Наконец-то они собрались вместе - полненький живчик доктор Лоу, флегматичный, небритый по последней моде доктор Хaй и педантичный меланхолик с кольцом в правой ноздре доктор Мидель. Все они были друзьями еще со студенческих лет, с тех дальних времен, когда вместе прогрызали туманные премудрости психиатрии. Вместе они достигли благостного, как им тогда казалось, этапа, когда наконец-то преодолен тернистый путь зубрежек и экзаменов, и прорвана финишная лента марафона многолетней учебы. Наконец-то они держа в зубах законную добычу в виде дипломов начинающих специалистов. И вот тогда-то оказалось, что вооруженная до зубов многочисленная армия психиатров не так уж и нуждается в пополнении свежими силами. Новейшие могучие препараты, разработанные ведущими компаниями, успешно возвращали из бездны депрессии и ада биполярных расстройств тысячи людей. Казалось, что работа психиатра сводится к душевной беседе с отчаявшимся пациентом и выписыванием спасительного волшебного рецепта. Так грустно для специалистов и так хорошо для страждущих. И так бы все продолжалось во веки веков. Но случилось что-то взметнувшее ленивый график роста психиатрических заболеваний к небывалым высотам. Вспыхнула эпидемия психиатрических заболеваний, впоследствии названная синдромом виртуального шока (СВШ). Возникновение и распространение этой напасти было несомненно скоррелировано с появлением новейших самообучающихся систем виртуальной реальности. Домашние устройства, уникальные по своим возможностям и доступные каждому пользователю, захватили мир даже быстрее мобильных телефонов. Как обычно и происходит в таких случаях, производители устройств изощрялись в своей изобретательности. Пиком моды стали системы, устроенные таким образом, что человек погружался в ту реальность, о которой он задумывался и даже вроде бы сам себе заказывал, но затем изощренные алгоритмы обратной связи создавали такие дебри, что никто и ничто не могло предсказать, в какой лес образов забредет виртуальный турист. Начиная с какого-то момента трудно было понять кто контролирует мозг человека - он сам или умная система, которая создавала иллюзию контроля.
Представим себе хитроумного и коварного Джина, которого хозяин лампы выпустил на свободу. А в качестве своего желания хозяин заказал превратить свою жалкую лачугу в роскошный дворец, но по дороге, следя за меняющимися мыслями хозяина, Джин, отчаянно размотав восточный тюрбан со своей головы, менял ранее заказанный дворец на лихой ковер самолет, а затем выполнял следующий каприз, строя современный космический корабль. Впоследствии неутомимый Джин, пристально наблюдая за потайными мыслями хозяина, направлял траекторию корабля - то ли пилотируя его к участию в войне миров, то ли затеивая бурные романы с пассажирками космического лайнера. А вот изначально заказанный дворец был полностью погребен на свалках памяти Джина и владельца волшебной лампы. Что при этом реально творилось в голове пользователей виртуальных игр трудно понять и сегодня. Известно, что технология домашних устройств стремительно развивалась. Появились продвинутые модели который даже записывали мысли и образы, сопровождающие виртуальные приключения. Пользователи могли на досуге посмотреть фильм о необычных фантазиях и авантюрах, веселясь и поглощая соленый попкорн со своими приятелями. Все больше люди не могли прожить и дня без прогулки по неизведанным недрам взбудораженного сознания. Так называемая реальность уже казалась им пресным, серым и ужасающе скучным способом существования. Но почти наркотическое пристрастие к новой забаве было полбеды. Неожиданно образовалась совсем немалая группа людей, которые, даже вернувшись в реальность, постепенно теряли рассудок. Их память попадала в паутину виртуальных событий, которые исподтишка внедрялись в подсознание и создавали те самые когнитивные диссонансы и конфликты, в итоге приводящие к беседе с доброжелательным человеком в белом халате.
Именно так и началась печально знаменитая эпидемия СВШ. В психиатрических клиниках не оставалось больше свободных мест и, наконец-то спохватившись, правительства разных стран категорически запретили опасные устройства для свободного пользования. Правда, записи приключений были на всякий случай сохранены в серверах, доступ к которым был строго ограничен. Но уже было поздно и поток больных не заканчивался.
Вот так и произошло , что три свежеиспечённых специалиста - Лоу, Хай и Мидель оказались на их счастье, весьма востребованными. Перед ними открылась огромная новая область психиатрии. Конечно, такой вкусный профессиональный вызов, возможность ворваться в неизведанную область знаний и захватить ведущие позиции молодым амбициозным людям никак нельзя было упускать. И все трое начали интенсивно работать на новом поприще вместе с остальными коллегами. Как показало время, задача оказалось совсем не простая. Ведь СВШ не поддавалась никаким классическим методом лечения. Традиционные подходы - такие, как сильнейшие лекарственные препараты, инсулинокоматозная терапия, горячие и ледяные ванны, удары током, атропинокоматозная терапия и даже лоботомия - скажем, все старые добрые (впрочем не всегда такие уж добрые) способы пыток нуждающихся в помощи не помогали излечить эту странную душевную болезнь, которая вкрадчиво впитывалась в недра мозга и становилась частью личности пострадавших.
И только тогда, когда усилия тысяч врачей, пытающихся ткнуть во все известные им кнопки организма объединённые с титаническими вложениями средств от фармакологических компаний, оказались бесплодны, вот именно и тогда произошел прорыв. Неожиданно героем спасителем стал никто иной как начинающий специалист -молодой доктор Лоу. Именно он изобрел ошеломляющий по новизне метод, который перевернул подход к лечению СВШ, а затем распространился и на другие области психиатрии. Лоу, можно сказать, использовал пословицу 'клин клином вышибают'. Многие недоброжелатели высказывали мысль о том, что лично Лоу явно находился под воздействием каких-либо стимулирующих препаратов, а может быть даже и воспользовался самим прибором, к которому у него был доступ. Но Лоу с негодованием отвергал все намеки. Так до сих пор никто и не знает, как он пришел к этой инновационной методике.
Его идея заключалась в следующем: Пациент подключался к той самой запрещенной виртуальной системе, которая использовала ранее записанные виртуальной путешествия - именно те самые, которые привели к психическому расстройству. Лоу получил специальное разрешение пользоваться устройством в лечебных целях. Он, при помощи специалистов создал программу, которая добавлялась к уже записанному злополучному приключению. И вот этот новый сценарий, подталкивал пациента к новому более благоприятному для него финалу. Естественно, обновлённое виртуальное приключение также записывалось, и врачи могли слышать и видеть происходящее глазами самого пациента. Анализируя первые результаты, Лоу усовершенствовал методику, которая стала приводить к потрясающим успехам и к полному излечению. Его метод был настолько эффективным, что им начали пользоваться и все остальные психиатры, занимавшиеся СВШ. Но, как оказалось, умение дописать правильный конец виртуального приключения требовало наличие творческого подхода и глубокого проникновения в суть проблемы. А это, увы, у кого-то получалось прекрасно, а у кого-то - не очень. Лоу потратил много времени, чтобы обучить своему методу друзей, так что впоследствии страждущие записывалась на лечение к этой троице за год вперед. Так, постепенно, большая часть пострадавших были возвращены к нормальной жизни.
И вот, наконец, после многих лет успешной карьеры, друзья встретились в уютном загородном домике. Они решили поделиться самыми интересными случаями своих пациентов. Был установлен огромный экран, на котором можно было просматривать запись виртуальных путешествий, а мощные звуковые колонки позволяли озвучить самые затаенные мысли пациента. Единственное, что оставалось недоступным для внешнего зрителя - это эмоции и ощущения виртуального путешественника. Все три психиатра расположились в уютных креслах. Рядом стоял столик, сервированный запечёнными поджаристыми креветками и набором сыров. Кто-то позаботился и о холодных бутылках пива. Мидель, сделав первый глоток из пивной кружки, кивнул в сторону Лоу.
- Ты показываешь первым. В качестве отец основателя!
Лоу покорно кивнул, и тут же включил компьютер. Он подождал, пока откроются картинки аппликаций, пошарил компьютерной мышкой по столику и, на секунду помешкав, направил курсор на иконку файла. Пока открывался файл, Лоу прокашлялся и торжественно объявил
- Друзья, я предлагаю каждому эпизоду удачного исцеления СВШ по нашей методике давать название.
Хай улыбнулся:
- Дружище - не по нашей, а по твоей методике! Мы в этом деле твои скромные ученики.
Лоу не стал спорить и продолжил:
- Итак мой первый эпизод я называю...- он на секундочку помедлил, - называю... '2550 градуса по Фаренгейту'.
Флегматичный Хай вдруг вздрогнул и пробормотал - Да это чистый плагиат! Я помню еще в детстве читал эту книжку. Антиутопия. Ее написал один фантаст ...как там его звали?
- Рэй Брэдбери - быстро вставил Мидель. - И книжка называлась 451 градусов по Фаренгейту. Там повествовалось о временах, когда читать и также иметь книги было настрого запрещено. А если власти находили любые печатные тексты - то немедленно сжигали. Ну, а бумага, вроде бы возгорается при температуре что-то вроде 451 градусов. Хотя, наверняка, это зависит от сорта бумаги. Впрочем, не надо быть придирчивым. Это всего лишь литературный прием. А причем тут твои 2550 градусов?
Лоу таинственно пожал плечами - Коллеги, разве терпение не является необходимым качеством нашей профессии? Имена пациентов, естественно, мы не можем разгласить - врачебная тайна должна быть соблюдена и между друзьями. Единственное, что вам нужно знать о моем пациенте, кстати полностью излечившемся от СВШ - это то, что он был молодой, но очень талантливый композитор. Этот факт, естественно, определил его скрытые желания в начале виртуального путешествия. Итак, вы скоро все сами увидите.
-Ладно - ты нас заинтриговал! - вполне бодрым голосом заявил Хай, что для него являлось высшим признаком перевозбуждения.
-Начинаем, - объявил Лоу. - Итак, напоминаю - все, что мы слышим и видим, с этого момента - некие, может быть слегка искаженные изображения и мысли, возникшие в процессе виртуального блуждания. Того самого блуждания, которое и повредило кои-какие винтики в голове пациента.
Экран засветился и все услышали слегка дрожащий молодой высокий голос, который сам себя спросил:
- Что там у нас по телевизору?
Длинные пальцы музыканта плавно нажали кнопку пульта. Телевизор сердито зашипел и неожиданно открылся канал рекламных продаж.
- Не нашел о чем помечтать поинтереснее? - иронично вставил Мидел.
Лоу строго приложил палец к губам, призывая не отвлекаться
На экране телевизора, развалившись на кожаном диване, сидел нагловатого вида мужчина в белой рубашке, над которой раскачивался пятнистый галстук, по-видимому, призванный гипнотизировать зрителей. Мужчина состроил таинственную гримасу и громко заговорил:
Дорогие зрители! Я вас искренне поздравляю! Вы смотрите лучшей в мире канале продаж самых невероятных устройств.
В руках диктора материализовалась коробочка, напоминавшая пульт управления.
- Смотрите сюда! Нет - это вовсе не пульт от вашего телевизора. Это самый продвинутый продукт, который вы видели за всю жизнь. Продукт, который мы только сегодня выпускаем на рынок, и он потрясет ваше воображение! У этой маленькой штучки (он демонстративно потряс в воздухе пультом) есть мозг. Огромный мозг, который находится далеко отсюда. Он выполняет сложнейшие расчеты и перед вами...Он сделал эффектную паузу:
- Впервые в мире - перед вами Имитатор Творчества или ИТ. ИТ гениален. Например, он может писать пьесы, подражая Шекспиру. Он может придумывать приключенческие повести, подражая Джеку Лондону или Дюма, но его самая удивительная способность - это уникальное умение сочинять музыку, имитируя кого угодно! Смотрите и слушайте!
Мужчина на экране телевизора нажал кнопку на ИТ - и тут же заиграли первые аккорды какой-то песни. Мелодия была неуловимо похоже на что-то известное, но явно звучала впервые. Диктор белозубо улыбнулся - я не буду вас томить. Наш уникальный творческий имитатор, который, как я уже сказал, связан с мощнейшим компьютером, способен обучится творчеству любой музыкальной группы или композитора и фактически как бы впитывает в себя музыкальный талант или даже гениальность того, кого уже нет или того, кто давно не в силах сочинять. Вот, например, помните античную группу - Битлз?
Диктор внрвь нажал кнопочку на коробочке и тут же раздались аккорды и голоса, которые невозможно было перепутать ни с кем. Зазвучала новая песня Битлов - да еще в таком исполнении, что фанаты этой группы без колебаний добавили бы ее в золотой фонд. Психиатры не отрывали глаз от экрана и тут все услышали тот же слегка дрожащий голос, воспроизводящий мысли пациента:
- Я должен купить эту штуку! Немедленно ее заказываю. Какой там номер?
Затем экран помельтешил и застыл на какое-то время.
Лоу почему-то заволновался и поставил проигрывание на паузу и с хрипотцой в голосе сказал.
-На самом деле это был мой первый опыт! И поэтому... мне надо бы подкрепится.
Он наполнил кружку пивом и опорожнил ее в один момент под удивленными взглядами своих друзей. Потом Лоу аппетитно закусил креветкой и, успокоившись, включил продолжение.
- Как легко можно успокоить ваше волнение, доктор - не удержался от сарказма Мидель.
Лоу проигнорировал и на экране появилось изображение коробочки ИТ, на кнопках которого быстро бегали те же пальцы, которые включали до этого телевизор. Знакомый голос почти зашептал:
- Ну-ка посмотрим, что сумеет приготовить этот хваленый ИT, после того как я ему скормил все фортепьянные сонаты Бетховена. Запускаю! И тут же загудели характерные басовые аккорды, взрывая фортепьяно то бурлящей горной рекой, то успокаиваясь тихим ручейком, не оставляя никаких сомнений ни в авторстве ни в гениальности композитора.
Голос произнес:
- Это невероятно. Не хуже, чем сами блестящие творения Бетховена. Это могла бы быть его 33-я соната!
Вновь пауза и более тихий голос, в котором восторг сменился на чуть более тревожные нотки.
-Я что-то не очень понимаю! Значит, великие мира сего продолжают сочинять сотни лет после своей смерти? И теперь репертуар исполнителей расширяется до бесконечности! А на каждом классическом концерте будет звучать что-то новенькое от Шопена, Баха и Мендельсона. Почитатели рока и поп придут в экстаз, услышав новые исполнения от Фредди Меркури, Элвиса Пресли и Аббы! Вновь молчание и затем уже очень тревожный голос; - - А что если...
Экран вновь замелькал. Лоу прокомментировал: 'Это мой пациент загрузил все свои опусы и ждет...'.
Экран и звук вернулись. В дрожащих руках был ИТ. Палец нажал кнопку и заиграла музыка.
Лоу с друзьями переглянулись. В музыке было смешение жанров классики и модерна, ритмы танго, сальсы, джазовые интонации и даже хриплые звуки рок музыки, но весь этот коктейль был приготовлен мастером своего дела, супер-барменом, который виртуозно смешивает водку, фруктовые и овощные соки, соль, корицу и разные пряности, причем так, что в получившейся смеси не ощущается доминация ни одного из столь противоречивых компонентов.
Голос звучал уже почти с отчаянием - неужели это я? Да! Это мой стиль! Но я так не сочинял! Мне надо поработать несколько месяцев, может быть, год чтобы сочинить что-то подобное! Лоу остановил на секунду демонстрацию и вновь прокомментировал
- Друзья и коллеги. Вы обратили внимание, что нами только что услышанная великолепная музыка, включая Битлов и Бетховена - это всего лишь воспроизведение музыкальных фантазий, звучащих в голове моего пациента. Ведь генератор виртуальной реальности сам по себе ничего не может сочинить. ИТ - это плод воображения. То что мы слышали сочинил мозг и душа того, кто путешествует по своей виртуальной вселенной. Воображение нашего пациента воспроизвело музыку, имитирующую опусы великих композиторов и его самого в пиковом варианте! Не напоминает ли эта история включения исключительных возможностей во сне или под влиянием психоделиков, творческие подвиги многих героев науки, музыки или живописи? Но мы это, пожалуй, обсудим потом. А сейчас продолжаем слушать разговор сознания под крышей виртуальной реальности! На этот раз мысль пациента была озвучена дрожащим и сбивающимся голосом. Уровень беспокойства был таковым, что до сих пор расслабленно развалившиеся психиатры насторожились. Профессиональное чутье подсказало докторам, что приближается опасный момент, где мысли закручиваются узлом и становятся неуправляемыми.
- Это дьявольская коробочка сочиняет не хуже меня, зато в тысячу раз быстрее. А я уже никому не нужен. Все годы моей учебы и огромного труда превратились в ноль. Я был уверен, что нет никого в музыке, похожего на меня, но, оказывается, любой человек может переплюнуть все мое творчество. Моя жизнь лишена всякого смысла! Все, чему учился всю жизнь и все что я создавал - оказывается просто пища для огромного всемогущего кремневого мозга, находящегося где-то далеко ... Этот кусок кремния меня переварил с потрохами. Мне плохо. Очень плохо. Я больше не хочу жить.
Лоу приостановил демонстрацию.
- Мы все хорошо знаем, что люди, прошедшие личностную трансформацию во время виртуального 'трипа', должны были бы вернуться к своему нормальному состоянию, как это случается с человеком, проснувшимся после кошмара. Но почему-то для некоторых людей виртуальные приключения приводят к сбою работы мозга и ведут к развитию синдрома CВШ. Увы, человек попавший в лапы синдрома, не поддаётся никаким уверениям в том, что реально ничего не случилось. Демоны депрессии как бы забывают о причине своего возникновения и надолго заселяют извилины мозга. Когда этот пациент попал в мои руки, то он находился в глубоком отчаянии и, соответственно, в продвинутой фазе CВШ. Все препараты, которыми пичкали его наши коллеги только усугубляли депрессивное состояние. Вы же знаете - то, что уже попало в подсознание -совсем нелегко оттуда выудить. Призраки продолжают нагонять страх и ужас - даже когда их не видно. Точнее, именно когда их не видно! Вот поэтому и возникла идея вновь сделать призраков видимыми и разгромить чудовище в его же логове. Этот пациент был один из первых, которого я решил погрузить вновь в виртуальный мир для излечения от душевного недуга. А теперь посмотрим куда направилось его сознание, когда я его немножко подтолкнул в нужную сторону!
Экран засветился. Камера, а по сути, взгляд человека, показывал, что он быстро движется по длинному извилистому коридору. Зазвучал голос - на этот раз более решительный и даже злой.
- Я бреду по этому коридору целую вечность. Да еще с тяжелым булькающим грузом за плечами. Кто же вывел меня сюда? Ничего не помню. Надеюсь, я выхожу на этот проклятый главный сервер? Сколько еще идти? Да не важно- надо любой ценой уничтожить гадину - этот сто-клятый кремневый- песочный мозг. Взор уперся в стальную дверь, на которой висела табличка - 'Главный сервер Tворческого Имитатора.'
-Наконец-то! - Звуки радостного возгласа гулко запрыгали по стенам коридора. Рука чуть надавила на дверь - но ничего не произошло. Очевидно, дверь была заперта изнутри. Но из самой комнаты слышалась музыка. Вероятно, там развлекается оператор. Надо подождать! Вылезет же он или она когда-то из комнаты!
Через какое-то время дверь действительно распахнулась и оттуда нетерпеливо выскочил молодой человек в белом халате. Он стремительно проскочил совсем рядом, оставив дверь открытой.
- Вот как его сильно приспичило! Значит, y меня не больше пяти минут, пока этот парень не закончит свои дела! Захожу! Какая же холодина в этом помещение! Бедняга оператор. Он обвел взглядом комнату. В углу помещения было оборудовано скромное место для оператора. Столик, на котором лежал все еще играющий плеер, и на нем раскрытая книжка. С ней оператор коротает скучные часы своего дежурства. Возле стены возвышался, посапывая как спящий дракон, огромный сервер.
- Вот ты где! Сейчас мы тебя, злого дракончика, испепелим! Из наплечного рюкзака была извлечена канистра бензина.
- Да, я все продумал. Температура бензинового пламени примерно 2550 градусов по Фаренгейту и, как написано в справочнике, температура плавления кремния меняется от 1000 до 2570 градусов по Фаренгейту. В самый раз!
Крышка канистры была отвинчена одним движением и на сервер была выплеснуто пять литров бензина.
- Должно хватить! - В этот момент в коридоре послышались шаги оператора. Пальцы неуклюже потянулись к коробке спичек. Коробок упал и спички рассыпались.
-Не волноваться! - Он подобрал коробку и спичку. Затем нервно чиркнул и тонкое пламя спички, нетерпеливо приплясывая, устремилось в сторону пальцев.
-А как же я все это запалю? Помню, в каком-то фильме видел, как засунутая в бензин спичка полыхнула прямо в лицо незадачливому поджигателю! Нет - я не готов на это! Шаги были совсем рядом. Взгляд лихорадочно метнулся по комнате и вдруг остановился на раскрытой книжке, которую оставил оператор. В мгновение ока из книги были вырваны страницы и тут же несколько листов горящей бумаги полетели к серверу, махая огненными крыльями и впиваясь в пропитанные бензином кремневые перья дракона.
-А теперь надо срочно бежать прочь из комнаты! Все закончено. Чудовище побеждено!
И тут прямо за порогом комнаты на него налетел оторопевший оператор. Он еще не знал, что внутри помещения пляшет прожорливое пламя и поэтому его взгляд изумленно уперся в книжку, которую поджигатель механически держал в руке. Оператор наверно решил, что кто-то проник в комнату, чтобы похитить его чтиво!
На экране крупным планом всплыла твердая обложка спасительной книги. Заголовок был всем знаком - '451 градусов по Фаренгейту. Рэй Брэдбери' ...
Лоу осторожно выключил экран.
- Остается добавить, что мой пациент, который, конечно, не помнил ничего из своих 'трипов', благополучно вернулся в свое обычное творческое состояние. Демон был побежден внутри подсознания. Я хочу лишь упомянуть об одном смешном побочном эффекте. Когда ему надо перелистать страницу в книжке, он говорит, что его пальцы как будто что-то обжигает. Но это ерунда - кто в наше время читает бумажные книги? ----------
Файн Илья Вольфович
Оценили 22 человека
41 кармы