Четвёртая помеха — беспокойство и сожаление

0 464

Следующая помеха, беспокойство и сожаление (uddhacca-kukkucca), является одной из самых утончённых. Основой этой помехи является неугомонность ума. Но позвольте мне вначале рассмотреть сожаление.

Сожаление

Сожаление является результатом болезненных вещей, которые вы совершили за счёт действий тела или речи. Другими словами, это результат неправильного поведения. Если возникает сожаление, то вместо того, чтобы лелеять его, следует себя простить. Каждый совершает ошибки. 

Мудрец не тот, кто не совершает ошибок, а тот, кто может простить себя самого и научиться на собственных ошибках. У некоторых так много сожаления, что они считают, что никогда не смогут стать просветлёнными.

Среди буддийских писаний хорошо известна история об Ангулимале. Ангулимала был серийным убийцей. Он убил 999 человек. Он отрезaл палец у каждой жертвы и делал из них ожерелье, которое обматывал вокруг своей шеи. Тысячной жертвой должен был стать Будда, но, разумеется, вы не можете убить Будду. Напротив, Будда «убил» его — убил его плохие привычки и омрачения ума. Ангулимала стал буддийским монахом. Даже серийный убийца, такой как Ангулимала, смог достичь джхан и стать полностью просветлённым. Вы кого-нибудь убивали? Вы серийный убийца? Скорее всего, ничего такого вы не совершали. Поэтому если подобные люди смогли стать просветлёнными, то вне всяких сомнений, сможете и вы. Не важно, что плохого вы совершили в прошлом и о чём вы сожалеете, всегда помните пример с Ангулималой. Тогда вы не станете к себе так скверно относиться. Прощение, отпускание прошлого — вот что преодолевает сожаление.

Беспокойство

Беспокойство возникает потому, что мы не можем оценить красоту удовлетворённости. Мы не можем признать полного довольствования ничего не деланием. У нас ум, находящий во всём недостатки, вопреки уму, который ценит то, что есть уже сейчас.

Беспокойство в медитации всегда является признаком того, что вы не находите радости в том, что имеете в настоящий момент. Найдём ли мы радость или нет, зависит от способа, которым мы тренируем наше восприятие. В наших силах изменить то, как мы смотрим на вещи. Мы можем смотреть на стакан воды и воспринимать его красивым, или мы можем воспринимать его обычным. В медитации мы можем воспринимать дыхание как скучное и обычное, а можем — как уникальное и красивое. Если мы смотрим на дыхание как на нечто ценное, нас не охватит беспокойство. Нам не нужно будет искать что-нибудь ещё. 

Именно таково беспокойство — это стремление найти что-то ещё, что можно сделать, что-то ещё, о чём можно подумать, что-то ещё, куда можно пойти — куда угодно, но только не оставаться здесь и сейчас. Беспокойство является одной из основных помех вместе с чувственными желаниями. Беспокойство делает столь трудным сидение в течение длительного периода времени.

Я начинаю медитацию с осознанности к настоящему моменту, чтобы преодолеть грубое беспокойство, говорящее «я хочу быть где-нибудь, но только не здесь и сейчас». Не важно, что это за место, не важно насколько комфортным вы его сделаете, беспокойство всегда скажет, что оно недостаточно хорошее. Оно смотрит на вашу подушку для медитации и говорит, что она слишком большая или слишком маленькая, слишком твёрдая или слишком широкая. Оно разглядывает центр медитации и заявляет: «Не очень хорошо. Нам следует питаться три раза в день. Нам должны приносить еду и напитки в комнаты».

Удовлетворенность — это антипод критикующего ума. Вам следует развивать восприятие удовлетворенности по отношению ко всему, что у вас есть, где бы вы ни были, до максимально возможной степени.

Опасайтесь критически настроенного ума в вашей медитации. Иногда вы можете подумать: «У меня не получается продвинуться достаточно глубоко. Я уже так долго пребываю в настоящем моменте, а ничего не происходит». Сама эта мысль является причиной беспокойства. Не важно насколько хорошо идёт медитация по вашему мнению. Старайтесь быть полностью удовлетворёнными ей, и она углубится. Если вы недовольны вашим продвижением, то вы только делаете хуже. 

Учитесь довольствоваться настоящим моментом. Забудьте о джханах, довольствуйтесь тем, что есть здесь и сейчас, в настоящем. С увеличением этой удовлетворённости появятся и джханы.

Наблюдайте тишину и довольствуйтесь тем, что можете быть безмолвным. Если вы по-настоящему удовлетворены, вам не требуется ничего говорить. Не принимает ли большинство внутренних речей форму недовольства, попытки изменить или сделать что-то ещё? Или, быть может, стремления убежать в мир мыслей и идей? Мышление означает отсутствие удовлетворённости. Если вы на самом деле довольны тем, что есть, то вы храните молчание и спокойствие. Посмотрите, можете ли вы увеличить вашу удовлетворённость, поскольку это является противоядием беспокойству.

Даже если у вас что-то болит, и вы плохо себя чувствуете, вы можете изменить своё отношение и воспринимать боль как нечто интересное или даже красивое. Попробуйте быть удовлетворёнными болью. Попробуйте позволить боли быть. Несколько раз в течение моей монашеской жизни я испытывал достаточно острые боли. Вместо того чтобы уйти от них, что породило бы беспокойство, я направлял ум к тому, чтобы принять боль и довольствоваться ей. Я обнаружил, что можно быть удовлетворённым даже сильной болью. Если вы сможете этого добиться, то худшая часть боли исчезнет вместе с беспокойством. Нет желания прекратить боль. Вы абсолютно непоколебимы по отношению к этому чувству. Худшая часть боли — это беспокойство, сопровождающее её. Путём довольствования тем, что есть, избавьтесь от беспокойства и тогда даже сможете посмеяться над болью.

Развивайте довольствование тем, что у вас имеется — настоящим моментом, безмолвием, дыханием. Где бы вы ни были, развивайте эту удовлетворённость, и тогда из самого её сердца произрастёт углубленность в медитации. Если вы когда-либо обнаруживаете беспокойство в своём уме, помните о слове «удовлетворённость». Оно направит вас на правильный путь и сохранит ваше успокоение. Беспокойство, в свою очередь, всегда будет стремиться сделать вас рабом. Есть пример, который Будда использовал по этому случаю. 

Беспокойство подобно деспотичному хозяину, который никогда не даёт вам ни минуты покоя и постоянно приказывает «иди и возьми это», «иди и сделай то», «это не правильно», «вычисти это получше». Этот тиран — ваш критикующий ум. Свергните этого тирана своей удовлетворённостью.

После того, как вы справитесь с самыми общими формами беспокойства, на продвинутых этапах медитации появится его весьма утончённая форма. Я говорю про этап, когда вы в первый раз видите нимитту. Из-за беспокойства вы просто не можете отставить её. Вы начинаете интересоваться ей. Вы не удовлетворены тем, какой предстаёт нимитта. Вы хотите большего. Вы возбуждаетесь. 

Беспокойство — одна из помех, которая может разрушить нимитту. Вы уже прибыли. Вам не нужно больше ничего делать. Просто оставьте её в покое. Довольствуйтесь ей, и она разовьётся сама собой. Именно в этом заключается удовлетворённость — абсолютное ничего не делание, просто сядьте и смотрите, как нимитта расцветает в джхану. Если это займёт один час или займёт одну минуту, или даже вообще никогда не произойдёт — вы удовлетворены. Именно таков вход в джханы. Если нимитта приходит и уходит, это признак беспокойства в уме. 

Если вы без усилий можете поддерживать внимание — то беспокойство преодолено.


Аджан Брахм

Грядущее мятежно, но надежда есть

Знаю я, что эта песня Не к погоде и не к месту, Мне из лестного бы теста Вам пирожные печь. Александр Градский Итак, информации уже достаточно, чтобы обрисовать основные сценарии развития с...

Их ценности за две минуты... Аркадий, чо ты ржёшь?

Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. В Европе и Америке сейчас новая тема, они когда выходят на трибуну, обязаны поприветствовать все гендеры. Это не издевательство, на полном серьё...