изначально самые первые казаки, скажем 14 века, были более свирепыми и беспощадными воинами нежели поздние, 19-го, начала 20-го веков.
Сами же казаки на этот счет очень грубо друг над другом шутили такой поговоркой:
“Дед твой был казак, отец сын казачий, ну а ты х** собачий.”
Казаки презирали мужиков, земледельцев и обычных ремесленников, но услугами всех этих людей пользовались. Все это вылилось в то, что уже ближе к 19 веку они оформились, как полиция, подавляли восстания, мятежи, организованные простым трудовым людом. Они рьяно охраняли старый царский режим, находя в нем единственную возможную форму для своего существования.
Воспитание мальчиков в казацкой среде немного напоминает Древнюю Спарту.
Формирование воина в воинской культуре происходило поэтапно, и каждый этап представлял собой инициальные обряды, связанные с возрастным разделением. Обычно выделяют младенческую, подростковую и юношескую инициации. Так, младенческая инициация обычно описывается следующим образом: «Обряд этот, существующий ныне, состоит в том, что, дождавшись появления у сына первого зуба, отец, надев на него шашку, сажает его верхом на своего оседланного коня. Новорожденному все друзья и знакомые отца приносили что-нибудь на зубок. Этот подарок непременно был военный: патрон пороха, стрела, лук, пуля, дед дарил шашку или ружье.
С первых сознательных шагов мальчиков приучают к обращению с лошадью. Трехлетки сами ездили по двору, а пятилетки бесстрашно скакали по улице, стреляли из лука, играли в бабки, ходили войной.
Посвящение в казаки проходило в шесть лет. На майдане собирались на круг казаки. Мальчиков сажали на лошадей. Каждый из них должен был проехать на лошади по кругу. Кто не удержится в седле, того посвящали в казаки через год.
Подростковая инициация происходит в 13-15 летнем возрасте. В нее включались элементы следопытства, навыки обращения с оружием, рукопашного боя, преодоления водных преград и т. п.
В свое время я прочитал книгу Шолохова «Тихий Дон» и был очень удивлен тем страстям, которые кипят в этом романе. Больше всего поражали отношения казаков со своими женщинами. Начну по порядку, следите внимательно за изложенными событиями и не запутайтесь.
Начинается роман с того, что казак Прокофий Мелехов привозит с «турецкой кампании» в хутор турчанку, которую позже линчуют казаки, подозревая её в колдовстве. Перед смертью турчанка успевает преждевременно родить сына, названного потом Пантелеем.
Этот самый Пантелей является отцом главного персонажа Григория Мелехова.
Григорий Мелехов заводит роман с замужней женщиной Аксиньей. Аксинья в свою очередь жертва изнасилования со стороны своего родного отца, которого за это убили мать и брат Аксиньи.
Для того, чтобы отвадить Григория от Аксиньи, его женят на девушке Наталье. Григорий не может жить с Натальей и уходит к Аксинье. Наталья с свою очередь, пытаясь покончить с собой, делает это неудачно и остается калекой с кривой шеей. Это не помогает ей вернуть мужа.
Также в романе описано, как отец Григория Мелехова Пантелей обращается со своей женой, постоянно возвращаясь домой пьяным и избивая ее. Всю дорогу в этом романе основная цель казака - заставить свою женщину максимально страдать, находя на это все новые и новые причины. Законный муж Аксиньи Степан, к примеру, избивал ее по вечерам за то, что она вышла за него недевственницей.
В книге Гоголя «Тарас Бульба» сказано, что жена Тараса от счастья познала всего лишь несколько месяцев в самом начале семейной жизни, а дальше пошли годы постоянного страдания и гнета со стороны мужа. Такая казаку и нужна для того, чтобы уверенно на коне без страха и упрека скакать на врага. Тот же Григорий Мелехов был супер воином, ведь за его плечами страдали сразу две женщины - жена и любовница.
Книгу «Тихий Дон» я прочел, когда мне было 22 года, и честно сказать Григорием Мелеховым я восхитился. Показался он мне тогда отважным воином, которого “любят по-настоящему” сразу две женщины. А недавно вспоминая события, которые происходили со мной в это время, в указанном возрасте, я задумался, а кто на тот момент был для меня ориентиром по жизни? Одним из них и был казак, которого я посчитал эталоном мужества и непроизвольно стал копировать его поведение и пытаться быть похожим на него, сам того не замечая.
Очень важно понимать, о ком ты читаешь книгу, что на самом деле представляет из себя тот или иной персонаж. То же самое относится и к фильмам, которые мы недавно посмотрели. Незаметно подкрадется и засядет в твое подсознание яркая личность и сам не заметишь, как превратишься в того, о ком только что смотрел или же читал. Во что смотришься в то и обращаешься.
Оценили 0 человек
0 кармы