Последнее препятствие называется сомнение (vicikiccha). Сомнение может быть по отношению к учению, к учителю или к самому себе.
Что касается сомнения по отношению к учению, то вам нужно иметь достаточно уверенности в том, что медитация может принести красивые плоды. Возможно, вы уже испытали многие из них. Позвольте этому положительному опыту усилить вашу уверенность, что медитация стоит сил и времени. Сидение в медитации и развитие в уме спокойствия, и, особенно, развитие ума в состоянии джхан, приносит огромную пользу и подарит вам ясность ума, счастье и понимание Учения Будды.
По поводу учителей можно сказать так: они похожи на тренеров спортивных команд. Их работа заключается в том, чтобы обучить, исходя из своего собственного опыта, и, что ещё более важно, вдохновить учеников словом и делом. Но прежде чем довериться учителю, проверьте его. Посмотрите на то, как он себя ведёт и обдумайте, практикуют ли они сами то, чему учат. Если они и вправду знают, о чём говорят, то их поведение будет сдержанным, этическим и вдохновляющим. Если учителя представляют собой образец — образец, достойный подражания — то тогда можно довериться им.
Сомнение по отношению к себе, которое обычно размышляет так: «Я безнадёжен, я не смогу сделать этого, от меня нет никакого толку, я уверен, что все практикующие, кроме меня, достигли джхан и уже просветлённые» — обычно преодолевается с помощью учителя, который вдохновляет и подбадривает вас. Задача учителя — сказать вам: «Да, вы сможете достичь всего этого. Другие смогли, так почему вы не сможете?». Подбодрите себя. Придайте себе уверенности в том, что сможете достичь всего, чего пожелаете. На самом деле, если у вас есть твердая решимость и уверенность, то это только вопрос времени, когда вы преуспеете в начинании. Проигрывает только тот, кто сдаётся.
Сомнение также может быть направлено к тому, что вы переживаете в настоящий момент: «Что это? Это джхана? Это осознанность в настоящем моменте?» Подобные мысли являются помехами. Им не место во время медитации. Просто постарайтесь сделать ум настолько спокойным, насколько сможете. Отпустите всё и наслаждайтесь покоем и счастьем. После вы сможете пересмотреть полученный опыт и задать себе вопрос: «Что это было? Это на самом деле было весьма интересно. Что там происходило?». Вот когда стоит выяснять, была ли это джхана или нет. Если во время медитации к вам приходит мысль «это джхана?», то это не может быть джханой! Подобные мысли не могут возникнуть на таких глубоких стадиях успокоения. Только после пересмотра опыта этого состояния вы можете оглянуться и сказать «ах, это была джхана».
Если вы испытываете сложности в медитации, остановитесь и спросите себя: «Какая это из помех?». Выясните источник. Узнав о причине, вы вспомните, что следует сделать, и осуществите это. Если это чувственное желание — начните понемногу уводить внимание от пяти чувств, направляя его к дыханию. Если это недоброжелательность, потратьте время на развитие доброты. Если это лень и апатия, вспомните о ценности качества осознанности. Если это беспокойство и сожаление, помните о довольствовании тем, что есть сейчас или практикуйте прощение. Если это сомнение, вдохновите себя учением и пребывайте в уверенности. Каждый раз как вы медитируете, применяйте решения системно. Поступая так, встречаемые вами препятствия не создадут неприступных стен. Это то, что вы можете распознать и преодолеть, а затем двигаться дальше.
Аджан Брахм
Оценил 1 человек
1 кармы