• РЕГИСТРАЦИЯ

«Женщина, держащая весы» Яна Вермеера + инфографика

1 2661

Ян Вермеер родился 31 октября 1632 года в нидерландском городе Делфт в семье торговца произведения искусств. Он создавал величайшие картины, а ещё помогал своей матери управлять трактиром. Биографических данных не так много, но одно мы знаем точно – это один из величайших живописцев Европы. Наследие художника невелико, но каждая его картина (их по разным данным 35–60) – настоящий шедевр искусства. После Рембрандта Ян Вермеер (также известный как Вермеер из Делфта) считается вторым по величине голландским художником XVII века. Он был признан при жизни в Делфте и Гааге, но его скромная слава сменилась мраком забвения после смерти. Все изменилось в XIX веке, когда он был заново открыт Густавом Фридрихом Ваагеном и Теофильом Торе–Бюргером. Особенность всех картин Вермеера – мастерски изображенные воздух и свет (неспроста его называют «волшебником света»). За это качество писатель Марсель Пруст в начале XX в. высоко оценил творчество голландца. Излюбленный сюжет – женщина, занятая каким–то делом, при этом истинный смысл полотна раскрывается через детали. Художник всегда стремился к скрытому символизму и достиг в этом удивительного мастерства. Вермеер – один из немногих художников, который в начале своего творческого пути щедро использовал в технике работы ультрамарин для достижения необходимого художественного эффекта – непомерно дорогой пигмент в XVII веке. Кроме того, Вермеер был одним из первых художников, кто использовал в своей работе камеру–обскуру. 

Инфографика ниже.

Позировала мастеру его жена – Катарина Болнес, в браке с которой у Вермеера родились одиннадцать детей. Несмотря на свое протестантское происхождение, он женился на католичке. Модель одета по моде голландской буржуазии XVII века, в синий пиджак с дорогой меховой отделкой и в традиционный головной убор того времени. Художник изобразил этот платок таким образом, что он создает эффект «нимба». Женщина, по всей вероятности, беременна. Она безмятежно стоит за столом в углу комнаты, держа в правой руке весы, а левой – облокотясь на угол стола. Весы находятся в равновесии, что говорит о ее внутреннем покое.

Предметы, лежащие на столе, образуют богатый коннотациями натюрморт. Мерцающее синее полотно (где и использован редкий в те времена ультрамарин), три шкатулки, две нити жемчуга и золотая цепочка. Шкатулки с монетами и украшениями являются олицетворением материальных благ и тщеславия. И в целом картинку можно было бы назвать гармоничной, одухотворенной, если бы не излюбленный прием Вермеера – скрытый замысел. 

Позади женщины, на задней стене комнаты, находится большая картина Страшного Суда в черной раме. Визуальное сопоставление женщины с весами и Страшного Суда подкреплено аллегорией: судить – значит взвешивать. Верующие, готовясь к Суду, оценивают свою совесть и взвешивают свои грехи и благодеяния. Это подчеркнуто светом – он ласкает спокойное, сосредоточенное и гармоничное лицо женщины, её руки с весами, а также сцену на картине за спиной женщины. Свет в картинах Вермеера создает ощущение безмятежности и покоя. А картину на стене дополняет и зеркало – предмет, с помощью которого человек оценивает свои достоинства и недостатки в материальном мире. Перед женщиной земные сокровища, позади нее – символ вечных последствий ее действий на земле. Бурный сюжет в стиле барокко на картине контрастирует с невозмутимым спокойствием самой героини картины – квинтэссенция видения Вермеера. Драматическая апокалиптическая диалектика VS женская рассудительность, баланс и легкость. 

И ещё одна деталь, жемчуг тут не просто украшение. Во времена Вермеера он воспринимался как символ человеческой души. В этой простой сцене перед нами раскрывается куда более сложная тема.

Какую мысль хотел донести до нас художник своим полотном? Вести свою жизнь с умеренностью. Картина в картине раскрывает важную подсказку: последний суд Христа повторяется собственными действиями женщины. Контраст между ценными предметами на столе, Страшным судом и весами, символами самого Суда, призван напомнить зрителю о важности сопротивления искушению земных богатств и умеренной жизни. 

DjamilyaArt: «Женщина, держащая весы» Яна Вермеера © Artifex.ru

=================================================

Другие мои статьи:

Талант и драма жизни Артемизии Джентилески // DjamilyaArt

Статьи про искусство) Просто о сложном.

    Ликвидация при задержании

    Публикуем информацию о ликвидации при задержании одного из агентов Украины, причастного к организации террористического акта в «Крокусе» и планировавшего теракты на территории России. С...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Djamilya Art 25 июля 2019 г. 13:59

      Антивоенная икона Пикассо

      Каков лучший инструмент противостояния войне для творческого человека? Возможно ли создать масштабный протест с помощью кисти? Это удалось сделать Пабло Пикассо с помощью своей картины «Герника». Он выразил свое возмущение войной огромной росписью размером со стену. 26 апреля 1937 года был практически стерт с лица земли немецкой авиацией маленький город...
      704
      Djamilya Art 11 июля 2019 г. 22:50

      «Портрет четы Арнольфини» Яна ван Эйка: символы и загадки + ИНФОГРАФИКА

      Девятого июля исполняется 578 лет со дня смерти знаменитого фламандского художника Яна Ван Эйка. «Портрет четы Арнольфини» — это поистине шедевр живописца, а также одна из самых таинственных картин за всю историю искусства. Традиционно считается, что это портрет купца Джованни Арнольфини и его будущей супруги Джованны Ченами из Брюгге, богатого города—порта ...
      1691
      Djamilya Art 3 июля 2019 г. 14:42

      Мадонна Литта & Мадонна Лукка. Сравнение титанов

      Религиозные сюжеты доминировали во всех регионах эпохи Возрождения. Обусловлено это было реформацией, сложным экономическим положением, трудностями обычных граждан (чума, бедность, инквизиция). Все это привело к тому, что люди чувствовали особое душевное стремление обратиться к Богу. В частности, культ Девы Марии был одним из наиболее распространенных и...
      2479
      Djamilya Art 11 июня 2019 г. 11:48

      Талант и драма жизни Артемизии Джентилески // DjamilyaArt

      Артемизия Джентилески — художница итальянского барокко XVII века, единственная последовательница Караваджо. Одна из самых талантливых женщин—художниц того времени, работы которой выдержали испытание временем. У итальянки XVII века было два пути — стать матерью или пойти в монастырь. Немногие талантливые женщины преодолели эти условия. Но сильный и волевой характер Дже...
      909
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика